Классификация и номенклатура органических веществ (тривиальная и международная). Классификация и номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) Самостоятельная работа учащихся
Тест по теме: «Кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества» (10 класс)
Уважаемые обучающиеся, данная проверочная работа является итогом изучения темы «Кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества » и влияет на выставление отметки на триместр. На ее выполнение вам дается 40 минут. При выполнении запрещается пользоваться учебником, справочными материалами и Inttrnet.
Желаю успеха!
1. Наибольшую активность имеет атом водорода в молекуле
2. Взаимодействуют между собой
3. Не взаимодействуют между собой
4. Уксусная кислота может реагировать с каждым из двух веществ
5. Верны ли следующие суждения о свойствах уксусной кислоты?
1.Уксусная кислота не реагирует с карбонатом натрия.
2. Раствор уксусной кислоты проводит электрический ток.
6. Реакция дегидратации возможна для
7. Гидроксид натрия будет реагировать с
9. Продуктом окисления пропанола не может являтся
10. При нагревании 57,5 г этанола с концентрированной серной кислотой образовалось два органических соединения А и Б. Вещество А - газ, может обесцветить 100 г 40%-ного раствора брома в тетрахлорметане. Вещество Б - легкокипящая жидкость. Определите полученные соединения А и Б, также вычислите объем А (при н.у.) и массу Б, считая, что этанол вступил в реакцию полностью.
Проверяемое содержание | Проверяемые умения |
|
Свойства веществ | ||
Свойства фенола | Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
|
Свойства спиртов | Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
|
Свойства органической кислоты | Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
|
Свойства органической кислоты | Умение проводить выбор одного ответа из четырех предложенных вариантов |
|
Реакции дегидратации органических веществ | ||
Свойства органических кислот и фенола | Умение проводить множественный выбор |
|
Проведение цепочки реакций | Умение проводить множественный выбор |
|
Свойства спиртов | Умение проводить множественный выбор |
|
Свойства спиртов | Умение записывать и решать задачи |
Ключи к тесту
10. 5,6 л этена и 37 г диэтилового эфира
Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"
Подобные документы
- CO2 + KOH => KHCO3;
- CO2+ 2KOH => K2CO3 + H2O.
Номенклатура производных бензола, их разновидности и методики получения, принципы и направления практического использования. Строение бензола и его ароматичность. Правило Хюккеля и особенности его применения. Небензоидные ароматические соединения.
реферат , добавлен 05.08.2013
Ароматические углеводороды: общая характеристика. Номенклатура и изомерия, физические и химические свойства ароматических углеводородов. Механизм реакций электрофильного и нуклеофильного замещения в ароматическом ряду. Применение аренов, их токсичность.
реферат , добавлен 11.12.2011
Алканы - предельные углеводороды, содержащие только простые связи углерода. Получение алканов: промышленный метод, нитрование и окисление. Углеводороды, содержащие двойную связь углерода - алкены или этиленовые углеводороды. Диеновые углеводороды.
лекция , добавлен 05.02.2009
Непредельные соединения, с двумя двойными связями в молекуле - диеновые углеводороды. Связь между строением диеновых углеводородов и их свойствами. Способы получения девинила, изопрена, синтетического каучука. Органические галогениды и их классификация.
лекция , добавлен 19.02.2009
Строение, номенклатура алкенов. Ненасыщенные углеводороды, молекулы которых содержат одну двойную С-С-связь. Гибридизация орбиталей. Изображение пространственного строения атомов. Пространственная изомерия углеродного скелета. Физические свойства алкенов.
презентация , добавлен 06.08.2015
Развитие представлений об органическом происхождении нефти. Парафиновые, нафтеновые и ароматические углеводороды. Давление насыщения нефти газом. Температура кристаллизации, помутнения, застывания. Различие свойств нефти в пределах нефтеносной залежи.
учебное пособие , добавлен 05.02.2014
Понятие алканов (насыщенные углеводороды, парафины, алифатические соединения), их систематическая и рациональная номенклатура. Химические свойства алканов, реакции радикального замещения и окисления. Получение и восстановление непредельных углеводородов.
Преподаватель:
Учебное заведение: профессиональный лицей метрополитена г. Санкт - Петербурга
Учебная дисциплина: химия
Тема: «Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения»
Целевая аудитория: 1курс
Тип урока: обобщение материала, 1 акад. час.
Цели урока:
Знание: знать формулы и свойства кислородосодержащих и азотосодержащих органических веществ
Понимание: понимать зависимость свойств веществ от строения молекулы, от функциональной группы
Применение: использовать сведения о свойствах веществ для составления уравнений химических реакций.
