Новый регламент в правилах дорожного движения. В россии начинает действовать новый административный регламент гибдд

МВД утвердило новый административный регламент ГИБДД, по которому у водителей прав стало гораздо меньше, а у инспекторов больше

Утвержден новый административный регламент ГИБДД, в котором прописываются права и обязанности водителей и сотрудников дорожной инспекции. Прав у инспекторов стало больше, у водителей наоборот меньше. Так инспекторам разрешили останавливать автомобили вне стационарных постов, применять «иные технические средства» для фиксации нарушений, но большее беспокойство у правозащитников вызывает исключение из обязанностей сотрудника ГИБДД не препятствовать ведению фото- и видеосъемки водителем. В ФАР просили убрать норму, которая может стать причиной коррупционных проявлений, но правительство не прислушалось к просьбе. Подробнее - в материале «Реального времени».

На 20 прав сотрудников ГИБДД 4 права водителей

Новый административный регламент работы сотрудников ГИБДД вступает в силу 20 октября, пишет «Коммерсантъ». Документ проходил длительное - с 31 января - обсуждение на портале проектов нормативно-правовых актов и независимую экспертизу, трижды в него вносились изменения, но финальная версия оказалась не в пользу общественности. В Федерации автовладельцев России считают, что права водителей в нем существенно сокращены, а полномочия сотрудников ГИБДД расширены. На 20 прав и обязанностей инспекторов всего 4 права водителей.

Такое ощущение, что водитель изначально преступник и нас надо ограничить в правах, - комментирует новый регламент «Реальному времени» Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автовладельцев России.

Так, одна норма нового регламента касается правил остановки автомобиля для проверки документов. Сейчас это можно делать на стационарных постах ДПС, с 20 октября ограничение снимается. Впрочем, это представитель ФАР считает техническим моментом. При проведении спецмероприятий инспекторы и ранее имели право останавливать автомобиль в любом месте.

На самом деле остается право останавливать вне стационарных постов, но с обязательным требованием - так, чтобы общение проходило в фокусе систем видеофиксации. Многих этот пункт пугает, но опять же в последнее время значительно сокращено количество стационарных постов. Если бы эта норма действовала, то де факто негде было бы остановить водителя для проведения проверок, - говорит Дмитрий Клевцов.

«Такое ощущение, что водитель изначально преступник и нас надо ограничить в правах», - комментирует Дмитрий Клевцов. Фото vk.com

Инспекторы испугались камер

Однако основное беспокойство правозащитников вызывает исключение пункта 10.13, в котором говорилось о том, что «сотрудники при исполнении государственной функции обязаны не препятствовать использованию фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, при наличии запрета сообщать участнику дорожного движения его основания».

Мы считаем, что при наделении огромными полномочиями инспекторов, получается неравноправие по отношению к водителю. Есть опасения, что раз в новом регламенте нет четкого указания о запрете препятствовать водителю проводить фото- и видеосъемку, то это может привести к запрету видеосъемки водителем, что лишит его альтернативной видеозаписи и такого эффективного профилактического инструмента в отношении непрофессионализма и коррупционных проявлений сотрудника ГИБДД. Не секрет, что когда при общении с сотрудниками мы достаем камеру или включаем регистратор, то сотрудники стараются общаться вежливо и не заниматься коррупционными вещами, - говорит Клевцов.

С просьбой внести пункт о фото- и видеосъемке в новые правила работы инспекторов ФАР обращалась и в МВД, и в Минюст, но предложение общественников проигнорировали. «Реальное время» еще 20 сентября, готовя материал по процессу обсуждения нового регламента, обращалось в МВД России с просьбой прокомментировать, случайно или намеренно пункт, защищающий права водителей, исключен из регламента, но ответа до сих пор мы не получили.

Мне в правовом управлении МВД ответили, что нет необходимости вписывать пункт отдельно, потому что эти права прописаны в Законе о полиции, в федеральном законе, где говорится о том, что гражданин вправе получать и распространять информацию любым законным способом, в ч. 3. ст. 15 Конституции, где говорится, что любой запрет должен быть опубликован в виде нормативно-правового акта. Что прописывать обязанность инспектора не препятствовать видеосъемке - это точно так же, как прописывать не препятствовать водителю дышать воздухом. Но позвольте, вы же прописали в регламенте, что инспектору запрещено грубить, совершать высказывания дискриминационного характера, хотя это также прописано в Законе о полиции. Так почему же нельзя и в регламенте прописать видеосъемку? - говорит Клевцов. Он предлагал прописать эту норму, если не в обязанность инспекторов, то хотя бы в права водителей, но это так же учтено не было.


