Какая форма заикания является биологической наследственная. Народное лечение заикания у взрослых в домашних условиях. Что нужно делать, если ребенок начал заикаться

До сих пор нет единой научно обоснованной теории, с позиций которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.

На основании существующих представлений об этиологии заикания можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие. При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинам относят:

1. Определенный возраст ребенка (от 2 до 6 лет), так как формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

2. Состояние центральной нервной системы . Нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития. Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития и к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания. У части заикающихся не обнаруживается органического поражения мозга. В то же время они характеризуются повышенной впечатлительностью и ранимостью нервной системы, тревожностью, низким уровнем адаптации, особой подверженностью к психическим травмам.

3.Наследственный фактор . Он обусловлен генетической передачей некоторых особенностей высшей нервной деятельности - повышенной возбудимости, ускоренного темпа общих движений и речи, т.е. передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Отягощенная наследственность может прослеживаться на уровне нескольких поколений. При этом у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей -9%. Для женщины риск появления заикания детей выше: в этом случае появляется 36 % заикающихся мальчиков, 17% - девочек (Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, 1998). В случаях семейного заикания возможность возникновения этого нарушения у детей только по подражанию родителям малореальна. Генетическая наследственность какой-либо патологии проявляется при наличии дополнительной вредности (Л. Я. Миссуловин, 1988).

4. Функциональная ассиметрия мозга . Есть указания на то, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость, если оно доведено до истязания (В. А. Куршев, 1973). По мнению М. Е. Хватцева (1959), при переучивании левшей не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи. Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи (И. В. Данилов, И. П. Черепанов,1970). Ослабление взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой.

5. Особенности протекания речевого онтогенеза . Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций (от лат. iterare- повторять). В этом возрасте (от 2 до 5 лет) дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы(лишние звуки и слова, которые не несут лексической и эмоциональной нагрузки - «а», «ну», «вот» и т. п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи, так как еще недостаточно оформленное ре-чевое дыхание не соответствует психической возможности произнесения сложных фраз (М. Зееман, 1962; Л. И. Беля-кова, 1998; В. И. Селиверстов, 2001 и др.).

Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития, особенно появление фразовой речи: замедленное или ускоренное. В эти периоды речевая система особенно подвержена влиянию неблагоприятных факторов. Особое значение в этих случаях имеет поведение взрослых, окружающих ребенка. Дополнительная речевая и эмоциональная нагрузка, фиксация на итерациях могут провоцировать заикание.

6. Половой деморфизм . У мальчиков заикание встреча-ется в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек.

Нравится статья? Расскажи друзьям!

К производящим причинам относятся психические трав-мы, которые могут быть хроническими и острыми.

Хроническая психическая травма - длительные, отри-цательные эмоции в виде стойких психических напряже-ний или неразрешенных, постоянно закрепляющихся кон-фликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье или трудностью адаптации ребенка в детском учреждении.

Острая травма - сильный, внезапный, в основном одно-кратный психический шок, вызванный аффективной (эмо-циональной) реакцией. Чаще это реакция испуга или стра-ха. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характе-ра. Л. Я. Миссуловин (1988) делит случаи острого психичес-кого травмирования на 8 основных групп:

1. Психотравма была нанесена домашними и дикими жи-вотными, птицами, пресмыкающимися и другими пред-ставителями животного мира.

2. Психотравмы получены в результате пожаров, бомбе-жек, обстрелов, транспортных катастроф (без физических травм), сильных звуковых раздражителей, пугающих явле-ний природы, (гроза, землетрясение, наводнение и т. п.). Осо-бенность определенной части заикающихся этой группы заключается в том, что часто они пугаются не столько само-го психотравмирующего события, сколько реакции окружающих взрослых, показывающих ребенку опасность сложив-шейся ситуации.

3. Психотравмы нанесены детям в результате различ-ных зрелищных мероприятий (театр, цирк, кино, зоопарк и т. д.), а также в результате чтения и рассказывания страшных историй, случаев и т. п. Этих детей характери-зуют раннее психическое и речевое развитие, повышенная впечатлительность, возбудимость, тревожность и мнитель-ность.

4. Психотравма нанесена людьми, находящимися в со-стоянии алкогольного опьянения. Среди таких лиц преоб-ладают родители, страдающие хроническим алкоголизмом. Когда виновниками развившегося заикания становятся не близкие родственники, а находящиеся в нетрезвом состоя-нии знакомые и посторонние лица, в этом случае одномо-ментное травмирующее воздействие нередко оказывается еще более сильным и глубоким, так как оно обычно бывает неожиданным и направлено на ребенка, который ранее с по-добными явлениями мог никогда не сталкиваться.

5. Психотравма связана с физической травмой. Не все-гда физическое травмирование детей сопровождается пси-хической травматизацией, а возникновение эмоционально-го срыва так же обусловливается не тяжестью физической травмы. В этих случаях эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от поведения взрослых. В эту же группу входят заикающиеся, которые получили нервное потрясе-ние, связанное с тем, что они в детстве тонули и остались в живых только благодаря помощи окружающих.

6. Заикание развилось вследствие ятрогении (негатив-ных реакций на приход в лечебное учреждение и вид людей в белых халатах, неправильного поведения врача).

7. Заикание возникло в результате дидактогении (слу-чаи педагогических ошибок, допущенных педагогами детс-ких учреждений).

