Гуманитарные науки. К каким наукам относится экономика Экономика является технической наукой

Преобладающим (помимо обычного для ЖЖ "автор, ну чо ты такой тупой, а?") оказалось примерно такое мнение. Экономика не является естественной наукой, в ней все постоянно меняется, любые измерения - неточны, распределения - не нормальны, поэтому проверять гипотезы нужно не на основе численных данных, а с помощью здравого смысла и/или формальных математических моделей.

В связи с этим передо мной снова встает философский вопрос - Откуда мы знаем, что мы знаем ? Иными словами,

Как (позабыв на минутку об экономике) мы вообще можем сказать, что гипотеза прошла проверку и стала достоверным знанием ?! Ведь завтра может прилететь Чорный Лебедь (tm) и так клюнуть в башку, что мало не покажется? Где гарантия, что 2*2 будет равно 4, а выпавший из руки бутерброд падать на пол и завтра тоже ?

Конвенциалистская теория познания отвечает на этот вопрос очень просто: гарантию дает общество в лице Уполномоченных Экспертов (tm), которые в случае чего и будут виноваты, что 2*2 больше не 4. Все, что мы знаем, это то, что нам вбили в голову в школе, а на самом деле никакой Истины не существует. Существует только Официальная Точка Зрения, а кто не согласен, тот несогласный, пособник террористов. Простой и удобный мир, не правда ли?

Технари вроде меня пытаются что-то блеять (ибо овцы есть, а не волки) в ответ. Мол, 2*2 равно 4 не потому, что так в букваре написано, а потому что так раз за разом получается при практических расчетах. Сколько не прибавляй 2 тыщи рублей к 2 тыщам рублей, 5 тыщ еще ни разу не получилось. И бутерброд можно ронять на пол до полного разрушения - как падал, так и будет падать, независимо от мнения Уполномоченных Экспертов. К тому же мировой кризис, о невозможности которого твердили эти самые Эксперты, таки случился, и эксперименты с бутербродом ставить уже не на что.

Риторический вопрос к френдам - а кто из вас ни разу не проверял , что 2*2 это 4, а бутерброд падает на пол, а не взмывает к небесам? Кто просто поверил учителю математики и старику Ньютону? Подозреваю, что такие найдутся, поскольку ну что за глупость - самому проверять Экспертов. За такое и схлопотать можно.

Для остальных же задам следующий вопрос. А в чем собственно разница между практической проверкой законов арифметики и доказательства Перельмана? Закона Ньютона и неравенства Белла? Носит ли она качественный уровень ("проверять сложные законы могут только боги, людям это не под силу"), или же чисто количественный ("будь у меня 10 лет свободных, выучил бы математику и проверил бы, делов-то")?

На мой, технарский, взгляд - конечно же, чисто количественный. Когда-то решать кубические уравнения могли лишь величайшие математики; сегодня это просто никому не интересно, компьютер решает быстрее и надежней. Когда-то Резерфорд наблюдал столкновение альфа-частиц с экраном невооруженным глазом; сейчас столкновения частиц в ускорителях подсчитывает тот же компьютер. Изменилось ли что-то принципиально в практической проверке знаний? Нет, изменилась лишь стоимость проверки , человечество докопалось до весьма дорогостоящих законов природы.

Таким образом, проверка гипотез оказывается возможной не только с помощью Консенсуса Экспертов (как в случае с глобальным потеплением), а еще и с помощью пресловутой практики . Экономист-теоретик может быть увешан регалиями с головы до пят; но если результатом его практической деятельности является банкротство управляемого фонда (намекаю на LTSM) - то гипотезы этого экономиста можно считать опровергнутыми. Вот собственно и весь мой нехитрый символ веры.

Знания проверяются только практикой. В некоторых науках (гуманитарных) эта практика - чисто социальна, за неимением возможности ставить эксперименты над предметом науки (богословие) они ставятся над ученым сообществом (какая идея завоюет популярность, а какая будет отброшена). В остальных науках (технических) мы имеем возможность практиковаться не только на коллегах по цеху (только возможность! на деле побеждает, конечно, более опытный интриган). Вот и вся разница.

Какой наукой является современная экономика - гуманитарной или технической - решайте сами. Лично я в своих экономических штудиях руководствуюсь техническим подходом, и ставлю натурные эксперименты (например, с биржевым счетом). Но численное и организационное преимущество гуманитариев при этом признаю, и даже несколько побаиваюсь.

К каким наукам можно отнести экономику, гуманитарным или естественным? и получил лучший ответ

Ответ от Андрей Котоусов[гуру]
Социальное поведение людей можно описать законом больших чисел. Экономика занимается распределением вполне материальных ресурсов: продуктов и продукции. Ключевые рычаги управления экономикой находятся в руках ограниченной элиты: банкиров, законодателей, финансистов и промышленников.
Сама по себе наука - погранична. Даже если примут закон требущий растить хлеб в пустыне и выделят на это деньги, то ничего из этой затеи не выйдет.
Андрей Котоусов
Искусственный Интеллект
(177740)
Александр, уведомления о коментариях получает только автор ответа. Если у Вас есть вопросы к Игорю, то пишите ему на e-mail. Письмо он получит - факт ЕСТЕСТВЕННЫЙ и безупречный.