С просьбой внести пункт о фото- и видеосъемке в новые правила работы инспекторов ФАР обращалась и в МВД, и в Минюст, но предложение общественников проигнорировали. Фото zakon-auto.ru

Один на один: инспекторы без свидетелей, зато с первой попавшейся камерой

Еще один пункт, который смущает общественников, касается права инспектора требовать от граждан покинуть место совершения преступления или административного правонарушения.

Приведу пример: недобросовестный инспектор останавливает водителя, у него есть административное правонарушение, допустим, выключен ближний свет фар в дневное время. Водитель достает телефон, начинает снимать, инспектор ему запрещает, говорит, что «вы можете обжаловать мои действия в вышестоящие инстанции», условно говоря, начинает разводить на деньги. Человек просит пассажиров быть свидетелями или звонит своему другу: «Вася, приезжай, помоги, ты же юридический оканчивал». Друг приезжает, а инспектор говорит: «Я прошу вас покинуть это место, отойдите от меня на 20 метров, вы мешаете мне работать». И водитель остается один на один с инспектором, не может вести видеозапись, не может задокументировать происходящее и обжаловать в вышестоящей инстанции, - говорит Клевцов.

При этом пункт №76 говорит о том, что при надзоре за дорожным движением допускается использовать специальные технические средства, принадлежащие государственным органам, общественным организациям и «иные технические средства фото-, звуко- и видеозаписи». То есть инспекторам разрешили снимать водителей не только на спецсредства, имеющие сертификацию, но и на бытовые камеры и телефоны. Это в ФАР также считают ограничением прав участников дорожного движения, так как в этих устройствах нет защиты от стирания файлов.

Требование сохранять видеозаписи предусматривается, только если в административном правонарушении подозревается иностранный гражданин с соответствующим «иммунитетом».

То есть, по букве закона, в отношении граждан Российской Федерации нет требования осуществлять мероприятия по сохранности видеозаписи? - недоумевает Клевцов.


Водители должны передавать документы инспекторам «без обложек и удерживающих устройств». Фото motorpage.ru

Отстегните ваши права: удерживающие цепочки не помогут

Новым регламентом уточняется процедура проверки водителя на состояние опьянения: если медицинское освидетельствование не выявило опьянения, инспекторы обязаны вернуть водителя к автомобилю. Прописано право водителя предоставлять не только оригинал полиса ОСАГО, но и его электронный вариант, распечатанный на бумаге.

Водители должны передавать документы инспекторам «без обложек и удерживающих устройств». Нередко автовладельцы пользуются цепочками и ремнями, чтобы сотрудник ГИБДД не мог унести их для проверки в патрульную машину.

Клевцов рассчитывает, что в регламент с помощью СМИ, реакции общественности все-таки удастся внести изменения. Главное, конечно, - это на бумаге закрепить право вести видеосъемку.

Я отлично понимаю МВД, они недовольны, что много снимается и выкладывается в сеть, но давайте пропишем в регламенте о видеосъемке ответственность за публикацию. Это снимет много конфликтных ситуаций, - предлагает Дмитрий Клевцов.

Дарья Турцева

class="eliadunit">

20 октября вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Он устанавливает правила, по которым инспекторы должны следить за порядком на дорогах. Разбираемся, как новый документ повлияет на автомобилистов.

1. Что произошло?

В силу вступил приказ МВД №664. Прошлый регламент, утвержденный приказом №185, отменяется. Все положения документа уже доведены до 55 тыс. сотрудников дорожно-патрульной службы.

2. Какое изменение главное?

Инспекторы вновь получили право останавливать машины для проверки документов в любом месте, а не только на стационарных постах. Число таких постов за последние годы сократилось втрое, и без должного контроля выросло количество граждан, управляющих автомобилями без прав. Теперь ездить без прав и не попадаться гаишникам станет сложнее.

3. Может ли ГИБДД устраивать засады?