8. Заикание возникло в результате неожиданной смер-ти близких людей на глазах ребенка.

Дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые под-вержены бурным эмоциональным реакциям. Совокупность отдельных из вышеперечисленных факторов, воздействуя в период формирования речевой функции (от 2 до 6 лет), может вызывать появление заикания.

Использованная литература

Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

Заикание определяется как специфическая форма нарушения речи, при котором происходит пролонгация (удлинение) или частое повторение слогов, звуков или слов. Заикание, симптомы которого также могут сопровождаться нерешительностью в речи или частыми в ней остановками, становится причиной разрыва ее ритмического течения.

Общее описание

В рассмотрении интересующего нас нарушения в рамках отечественной литературы ему отводилось определение, согласно которому заикание является нарушением темпо-ритмической речевой организации, возникшим по причине судорожного состояния, в котором находятся мышцы речевого аппарата. Привычное для большинства людей определение этого нарушения, «заикание», также может определяться как логоневроз или логоклония.

В действительности это нарушение может рассматриваться аналогично айсбергу, в котором заикание является лишь одной из проблем, находящейся на верхушке. В качестве невидимой части в этом случае выступают проблемы иного рода, заключающиеся в имеющихся у человека с заиканием страхах, тревожности, чувства вины, сложностях в общении и установлении контакта с окружающими людьми, одиночеством и просто желанием отстраниться от реальности.

Преимущественным образом встречается заикание у детей – симптомы этой патологии проявляются у них до достижения 12 лет, в особенности часто ей подвержены мальчики. Нередко начало патологии отмечается при нормальном развитии маленьких пациентов, однако многие врачи склонны придерживаться несколько иного мнения относительно начала развития заикания, при котором отмечается, что оно является результатом органического поражения головного мозга. Случиться оно могло, например, в рамках периода течения беременности или в процессе родовой деятельности, хотя не исключается и возможность возникновения такого поражения в период младенчества. Учитывая практическую невозможность определения этой патологии у совсем маленьких детей, конкретнее проследить такую возможность удается не всегда, ведь другие симптомы отсутствуют, что, соответственно, оставляет ее незамеченной и для специалистов, и для родителей.

Заикание, причины которого также могут заключаться в наследственности, может быть и временным. Такой его природе может сопутствовать получение психологической травмы (к примеру, конфликтные ситуации, сильный стресс в результате чего-либо, испуг и пр.). Заикание, возникшее в результате подобных причин, определяется как психогенное заикание. Имеются данные о том, что у детей оно почти в 90% всех случаев возникновения исчезает к достижению ими подросткового возраста (что достигается при условии исключения ситуации, выступающей в качестве травмы, вызывающей заикание).

Что касается механизма, в соответствии с которым возникает заикание, то здесь, как мы уже отметили выше, происходит поражение речевого аппарата спазмами, то есть поражаются губы, нёбо, язык (артикуляционные судороги) или мышцы гортани (голосовые судороги). Помимо этого могут возникать и дыхательные судороги, им в частности сопутствует нарушение дыхания при одновременном ощущении нехватки воздуха. Что касается особенностей механизма возникновения у больных любого типа перечисленных спазмов, то их объясняют распространением избыточной формы возбуждения со стороны речевых двигательных центров мозга в адрес расположенных рядом структур, в том числе это касается двигательных центров и ответственных за проявление эмоций центров.

Симптомы заикания

В симптоматике, непосредственным образом связанной с заиканием, следует рассмотреть те основные психологические особенности, которые характеризуют заикающихся. Говоря о причинах заикания, ученые выделяют, что именно психическая сфера является преобладающей в этой проблеме, чему сопутствует смущенность, слабость воли, уже указанные нами душевные состояния и волнения. На основании сопоставлений теорий относительно заикания и, собственно, практических результатов, определены следующие особенности психики людей с заиканием:

  • смущение и робость, возникающие в обществе людей;
  • слабость воли в относительной форме проявления;
  • яркость фантазий, на фоне которых происходит усиление заикания;
  • повышенная впечатлительность;
  • появление страха в ситуациях, когда необходимо что-либо говорить в обществе определенных лиц, коллективов, компаний и пр.;
  • снижение заикания достигается путем применения тех или иных форм психологических уловок, возможно и полное его устранение таким образом.

На формальном уровне выделяются такие формы заикания, как тоническое заикание , возникающее в качестве паузы при речи или в качестве растяжения какого-либо звука, а также клоническое заикание , при котором, соответственно определению, происходит повторение отдельных слогов, звуков или слов. Выделяется в этом случае и смешанное заикание , при котором сочетаются обе эти формы заикания.

Между тем, на основании другой классификации форм заикания отмечается два других варианта, это неврозоподобное заикание и заикание невротическое.

При неврозоподобном заикании проявляется выраженная форма неврологического дефекта, при котором нарушению подлежит в целом моторика и в частности – артикуляция. Типичным спутником становится коморбидность (данный термин подразумевает под собой актуальность дополнительных клинических проявлений, существующих или проявляющихся самостоятельным образом, кроме уже существующего у человека заболевания и в любом случае отличающимся от него) с таким нарушением как дизартрия.

