Церковь в истории протопресвитер иоанн мейендорф. Иоанн мейендорф - живое предание. Историческая теология отца Иоанна Мейендорфа

Иоанн Мейендорф (1926 -1992) - протопресвитер, специалист с мировым именем в области патристики и византийской истории, один из самых замечательных православных богословов нашего времени. Отец Иоанн Мейендорф родился 17 февраля 1926 г. в гор. Нейли (Верхняя Сена, Франция) в семье русских эмигрантов. Он учился в Православном богословском институте Святого Сергия в Париже, в Школе практического богословия в Сорбонне, где в 1959 г. защитил докторскую диссертацию о богословских воззрениях святого Григория Паламы. В том же году, после рукоположения во иерея, он был приглашен в Свято-Владимирскую Духовную Академию в Нью-Йорке для преподавания истории Церкви и патрологии.

Он преподавал также в Гарвардском, Колумбийском, Фордовском университетах США. В 1977 г. отец Иоанн был избран членом-корреспондентом Британской Академии. Он был почетным доктором Университета Нотр-Дам (Индиана, США), Богословского института Епископальной Церкви в Нью-Йорке и Православной Духовной Академии в Санкт-Петербурге. Отец Иоанн Мейендорф долгое время возглавлял Отдел внешних сношений Православной Церкви в Америке.

Был одним из инициаторов создания канонической организации этой Поместной Церкви (начало которой восходит к утвержденной в 1794 г. Русской миссии на Аляске), получившей свою автокефалию от Московского Патриархата в 1971 г. С 1968 по 1976 гг. он возглавлял комиссию «Вера и Устройство» Всемирного Совета Церквей, членом Центрального Комитета которого являлся.

Отец Иоанн был в числе инициаторов создания в 1953 году Синдесмоса v Всемирной федерации православной молодежи, ее первым секретарем, а затем председателем. С мая по июнь 1992 г. протопресвитер Иоанн Мейендорф был ректором Свято-Владимирской Духовной Академии.

Книги (6)

Брак в православии

Цель книги - раскрыть брак как таинство, т. е. углубиться в тот аспект его, которого не касаются ни психология, ни физиология, ни социология.

Однако автор убежден, что православное понимание таинства брака предполагает единственно возможное в христианстве отношение к наиболее жгучим проблемам современности. Это понимание, безусловно, расходится с тем, которое признано традиционным в западном христианстве. В этом различии таится, возможно, путь для практического преобразования брака в западном обществе.

Введение в святоотеческое богословие

Предлагаемый конспект курса лекций по патристике основан на студенческих записях лекций, прочитанных в Свято-Владимирской Духовной академии (Нью-Йорк) в 1979-1981 гг.

Предложенный курс не претендует на всеобъемлющий научный охват относящегося к предмету материала. Скорее цель его заключается в том, чтобы определить историческую обстановку, основные направления богословской мысли и главные вопросы, нуждающиеся в объяснении и обсуждении.

Византия и Московская Русь

Книга о истории русской православной церкви. Вернее - очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке.

Это время становления независимой Московии, раздираемой междоусобицами и давлением враждебных народов. Время борьбы с татарами и Куликовской битвы; время падения Византии, и установления патриаршества на Руси.

Живое предание. Свидетельство православия в современном мире (часть)

Данная работа является четвертой главой сборника: Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Живое Предание. Свидетельство Православия в современном мире.
Богословие
Смысл предания
Писание, Предание и Церковь
Предание и догмат
Предание и предания
Православная Церковь и миссия: прошлое и перспективы нашего времени

Православное свидетельство в современном мире
Духовное и культурное возрождение XIV века и судьбы Восточной Европы
Православное богословие в современном мире
Св.Григорий Палама, его место в Предании Церкви и в современной истории

Православие и современный мир

По благословению Высокопреосвященного Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси

Протоиерей Иоанн Мейендорф скончался 22 июля 1992 г. в Монреале (Канада) в возрасте 66 лет от тяжелой болезни. Специалист с мировым именем в области патристики и византийской истории, один из самых замечательных православных богословов нашего времени, он проведен в последний путь главой Американской Православной Церкви митрополитом Вашингтонским Феодосием, который совершил чин погребения в часовне Свято–Владимирской Духовной Академии в Крествуде (Нью–Йорк, США). Отец Иоанн Мейендорф родился 17 февраля 1926 г. в гор. Нейли (Верхняя Сена, Франция) в семье русских эмигрантов. Он учился в Православном богословском институте Святого Сергия в Париже, в Школе практического богословия в Сорбонне, где в 1959 г. защитил докторскую диссертацию о богословских воззрениях святого Григория Паламы. В том же году, после рукоположения во иерея, он был приглашен в Свято–Владимирскую Духовную Академию в Нью–Йорке для преподавания истории Церкви и патрологии. Он преподавал также в Гарвардском, Колумбийском, Фордовском университетах США. В 1977 г. отец Иоанн был избран членом–корреспондентом Британской Академии. Он был почетным доктором Университета Нотр–Дам (Индиана, США), Богословского института Епископальной Церкви в Нью–Йорке и Православной Духовной Академии в Санкт–Петербурге.

Отец Иоанн Мейендорф долгое время возглавлял Отдел внешних сношений Православной Церкви в Америке. Он был одним из инициаторов создания канонической организации этой Поместной Церкви (начало которой восходит к утвержденной в 1794 г. Русской миссии на Аляске), получившей свою автокефалию от Московского Патриархата в 1971 г. С 1968 по 1976 гг. он возглавлял комиссию «Вера и Устройство» Всемирного Совета Церквей, членом Центрального Комитета которого являлся. Отец Иоанн был в числе инициаторов создания в 1953 году Синдесмоса v Всемирной федерации православной молодежи, ее первым секретарем, а затем председателем. С мая по июнь 1992 г. протоиерей Иоанн Мейендорф был ректором Свято–Владимирской Духовной Академии. Последние три года жизни он много раз посещал Москву и Санкт–Петербург, читая лекции, проповедуя.

Труды отца Иоанна Мейендорфа переведены на 12 языков мира, его перу принадлежат такие исследования, как «Введение в учение Григория Паламы» (Сеиль, 1959), «Святой Григорий Палама и православная мистика» (Сеиль, 1959), перевод и критическое издание «Триад в защиту священнобезмолвствующих святого Григория Паламы» (в 2 тт., Лувэн, 1959), «Православная Церковь вчера и сегодня» (Сеиль, 1960, 2–е изд. 1969), «Православие и Католицизм» (Сеиль, 1965), «Христос в византийском богословии» (Сэрф, 1969), «Введение в византийское богословие» (Сэрф, 1975), «Брак: его перспектива в Православии» (YMCA–Press, 1986), множество статей. На английском языке вышли в свет книги «Византия и возвышение Руси: исследование византийско–русских отношений в XVI веке» (Garvard University Press, 1980), «Византийское наследие в Православной Церкви» (Изд–во Семинарии Святого Владимира, 1981), «Единство империи и христианское разделение. Церковь в 450–680 гг. н.э.» (Изд–во Семинарии Святого Владимира, 1981), а также сборники статей, изданные в Свято–Владимирской Духовной Академии: «Живое предание» (1978), «Соборность и Церковь» (1983), «Свидетельство миру» (1987), «Видение единства» (1987).

Отец Иоанн был женат; у него было четверо детей и шестеро внуков.

ЛЕКЦИИ, читанные в Белорусском Экзархате Московского Патриархата

Настоящие лекции протоиерея Иоанна МЕЙЕНДОРФА, профессора, ректора Свято–Владимирской Духовной Академии Американской Православной Церкви (Нью–Йорк, США), были прочитаны Его Высокопреподобием в рамках образующейся в Белорусской Православной Церкви Минской Духовной Академии. Это были одни из последних публичных выступлений отца Иоанна Мейендорфа незадолго до последовавшей 22 июля 1992 года его блаженной кончины.

Православное свидетельство в современном мире

ЛЕКЦИЯ 1, читанная в Минском Епархиальном Управлении

Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братия и сестры! Вы знаете, что в современном мире в XX веке произошли духовные, политические и культурные трагедии и сдвиги. Одним из таких сдвигов следует считать следующее: православное богословие, православное мировоззрение и Православная Церковь теперь перестали быть тем, чем они были исторически, то есть Церковью, территориально и культурно ограниченной Ближним Востоком и Грецией - колыбелью своего возникновения, - а также Восточной Европой со славянскими странами и преимущественно, конечно, Россией.