На этот счет в регламенте есть противоречия. С одной стороны, говорится: "Патрульная машина должна быть всегда отчетливо видна издалека всем участникам дорожного движения". Но далее: "Если ведется фото- и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью".

4. Как инспектор должен общаться с водителем?

Гаишникам запретили высказывания и действия "дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений". Также сотрудник не должен быть грубым, заносчивым, делать "предвзятые замечания", допускать "оскорбительные выражения или реплики", а также действия, "провоцирующие противоправное поведение".

5. Правда, что ГИБДД больше не будет выдавать справки о ДТП?

class="eliadunit">

Да. Такие справки требуют страховые компании. Однако в ГИБДД сообщили: выдача справок в действительности не предусмотрена уже давно. Фактически в последние годы инспекторы не должны были выдавать такие документы, но это практиковалось. С 20 октября гаишники прекратят это делать, о чем уведомили союз автостраховщиков. Предполагается, что необходимые для страховых компаний данные будут писать на копии протокола или постановления по делу об административном правонарушении.

6. Какие еще изменения привнесет новый регламент?

Передавать инспектору документы водитель обязан не только без обложки, но и без "удерживающих устройств".

Если во время медосвидетельствования не выявлено опьянение, инспекторы обязаны вернуть водителя к автомобилю.

Теперь сотрудники ГИБДД вправе проверить документы у любого пассажира.

Из регламента исключены изъятия водительских прав и снятие номеров - эти меры ранее уже исключены из законодательства и сейчас не применяются.

В регламенте прописан пункт о том, что наравне с бумажным полисом ОСАГО водитель может предъявить распечатку электронного полиса "автогражданки".

Новый документ разрешает использовать камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД на участках, где скорость движения ограничена временными, желтыми знаками. Такие устанавливают во время ремонтных работ.

7. Правда, что регламент запретил снимать сотрудников ГИБДД на видео?

Действительно, в финальной версии документа исчезла норма, которая предписывала инспекторам не мешать водителю снимать происходящее на видео. Многие восприняли это как фактический запрет на запись. В ГИБДД говорят, что это не так. Вести съемку - конституционное право граждан. Исключение действует во время действия режима антитеррористической операции.

На следующей неделе, 20 октября, вступают в силу новые правила для сотрудников ГИБДД. Административный регламент — документ внутренний, но коснется всех водителей — по сути, это инструкция для инспекторов, как вести себя с водителями.

