Основные свойства нервной системы человека и их характеристика. Типы нервной системы человека Слабый тип нервной системы характерен для темперамента

Все разнообразие значений нервной системы вытекает из ее свойств.

Возбудимость, раздражимость и проводимость характеризуются как функции времени, то есть это процесс, возникающий от раздражения до проявления ответной деятельности органа. Согласно электрической теории распространения нервного импульса в нервном волокне он распространяется за счет перехода локальных очагов возбуждения на соседние неактивные области нервного волокна или процесса распространяющейся деполяризации потенциала действия, представляющего подобие электрического тока. В синапсах протекает другойхимический процесс, при котором развитие волны возбужденияполяризации принадлежит медиатору ацетилхолину, то есть химической реакции.

Нервная система обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.

К особенно важному свойству нервной системы относится свойство мозга хранить информацию в процессе не только онто, но и филогенеза.

Типы нервных систем

Существует несколько типов организации нервной системы, представленные у различных систематических групп животных.

Диффузная нервная система -- представлена у кишечнополостных. Нервные клетки образуют диффузное нервное сплетение в эктодерме по всему телу животного, и при сильном раздражении одной части сплетения возникает генерализованный ответ -- реагирует все тело.

Стволовая нервная система (ортогон)-- некоторые нервные клетки собираются в нервные стволы, наряду с которыми сохраняется и диффузное подкожное сплетение. Такой тип нервной системы представлен у плоских червей и нематод (у последних диффузное сплетение сильно редуцировано), а также многих других групп первичноротых -- например, гастротрих и головохоботных.

Узловая нервная система, или сложная ганглионарная система -- представлена у аннелид, членистоногих, моллюсков и других групп беспозвоночных. Большая часть клеток центральной нервной системы собраны в нервные узлы -- ганглии. У многих животных клетки в них специализированы и обслуживают отдельные органы. У некоторых моллюсков (например, головоногих) и членистоногих возникает сложное объединение специализированных ганглиев с развитыми связями между ними -- единый головной мозг или головогрудная нервная масса (у пауков). У насекомых особенно сложное строение имеют некоторые отделы протоцеребрума («грибовидные тела»).

Трубчатая нервная система (нервная трубка) характерна для хордовых.

Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни, называют - онтогенез (греч. ОНТОС - сущее, и ГИНЕЗИС - происхождение). В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:

  • 1. Пренатальный
  • 2. Постнатальный

Пренатальный - начинается с момента зачатия до рождения ребенка.

Постнатальный - от момента рождения до смерти человека.

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо - физиологических преобразований.

В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или «возрастного кризиса».

Изменяющиеся факторы

Последствия

от 2х до 4х

Развитие сферы общения с внешним миром.

Развитие формы речи.

Развитие формы сознания.

Повышение воспитательных требований.

Повышение двигательной деятельности

с 6 до 8 лет

Новые люди

Новые друзья

Новые обязанности

Уменьшение двигательной деятельности

с 11 до 15 лет

Изменение гормонального баланса с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции.

Расширение круга общения

Конфликты в семье и в школе

Вспыльчивый характер

Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков является своеобразной "страховкой", которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

Функциональной системой - называют временное объединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата.

Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к школе.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

интеллектуальную готовность;

мотивационную готовность;

волевую готовность;

коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7и годам ребенок должен знать:

  • * свой адрес и название города, в котором он живет;
  • * название страны и ее столицы;
  • * имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • * времена года, их последовательность и основные признаки;
  • * названия месяцев, дней недели;
  • * основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка -- это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль -- роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью -- учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался.

Достаточно дать понять ребенку, что учеба -- это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Три основных свойства нервной системы позволяют выделить несколько типов НС. Для образования данной типологии оказали влияние следующие свойства:

  • Сила торможения и возбуждения;
  • Подвижность процессов торможения и возбуждения;
  • Уравновешенные нервные процессы.

Эти свойства позволили сформировать определенную типологию, на основании которой можно выделить типы нервной системы человека.

Типы нервной системы человека по Павлову

В современной науке существует несколько систем, формирующих типы нервной системы. Наиболее популярной считается типология Павлова. Так как он при разработке своей типологии опирался именно на те свойства, которые указаны выше. Это позволило ученому составить четкую систему, в которой прослеживаются очевидные различия между типами.

В высшей науке типы нервной системы человека именуются типами высшей нервной деятельности. В основу типологии легли различия между комплексами основных как приобретенных, так и врожденных свойств нервной системы. От типа нервной системы зависит поведение человека. Поэтому люди с общим типом имеют схожие действия и реакции.

Какие бывают типы нервной системы?