Ныне православные разбросаны по всему миру. Вы имеете перед собой человека, который говорит по–русски, но родился во Франции, получил свое образование на Западе и всю свою жизнь провел в общении с инославным Западным миром - не только христианским, но и всей секулярной Западной культурой. Поэтому я и думаю, что мое исповедание своей веры и собственного опыта в этом смысле может быть наиболее вам интересно.

Православная диаспора в мире особенно связана с русской эмиграцией, потому что по экономическим причинам православные, например, из Восточной Европы переезжали в Америку еще в XIX веке сотнями тысяч. Это была экономическая эмиграция в основном простых людей, которые не обладали особенной возможностью обогатить культурный рынок Западного общества, а приезжали в Америку для того, чтобы иметь лучшую жизнь. Но русская эмиграция после 1918 года уже была другого типа: она включала в себя интеллектуальную элиту дореволюционной России. Она была численно велика, но главное - имела интеллектуальный и культурный вес.

Я сам родился и рос в Париже, и сейчас еще помню, как в православном парижском Свято–Александро–Невском соборе, где я мальчиком прислуживал за богослужением, стояли в воскресный день белые генералы и Николай Бердяев, Великие князья и кающиеся эсэры, правые и левые, простые люди, а в хоре пел Федор Шаляпин - это был некоторый микрокосм русского дореволюционного общества с его разными политическими взглядами, но объединённый Церковью .

С моей точки зрения, наиболее значительным фактом было не столько политическое изгнание этих людей из России, но их объединение в лоне Церкви и то, что они сумели создать целую культурную среду. И в церковном отношении сыграл особую роль Сергиевский институт - Духовная Академия, где собрались и лучшие из находившихся тогда за границей философов и богословов, целью которых было создание культурного клира и даже мечта о том, как ее выражал глава нашей Церкви во Франции митрополит Евлогий, что весь этот институт переселится в какой–то момент в Сергиев Посад. Эта мечта не исполнилась в некоем материальном плане, но нечто от нее сохранилось - особенно в виде книг, в форме духовного наследия, в форме духовных связей. Я думаю, исторически это имеет значение гораздо большее, чем чьи–то политические взгляды, которые всегда были разными и о которых никогда не известно, какие они принесут плоды; а духовное и интеллектуальное наследие свои плоды несомненно принесет.

, Американской Русской Митрополии , Православной Церкви в Америке . Основатель (вместе с о. Александром Шмеманом и архиеп. Иоанном (Шаховским) Православной Церкви в Америке ( год).

влияние

образование

Старший научный сотрудник при Центре исследований Византии Гарвардского университета, профессор истории Византии в Фордемском университете. Читал лекции в Колумбийском университете.

иерархия

экуменизм

воззрения

В программной статье «Халкидониты и не-халкидониты: шаги к единству» призвал «исследовать открыто и искренне соответствующие церковные представления и поставить Суд Господа над их ограниченностью».

О. Иоанн Мейендорф находит, что православные и монофизиты «разделяют веру в естественное (выд. нами.- Ред.) единство Церкви. Фундаментальная церковность одна и та же» у православных, католиков «и у не-халкидонских Церквей», - считает о. Иоанн Мейендорф.

Как многократно заявлял о. Иоанн Мейендорф, для него не существует проблемы в признании Святыми отцами Церкви людей грешных, и даже исповедующих иную веру. Так, в статье «Халкидониты и не-халкидониты» он лживо объявляет св. Исаака Сирина несторианином, но великодушно не отказывает ему в праве именоваться православным святым.

При этом о. Иоанн Мейендорф считает, что сохраняет верность Преданию, хотя видит эту верность «не в словесной преемственности и не в простом повторении текстов Писания, умиротворяющих заявлениях или мнениях отцов Церкви». Он допускает самое широкое «принятие новых взглядов, богословских подходов и вбирание в себя разных умонастроений и философских концепций», одобряет католическую работу по сочинению новых догматов.