Тормозить водителей, где угодно
Одно из главных нововведений — сотрудники ГИБДД cмогут останавливать автомобили для проверки в любом месте. Это означает, что они вправе следить за дорожным движением как угодно: на стационарном посту, в автомобиле и даже без патрульной машины. Однако каждый сотрудник выбирает место не по собственному усмотрению, а исключительно по приказу своего начальника.
Представитель одного из региональных управлений ГИБДД напоминает, что сейчас инспекторам запрещено останавливать автомобили вне стационарных постов. По его словам, зачастую этим запретом пользовались автолюбители, настроенные на конфликт: «Сразу включали камеру, начинали задавать вопросы — дескать, на каком основании вы меня останавливаете? Это приводило к конфликтам, которых теперь не будет — останавливать можно будет всех подряд и везде».
Собеседник «URA.RU » пояснил: у каждого экипажа при себе находится специальная маршрутная карта, в которой прописано, где конкретно полицейские должны нести службу. Убедиться в правомерности работы экипажа водитель может, позвонив в дежурную часть ГИБДД.
Засады в кустах
Засады сотрудников ГИБДД, описанные в многочисленных анекдотах, отныне легализуют. С одной стороны, в регламенте отмечается: «Патрульная машина должна быть всегда отчетливо видна издалека всем участникам дорожного движения». Однако в документе прописаны и послабления: если ведется фото- и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью. В частности, прятаться разрешено за поворотами, пригорками и объектами дорожной инфраструктуры.
«Отстегните права!»
При остановке инспектор вправе потребовать у водителя предъявить документы. Теперь их нужно будет показывать не только без обложки, как предусмотрено сейчас, но и без «удерживающих устройств»: речь идет, в частности, о железных цепочках, которыми некоторые водители привязывают права, чтобы инспектор не забрал их для проверки в патрульную машину.
«Многие водители действительно поступают именно так — в прямом смысле пристегивают свои права. Когда просишь их передать документы, они просто ухмыляются в ответ — так я же передал, смотрите. Это какая-то глупая игра слов, вот от нее и решили избавиться», — пояснил «URA.RU » инспектор ГИБДД в одном из российских регионов.
Снимать на камеру водителя
В регламенте закреплена и новая норма, согласно которой инспекторы смогут использовать «специальные технические средства» (в первую очередь — камеры), принадлежащие не только государству, но также и «муниципальным органам, общественным объединениям и организациям».
Как заявляют в ГИБДД, такая поправка необходима в связи с тем, что в некоторых регионах автоматические камеры принадлежат частным компаниям, как, например, в Москве и Московской области. В Ульяновской области обслуживание комплексов видеофиксации возложено на городские власти, то есть Госавтоинспекция имеет к ним опосредованное отношение.
Запрет на троллинг инспектора
В новом регламенте убрали норму, разрешающую съемку инспекторов ГИБДД. Если раньше сотрудник автоинспекции был не вправе запрещать съемку, то сейчас он просто может сказать: «Не снимайте меня, я против». В таком случае гражданин обязан убрать видеокамеру.
Если водитель не послушает инспектора, ему грозит привлечение по статье 19.3 КоАП РФ — «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции», что влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Выйти из машины по первому требованию
Согласно новому регламенту, инспектор вправе попросить водителя выйти из автомобиля в случае обнаружения признаков опьянения или болезненного состояния. Проще говоря, водитель обязан выйти всегда, когда этого потребует гаишник. Он также должен будет сесть в патрульный автомобиль, если блюститель порядка этого захочет.
Как будут работать с пьяными водителями
Отдельным пунктом в регламенте прописано, что основанием для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения являются запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожи лица, поведение, не соответствующее обстановке. При этом перед освидетельствованием сотрудник полиции обязан отстранить водителя от управления в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.
Инспекторам разрешили курить
В новом регламенте отсутствует запрет на курение при общении инспектора с водителем. Отметим, что в августе стало известно, что инспекторам ГИБДД собираются запретить курить и грубо выражаться в ходе разговора с участниками дорожного движения. Соответствующая инициатива содержалась в версии регламента, опубликованной на портале нормативно-правовых актов. Однако из финальной версии документа запрет на курение в присутствии водителя исчез.

С 20 октября вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Инспекторам, в частности, теперь запрещено устраивать «засады» и изымать права водителей на месте. Однако останавливать транспортные средства можно будет везде и без причины. Содержание новых правил, контролирующих взаимодействие автовладельцев и сотрудников Госавтоинспекции специально для «Парламентской газеты» разъяснил первый замглавы Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» .

Остановка по требованию

Согласно ведомственному приказу МВД №664, инспекторы ГИБДД вновь наделяются правом останавливать автомобилистов для проверки документов в любом месте дороги, а не только на стационарных постах. Кроме того, в соответствии с новыми нормами водителей теперь можно остановить для проверки без видимых причин. Ранее останавливать автомобиль можно было только в трёх случаях - на стационарных постах для проверки документов или досмотра, за конкретные нарушения правил дорожного движения и при проведении специальных мероприятий.

«В нынешнем варианте ведомственного регламента можно без причины остановить любой автомобиль и в профилактических целях проверить его», - рассказал Вячеслав Лысаков. По мнению депутата, эта мера вполне оправданна хотя бы потому, что в автомобиле может находиться угонщик либо человек, находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Вести видеосъёмку можно, но осторожно

Новые правила определяют и порядок общения инспекторов с водителями. Так, инспекторам прямо запрещается допускать в отношении водителей грубости и дискриминационные высказывания по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных взглядов. Сотрудники ГИБДД не смогут делать предвзятые замечания, допускать оскорбительные выражения или реплики, а также действия, «провоцирующие противоправное поведение».

Регламент также обязывает инспекторов ГИБДД сопровождать водителей обратно к автомобилю после проверки на опьянение с помощью алкотестера в случаях, когда тест проводится на постах ДПС, к которому водителя отвозят с места остановки машины. В устаревшем приказе содержалась лишь норма о том, что инспекторы обязаны возвращать водителей к машине после медицинского освидетельствования в больнице в случаях, если опьянение не было обнаружено.