Дизартрия, в свою очередь, определяет собой патологию произношения, возникающую по причине недостаточности иннервации относительно речевого аппарата, чему предшествует поражение подкорковых и заднелобных отделов головного мозга. Этому же может сопутствовать развитие у пациентов невротических реакций, хотя для особенностей течения самого заикания эти реакции мало что определяют. Как правило, дети, для которых актуально неврозоподобное заикание, говорить начинают достаточно поздно, и в целом их развитие определяется как несколько замедленное, если сравнивать со сверстниками. При электроэнцефалографии (ЭЭГ) в подавляющем большинстве случаев выявляется, что головной мозг функционирует или патологически, или погранично.

Что касается невротической формы заикания, то здесь актуально раннее или нормальное речевое развитие в комплексе с аналогичным состоянием развития моторного. Изначально у детей с заиканием запинки отмечаются в сочетании со стрессовой ситуацией или при испуге (он, в свою очередь, может быть как однократным, так и хроническим). Выраженные формы неврологических нарушений у таких пациентов отсутствуют, при проведении ЭЭГ выявляется, что мозг функционирует в значительно более гармоничном варианте, нежели при предыдущем рассмотренном состоянии с неврозоподобным заиканием.

Что касается выраженности проявления заикания, то она определяется особенностями функционального состояния пациентов. Так, в условиях спокойной обстановки при актуальном невротическом заикании они говорят практически чисто. Однако при стрессе, который может возникнуть, например, при разговоре с незнакомыми людьми или с конкретным человеком, при публичном выступлении или неожиданном вопросе, у пациентов с невротической формой расстройства речи возникают сильные речевые судороги, лишающие их возможности сказать что-либо вообще. Одновременно с этим у таких пациентов, ввиду актуальности для них заикания, развивается выраженная форма логофобии, проявляющаяся в страхе речи, что, в свою очередь, обуславливает для них избегающее поведение. В общем плане состояние таких больных соответствует тем критериям, которые определены для самой патологии невроза, что объясняет часто применение к невротической форме заикания термина «логоневроз». В то же время некоторые из авторов используют этот термин в качестве синонима рассматриваемой нами патологии речи (собственно заикания).

Как нами изначально отмечено, начало заболевания приходится на период до достижения 12 лет, при этом в подавляющем большинстве случаев актуально наличие двух острых периодов – они, в свою очередь, приходятся на промежуток между 2-4 годами, а также на промежуток между 5-7 годами. Развивается заикание, как правило, в рамках срока нескольких недель (возможно – нескольких месяцев). Начинается оно преимущественно с повтора в слове начальных согласных или слова полностью, при этом повторяемые слова находятся в начале предложения. Постепенное прогрессирование рассматриваемого нарушения приводит к тому, что подобные повторения в речи появляются все чаще, причем учащаются заикания при произношении в особенности важных слов или фраз. В некоторых случаях заикание отсутствует при пении, чтении вслух, при разговоре с неодушевленными предметами или с животными. Диагноз заикание ставится пациентам в случае продолжительного проявления этого нарушения (от 3 месяцев и более).

Рассмотрим основные признаки заикания. Так, при клоническом заикании происходит прерывание речи, проявляющиеся в форме повторения отдельно взятых звуков и слогов (также это могут быть и целые фразы). Происходит и неестественное специфическое растягивание звуков. В частности повторение звуков и слогов при клоническом заикании сопровождается их повторами в аналогичной следующим примерам форме: «м-м-м-м-муха», «па-па-па-па-пакет». Если речь идет о тоническом заикании, то здесь в речи зачастую отмечаются паузы, что происходит в аналогичной следующим примерам форме: «верто…лет», «г…лобус».

Помимо этого, заиканию практически во всех случаях сопутствуют такие эмоции как напряженность, страх, тревожность, которые возникают на фоне необходимости произношения речи. Дополнительно могут присоединяться неестественные движения, тики, возможно гримасничанье – такими способами люди с заиканием пытаются справиться с актуальным для них нарушением.

Во многих случаях заикание сопровождается развитием у пациентов соответствующего типа фобий. Это, в частности, может быть социофобия, которая, как можно понять, непосредственным образом связана со страхом необходимости перед речью. Не исключаются и случаи возникновения такого у них состояния как хикикомори. Хикикомори в действительности не определит для читателя состояния особого характера, потому как под собой этот термин подразумевает не что иное, как отказ от социальной жизни при стремлении к жесткой форме уединения и самоизоляции. Причины и факторы, к этому побуждающие, могут в различных случаях иметь различный характер, в то время как в контексте рассмотрения интересующего нас состояния заикания причиной выступает именно оно (в сочетании, опять же, с имеющимися у пациента фобиями и иными сопутствующими состоянию факторами).

Заболевание определяет четыре фазы, под которые в соответствующем порядке попадают конкретные возрастные категории.