патологическая речь

дискурс

полемика против числа Таинств

приемы патологической речи

аппроксимация

Приемом аппроксимации о. Иоанн Мейендорф пользуется, например, в своей диссертации «Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение». У него точные богословские термины: сущность, ипостась, энергия (благодать) в некоторых случаях заключены в кавычки, что делает совершенно невозможным установление их смысла. Выражает ли этим автор сомнение, или указывает на какое-то иносказательное значение, или это мнимые сущность, ипостась, энергия? Едва ли. Вернее допустить, что о. Мейендорф указывает на невозможность точного соответствия между термином и самим существом дела. А это уже совершенно определенная, хотя и адогматическая позиция.

«Я являюсь абсолютно и почти (?) безоговорочно учеником отца Георгия Флоровского » . Можно сказать либо «абсолютно», либо «почти безоговорочно».

штампы

воцерковление

ругательные слова

гетто

цитаты

Половина всех средневековых византийских патриархов – тех, которые не были формально осуждены за ересь, – были причислены Церковью к лику святых.

В нашем падшем мире полной свободы от заблуждений не существует, и в каком-то смысле люди даже «имеют право» на заблуждения. Еретические утверждения можно отыскать у любого Св. отца.

Движущей силой (поступков св. Григория Паламы) была верность догматическому Православию в том виде, в каком он его себе представлял.

Св. Григорий Палама «произнося проповеди, иногда пользуется традиционными идеалистическими штампами о необходимости оставить любовь к телу и любить только душу.

основные сочинения

  • Meyendorff, John Fr. Introduction à l"étude de Grégoire Palamas (1959)
    • Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение (1997).
  • Meyendorff, John Fr. Christ in Eastern Christian Thought (1969) рус. пер. «Иисус Христос в восточном православном богословии» (2000)
  • Meyendorff, John Fr. Byzantine theology (1974), рус. пер. «Византийское богословие» (2001);
  • Meyendorff, John Fr. Byzantine and the Rise of Russia (1980), рус. пер. «Византия и Московская Русь» (2000)
  • Мейендорф, Иоанн о. Введение в святоотеческое богословие (1985)
    • Мейендорф, Иоанн о. Ларисы Волохонской . - М.: , 1992. - 360 с. - ISBN 5-89942-253-X.
    • Мейендорф, Иоанн о. Введение в святоотеческое богословие. Конспекты лекций / Пер. Ларисы Волохонской . - Минск: Лучи Софии , 2007. - 384 с. - 5 533 экз. - ISBN 5-89942-253-X.
  • Meyendorff, John Fr. Imperial Unity and Christian Divisions: The Church 451-680 A.D. (1989)
    • Единство империи и разделение христиан (2000)
сборники статей
  • Мейендорф, Иоанн о. Православие в современном мире (1981).
  • Мейендорф, Иоанн о. Православие и современный мир. Лекции и статьи / Сост. А. А. Петрашкевич. - Минск: Лучи Софии , 1995. - 112 с. - 10 000 экз.
    • Мейендорф, Иоанн о. Лекции, читанные в Белорусском Экзархате Московского Патриархата (1992) // Православие и современный мир. Лекции и статьи / Сост. А. А. Петрашкевич. - Минск: Лучи Софии , 1995. - С. 4-56. - 112 с. - ISBN 985-6171-03-2.
    • Мейендорф, Иоанн о. Православное богословие в современном мире // Православие и современный мир. Лекции и статьи / Сост. А. А. Петрашкевич. - Минск: Лучи Софии , 1995. - С. 57-78. - 112 с. - ISBN 985-6171-03-2.
    • Мейендорф, Иоанн о. Св. Григорий Палама, его место в Предании Церкви и в современной истории // Православие и современный мир. Лекции и статьи / Сост. А. А. Петрашкевич. - Минск: Лучи Софии , 1995. - С. 79-111. - 112 с. - ISBN 985-6171-03-2.
статьи
  • Meyendorff, John Fr. Chalcedonians and Monophysites after Chalcedon // Greek Orthodox Theological Review. - 1964. - № 10. - P. 16-30.
  • Meyendorff, John Fr. A Consultation between ‘Chalcedonians’ and ‘Non-Chalcedonians’ // St. Vladimir’s Theological Quarterly. - 1964. - № 8. - P. 149-152.
  • Мейендорф, Иоанн о. Халкидониты и монофизиты после Халкидона // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата . - 1965. - № 52. - С. 223-236.
  • Meyendorff, John Fr. ‘Chalcedonians’ and ‘Non-Chalcedonians’ // St. Vladimir’s Theological Quarterly. - 1967. - № 11. - P. 150-151.
  • Meyendorff, John Fr. Chalcedonians and non-Chalcedonians: The Last Steps to Unity // St Vladimir’s Theological Quarterly. - 1989. - № 33. - P. 319-329
    • Халкидониты и не-халкидониты: шаги к единству //