Согласно одному из положений приказа, с 20 октября водители будут обязаны передавать документы инспектору без «удерживающих устройств» - цепочек и брелоков, с помощью которых некоторые водители пытаются не позволить инспектору унести права в машину ДПС. Также в отличие от устаревшего приказа №185 из нового регламента пропала норма, запрещающая сотрудникам ГИБДД препятствовать автомобилисту вести видеосъёмку.

«Конституция, Гражданский кодекс и Закон «О полиции» разрешают водителю фиксировать события, которые с ним происходят, включая диалог с полицейским, - пояснил Лысаков. - Другое дело, что не всё можно выкладывать в публичное пространство». По его словам, водители по-прежнему могут вести видеозапись разговора с гаишником с целью впоследствии обжаловать действия должностного лица. Но поскольку регламент является внутренним служебным документом, то пункт, регламентирующий действия граждан, там неуместен, из-за чего его оттуда убрали.

Правда, обратил внимание депутат, здесь возникают риски, что некоторые инспекторы начнут своеобразно понимать исчезновение этого пункта и будут оказывать давление на водителей с целью запретить приводящуюся видеосъёмку. В то же время, отметил Лысаков, руководство ГИБДД недавно разъясняло свою позицию по этому вопросу и отрапортовало, что все положения регламента будут донесены до низовых звеньев Госавтоинспекции, так что никаких проблем у водителей не возникнет.

Без государственного участия

Важная составляющая нового регламента ГИБДД - то, что инспекторы дорожно-постовой службы больше не будут выдавать справки о ДТП. В среде автомобилистов такая новость первоначально вызвала опасения, что в связи с этим могут возникнуть сложности при оформлении страховых случаев при авариях для последующих выплат. Однако позднее в ГИБДД разъяснили, что в выдаче подобных справок нет необходимости, поскольку после аварии водителю вручают копию протокола о ДТП либо копию постановления по делу об административном правонарушении и в этих документах есть вся необходимая информация для страховых компаний.

«Момент, который может создать путаницу в отношениях между гражданами, государством и страховыми компаниями, - это то, что полиция отказалась от выдачи специальных справок дорожно-постовой службы. Но это совершенно правильное решение, - убеждён Вячеслав Лысаков. - Потому что если в аварии пострадали люди, то государству необходимо участвовать и формализовать весь этот процесс в виде уголовного либо административного производства. А если пострадало только «железо», то в соответствии с нормами европротокола ДТП можно оформить самостоятельно - зафиксировать ситуацию с помощью фото- и видеосъёмки и убрать машину с дороги, не создавая пробок».

Кроме того, по мнению депутата, необходимо директивно запретить выезд дорожно-постовой службы на незначительные ДТП, потому что мелкая авария - это проблема двух человек, которые в ней участвовали, и страховых компаний. «Это гражданско-правовые отношения. И вмешиваться в них государству нет никакой нужды, - считает замглавы думского комитета. - Поэтому справки не должны в Госавтоинспекции выдавать. Она может выдать протокол, копию протокола или постановления, в котором все необходимые для страховщиков вещи указаны».

Камеры в неположенном месте

Новые правила коснутся и установки автоматических камер слежения. Раньше применять средства автоматической фиксации нельзя было в местах, где действуют временные дорожные знаки. Отныне такие устройства будут размещаться во время проведения ремонтных работ в зонах действия ограничивающих скорость временных знаков жёлтого цвета, но только до окончания ремонтных работ. К принятию такой меры ГИБДД подвиг рост количества ДТП в зонах сужения проезжих частей в связи с ремонтом дорожного покрытия и реконструкции дорожных сетей.

«Раньше неоднократно бывало так, что дорожное строительство заканчивалось, а знаки ограничения скоростного режима не убирались. Соответственно, если такая камера будет в таких местах установлена, это будет необоснованным привлечением к ответственности, потому что никаких веских причин для снижения скоростного режима уже нет, - сообщил Вячеслав Лысаков. - Сейчас разрешили ставить камеры в тех местах, где есть ограничения, связанные с реконструкцией либо строительством дорожного полотна. Но опять же в соответствии с этим документом как только ремонт будет закончен, камеры будут оттуда сняты. В некоторых случаях вместо настоящих камер будут размещаться муляжи».