  1. Первым типом является сильный неуравновешенный тип. Его характерной чертой является быстрая и активная выработка условных рефлексов, провоцирующих возбудительную функцию. При этом обратная реакция в такой нервной системе, то есть затухание возбуждения и тормозные рефлексы условного типа вырабатываются с большим трудом.
  2. Сильный уравновешенный инертный тип является вторым в данной системе. Для этого типа характерно медленное образование как возбудительных рефлексов, так и тормозных реакций.
  3. Третьим является сильный уравновешенный подвижный тип. В этом варианте свойственно легкое образование всех условных рефлексов. Это касается как активных, так и тормозных рефлексов. Но при этом они могут быстро меняться в зависимости от ситуации.
  4. Последним является слабый тип. Для такой нервной системы является характерной сложная выработка любых рефлексов. Активные реакции образовываются слишком медленно, но как только им удается проявиться, то тормозные рефлексы образовываются очень быстро.

Нервная система человека имеет тип определенного характера. На формирование типа влияют как врожденные факторы, так и приобретенные. Поэтому каждый человек имеет тип нервной системы не от рождения. На формирование типа влияет окружающая среда и внешняя обстановка. Любой прожитый опыт оказывает соответствующее влияние на формирование типа нервной системы. Но реакция на этот опыт всегда зависит не только от приобретенных ранее рефлексов, но и от врожденных.

На основе многолетних исследований и большого экспериментального материала И. П. Павлов нашел возможным выделить разные типы нервной системы животных.

В основу выделения типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных функциональных свойства нервной системы.

Первое свойство - сила возбуждения и торможения. Это понятие связано с работоспособностью клеток коры головного мозга. Имеются животные, у которых обладает высоким пределом работоспособности, и в противоположность им животные, у которых имеет низкий предел работоспособности.

Второе свойство - уравновешенность нервных процессов. Под уравновешенностью понимается соотношение между возбуждением и торможением. Иногда эти два процесса бывают развиты одинаково, но бывает, что один из них преобладает над другим. Чаще всего таким преобладающим процессом бывает возбуждение.

Третье свойство - подвижность возбуждения и торможения. Этот признак связан с тем, насколько быстро в корковых клетках возбуждение может смениться торможением, и наоборот. У некоторых это происходит быстро, а у других медленно.

Учитывая эти три признака, И. П Павлов выделил четыре основных типа нервной системы.

1.Сильный безудержный тип. Тип с сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с резким преобладанием возбуждения над торможением.

2.Сильный живой тип. Этот тип характеризуется сильными нервными процессами, их уравновешенностью и хорошей подвижностью, т. е. быстрой сменой возбуждения торможением и торможения возбуждением.

3.Сильный спокойный тип. Этот тип отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью. Процесс возбуждения и особенно торможения сменяется медленно.

4.Слабый тип. Характеризуется слабыми нервными процессами с низкой работоспособностью корковых клеток. Слабо развито возбуждение и торможение.

Между этими четырьмя основными типами нервной системы имеется много промежуточных переходов.

И. П. Павлов установил совпадение между типами нервной системы и четырьмя темпераментами у людей.

Тип безудержный соответствует холерическому темпераменту, тип живой - сангвиническому, тип спокойный - флегматичному и слабый - меланхолическому темпераменту.

Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов счел возможным выделить два основных человеческих типа нервной системы. Один ИЗ НИх он назвал художественным типом. К этой группе он относил писателей, музыкантов, живописцев и др. У этой группы первая сигнальная система несколько преобладает над второй. Другой тип был назван мыслительным типом. В эту группу входят ученые - философы, математики, филологи и др. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система несколько преобладает над первой. Имеется также средняя группа. У лиц, относящихся к средней группе, преобладание одной системы над другой не выражено.

А. Г. Иванов-Смоленский изучил типы замыкательной деятельности мозговой коры и дал их классификацию. Он выделил следующие четыре основных типа.

1.Лабильный тип - как положительные, так и тормозные условные связи образуются одинаково легко и быстро.

2.Инертный тип - те и другие связи образуются и упрочиваются в равной мере с задержкой, замедленно.

3.Возбудимый тип - положительные связи образуются очень легко и быстро, тормозные, наоборот, трудно и медленно.

4.Тормознойтип - положительные связи образуются и упрочиваются медленно, а тормозные, наоборот, легко и быстро.

Тип нервной системы складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывают индивидуум в процессе жизни. В итоге создается определенный тип нервной системы, при формировании которого решающее значение приобретают внешние условия.

Тип нервной системы формируется в процессе жизни и может быть изменен воспитанием.

Статья на тему Типы нервной системы

Нервная система человека является важнейшей системой, регулирующей абсолютно все процессы в организме и обеспечивающей его оптимальное взаимодействие с окружающим миром. Даже там, где процессы регулируются эндокринной системой при помощи гормонов, все равно высший контроль остается за нервной системой.