Биография

  • В - - преподаватель греческого языка и истории в церкви в Свято-Сергиевском православном богословском институте
  • С 1959 - диакон.
  • С 22 марта 1959 - священник.
  • В 1959-1992 - профессор патрологии в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Также преподавал в Колумбийском и Фордамском университетах и в Объединённой богословской семинарии, работал в центре византийских исследований Гарвардского университета «Дамбартон Оукс».
  • С - протоиерей.
  • В -1984 - настоятель церкви Христа Спасителя в Нью-Йорке.
  • В -1992 - декан (руководитель) Свято-Владимирской духовной семинарии , сменил на этом посту протопресвитера Александра Шмемана .
  • С марта - протопресвитер.
  • В июле 1992 ушёл в отставку, намеревался посвятить себя только научно-педагогической деятельности, но вскоре скончался.

духовная связь с Россией не прерывалась у отца Иоанна никогда. Однако лишь в последние несколько лет, уже будучи ректором Свято-Владимирской семинарии, он получил возможность регулярно бывать в России, встречаться со священниками и богословами, с учеными и представителями культурной интеллигенции. Он читал лекции в духовных академиях, университетах, проповедовал в храмах, выступал по телевидению. Особенно радовали отца Иоанна встречи с верующей молодежью, на которую он возлагал главные надежды в «чаемом всеми нами православном возрождении».

Похоронен на кладбище в городе Крествуд (США), недалеко от Свято-Владимирской духовной семинарии.

Научная деятельность

Известный богослов и церковный историк, его труды издавались на 12 языках, в том числе на английском , французском , русском , итальянском , немецком . Автор перевода и критического издания «Триад в защиту священнобезмолвствующих святого Григория Паламы» (2 тт., Лувен, 1959). Значительное влияние на его становление как учёного оказали архимандрит Киприан (Керн) и протоиерей Георгий Флоровский . Полагал, что

для того, чтобы действительно проникнуть в мир Святых Отцов, почувствовать их мысль, узнать, почему они говорили именно так, а не иначе, и что всё это значит для нас - носителей другого менталитета, живущих много веков спустя, в иной культуре, - нам необходимо изучать историю.

Главная тема его научных работ было святоотеческое богословие, в частности учение святого Григория Паламы. По словам епископа Илариона (Алфеева),

о. Иоанн прослеживает православно-христианскую мистическую традицию, истоки которой он видит в раннем египетском монашестве. Основные вехи этой многовековой традиции: «умная молитва» Евагрия Понтийского , «мистицизм сердца» Макария Египетского , доктрина обожения свв. Григория Нисского и Максима Исповедника , учение о боговиденин преп. Симеона Нового Богослова , византийский исихазм XIII-XIV веков, средневековое русское монашество, преп. Серафим Саровский и св. Иоанн Кронштадтский в XIX-XX столетиях. Под «православной мистикой» (в отличие от внехристианского или оккультного мистицизма) о. Иоанн понимает «объективное видение Бога человеком», достигаемое святыми на высших ступенях духовного подвига, всецелое приобщение человека к Богу, при котором «божественный свет сияет в самом теле обоженного человека».

По мнению о. Иоанна Мейендорфа,

мистическая направленность является главным отличием восточной богословской традиции от западной: В истории восточного христианства мистическое созерцание Бога и богословие всегда находились в тесном соотношении, никогда не упраздняя друг друга. Поэтому и богословие на Востоке не превратилось в сухую науку, в то время как западное богословие постепен¬но приобрело схоластический характер.