Парламентарий с сожалением отметил, что временные знаки, которые остаются на своих местах после окончания ремонта, иногда являются источником «нетрудовых доходов» некоторых инспекторов ДПС. Для того чтобы бороться с подобными злоупотреблениями, депутат предложил усилить общественный контроль и контроль со стороны должностных лиц.

По техническим причинам

Часть изменений в регламенте носит технический характер и приводит правила в соответствие с действующими федеральными законами. Например, из регламента ГИБДД пропала возможность изъятия водительских прав и снятия номеров. Также водители получили возможность предъявлять по требованию инспектора не только бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного полиса.

«Каких-то сенсационных изменений здесь нет, - подчеркнул Вячеслав Лысаков. - Но поскольку текст не менялся в течение восьми лет, то естественно, что некоторые положения документа не соответствуют изменениям в законодательстве, принятом за этот отрезок времени. Такие изменения произошли в Законе «О безопасности дорожного движения», в Кодексе об административных правонарушениях и в Правилах дорожного движения. Так что документ просто приведён в соответствие с действующим федеральным законодательством и другими нормативно-правовыми актами».

С 20 октября вступает в силу новый регламент ДПС, который уточняет некоторые аспекты взаимоотношений водителей и сотрудников ГИБДД, а также вносит ряд технических изменений. Новый регламент устанавливается приказом МВД № 664, одновременно отменяющим прежний документ под номером 185.

В ГИБДД утверждают, что положения нового документа не содержат никаких ужесточений и приведены в соответствие с действующим законодательством и сложившейся практикой. Изменения уже разъяснены всем 55 тыс. сотрудникам дорожно-патрульной службы, которые начнут работать по новым правилам в день вступления регламента в силу.

Остановка машины в любом месте

Норма, запрещающая останавливать автомобили для проверки вне стационарных постов ДПС, теперь отменена. Сотрудникам ГИБДД вернули право тормозить автомобилистов в любом удобном месте, хотя в МВД настаивают, что нововведение коснется, прежде всего, участков повышенной аварийности. Впрочем, выбор мест и методов надзора за дорожным движением по-прежнему осуществляют не сами инспекторы, а руководители их подразделений.

Как пояснил РИА «Новости» начальник управления ДПС Александр Быков, количество постов за последние годы сократилось втрое, что не позволяет эффективно контролировать дороги. Прежние правила позволяли останавливать машины вне постов только при проведении специальных операций, например, рейдов, или при имеющихся подозрениях в совершении водителем правонарушения.

«Засады» на дорогах

По новому регламенту патрульный автомобиль должен быть четко и отчетливо виден участникам дорожного движения, а умышленно устраивать «засады» сотрудникам ГИБДД запрещается. Однако скрытый контроль все-таки допускается.



Прятать машины в кустах и за перегибами дорог инспекторы могли и прежде, поскольку старый регламент также предусматривал возможность скрытого патрулирования. Новый уточняет, что такие «засады» допустимы лишь в исключительных случаях для обеспечения безопасности на скоростных или аварийных участках дорог. В этих случаях допускается установка патрульных автомобилей с частичным закрытием переломами рельефа или инженерными сооружениями, объяснил Александр Быков.

Камеры в зонах ремонта

Новый регламент отменяет запрет на использование камер автоматической фиксации нарушений в зонах ремонтных работ. Теперь камеры можно ставить там, где введены временные ограничения скорости и выставлены желтые знаки. Более того, Александр Быков подтвердил, что эта возможность будет использоваться, поскольку статистика ДТП показывает рост аварийности в местах ремонтных работ, связанный именно с несоблюдением скоростного режима. Кроме полноценных комплексов на ремонтируемых участках будут применяться муляжи.

Общественники опасаются, что нововведение приведет к злоупотреблениям со стороны дорожников и ГИБДД, которые будут оставлять ограничения даже после завершения ремонтных работ. В МВД, в свою очередь, заявляют, что правила установки камер на ремонтируемых участках предполагают четкую фиксацию сроков проведения ремонта, по окончании которых оформление нарушений должно прекращаться.