  • 1 фаза. В данном случае под нее попадают дети группы дошкольного возраста. Заикание у них проявляется в форме отдельных эпизодов, которые, в свою очередь, сочетаются с периодами, в рамках которых их речь вполне нормальна. Отмечается заикание при взволнованном состоянии ребенка, а также при актуальном для него состоянии огорчения, возможно проявление расстройства в ситуациях, при которых необходимо много говорить. Период дошкольного возраста определяет возможность наступления выздоровления.
  • 2 фаза. Эта фаза проявляется у детей в начальной школе, причем заикание здесь является хроническим, нормальная речь появляется в рамках коротких по продолжительности периодов. Осознавая имеющийся за ними недостаток, дети крайне болезненно реагируют на его наличие в целом. В данной фазе заикание приходится на произношение основных частей в речи, то есть на существительные, наречия, глаголы, прилагательные.
  • 3 фаза. Период этой фазы приходится на возрастную группу с лет до достижения подросткового возраста. Проявление заикания или его усиление отмечается в определенного типа ситуациях (совершение покупок, ответ у доски, телефонные разговоры и пр.). Некоторые варианты звуков, слов и сочетаний могут быть для них в особенности трудными к воспроизведению.
  • 4 фаза. В данном случае рассматривается заикание в рамках позднего подросткового возраста и заикание у взрослых. Типичной формой недопущения заикания становится подмена определенных слов, также часто этот результат достигается за счет многословия. В этом случае, как и в остальных, пациенты стремятся избежать любых ситуаций, которые предполагают необходимость в речевом общении и, соответственно, могут стать причиной неудобств для них, связанных с заиканием.

Как правило, заикание проявляется в хронической форме, характерны для него частичные ремиссии (ослабление проявлений расстройства). В 50-80% случаев достигается полное выздоровление, в особенности, если речь идет о легкой форме заикания.

Существует и вполне понятная часть к рассмотрению расстройства - осложнения заикания. Они определяют собой ряд взаимосвязанных факторов. Это сниженная успеваемость, которая напрямую связана со страхом актуальных речевых нарушений и со стеснительностью на этом фоне. Аналогично рассматривается и вопрос по части выбора профессии, что также сопряжено с определенного рода ограничениями. Также хроническое заикание зачастую сопровождает тревожность, состояния фрустрации (возникающие из-за предполагаемой или вполне реальной невозможности достичь удовлетворения определенных потребностей; несоответствие желаний с актуальными для пациента возможностями) и депрессии.

Лечение

В назначении лечения детям с заиканием отталкиваются от причин, непосредственным образом с ним связанных. Так, при отсутствии связи с актуальной психотравмирующей ситуацией могут быть назначены ноотропы и препараты, расслабляющим образом воздействующие на мускулатуру. За счет этих препаратов улучшается в целом работа мозга, снижается тонус мышц, непосредственным образом задействованных в речи. В обязательном порядке необходимо обратиться к соответствующему специалисту.

Что касается заикания, спровоцированного какой-либо стрессовой ситуацией, то здесь в большей степени полагаются на психотерапию, включающую определенные релаксирующие методики, аутотренинг, методы групповой и семейной терапии. При появлении нарушений сна, а также при расстройствах настроения и тревожности могут быть назначены антидепрессанты и транквилизаторы. Важно отметить уже указанную необходимость посещения врача и необходимость согласования с ним препаратов, которые используемых в лечении. Дело в том, что хотя и существует возможность свободного приобретения тех же ноотропов, это, к сожалению, не исключает возможности возникновения побочных эффектов при их приеме. Более того, к ним могут быть отнесены не только бессонница и головные боли, но даже и усиление заикания.

К общим рекомендациям при заикании можно отнести необходимость поддержания в доме благоприятной и спокойной атмосферы, исключающей по максимуму вероятность выяснения отношений при ребенке, возникновения конфликтных ситуаций, проявления негативных эмоций по тому или иному поводу и пр. Отдельный момент касается соблюдения режима дня и сна в частности. Следует ограничить время, проводимое ребенком «в компании» телевизора и компьютера. Это касается и других вариантов бесполезного по сути времяпрепровождения. Ненавязчивым образом следует стимулировать ребенка к общению, обеспечить возможность посещения соответствующих интересам кружков. Такими способами можно отступить от социофобии, которой дети с заиканием в особенной мере подвержены.

Отметим также, что заикание без лечения не проходит, более того, вылечить его у ребенка проще, чем у взрослого человека. При появлении заикания необходимо обратиться к логопеду или к неврологу.

Логоневроз, или заикание – речевое нарушение, характеризующееся повторением слов, слогов или отдельных звуков, могут наблюдаться остановки, прерывающие речь. Заикание чаще проявляется у детей. По статистике этим недугом страдают примерно десять процентов детей от общего количества. Среди мальчиков проблема выявляется раза в три чаще, чем у девочек. Чем спокойней окружающая обстановка, тем меньше шансов возникновения логоневроза у детей. Например, у сельских жителей недуг отмечается гораздо реже, чем у городских. В среде воспитанников детских домов и интернатов шанс развития данного отклонения намного выше, чем у детей, растущих в семьях. С возрастом заикание обычно становится менее заметно, а зачастую исчезает полностью. Замечена наследственная предрасположенность к логоневрозу.

Механизм развития заикания (логоневроза)

Механизм возникновения заикания, как и его причины, изучены довольно слабо и медицинская наука до конца не может объяснить эти процессы. Самой распространенной теорией считается перевозбуждение центра Брока в головном мозге. Затем перевозбуждение распространяется на участки, отвечающие за двигательную активность, вызывая судороги мышц речевого аппарата (мягкого неба, губ, языка и прочих). Потом центр Брока успокаивается и нормальная речь восстанавливается. Недуг наиболее заметен в начале фразы, на согласных буквах.

Как утверждают американские ученые, люди, страдающие рассматриваемым заболеванием, обладают повышенным уровнем дофамина (гормон, отвечающий за работу мозга), а при его понижении состояние речи стабилизируется . На данный момент ведется активная разработка лекарственного препарата, понижающего уровень дофамина.