Анализ: анализировать взаимное влияние групп атомов в молекулах органических веществ.
Синтез: обобщать сведения о свойствах органических веществ в виде цепочки превращений
Оценка: проводить самооценку по предложенным рубрикам.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация.
План урока:
1. Орг. момент
2. Повторение ранее изученного.
3. Выступления студентов.
4. Самоопределение студентов по уровням самооценки.
5. Самостоятельная работа учащихся.
6. Подведение итогов по критериально - ориентированной системе.
7. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Построение группы, рапорт старосты группы о количестве присутствующих учащихся.
2. Повторение ранее изученного
Сведения о функциональных группах, классах кислородосодержащих и азотосодержащих веществ, о простейших представителях этих классов с применением интерактивной доски и мультимедийной презентации.
Какая группа атомов, обязательно присутствующая в молекулах веществ данного класса, определяет химическую функцию вещества, т. е. его химические свойства?
Ответ: функциональная группа атомов
Дайте название функциональной группе - ОН
Ответ: гидроксильная группа атомов.
Какой класс веществ определяет гидроксильная группа атомов?
Ответ: Спирты, если 1 группа – ОН, одноатомные спирта, если более одной группы - ОН, многоатомные спирты.
Дайте название функциональной группе - СОН. Какой класс веществ она определяет?
Ответ: альдегидная группа, определяет класс альдегидов.
Дайте название функций группе – СОН. Какой класс она определяет?
Ответ: карбоксильная группа, определяет класс карбоновых кислот.
Дайте название функций группе - NH2. Какой класс она определяет?
Ответ: аминогруппа определяет класс аминов или класс аминокислот.
Слушаем сообщения учащихся с представлением мультимедийных презентаций о простейших представителях различных классов кислородосодержащих и азотосодержащих веществ.
3.Выступления студентов.
Сообщение 1 .
Этанол С2Н5ОН, класс одноатомные спирты, функциональная группа – гидроксильная группа атомов – ОН. Качественная реакция – взаимодействие с оксидом меди (II) с образованием альдегида. Химические свойства (выделяем 2 реакции) – горение и взаимодействие с металлами (Na).
Сообщение 2 .
Пропантриол (глицерин) С3Н7(ОН)3. Класс – многоатомные спирты, функциональные группы – несколько гидроксильных групп – ОН. Качественная реакция – взаимодействие с гидроксидом меди (II). Химические свойства – взаимодействие с натрием и с галогеноводородами.
Лабораторный опыт:
В пробирку наливаем около 1мл раствора сумората меди (II) и добавляем немного раствора гидроксида натрия до образования голубого осадка гидроксида меди (II). К полученному осадку добавляем по каплям раствор глицерина. Взболтаем смесь. Отмечаем превращение голубого осадка в раствор синего цвета.
(глицерин + Cu(OH)2 ----- синий раствор)
Сообщение 3.
Фенол C6H5OH – простейший представитель класса фенолов.
Функциональная группа – гидроксильная группа –OH. Качественная реакция – образование фиолетового раствора при взаимодействии с хлоридом железа (III) или образование белого осадка при взаимодействии с бромом. Химические свойства: фенол – слабая кислота, взаимодействует в металлами (Na) со щелочами (NaOH) и с бромом.
Сообщение 4.
Этаноль или уксусный альдегид CH3-COH Функциональная группа – COH альдегидная группа. Класс – альдегиды. Качественная реакция – реакция «серебряного зеркала». Химические свойства: реакция восстановления и реакция окисления.
Лабораторный опыт: демонстрационный опыт.
В пробирку, содержащую 1мл альдегида (водный раствор) прибавляем немного капель аммиачного раствора оксида серебра. Нагреваем пробирку. Наблюдаем выделение серебра на стенках пробирки, поверхность стекла становится зеркальной.
Сообщение 5.
Этановая кислота CH3-COOH (уксусная кислота). Класс – карбоновые кислоты. Функциональная группа – COOH карбоксильная группа. Качественная реакция – индикатор лакмус приобретает красный цвет.
Химические свойства: как любая кислота взаимодействует с металлами (Na), основными оксидами (Na2O), щелочами (NaOH).
Лабораторный опыт:
В сухую чистую пробирку с универсальным индикатором прилить немного уксусной кислоты. Индикатор краснеет.
Сообщение 6.