Ответ от Алла [гуру]
гуманитарий


Ответ от A.D. (одеколон не предлагать) [гуру]
К гуманитарным!


Ответ от Денис Леоненко [новичек]
Гумонитарный


Ответ от Lovelly [активный]
Гуманита́рные нау́ки - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и … География Астрономия Геология Геодезия История Языкознание Филология Психология Социология Экономика Компьютерные науки.... В Википендии посмотрите)


Ответ от Александр Игошин [гуру]
Гуманитарная наука с развитым математическим аппаратом. Можно еще классифицировать, как общественная наука. Но точно не естественная, естественные - физика, химия, биология.


Ответ от Валерий [гуру]
Существует ещё термин - точные науки! Математика!


Ответ от Анастасийка [активный]
К социальным наукам!


Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: К каким наукам можно отнести экономику, гуманитарным или естественным?

Обществознание 6 класс Объясните значение понятие (наука), (общественные науки), (образование), (самообразование).
1.НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая

Любой отдельно взятый человек и общество в целом хотели бы жить в условиях достатка и материального благополучия. Практически каждый человек желал бы иметь комфортный дом или квартиру, приобретать те товары, которые нравятся, получать моральное и материальное удовлетворение от того, что живешь в богатой и уважаемой стране.

Однако в условиях ограниченности и неравномерности распределения ресурсов, когда необходимого количества товаров и услуг на всех членов общества не хватает, обеспечить надлежащее благосостояние весьма не просто. И даже в тех странах, где уровень жизни населения достаточно высок, люди хотят большего, чем имеют в настоящий момент.

Кроме того, различные слои общества и профессиональные группы имеют неоднородный уровень достатка – одним людям принадлежат миллиардные состояния, другие влачат жалкое существование. Эти общественные группы часто недопонимают друг друга, и это обстоятельство порождает экономические конфликты, которые иногда переходят в открытые столкновения и даже гражданские войны.

Призвана найти ответы на многие хозяйственные вопросы, связанные с неравномерным распределением доходов, с уровнем жизни, с инфляцией и безработицей. Определяя цель экономической науки, А.Смит указывал, что «она призвана обогатить народ и суверена».

Несмотря на то, что со времен формулировки этой дефиниции прошло уже более двух с половиной столетий, она и поныне остается самой лаконичной, ёмкой и правильной. Добавим к ней лишь небольшие штрихи. Экономика – это научная дисциплина, изучающая вопросы повышения благосостояния народа и страны при условии сбалансированности хозяйственных процессов и соблюдения социальной справедливости.

Решить эту сложную и многоплановую экономическую задачу не представляется возможным без научного анализа, исследования тенденций развития хозяйственных систем, установления взаимосвязей между экономическими и социальными явлениями.

В хаотичном поведении тысяч людей и предприятий необходимо выделить те общие, повторяющиеся явления, которые называются законами , закономерностями или хозяйственными трендами.

Но есть ли они вообще, эти экономические законы , или это некие абстракции, оторванные от реальной практики предположения экономистов? Однажды на эту тему поспорили такие выдающиеся ученые, как Вильфредо Парето и Густав Шмоллер. Один из них утверждал, что в природе нет экономических законов, на что второй резонно спросил: «Вы можете пообедать в ресторане, не заплатив за обед?» — спросил Парето. «Нет, не могу» — ответил Шмоллер. «Вот это и есть экономический закон».

Вопрос об экономических законах сложен и многообразен. Что, например, будет, если экономические законы не соблюдать и заменить их законами писаными, субъективными, то есть правовыми нормами . В свою очередь, иная правовая и социальная среда должна изменить хозяйственное мышление и поведение людей. Так примерно и рассуждали классики марксизма-ленинизма, полагая, что бытие определит сознание. Однако этого не произошло. Человек остался верен себе даже по прошествии семи десятилетий; в СССР так и не удалось создать нового человека, в котором альтруизм и коллективизм вытеснил бы эгоизм и индивидуализм.

Хотя, естественно, нельзя отворачиваться и от того факта, что на российское общество всё же оказал сильное влияние советский период. А раз так, то экономисты вправе ставить вопрос о релятивизме , то есть относительности действия и изменяемости экономических законов во времени. Будет ли, скажем, через 100 или 200 лет по-прежнему действовать закон рыночной конкуренции, или он будет замещён, как на то указывал теоретик анархизма П. Кропоткин, законом солидарности и взаимопомощи? Будет ли, как говорили , «скотский гедонизм» действовать и в будущем, воскрешая рабство и порождая такую ситуацию в обществе, когда по Т. Гоббсу «человек человеку волк»? Отомрёт ли в будущем государство, как то или общество трансформируется иным образом? Никто не может дать точного ответа, по этому поводу идут активные дискуссии.

