Факторы создания богатства по теории петти. Экономическое учение уильема петти. Ошибки терии П.Буагильбера

ПЕТТИ, УИЛЬЯМ (Petty, William) (1623–1687), английский экономист и статистик. Родился 26 мая 1623 в семье небогатого ремесленника-суконщика в Ромси (графство Хэмпшир). В 14 лет нанялся юнгой на корабль, через год оказался во Франции практически без средств к существованию, некоторое время занимался мелкой торговлей, а затем поступил в иезуитский колледж в Кане, где в течение двух лет изучал латынь, греческий и французский языки, арифметику, геометрию и астрономию, проявив блестящие математические способности. В 1640 Петти вернулся в Лондон, но вскоре вновь отправился во Францию, а затем в Голландию, в Лейден, где изучал медицину. По возвращении продолжил изучение медицины в Оксфорде и в 1650 получил степень доктора физики и должность профессора анатомии Оксфордского университета. В годы пребывания в Оксфорде был активным членом группы молодых ученых, называемой «невидимой коллегией», из которой позднее выросло Королевское общество (Британская Академия наук).

В 1651 Петти внезапно оставил преподавательскую деятельность и, получив должность врача при главнокомандующем английской армии в Ирландии, в сентябре 1652 отбыл в эту страну. Возглавил работы по составлению планов ирландских земельных угодий, разбогател и превратился в одного из крупнейших ирландских землевладельцев. В 1661 был удостоен рыцарского звания. С 1660 Петти жил то в Ирландии, то в Англии и лишь в 1685 окончательно перебрался в Лондон.

Петти оставил заметный след в истории экономической науки, хотя единой точки зрения на его научный вклад до сих пор не существует. Одни авторы рассматривают его как выдающегося представителя меркантилизма, другие видят его основную заслугу в создании основ статистико-экономического метода исследований и экономической статистики, третьи считают основателем нового направления в науке, из которого впоследствии выросла английская классическая политическая экономия.

Среди основных трудов Петти – Трактат о налогах и сборах (A Treatise of Taxes and Contributions , 1662); Слово мудрым (Verbum Sapienti , 1665); Политический обзор, или анатомия Ирландии (Political Survey or Anatomy of Ireland , 1672); Разное о деньгах (Quantulumcunque Concerning Money , 1682); и Эссе о политической арифметике (Essays in Political Arithmetick , 1683).

В Трактате Петти рассуждал о стоимости, ренте, заработной плате, разделении труда и деньгах. Одним из первых высказал идею о существовании в экономике объективных закономерностей, которые называл естественными законами, фактически сформулировал закон стоимости, близко подошел к понятиям прибавочной стоимости и прибавочного продукта, проанализировал некоторые ценообразующие факторы, изложил свои соображения относительно эффективности разделения труда.

Политическая арифметика стала первым трудом, в основе которого лежал статистико-экономический метод исследования. Петти доказывал необходимость создания государственной статистической службы и исчисления национального богатства и национального дохода, произвел подсчет этих показателей для Англии и, таким образом, заложил основу современной системы национальных счетов.

В работе Разное о деньгах Петти утверждал, что деньги являются особым товаром, играющим роль всеобщего эквивалента, а количество необходимых для обращения денег определяется размерами товарно-платежного оборота. Считал, что полноценные деньги в известных пределах могут быть заменены бумажными деньгами. Эта небольшая по объему работа имела огромное значение и определила направление развития теории денег и кредита на последующие два столетия.

В последние годы жизни Петти занимался преимущественно вопросами народонаселения, его роста, размещения, занятости и наряду с Джоном Граунтом может быть причислен к основателям демографическрой статистики.

Классическая экономическая теория - истоки.

Мы уже говорили о том, что меркантилизм как экономическая теория

был господствующим направлением экономической мысли на протяжении почти трех веков (с начала XVI до первой половины XVIII в.).

Но не единственным. Одновременно с ним возникают предпосылки

другого мощного экономического учения, впоследствии получившего

название классической политической экономии. Родоначальником

данного направления считают У. Петти.

У. Петти (1623-1687), англичанин, человек разносторонних интересов, прошедший путь от юнги до лендлорда и как бы между прочим высказавшим в своих работах, посвященных главным образом

обоснованию экономической политики (в частности, в ≪ Трактате о

налогах и сборах ≫, 1662), те экономические идеи, которые вошли затем

как составная часть в классическую политическую экономию. У Петти

мы уже видим основные посылки классической политической экономии:

Исследование не процесса обращения, а непосредственно процесса производства;

Критическое отношение к непроизводительным классам, которые не доставляют никакого продукта, к коим он причислял и купцов;

Отнесение к производительному труду, занятого в сфере материального производства.