Глюкоза C6H12O6. Класс – углеводы. Функциональные группы: 5-OH и 1-COH, т. е. альдегидроспирт. Качественные реакции: взаимодействие с гидроксидом меди с образованием синего раствора. Реакция «серебряного зеркала» с выделением серебра на стенках пробирки. Химические свойства: восстановление в шестиатомный спирт, окисление в глюконовую кислоту, реакция брожения .
Сообщение 7.
Анилин C6H5-NH2.
Функциональная группа – NH2 аминогруппа. Класс – амины. Качественная реакция: взаимодействие с бромной водой с образованием белого осадка. Химические свойства: взаимодействие с соляной кислотой и с бромом.
Сообщение 8.
Аминоэтановая кислота NH2-CH2-COOH или аминоуксусная кислота.
Класс – аминокислоты. Функциональные группы: - NH2 аминогруппа и –COOH карбоксильная группа. Химические свойства: АК – амфотерные соединения; - NH2 сообщает основные свойства, - COOH – кислотные свойства. Поэтому аминокислоты способны соединяться друг с другом, образуя белковые молекулы, а белок – основа жизни на нашей планете.
4. Самоопределение студентов по уровням самооценки.
Интерактивная доска: учащиеся знакомятся с картой самооценки развития на уроке и отмечают свой уровень.
1. Я могу определить функциональную группу и простейшего представителя класса органических веществ с помощью преподавателя и конспекта (6-7баллов).
2. Я могу определить функциональную группу, простейшего представителя класса органических веществ без помощи преподавателя и без помощи конспекта (8-10баллов).
3. Я могу определить качественную реакцию и химические свойства вещества с помощью преподавателя и конспекта (11-14баллов).
4. Я могу определить качественную реакцию и химические свойства вещества без помощи преподавателя и без конспекта (15-18баллов).
Класс | Функциональные группы | Простейший представитель | Качественные реакции | Химические свойства |
Одноатомные спирты | ||||
Многоатомные спирты | ||||
Фенолы | ||||
Альдегиды | ||||
Карбоновые кислоты | ||||
Углеводы | ||||
Амины | ||||
Аминокислоты |
Учащиеся знакомятся с критериально - ориентированной системой оценивания.
Критерии:
18 – 15 баллов – «отлично»
баллов – «хорошо»
10 – 6 баллов – «удовлетворительно»
5 и менее – «неудовлетворительно»
5. Самостоятельная работа учащихся.
6. Подведение итогов по критериально - ориентированной системе (объявление количества баллов учащимся).
7. Домашнее задание: заполнение таблицы.
Органические вещества класс соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, карбонатов, оксидов углерода и цианидов). Название «органические соединения» появилось на ранней стадии развития химии и говорит само за себя ученые … Википедия
Один из важнейших типов органических соединений. В их состав входит азот. Они содержат в молекуле связь углерод водород и азот углерод. В нефти содержится азотсодержащий гетероцикл пиридин. Азот входит в состав белков,нуклеиновых кислот и… … Википедия
Германийорганические соединения металлоорганические соединения содержащие связь «германий углерод». Иногда ими называются любые органические соединения, содержащие германий. Первое германоорганическое соединение тетраэтилгерман, было… … Википедия
Кремнийорганические соединения соединения, в молекулах которых имеется непосредственная связь кремний углерод. Кремнийорганические соединения иногда называют силиконами, от латинского названия кремния силициум. Кремнийорганические соединения… … Википедия
Органические соединения, органические вещества класс химических соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов). Содержание 1 История 2 Класси … Википедия
Металлорганические соединения (МОС) органические соединения, в молекулах которых существует связь атома металла с атомом/атомами углерода. Содержание 1 Типы металлоорганических соединений 2 … Википедия
Галогенорганические соединения органические вещества, содержащие хотя бы одну связь C Hal углерод галоген. Галогенорганические соединения, в зависимости от природы галогена, подразделяют на: Фторорганические соединения;… … Википедия
Металлоорганические соединения(МОС) органические соединения, в молекулах которых существует связь атома металла с атомом/атомами углерода. Содержание 1 Типы металлоорганических соединений 2 Способы получения … Википедия
Органические соединения, в которых присутствует связь олово углерод, могут содержать как двухвалентное, итак и четырёхвалентное олово. Содержание 1 Методы синтеза 2 Типы 3 … Википедия
- (гетероциклы) органические соединения, содержащие циклы, в состав которых наряду с углеродом входят и атомы других элементов. Могут рассматриваться как карбоциклические соединения с гетерозаместителями (гетероатомами) в цикле. Наиболее… … Википедия
Один из наиболее распространенных химических элементов, входящий в подавляющее большинство химических веществ - это кислород. Оксиды, кислоты, основания, спирты, фенолы и другие кислородсодержащие соединения изучаются в курсе неорганической и органической химии. В нашей статье мы изучим свойства, а также приведем примеры их применения в промышленности, сельском хозяйстве и медицине.