Также о. Иоанн изучал проблемы византийской христологии, придя к выводу, что христология современных дохалкидонских церквей является продолжением и развитием христологии святого Кирилла Александрийского . В связи с этим он активно участвовал в диалоге между православной церковью и восточными православными (дохалкидонскими) церквами, считая, что «божественная истина может часто выражаться по-разному без нарушения этим разнообразием единства во Христе».

5 мая 1998 года по распоряжению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона были сожжены во дворе епархиального Духовного училища книги известных православных богословов XX века протопресвитеров Александра Шмемана , Иоанна Мейендорфа , Николая Афанасьева и протоиерея Александра Меня . Однако позднее появилась информация, что труды И. Мейендорфа не сжигались, а «было сожжено четыре книги, которые по авторству приписывать можно Меню, но на них не было пометок священноначалия о том, что они изданы по благословению, а проповеди, которые они содержали, содержали явно натяжки в совершенно вольной трактовке Священного Предания ».

Личность

Один из его учеников, профессор Александр Дворкин вспоминал, что отец Иоанн

был не только одним из крупнейших патрологов XX века, ученым с мировым именем. Он был исключительным, редким пастырем, душу свою полагавшим за своих овец. Для меня он был в некотором роде эталоном Православия. Он всегда придерживался, как сам то называл, «срединного золотого пути», то есть никогда не уклонялся ни в размытое экуменическое богословие, ни в сектантство, ни в бездумное охранительство, ни в безудержный либерализм, но всегда призывал к трезвению и рассуждению. Это и были главные черты его напряженной духовной жизни. И при всей его мягкости и деликатности на главном отец Иоанн стоял очень твердо и в вопросах принципиальных не уступал никогда. Всегда он был ровным и спокойно-доброжелательным. Раздражённым я видел его лишь несколько раз. И всякий раз его раздражение было вызвано столкновением с ханжеством и лицемерием, которые он действительно не мог выносить.

Труды

  • St. Gregoire Palamas et la mystique orthodoxe. Paris, 1959.
  • Introduction a l’etude de Gregoire Palamas. Paris, 1959 (Русский перевод - «Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение». СПб, 1997) .
  • L’Eglise Orthodoxe hier et aujourd’hui. Paris, 1960.
  • Orthodoxie et Catholicite. Paris, 1965.
  • La Christologle Byzantine. Paris, 1967.
  • Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968.
  • Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969 (Русский перевод - «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.).
  • Marriages: An Orthodox Perspective. Tukahoe (N.Y.), 1970 (Русский перевод - «Брак в Православии». Клин, 2000) .
  • Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. New York: Fordham University Press, 1974 (Русский перевод - «Византийское богословие: Исторические направления и вероучение». М., 2001; 2-е издание: «Византийское богословие: Исторические и доктринальные темы». - Минск, 2001).
  • The Living Tradition. New York, 1978. (Русский перевод - «Живое предание: Свидетельство Православия в современном мире». СПб., 1997).
  • Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1980 (2-е издание, дополненное - М., 1997) .
  • Byzantium and the Rise of Russia. Cambridge, 1981 (Русский перевод - Византия и Московская Русь. Париж, 1990) .
  • Byzantine Legacy in the Orthodox Church. New York, 1983 (Русский перевод - Византийское наследие в Православной Церкви, 2007).
  • Catholicity and the Church. New York, 1983.
  • Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985 (2-е издание - Вильнюс; М., 1992.; 3-е издание - Клин, 2001; 4-е издание - Минск, 2001) .
  • Witness to the World. New York, 1987.
  • Vision of Unity. New York, 1987.
  • Imperial Unity and Christian Divisions. New York, 1989.
  • Православие и современный мир (Лекции и статьи). Минск, 1995 .
  • История Церкви и восточно-христианская мистика: Единство Империи и разделение христиан. Святой Григорий Палама и православная мистика. Византия и московская Русь. М., 2000.
  • Рим. Константинополь. Москва. Исторические и богословские исследования. М., 2005.