Причины развития заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста. Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам - у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможени я. Эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко. Дети, часто воспринимая на слух различные звуки и слова и не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию.

В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Если в семье, или в ближайшем окружении ребенка, присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут перенять эту манеру разговора . При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а голосовой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков - ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой.

Вот еще несколько факторов, которые могут спровоцировать появление логоневроза (заикания):

  1. Когда в семье нездоровый психологический климат и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  2. Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.
  3. Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях.
  4. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.
  5. Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза.

Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше - эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

В группу риска попадают дети, перенесшие , родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы. Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания. Причем, причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.

Обратите внимание: наследственная предрасположенность современной наукой не доказана, хотя подобные предположения высказываются очень часто.

У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства. Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла.

Классификация логоневроза – виды заикания

Виды заикания классифицируются по течению, клинике, типам судорог.

Классификация по течению проблемы

Постоянное – после появления протекает постоянно при любых обстоятельствах, во всех речевых формах.

Рецидивирующее – появляется и исчезает само по себе, часто без связи с какими-либо факторами. Периоды нормальной речи могут длиться очень долго.

Волнообразное – состояние, когда недуг не проходит полностью, а то утихает, то усиливается.

Классификация по типам судорог

По типу судорог существуют:

  • тоническая форма , при которой судорожное сокращение мышц речевого аппарата имеет большую силу и продолжительность. На время судороги происходит задержка речи;
  • клоническая форма логоневроза - характеризуется чередующимися, частыми, короткими судорогами, во время которых повторяются отдельные звуки и слоги;
  • смешанная форма - состояние, когда оба вышеописанных типа заикания проявляются одновременно.

Классификация заикания по клиническим формам

В медицине различают две формы логоневроза по клиническим проявлениям – невротическая и неврозоподобная.

Невротическое заикание

Невротическая форма характеризуется тем, что возникает у людей без имеющихся внутриутробной гипоксии или родовых травм в анамнезе. Толчком к развитию такой клинической формы логоневроза может послужить психологическая травма или раннее введение в общение второго языка . То есть, невротическая форма рассматриваемого состояния носит исключительно функциональный характер, при этом мозговые структуры не поражены. Именно поэтому невротическая форма заикания легче поддается лечению.

Симптомы невротического логоневроза

Чаще всего логоневроз данной клинической формы возникает у детей в возрасте 2-6 лет и носит внезапный характер . Сначала ребенок вообще перестает говорить, но на лице у него четко прослеживается выражение страха. Через некоторое время малыш снова начинает пользоваться речью, но сразу же начинает заикаться.

Обратите внимание: при появлении такого заикания ребенок становится беспокойным, у него пропадает аппетит, происходит частая смена настроения, нарушается сон.

При получении любого очередного заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки. Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму.

Обратите внимание: если невротическая форма заикания носит хронический характер течения, то, будучи уже взрослым, человек будет чувствовать себя социально неполноценным, у него всегда отмечается пониженное настроение, он боится разговаривать с незнакомыми людьми.

Неврозоподобное заикание

Нередко при диагностировании заикания врачи выявляют, что мамочка во время беременности перенесла тяжелый токсикоз, либо была травма новорожденного при родах – это и является причиной развития неврозоподобного заикания. В данном случае речь идет об органическом поражении головного мозга малыша, поэтому изъян корректируется очень плохо и чаще всего человек заикается всю жизнь.

Симптомы неврозоподбного заикания

Первые четкие заикания появляются у детей в возрасте 3-4 лет – это период, когда малыш начинает разговаривать целыми предложениями, сложными фразами . Первые полгода протекают волнообразно – ребенок то начинает сильно заикаться, то разговаривает вообще без каких-либо проблем. Но постепенно период нормальной речи исчезает, и малыш начинает заикаться даже при произношении самых простых слов. Со временем ребенок начинает добавлять к своей речи неуместные звуки (э, и), слова он произносит либо во время вдоха, либо в конце полного выдоха.

Если неврозоподбное заикание присутствует у взрослых, то они при разговоре активно жестикулируют руками, у них может постоянно подергиваться голова, наблюдаются монотонные раскачивания туловища.

Общие принципы лечения логоневроза

Так как проблема заикания носит комплексный характер, родители при появлении заикания у ребенка должны посетить сразу несколько специалистов для полного обследования малыша. В обязательном порядке необходимо показать ребенка и получить консультацию у невропатолога и психиатра, психотерапевта и логопеда.

На сегодняшний день существует масса специально разработанных методик, которые помогают избавиться от заикания и нормализовать речь человека. Причем, такие методики должны применяться в соответствии с возрастом больного – есть программы обучения для дошкольников, есть – для подростков и взрослых.

Обратите внимание: несмотря на то, что имеется масса методик в сети интернет и печатных изданиях, проводить занятия с заикающимся ребенком самостоятельно не целесообразно. Во-первых, нужно будет обследовать малыша, и выяснить истинную причину заикания. Во-вторых, только специалист определит, какую конкретно программу следует применять для каждого ребенка или взрослого. В третьих, занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением заданий, во время которых оцениваются успехи пациента.