У. Петти первый сформулировал основополагающий для всей классической политической экономии тезис о том, что богатство нации

создается во всех сферах материального производства, и именно труд -

основа данного богатства. Широко известна его фраза: ≪ Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля - его мать≫ 1. Исходя из этой

аксиомы, надо анализировать все другие экономические воззрения

Петти, в частности утверждение, что именно редкость населения -

истинный источник бедности государства. Не соглашаясь с меркантилистами в том, что богатство нации воплощается в драгоценных металлах, Петти формулирует свой критерий богатства, считая, что наиболее

богатым будет тот период, в который каждый участник дележа (пр.

предположении, что все деньги, имеющиеся в стране, разделить поровну между жителями. - И.А.) будет иметь возможность нанять больше

рабочих, т.е. задействовать большее количество труда.

Однако живя в эпоху господства идей меркантилизма, Петти не

может полностью избежать их влияния, хотя и здесь остается оригинальным мыслителем. Поэтому представляется интересным дат„

сравнительный анализ взглядов Петти и меркантилистов на проблемы внешней торговли, политики протекционизма и ряд других

Под влиянием меркантилистов Петти все-таки выделяет внешнюю

торговлю, которая, по его мнению, в большей степени, чем другие


отрасли хозяйства, способствует росту богатства нации, разделяя

убеждение, что действительный смысл богатства заключается, скорее, в отношении, чем в количестве, и потому любой стране выгодно

иметь в запасе больше денег (драгоценных металлов), чем имеют другие

В то же время Петти предлагал сократить значительную часть куп-

цов, оставив их ровно столько, чтобы они были в состоянии производить обмен избыточных товаров данной страны на избыточные товары

других стран, поскольку, по его мнению, купцы ≪... не доставляют об-

ществу никакого продукта, а играют лишь роль вен и артерий, распре-

деляющих туда и назад... продукцию сельского хозяйства и промышленности≫ 2. *

Безусловно, Петти видел негативные последствия притока драгоценных металлов, выражающиеся в росте цен. В своих работах он неоднократно подчеркивал, что существует определенная мера, или

пропорция, денег, необходимых для ведения торговли страны, где излишек или недостаток их против этой меры принесет вред. Излишек,

как мы уже говорили, вызывает рост цен, но Петти тут же предлагает

противоядие - избыток денег должен храниться в государственной

казне, что, по его мнению, не принесет вреда ни стране, ни королю,

ни частным лицам. В то же время и недостаток денег имеет вредные

последствия. Во-первых, это является причиной плохого платежа на-

логов, во-вторых, приводит к сокращению числа производимой работы. Петти приводит следующее доказательство: ≪ 100 ф.ст. пройдя

через 300 рук в виде их заработной платы, дают толчок производству

товаров на 10 тыс. ф.ст. Эти же руки оставались бы праздными и

бесполезными, если бы не было постоянного стимула к их использо-

ванию≫ 1.

Разделяет Петти и политику протекционизма, направленную на защиту национального рынка путем введения таможенных пошлин, считая, что размер пошлин должен быть таков, чтобы цены на импортируемые товары стали несколько дороже, чем те же предметы, произведенные внутри страны. Поддерживает Петти и тезис, что страсть к

роскошеству богатых стимулирует торговлю и производство. В частности, он пишет, рассматривая проблемы налогообложения: ≪... люди

приходят в негодование при мысли, что собранные деньги будут рас-

трачены на увеселения, великолепные зрелища, триумфальные арки...

но такая трата означает возвращение этих денег промысловым людям,

занятым в производстве этих вещей≫ 2.

Влияние взглядов меркантилистов на Петти представляется существенным, тем не менее мы считаем Петти родоначальником классического направления. Помимо основополагающего тезиса, свойственного всем представителям классической политической экономии, о

том, что богатство нации создается во всех сферах материального производства, Петти формулирует основы трудовой теории стоимости,

Утверждая, что равенство товаров означает не что иное, как равенство

затрачиваемого на их производство труда. Эта идея наиболее четко

выражена у Петти в следующей фразе: ≪... если кто-нибудь может до-

быть из перуанской почвы и доставить в Лондон одну унцию серебра

в то самое время, в течение которого он в состоянии произвести один

бушель хлеба, то первое представляет собой естественную цену другого≫". Однако опять-таки, оказываясь в определенной мере в плен>