Типология НС человека Нервная система Центральная -Головной мозг -Спинной мозг Периферическая -Нервы -Нервные окончания -Нервные узлы

Строение и функции периферической нервной системы Разновидности нервов: Разновидности нервных окончаний: - Двигательные(лицевой нерв) - Чувствительные(кожные нервы) - Двигательные(нервно-мышечная пластинка) - Чувствительные(рецепторы осязания в коже) Разновидности нервных узлов: - Спинномозговые(несут инф. из внешней среды) - Вегетативные(несут инф. о внутренней среде)

Свойства нервных процессов Тип нервной системы - совокупность нервных процессов, обусловленная генетически и приобретенная в течение жизни. Различают 3 типа нервных процессов: Сила - способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель. Различают сильные и слабые нервные процессы. Уравновешенность нервных процессов - сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Различают уравновешенные и неуравновешенные В свою очередь, сильные уравновешенные процессы имеют критерий подвижности - возможности быстрой смены процессов возбуждения и торможения. Бывают подвижными и инертными.

Альтернативная типология нервных систем - Типология НС человека зависит также от соотношения сигнальных систем 1 сигнальная система (предмет, образ действия) есть у любого живого сущ-ва 2 сигнальная система (речь, слово) есть только у человека По выраженности сигнальных систем выделяют 4 типа НС человека: художественный - преобладает 1 сигнальная система - эмоциональны, с конкретным мышлением; мыслительный - преобладает 2 сигнальная система - абстрактное мышление; уравновешенный - 1 сигнальная система примерно равна 2 сигнальной системе; гениальный - одинакова и значительно выражены обе сигнальные системы.

Зависимость темперамента от нервной системы человека Меланхолический темперамент определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв. Остальные три типа нервной системы считаются сильными. Флегматическим темпераментов - такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Сангвинический темперамент - другой сильный тип темперамента, характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные. Холерический темперамент - третий сильный тип темперамента неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.

Возрастные особенности высшей нервной деятельности - Период новорожденности Появление простейших рефлексов(хватательный, мигательный, сосательный) Болевые и температурные раздражения (двигательная реакция), различает вкусы К 10 -12 дню с развитием организма меняется характер безусловных рефлексов новорожденного. Рефлексогенные зоны ряда рефлексов сужаются. Многие из них перестраиваются или затормаживаются. ололо

Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Совокупность этих свойств, в значительной мере определяющих характер высшей нервной деятельности, обусловлена наследственными особенностями данного индивидуума и его предыдущим жизненным опытом и называется типом нервной системы .

От последнего зависят при прочих равных условиях различная у разных животных одного и того же вида скорость образования условных рефлексов, их величина и прочность, интенсивность внутреннего и внешнего торможения, быстрота иррадиации и концентрации нервного процесса, способность к индукции и большая или меньшая податливость к различным воздействиям, вызывающим патологическое состояние высшей нервной деятельности.

На основании изучения всего комплекса индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности установлены основные типы нервной системы и определяется принадлежность данного организма к тому или иному типу. И. П. Павлов, руководствуясь многолетним лабораторным изучением условных рефлексов собак, придавал основное значение при классификации типов нескольким свойствам нервной системы, которые он считал наиболее надежными показателями нервной активности.

Этими показателями являются, во-первых, сила процессов возбуждения и торможения, во-вторых, их взаимная уравновешенность, иначе говоря, соотношение силы возбуждения и силы торможения и, в-третьих, их подвижность, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением, и наоборот.

В экспериментальной практике встречаются четыре основных типа:

  1. тип сильный, но неуравновешенный, который характеризуется преобладанием возбуждения над торможением;
  2. тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип);
  3. тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный, или инертный, тип);
  4. тип слабый, характеризующийся чрезвычайно слабым развитием как возбуждения, так и торможения; для него характерна быстрая истощаемость, приводящая к потере работоспособности.

По мнению И. П. Павлова, четыре вышеуказанных типа нервной системы , обнаруживаемые в опытах на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей еще Гиппократом:

  1. сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения совпадает с холерическим темпераментом;
  2. сильный, уравновешенный, подвижный - с сангвиническим;
  3. сильный, уравновешенный, малоподвижный - с флегматическим;
  4. слабый - с меланхолическим.

Животные, обладающие разными типами нервной системы, отличаются по своей приспособленности к различным воздействиям окружающей среды и по своей стойкости по отношению к болезнетворным агентам. Так, у животных, обладающих сильным уравновешенным типом нервной системы, чрезвычайно трудно вызвать патологическое расстройство высшей нервной деятельности - невроз, или срыв, по терминологии И. П. Павлова.

Животные же, обладающие слабой или сильной, по неуравновешенной нервной системой, в большей мере подвержены различным нарушениям условнорефлекторной деятельности.

В особенности частым поставщиком различных видов неврозов и срывов является слабый тип нервной системы. У представителей этого типа нервной системы под влиянием трудных жизненных положений, сложных задач дифференцирования сигналов, сильных разрушительных раздражений и т. п. особенно легко наступает длительное нарушение высшей нервной деятельности.

Похожие публикации