Отмена справок о ДТП

Инспекторы больше не будут заниматься оформлением и выдачей справок об авариях, которые требуют страховые компании. Как пояснил Александр Быков, МВД не обладает полномочиями утверждать форму справки о ДТП, необходимости в ней нет, а все нужные для страховых компаний сведения содержатся в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении. Кроме того, автомобилисты сами заполняют извещение о ДТП, которое также содержит исчерпывающую информацию о происшествии. Отмена справок ускорит оформление аварий и избавит инспекторов от непрофильной деятельности, уверены в ведомстве.



При этом правила ОСАГО, утвержденные регулятором, по-прежнему содержат требование о наличии такой справки. Такие же нормы, как правило, прописаны и во всех договорах каско. Однако в ГИБДД утверждают, что и Центробанк, и Российский союз автостраховщиков в курсе изменений и должны были заранее к ним подготовиться.

Запрет и разрешение на съемку

Вопреки слухам, никакого запрета на съемку представителей полиции регламент не вводит. Из него действительно убрали пункт о том, что инспекторы не должны препятствовать использованию фото, видео и звукозаписывающей аппаратуры, однако это положение, по мнению Александра Быкова, носило избыточный характер. Исключение нормы, подчеркнул чиновник, никак не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом.



Таким образом, право снимать действия инспекторов автомобилистам дает конституция, а не ведомственный регламент. Запрет на съемку, как и прежде, существует лишь в ситуациях, описанных в законах «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Например, при проведении контртеррористической операции или если водитель при съемке мешает полицейскому исполнять его обязанности. Сами силовики также имеют право производить съемку как на служебный видеорегистратор, так и на собственный мобильный телефон.

Вежливое общение и запрет на курение

Особое внимание новый регламент уделяет тому, как именно должны вести себя инспекторы при общении с водителями. Документ не рекомендует грубое или пренебрежительное поведение, а также запрещает высказывания, носящие дискриминационный характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений. Запрещаются и высказывания, провоцирующие водителей на противоправные действия.



Изначально в регламент планировалось внести еще и запрет на курение при общении с водителем, однако чиновники МВД посчитали его избыточным. Как заявил Александр Быков, существующий кодекс этики поведения государственных служащих уже содержит такую норму, и дублировать ее в другом документе нет смысла.

Запрет на боксы и цепочки для документов

Новый регламент прямо запрещает водителям прятать документы в закрытые боксы и пристегивать их к салону автомобиля. Изменения в регламент были внесены после ряда случаев, когда автомобилисты упаковывали свои документы таким образом, что инспектор не мог их забрать к себе в машину или убедиться в их подлинности. Теперь пристегивание документов приравнивается к отказу выполнить законное требование по их передаче инспектору, что сулит не только штраф, но и арест.



При этом сами инспекторы не обязаны передавать свои документы в руки водителям, хотя и должны предъявить их по первому требованию.

Доставка водителя до машины

Нововведение, которое чиновники добавили в новый регламент одним из последних, обязывает сотрудников ГИБДД доставить водителя к его автомобилю после прохождения медицинского освидетельствования. Но только в том случае, если водитель оказался трезвым. Как заявил Александр Быков, регламент дополнен нормой, обязывающей сотрудника полиции препроводить лицо к месту отстранения от управления транспортным средством, если результат теста оказался отрицательным.



Подобное требование регламент содержал и раньше, однако оно касалось только случаев, когда водителя возили на освидетельствование в медучреждение. Новый требует делать то же самое и после проверки, проводимой с помощью сертифицированного алкотестера, например, на ближайшем посту ДПС.

Электронный полис, запрет на изъятие прав и номеров, проверка документов у пассажиров

Все прочие нововведения носят статус технических, поскольку просто уточняют или актуализируют имевшийся ранее порядок. Например, регламент больше не содержит описания процедур изъятия водительских прав и снятия номеров, поскольку снимать регистрационные знаки законодательство запрещает, а отобрать права может только суд.



Кроме того, вместо бумажного полиса ОСАГО инспектору можно предъявлять только распечатку электронного полиса. Наконец, сотрудники ГИБДД получили право требовать удостоверения личности у всех пассажиров, находящихся в транспортном средстве, однако и это нововведение является лишь формальным. Право проверять документы у пассажиров существовало и раньше — инспекторы ДПС могли делать это так же, как и любые другие сотрудники правоохранительных органов.

Похожие публикации