Библиография

  • Нивьер, Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995. Биографический справочник. М., Париж. 2007. С. 316-318.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Иоанн Мамиконьян
  • Иоанн Милостивый (александрийский патриарх)

Смотреть что такое "Иоанн Мейендорф" в других словарях:

    ИОАНН XIV КАЛЕКА - [греч. ᾿Ιωάννης ὁ Καλέκας] (1283, Апрос, Фракия 29.12.1347, К поль), патриарх К польский (февр. 1334 2 февр. 1347), визант. ученый, юрист, ритор и писатель. Род. в незнатной провинциальной семье; по месту рождения известно его прозвище Иоанн… … Православная энциклопедия

    Мейендорф, Иван Феофилович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мейендорф. Иван (Иоанн) Феофилович Мейендорф (17 февраля 1926(19260217), Нёйи сюр Сен, Франция 22 июля 1992, Монреаль, Канада) протопресвитер Православной церкви в… … Википедия

    Мейендорф, Иоанн

    Мейендорф, Иван - Иван Феофилович Мейендорф (Иоанн Мейендорф; 17 февраля 1926, Нёйи сюр Сен, Франция 22 июля 1992, Монреаль, Канада) протопресвитер Православной церкви в Америке, богослов, церковный историк. Содержание 1 Семья и детство 2 Об … Википедия

    Мейендорф Иван Феофилович - Иван Феофилович Мейендорф (Иоанн Мейендорф; 17 февраля 1926, Нёйи сюр Сен, Франция 22 июля 1992, Монреаль, Канада) протопресвитер Православной церкви в Америке, богослов, церковный историк. Содержание 1 Семья и детство 2 Об … Википедия

    ИОАНН КАНТАКУЗИН - [греч. ᾿Ιωάννης Καντακουζηνός] (ок. 1295 15.06.1383, Мистра, Пелопоннес), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 26 окт. 1341 4 или 10 дек. 1354), гос. деятель, богослов, писатель (лит. псевдоним… … Православная энциклопедия

    ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ - Прав. Иоанн Кронштадтский. Офорт В. А. Боброва. 1900 г. (ГИМ) Прав. Иоанн Кронштадтский. Офорт В. А. Боброва. 1900 г. (ГИМ) (Сергиев Иоанн Ильич; 19.10.1829, с. Сура Пинежского у. Архангельской губ. 20.12.1908, Кронштадт), св. прав. (пам. 1 июня … Православная энциклопедия

    ИОАНН КЕСАРИЙСКИЙ - [Грамматик; греч. ᾿Ιωάννης Γραμματικός, ὁ Καισαρείος] (1 я треть VI в.), визант. богослов, полемист. О жизни И. К. известно лишь из сохранившихся фрагментов его сочинений. Предполагается, что он жил в Кесарии Палестинской, имел сан пресвитера.… … Православная энциклопедия

    ИОАНН IV ПОСТНИК - Патриархи К польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1 я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) Патриархи К польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1 я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) [греч. ᾿Ιωάννης… … Православная энциклопедия

    Мейендорф Ив. Феофилович - (о. Иоанн, протоиерей) (1926 92) правосл. ученый патролог и историк церкви; выдающийся предст. рус. религ. возрождения за рубежом. Род. в Нейи сюр Сен во Франции. Окончил Сорбонну и Богословский ин т в Париже (1949). Преподавал историю Церкви в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Богослов, патролог и церковный историк (Православная Церковь в Америке)

Один из организаторов Всемирной федерации православной молодежи "Синдесмос " (1953). Секретарь (1953), затем президент (1954-1964) Синдесмоса.

Видный деятель экуменического движения . В течение многих лет был членом центрального комитета Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Около семи лет был модератором одной из ведущих комиссий ВСЦ "Вера и церковное устройство" ("Faith and Order").

В последние дни своей жизни отец Иоанн ежедневно причащался, незадолго до смерти над ним было совершено Таинство Елеоосвящения.

Скоропостижно скончался 22 июля года в монреальской больнице Девы Марии (Канада) от рака поджелудочной железы. Отпевал почившего в храме Свято-Владимирской Семинарии митрополит всей Америки и Канады Феодосий (Лазор) с собором сослужащих и при большом стечении молящихся. По просьбе самого о. Иоанна он был похоронен на ближайшем к Свято-Владимирской семинарии кладбище Оуклэнд в Йонкерсе.