Конечно, и родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы исправить речь у ребенка. Врачи дают несколько рекомендаций в этом отношении:

  1. Организация режима дня . Ребенок обязательно не менее 8 часов ночью, а при необходимости ему понадобится организовать и дневной сон.
  2. Ограничение просмотров мультфильмов и занятий за компьютером . Родители должны максимально ограничить время ребенка, проводимое перед гаджетами и телевизором. Этим снижается перенапряжение центральных отделов речи.
  3. Организация правильного общения . Разговаривать с ребенком нужно абсолютно спокойно, медленно и правильно проговаривая каждое слово. Если ребенку тяжело выговорить какую-то фразу, нужно будет сделать это вместе с ним вслух и несколько раз подряд.
  4. Соблюдать охранный речевой режим . Книги читать малышу нужно только хорошо знакомые. Нельзя просить малыша пересказать сказку или выучить стих – этим можно будет заняться позже, когда проблема логоневроза решится. Для игр нужно выбирать спокойные занятия – работа с конструктором, лепка, рисование, а связана эта рекомендация с тем, что наедине с собой ребенок никогда не заикается – пусть он в ходе занятий проговаривает свои действия.

Что касается лечения взрослых, то здесь процесс будет сложным и длительным. Взрослому человеку нужно четко соблюдать все назначения врача, если понадобится - не разговаривать несколько дней, выполнять все упражнения.

Заикание представляет собой нарушение речи, для которого характерны частые повторения или пролонгация слов, слогов или звуков, также признаками заболевания являются частые остановки или нерешительность в речи, приводящая к разрыву ее ритмического течения.

Проще говоря, заикание – это нарушение плавности и ритма речи, вызывающее затруднения в устном общении.

Для того чтобы был поставлен диагноз «заикание» симптомы должны быть значительными. Заминки и сбои в ритме речи нормально говорящих людей отличаются от данного расстройства ощущением у заикающегося мышечного напряжения, утратой контроля над речевыми органами, возникновением чувства стыда и страха.

Заикание, как правило, начинается в возрасте от 2 до 5 лет и может длиться месяцами или годами. Этому расстройству речи больше подвержены мальчики, чем девочки, были зафиксированы случаи данного заболевания сразу у нескольких членов семьи. Заикание у детей, в отличие от взрослых, может пройти спонтанно.

Практически для всех заикающихся характерно умение говорить плавно, когда они эмоционально увлечены, читают с кем-то в один голос, поют, находятся одни или когда изменяют манеру говорить, дыхание, свой голос.

Заикание начинает проявляться при общении в сложных ситуациях, когда, например, предстоит выступление перед публикой, в спешке, в стремлении получить одобрение или при сосредоточении на себе и своем нарушении речи.

Для большинства запинок при заикании характерны продление или повторы начальных слогов или звуков, также возможна полная остановка на начале слога или слова. Кроме того, параллельно с запинками могут наблюдаться такие «вторичные» симптомы, как непроизвольные движения мышц конечностей, шеи, лица либо вставки посторонних звуков или слов. Первые признаки заикания у детей проявляются в виде неплавной и неуверенной речи, частых повторов слов, видимом напряжении ребенка, иногда бывают случаи молчания и полного отказа от устного общения.

Причины заикания

Заикание у детей может быть спровоцировано дефектами нервной системы или стать результатом неврозов.

В первом случае причиной нарушения речи могут быть наследственная предрасположенность, тяжело протекающая беременность, травма при родах или частые заболевания в младенческом возрасте. Несмотря на то, что внешне такие дети выглядят вполне здоровыми, неврологическое обследование может выявить у них повышенную судорожную готовность, изменение рефлексов, повышенное внутричерепное давление.

Заикание у детей во втором случае вызывают неврозы, обусловленные стрессом, сильным переутомлением, испугом. Наиболее подвержены нарушениям речи такого типа нервные и впечатлительные дети, при этом признаки заболевания могут усиливаться при нервно-психическом напряжении или эмоциональном возбуждении.

В редких случаях причиной заикания у детей может стать стремление ребенка подражать заикающемуся родственнику, принудительное переучивание из левши в правшу или перенесение инфекционного заболевания.

Заикание у взрослых возникает достаточно редко, как правило, этому предшествует сильная психическая травма. В некоторых случаях причиной заикания у взрослых становится боязнь говорить (логофобия), которая сначала проявляется непосредственно во время речевого общения, а затем трансформируется в страх, сопровождающий даже мысли о предстоящем разговоре.

Механизм заикания

Эффективная коррекция заикания и его лечение предполагают понимание того, что собой представляет данное нарушение в физиологическом плане. Заикание у взрослых, так же как и у детей - это судороги мышц речевого аппарата (нижней челюсти, мягкого неба, губ, языка), которые возникают периодически.

Так, клоническое заикание, представляющее собой непроизвольное повторение отдельных слогов и звуков, обусловлено несколькими кратковременными сокращениями мышц. В то время, как тоническое заикание (задержку речи) вызывает длительное сильное сокращение мышц. Иногда судороги мышц речевого аппарата сопровождаются судорогами мышц конечностей и лица.

В головном мозге находятся голосовой, слуховой и ассоциативный центры, слаженная работа которых формирует речевой круг. В основе заикания лежат разрывы речевого круга, которые возникают периодически в результате разной скорости работы речевых центров. Именно по этой причине чаще всего возникает заикание у детей в возрасте 2-5 лет, когда синхронная связь между центрами только формируется.