Итак, можно ли втиснуть разнообразное человеческое поведение в прокрустово ложе специфических экономических законов? Действительно, при широком многообразии вкусов, предпочтений, характеров индивидов, всегда можно найти противоположные модели поведения людей. Часть из них – альтруисты, другая часть – эгоисты. Кто-то живет тем, что наращивает своё богатство и потребление, другие делают осознанный выбор в пользу самоограничения и аскетизма. Поэтому экономические законы – это, прежде всего, законы больших чисел, основанные на поведении больших масс людей, в которых отклоняющиеся способы поведения поглощаются доминирующими направлениями . Таковы законы спроса, предложения, личного интереса, конкуренции, убывающей полезности.

Экономическая наука , в отличие от астрономии или физики, не даёт абсолютно точных прогнозов будущих хозяйственных процессов и явлений. Современные экономисты и аналитики так и не научились предсказывать мировые финансово-экономические кризисы (живой пример тому – глобальный кризис 2008-2010 гг.), снимать покров неопределенности с будущего развития отдельных отраслей, государств и мировой экономики в целом. Более того, экономисты постоянно спорят между собой о причинах возникновения хозяйственных явлений, о способах улучшения качества жизни населения, о методах интенсификации экономического роста, о величине налогов и направлениях развития бизнеса. Возникает закономерный вопрос – что же это за наука, экономика, которая допускает подобные провалы и дискуссии?

Здесь можно ответить следующим образом. Во-первых, жаркие споры и дискуссии ведутся во всех науках – точных, естественных, гуманитарных. Без дебатов, оппортунистов, различных научных подходов и школ не бывает науки.

Второй момент состоит в том, что экономика – сложная научная дисциплина , которая базируется на многих других науках психологии, биологии, истории, социологии, культурологии, этике . Поэтому экономист в своих прогнозах должен, подобно эквилибристу, удерживать равновесие на многочисленных подвижных элементах, базируясь на знаниях других наук, что представляет собой весьма непростую задачу.

Кроме того, экономисты имеют дело с мыслящими существами и очень сложными многомерными системами, для которых степень неопределенности очень высока. Она гораздо выше, чем для систем, состоящих из косной материи. Полностью избавиться от неопределенности экономических явлений и процессов невозможно, как бы мы ни старались. Отсюда проистекают ошибки в прогнозах, неверные суждения и неправильные расчеты.

Однако все вышеперечисленные сложности и ошибки в прогнозах не подрывают авторитета экономической науки в глазах мировой общественности. Напомним, что только по экономике из всех гуманитарных наук определяются ежегодные лауреаты Нобелевской премии. Тем самым подчеркивается особая важность экономической науки для улучшения жизни людей.

Кому и зачем нужны гуманитарии?

Сейчас подавляющее большинство студентов, процентов 70-75 , изучает нечто непринуждённо-гуманитарное: экономику, юриспруденцию, культурологию там какую-нибудь, журналистику с рекламой, социологию опять же, а, вот ещё: «HR менеджмент» – тоже модная специальность. Или такая шикарная профессия – «межкультурная коммуникация»!

Понять, конечно, всех можно. Образование стало бизнесом . Частные институты (пардон, университеты) – в любой подворотне. А чему можно учить в подворотне? Ясное дело, только чему-нибудь разговорному, для чего не нужны ни лаборатории, ни мастерские, никакой научной и производственной базы – вообще, ничего не нужно , даже и доска-то не очень нужна. Нужна только зачётка да в конце бланк диплома. С точки зрения эффективности бизнеса – идеально, всем бы такой бизнес . Поэтому образование там на 100% гуманитарное. Кто-нибудь на этом месте непременно возразит: «Или экономическое!».

Поскольку никто сегодня толком не понимает, что значит «гуманитарное образование» (доучились!), необходимо уточнение. Гуманитарными называются знания, касающиеся человека как существа общественного (не биологического). В словаре иностранных слов 50-х годов, сохранившемся в нашей семье, говорится – и правильно! – что главная гуманитарная наука – это экономика . Тогда, в пору кровавого сталинизма, это понимали, а сегодня, в эпоху универсального прогресса – забыли. Теперь в объявлениях всех этих эколого-политологических новоделов пишут: «экономические и гуманитарные специальности» , т.е. экономику гуманитарной дисциплиной не считают. Но это, как говорится, их трудности.

На этом уточнение кончается. Теперь суть.

Хочешь развиваться – учись делу

Если общество желает двигаться вперёд, большинство (подавляющее большинство!) молодёжи должно получать естественно-технические специальности.

Какую специальность выбрать? Кем стать? Гуманитарные науки или технические?

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Похожие публикации