Сочинения

  • St. Gregoire Palamas et la mystique orthodoxe. - Paris, 1959. 200 p. (Английский перевод - St. Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. - New York, 1974; русский перевод - в сборнике трудов протопресв. Иоанна Мейендорфа "История Церкви и восточно-христианская мистика". -М.: ДИ-ДИК; Правосл. Св.-Тихон. Богосл. ин-т, 2000. -576 с.).
  • Introduction a l"etude de Gregoire Palamas. - Paris, 1959 (Английский перевод - A Study of Gregory Palamas. - New York, 1964. 245 p.; русский перевод - Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. -СПб.: Византороссика, 1997. -480 с.).
  • L"Eglise Orthodoxe hier et aujourd"hui. - Paris, 1960. 200 p. (Итальянский, немецкий переводы - 1962, английский перевод - The Orthodox Church: Yesterday and Today. - New York, 1964).
  • Orthodoxie et Catholicite. - Paris: Seuil, 1965. 162 p. (сборник переводов отдельных статей на французский язык).
  • La Christologle Byzantine. - Paris, 1967.
  • Le Christ dans la Theologie Byzantine. - Paris, 1968.
  • Christ in the Eastern Christian Thought. - New York, 1969 (Русский перевод - Иисус Христос в восточном православном богословии. -М.: Правосл. Св.-Тихон. Богосл. ин-т, 2000. -318 с.).
  • Marriages: An Orthodox Perspective. - Tukahoe (N.Y.), 1970. 104 p. (2-е издание - 1970. 143 p.; русский вариант - Брак в Православии: В сборнике: Соловьев В. Смысл любви. Троицкий С. Христианская философия брака. Мейендорф Иоанн, прот. Брак в Православии. -М.: Путь, 1995. -285 с. (2-е издание сборника - М.: Путь, 2001; отдельное издание - Брак в Православии. -Клин: Христианская жизнь, 2000. -94 с.)).
  • Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. - New York: Fordham University Press, 1974 (Русский перевод - Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. -М.: Когелет, 2001. -432 с.; 2-е издание: Византийское богословие: Исторические и доктринальные темы. - Минск: Лучи Софии, 2001. 334 с.).
  • The Living Tradition. - New York, 1978. (Русский перевод - Живое предание: Свидетельство Православия в современном мире. -СПб.: РХГИ, 1997. -272 с.).
  • Православие в современном мире. -Нью-Йорк: Издательство В. Чалидзе, 1980 (2-е издание, дополненное - М.: Путь, 1997. -246 с.).
  • Byzantium and the Rise of Russia. - Cambridge, 1981 (Русский перевод - Византия и Московская Русь. - Париж, 1990; также переиздано в сборнике трудов протопресв. Иоанна Мейендорфа "История Церкви и восточно-христианская мистика". -М.: ДИ-ДИК; Правосл. Св.-Тихон. Богосл. ин-т, 2000. -576 с.).
  • Byzantine Legacy in the Orthodox Church. - New York, 1983.
  • Catholicity and the Church. - New York, 1983.
  • Введение в святоотеческое богословие. - Нью-Йорк, 1985 (2-е издание - Вильнюс; М.: Весть, 1992. 357 с.; 3-е издание - Клин: Христианская жизнь, 2001. 445 с.; 4-е издание - Минск: Лучи Софии, 2001. 384 с.).
  • Witness to the World. - New York, 1987.
  • Vision of Unity. - New York, 1987.
  • Imperial Unity and Christian Divisions. - New York, 1989.
  • Православие и современный мир (Лекции и статьи). -Минск: Лучи Софии, 1995. -111 с.
  • История Церкви и восточно-христианская мистика: Единство Империи и разделение христиан. Святой Григорий Палама и православная мистика. Византия и московская Русь / Пер. -М.: ДИ-ДИК; Правосл. Св.-Тихон. Богосл. ин-т, 2000. -576 с.
  • Благословенная суббота / Протопресв. Александр Шмеман, прот. Иоанн Мейендорф, игум. Иларион (Алфеев). -М.: Крутицк. подворье; Об-во любителей церк.истории, 2001. -98 с. (один из авторов сборника).
  • Рим-Константинополь-Москва: Исторические и богословские исследования. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский ун-т, 2005. 319 с.
  • Введение в святоотеческое богословие. Минск: Лучи Софии, 2007. 384 с.
Похожие публикации