Современная медицина механизм заикания объясняет следующим образом. Изменения нервной системы приводят к перевозбуждению голосового центра (центр Брока), скорость работы которого увеличивается, что провоцирует временное размыкание речевого круга. Перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, ответственные за двигательную активность, в результате чего возникают мышечные судороги. После самого факта заикания голосовой центр расслабляется до нормы, а речевой круг снова замыкается. Заикание возникает чаще всего на согласных звуках, поскольку нервные импульсы при перевозбуждении по частотной характеристике близки этим звукам, особенно глухим.

Лечение заикания

Вопрос о том, как избавиться от заикания, ставится практически всегда, когда один из членов семьи сталкивается с данным речевым расстройством.

Лечение заикания на сегодняшний день нельзя назвать однозначным, поскольку специалисты расходятся во мнении относительно методов терапии. Для того, чтобы коррекция заикания была продуктивной, обычно применяют комплексный подход, сочетающий в себе несколько методик, среди которых выделяют:

  • психологическую;
  • психотерапевтическую;
  • логопедическую;
  • логопсихотерапевтическую;
  • социореабилитационную;
  • физиотерапевтическую;
  • медикаментозную;
  • нетрадиционную.

Методики коррекции заикания разрабатывались авторами на основе их понимания причин данного заболевания. Одни трактуют заикание как сложное невротическое расстройство, к которому привели сбои нервных процессов в головном мозге. Другие видят причину этого сложного невротического расстройства в зафиксированном рефлексе неправильной речи, который возник в результате речевых затруднений различного происхождения. Для третьих лечение заикания представляет собой устранение дисгармоничного развития личности, а также речевого и общего дизонтогенеза. Четвертые видят причину заикания лишь в органических поражениях центральной нервной системы.

Сегодня существует множество методик лечения заикания, однако стопроцентной гарантии не дает ни одна из них. В некоторых случаях вопрос о том, как избавиться от заикания, может и не возникнуть, если вовремя предупредить болезнь, создав ребенку максимально спокойные и щадящие условия жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:

Заикание — довольно распространенный дефект речи и среди детей, и среди взрослых людей, причем именно последним оно доставляет массу неприятностей.

Обычно данное отклонение проявляется еще в раннем возрасте и, если никакие меры не были приняты, оно может сохраняться на долгое время.

Чем раньше вы начнете лечить заикание, тем быстрее сможете обрести уверенность в себе и избавиться от неприятной проблемы.

Возможные причины

Заикание принято разделять на невротическое (логоневроз) и органическое (иначе неврозоподобное) . Врач при разговоре с пациентом определяет характер симптомов – являются ли они постоянными, или проявляются в зависимости от обстоятельств акта речи. Может быть назначено исследование мозга посредством электроэнцефалограммы.

Если это обследование определяет наличие в работе структур мозга отклонений, отвечающих за функции речи, заикание определяется как органическое.

Симптомы органического заикания постоянны , даже если обстановка спокойная и привычная для больного.

Причины же в этом случае могут быть следующими:

  • Органическое заикание у взрослых может появиться после перенесения инсульта (как оказать первую помощь при инсульте, читайте статье), черепно-мозговых осложнений и других болезней, поражающих моторную сферу.
  • Опухоли в мозгу, которые способны препятствовать прохождению нервных импульсов механическим путем и провоцировать нарушения речи.


Если говорить о логоневрозах, их причина – сильные нервные потрясения и стрессовые ситуации.
Тут заикание не имеет физиологических корней и во многом зависит от эмоционального напряжения человека. Такое заикание усиливается, если нужно разговаривать перед незнакомой аудиторией, в незнакомой для человека обстановке.

Существуют случаи заикания временного, когда оно проявляется сразу после того, как человек сильно испугался, испытал гнев либо аффект. По истечении определенного периода дефект проходит по мере того как снижается напряженность ситуации. Чтобы устранить проблему, человеку может быть достаточно выпить что-то теплое или немного алкоголя.

В случае стрессового логоневроза особенно важна оказанная вовремя помощь. Иначе он может стать причиной патологического стереотипа, а заикание перейдет в хроническую форму.Тогда к внешним дефектам речи может присоединиться нервный тик, судороги, постоянные подергивания. В этом случае значительно повышается психологический дискомфорт, общение с другими людьми вызывает у человека ужасные эмоции.

Самая многочисленная группа – это люди, страдающие заиканием еще с раннего возраста . Первопричины могут быть как органическими, так и невротическими. Основная особенность таких пациентов заключается в том, что у них болезнь является устойчивой, укоренившейся.

Картина становится сложнее ввиду наследственной расположенности и сформировавшихся речевых привычек. Лечение у этих пациентов может длиться на протяжении нескольких лет.

Заикание у взрослых лечится в двух основных направлениях:

  • Непосредственное устранение нарушений речи с помощью специалиста-логопеда, который с помощью реабилитации вырабатывает у пациента навык мелодичного и плавного говорения.
  • Работа с неврологом и психотерапевтом, которые помогают устранить заикание в качестве одного из симптомов нарушений психоневрологического характера. Внимание при этом уделяется внимание нервной системе в общем.

Комплексное врачебное вмешательство, которое направлено на борьбу с заиканием, не ограничивается только логопедом.