Оксиды
Наиболее простыми по строению являются бинарные соединения металлов и неметаллов с кислородом. Классификация оксидов включает следующие группы: кислотные, основные, амфотерные и безразличные. Главный критерий деления всех этих веществ заключается в том, какой элемент соединяется с кислородом. Если это металл, то они относятся к основным. Например: CuO, MgO, Na 2 O - окиси меди, магния, натрия. Их основное химическое свойство - это реакция с кислотами. Так, оксид меди реагирует с хлоридной кислотой:
CuO + 2HCl -> CuCl2 + H2O + 63, 3 кДж.
Присутствие атомов неметаллических элементов в молекулах бинарных соединений свидетельствует об их принадлежности к кислотным водорода H 2 O, углекислый газ CO 2 , пятиокись фосфора P 2 O 5 . Способность таких веществ реагировать со щелочами - главная их химическая характеристика.
В результате реакции могут образовываться видов: кислые или средние. Это будет зависеть от того, сколько моль щелочи вступает в реакцию:
Еще одну группу кислородсодержащих соединений, в которые входят такие химические элементы, как цинк или алюминий, относят к амфотерным оксидам. В их свойствах прослеживается тенденция к химическому взаимодействию как с кислотами, так и со щелочами. Продуктами взаимодействия кислотных оксидов с водой являются кислоты. Например, в реакции серного ангидрида и воды образуется Кислоты - это один из наиболее важных классов кислородсодержащих соединений.
Кислоты и их свойства
Соединения, состоящие из водородных атомов, связанных со сложными ионами кислотных остатков - это кислоты. Условно их можно разделить на неорганические, например, карбонатную кислоту, сульфатную, нитратную, и органические соединения. К последним принадлежат уксусная кислота, муравьиная, олеиновая кислоты. Обе группы веществ имеют схожие свойства. Так, они вступают в реакцию нейтрализации с основаниями, реагируют с солями и основными оксидами. Практически все кислородсодержащие кислоты в водных растворах диссоциируют на ионы, являясь проводниками второго рода. Определить кислый характер их среды, обусловленной избыточным присутствием водородных ионов, можно с помощью индикаторов. Например, фиолетовый лакмус при добавлении его в раствор кислоты приобретает красную окраску. Типичным представителем органических соединений является уксусная кислота, содержащая карбоксильную группу. В нее входит атом водорода, который и обуславливает кислотные Это бесцветная жидкость со специфическим резким запахом, кристаллизующаяся при температуре ниже 17 °С. CH 3 COOH, как и другие кислородсодержащие кислоты, прекрасно растворяется в воде в любых пропорциях. Ее 3 - 5 % раствор известен в быту под названием уксуса, который используют в кулинарии как приправу. Вещество нашло свое применение также в производстве ацетатного шелка, красителей, пластических масс и некоторых лекарственных средств.
Органические соединения, содержащие кислород
В химии можно выделить большую группу веществ, содержащих, кроме углерода и водорода, еще и кислородные частицы. Это карбоновые кислоты, эфиры, альдегиды, спирты и фенолы. Все их химические свойства определяются присутствием в молекулах особых комплексов - функциональных групп. Например, спирта, содержащего только предельные связи между атомами - ROH, где R - углеводородный радикал. Эти соединения принято рассматривать как производные алканов, у которых один водородный атом замещен гидроксогруппой.
Физические и химические свойства спиртов
Агрегатное состояние спиртов - это жидкости или твердые соединения. Среди спиртов нет газообразных веществ, что можно объяснить образованием ассоциатов - групп, состоящих из нескольких молекул, соединенных слабыми водородными связями. Этим фактом определяется и хорошая растворимость низших спиртов в воде. Однако в водных растворах кислородсодержащие органические вещества - спирты, не диссоциируют на ионы, не изменяют цвет индикаторов, то есть имеют нейтральную реакцию. Атом водорода функциональной группы слабо связан с другими частицами, поэтому в химических взаимодействиях способен покидать пределы молекулы. По месту же свободной валентности происходит его замещение на другие атомы, например, в реакциях с активными металлами или со щелочами - на атомы металла. В присутствии катализаторов, таких, как платиновая сетка или медь, спирты окисляются энергичными окислителями - бихроматом или перманганатом калия, до альдегидов.
Реакция этерификации
Одно из важнейших химических свойств кислородсодержащих органических веществ: спиртов и кислот - это реакция, приводящая к получению сложных эфиров. Она имеет большое практическое значение и используется в промышленности для добывания эстеров, применяемых в качестве растворителей, в пищевой промышленности (в виде фруктовых эссенций). В медицине некоторые из эфиров применяют в качестве спазмолитиков, например, этилнитрит расширяет периферические кровеносные сосуды, а изоамилнитрит является протектором спазмов коронарных артерий. Уравнение реакции этерификации имеет следующий вид:
CH3COOH+C2H5OH<--(H2SO4)-->CH3COOC2H5+H2O
В ней CH 3 COOH - это уксусная кислота, а C 2 H 5 OH - химическая формула спирта этанола.
Альдегиды
Если соединение содержит функциональную группу -COH, то оно относится к альдегидам. Их представляют как продукты дальнейшего окисления спиртов, например, такими окислителями, как оксид меди.
Присутствие карбонильного комплекса в молекулах муравьиного или уксусного альдегида обуславливают их способность полимеризоваться и присоединять атомы других химических элементов. Качественными реакциями, с помощью которых можно доказать наличие карбонильной группы и принадлежность вещества к альдегидам, являются реакция серебряного зеркала и взаимодействие с гидроокисью меди при нагревании:
Наибольшее применение получил ацетальдегид, используемый в промышленности для получения уксусной кислоты - много тоннажного продукта органического синтеза.
Свойства кислородсодержащих органических соединений - карбоновых кислот
Наличие карбоксильной группы - одной или нескольких - это отличительная черта карбоновых кислот. Благодаря строению функциональной группы, в растворах кислот могут образовываться димеры. Они связаны между собой водородными связями. Соединения диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка и являются слабыми электролитами. Исключением служит первый представитель ряда предельных одноосновных кислот - муравьиная, или метановая, являющаяся проводником второго рода средней силы. Присутствие в молекулах только простых сигма- связей говорит о предельности, если же вещества имеют в своем составе двойные пи-связи - это непредельные вещества. К первой группе относятся такие кислоты, как метановая, уксусная, масляная. Вторая представлена соединениями, входящими в состав жидких жиров - масел, например, олеиновой кислотой. Химические свойства кислородсодержащих соединений: органических и неорганических кислот во многом похожи. Так, они могут взаимодействовать с активными металлами, их оксидами, со щелочами, а также со спиртами. Например, уксусная кислота реагирует с натрием, оксидом и с образованием соли - ацетата натрия:
NaOH + CH3COOH→NaCH3COO + H2O
Особое место занимают соединения высших карбоновых кислородсодержащих кислот: стеариновой и пальмитиновой, с трехатомным предельным спиртом - глицерином. Они относятся к сложным эфирам и называются жирами. Эти же кислоты входят в состав солей натрия и калия в качестве кислотного остатка, образуя мыла.
Важные органические соединения, широко распространенные в живой природе и играющие ведущую роль в качестве наиболее энергоемкого вещества - это жиры. Они представляют собой не индивидуальное соединение, а смесь разнородных глицеридов. Это соединения предельного многоатомного спирта - глицерина, который, как и метанол и фенол, содержит гидроксильные функциональные группы. Жиры можно подвергнуть гидролизу - нагреванию с водой в присутствии катализаторов: щелочей, кислот, оксидов цинка, магния. Продуктами реакции будут глицерин и различные карбоновые кислоты, в дальнейшем используемые для производства мыла. Чтобы в этом процессе не использовать дорогостоящие природные необходимые карбоновые кислоты получают, окисляя парафин.
Фенолы
Заканчивая рассматривать классы кислородсодержащих соединений, остановимся на фенолах. Они представлены радикалом фенилом -C 6 H 5 , соединенным с одной или несколькими функциональными гидроксильными группами. Простейший представитель этого класса - карболовая кислота, или фенол. Как очень слабая кислота, он может взаимодействовать со щелочами и активными металлами - натрием, калием. Вещество с ярко выраженными бактерицидными свойствами - фенол применяется в медицине, в также при производстве красителей и фенолформальдегидных смол.
В нашей статье мы изучили основные классы кислородсодержащих соединений, а также рассмотрели их химические свойства.