Чтобы полноценно избавиться от проблемы, необходимо работать с несколькими профессионалами:

  • Врач-невролог проводит обследование и определяет неврологическую составляющую заикания. Также может быть показано МРТ и ЭЭГ. Если необходимо, специалист может назначить седативные средства и препараты ноотропного действия.
  • Психотерапевт проводит с пациентом беседу, использует проективные методики, что помогает определить тревожность пациента, выявить скрытые фобии и страхи, и привести их коррекцию в дальнейшем. Работа с психотерапевтом помогает снизить тревожность, привести в норму эмоционально-психологический фон, скорректировать навыки общения, а также научиться использовать некоторые формы релаксационных техник самостоятельно. Важный аспект в работе психотерапевта – устранение у пациента вербофобии (страх разговаривать). Если отсутствуют установки, которые приводят к боязни человека выражать мысли, симптомы заикания соматического характера перестанут проявляться, а механизм заикания не будет запускаться.
  • Логопед работает на устранение непосредственных нарушений в работе артикуляционного аппарата, проводит коррекцию дефекты речи. Однако его деятельность даст результаты только в сочетании с вмешательством психотерапевта и невролога.
  • Может быть назначен массаж, иглотерапия, физиотерапия, рефлексотерапия . Эти методы могут оптимизировать работу нервной системы.

Как самостоятельно избавиться от заикания?

Существует и масса народных средств, используемых в борьбе с заиканием.

Травы и овощи:

  • Возьмите листья ясенца белого, поместите его в кипящую воду и дайте настояться в течение двадцати минут, затем процедите. Используйте для полоскания рта на протяжении 3-5 минут. Повторять нужно до шести раз в сутки. Глотать настой при этом не нужно.
  • Дважды в день нужно употреблять столовую ложку отвара, для приготовления которого нужно смешать по 100 г шиповника, калины и лимона, перемешанными с 200 г капусты. Настой рекомендуется заесть миндалем или семечками.
  • Возьмите щепотку гусиной лапчатки, закипятите в стакане молока или вина, а после того как средство настоится, принимайте натощак с утра на протяжении десяти дней.
  • Нужно перемешать идентичное количестве зверобоя, мелиссы, хмеля, вереска, дягиля, крапивы и ромашки. Взять чайную ложку сбора и опустить в стакан кипятка, дать настояться в течение полчаса и пить дважды в день по половине стакана – натощак с утра и перед сном.
  • Возьмите 5 г душистой сухой руты, залейте половиной литра кипятка и кипятите на медленном огне в течение пяти минут, после процедите и держите во рту, не глотая, пока отвар не остынет. Рекомендуется использовать не реже 5 раз в день.

Лекарственные сборы:

  • Нужно перемешать траву крапивы, мяты и валерианы. Взять половину большой ложки состава, залить стаканом горячей воды, дать настояться 15 минут и процедить. Пейте настой дважды в день по половине стакана. Курс лечения составляет месяц. Отвар помогает обрести спокойствие и уверенность в себе.
  • Использовать нужно плоды хмеля, тмина и , корень одуванчика, листья березы, полыни, мяты, фиалки, сушеницы и ясменника. Все это перемешать и 7 грамм полученного сырья залить двумя стаканами холодной воды. Дать настояться после кипения. Принимайте по 70 мл отвара до еды не реже четырех раз в сутки.
  • Смещать нужно будет мяту, листья кипрея и земляники, малиновые побеги, крапиву, плоды боярышника, тмина и солому овса. 7 г сбора добавить в 1,5 стакана кипятка, слегка нагреть, но не доводить до кипения. Настояться дать нужно в течение полутора часов, процедить. Употреблять отвар в теплом виде пять раз в день по 50 мл за 30 минут до употребления пищи.

Смесь из меда и мумие. Для одного приема нужно перемешать таблетку мумие и чайную ложку меда. Глотать лекарство не нужно – держите его во рту как можно дольше. Выполнять процедуру нужно дважды в день – вечером и с утра. Курс такого лечения составит 4-6 месяцев. Если будет необходимость, можно повторить его с перерывом с пару месяцев.

Ароматерапия. Для устранения страха и напряжения могут быть использованы ароматические масла. Самыми эффективными именно в борьбе с заиканием считаются сосновое, сандаловое, розмариновое, масло бергамота, базилики, розы. Хорошо успокаивают экстракты полыни, лаванды, герани, шалфея, чабреца.

Для применения нужно нанести немного масла на носовой платок и вдыхать аромат с него. Повторять не меньше трех раз в сутки. Также можно регулярно принимать ванну с добавлением аромамасел. Рекомендуется добавлять в воду смесь из 100 граммов кефира и 4-5 граммов масла.

Если заикание является следствием нестабильного эмоционального состояния, важно следить за последним. Не допускайте сильного волнения и стрессов, по возможности выработайте эффективные для вас методы борьбы с ними.

Если заикание сильное, носит хронический характер, и ничто не помогает вам справиться с ним самостоятельно, обязательно обратитесь к специалистам.

Меры профилактики

Для взрослых людей главная профилактика заикания – это забота о душевном и соматическом здоровье. Не пытайтесь брать на себя слишком много и бороться со всеми проблемами самостоятельно. Какими бы вы ни были сильными, все равно стоит хотя бы иногда прибегать к помощи окружающих.

Важно проявлять внимательность по отношению к себе. Если возникают проблемы и нарушения психологического характера, не нужно бояться психологов и психотерапевтов – иногда без их помощи просто не обойтись.

Смотрите видео о том, как вылечить заикание у взрослого:

Похожие публикации