меркантилистских представлений, Петти добавляет, что стоимость создает не всякий труд, а только тот, который затрачен на производстве

золота и серебра, а стоимость продуктов труда в других отраслях производства определяется лишь в результате их обмена на благородные

Предвосхищая физиократов, Петти высказал предположение, что

прибавочный продукт представляет собой часть продукта, которая ос-

тается после вычета издержек и принимает форму ренты. Однако

отличие от физиократов считал ренту не даром земли как таковой, „

продуктом труда, который обладает большей производительностью на

землях лучшего качества. Петти вводит понятие дифференциально

ренты, причины существования которой видит в различном плодородии и местоположении участков земли. Проанализировав ренту и определив ее как чистый доход с земли, Петти ставит вопрос о цене земли,

которая должна быть равна, по его мнению, определенной сумме годичных рент. Но какова количественная оценка этой определенности?

Как считает Петти, цена земли представляет собой сумму годичных

рент за 21 год - время одновременной продолжительности жизни трех

поколений.

В тесной связи с теорией ренты у Петти находится вопрос о ссудном проценте. Кстати, окончательно порывая со средневековыми!

представлениями о грабительской сущности процента, Петти обосновывает взимание процента как компенсацию за неудобства, которые, ссужая деньги, кредитор создает для самого себя, поскольку

он не может потребовать их обратно до наступления известного"

срока, как бы он сам ни нуждался в течение этого времени. При

небольшом усилии здесь можно увидеть зачатки теории процента как

платы за воздержание, которая окончательно сформировалась лишь в

XIX в. ,

Определяя ≪ естественный≫ уровень процента, Петти утверждает, что он должен быть равен ренте с такого количества земли, которое

может быть куплено на данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности. Но если это условие под сомнением, ecтественный процент сплетается с чем-то вроде страховой премии, что

может повысить процент до любого размера. Здесь также можно увидеть намек на доктрину альтернативных издержек.

Значительное место в работах Петти уделяется вопросам налогообложения и финансов. Одна из основополагающих идей Петти, связывающая его с принципами классической политической экономии, -

идея естественного порядка и пагубности его нарушений государственной властью. Недостаток государственного управления, по Петти, заключается в том, что ≪слишком многое из того, что должно было бы

управляться природой, древними обычаями и всеобщим соглашением,

попало под регулирование закона≫. Не случайно Петти резко выступает

Против государственной регламентации, если она противоречит ≪ законам природы≫.

В то же время он возлагает на государство важные функции по обеспечению полного использования рабочей силы, а также по повышению

ее качества. Петти предлагает за счет государственных средств обеспечивать бродяг и нищих работой по постройке дорог, возведению мостов

и плотин, разработке рудников. И здесь говорит не только гуманность,

но и экономический расчет, ведь, согласно взглядам Петти, ≪...разрешение кому-либо нищенствовать - это более дорогостоящий способ

качество рабочей силы, качество человеческого капитала, является

важнейшим фактором увеличения богатства нации, Петти пишет,

что ≪лучше сжечь продукт труда одной тысячи людей, чем допустить, чтобы эти люди ничего не делали и вследствие этого теряли

свое умение работать≫2. Кстати, положительный эффект обеспечения полной занятости рассматривается в трудах такого известного

экономиста XX в., как Дж. Кейнс, правда, с несколько иных позиций.

В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике Петти в ≪Трактате о налогах и сборах≫ таким образом регламентирует целевые расходы государства:

Расходы на оборону;

Расходы на управление;

Расходы на церковь;

Расходы на школы и университеты;

Расходы на содержание сирот и инвалидов;

Расходы на дороги, водопроводы, мосты и другие предметы, нужные для блага пользования всех.

Как видим, структура расходов напоминает расходную часть бюджета современных государств.

Что касается налогообложения, то здесь Петти выступает сторонни-

ком преимущественно косвенного налогообложения. Соглашаясь с общепринятым в данную эпоху мнением, что население должно участвовать в покрытии государственных расходов соответственно их заинтересованности в общественном спокойствии, т.е. в соответствии с их

имуществом, или богатством, Петти выделяет два вида богатства -

фактическое и потенциальное. Фактическое богатство, по его мнению,

означает высокий реальный уровень потребления, а потенциальное -

возможность его обеспечить. В последнем случае люди богатые, но

мало пользующиеся своим богатством, скорее являются управляющи-1

ми своего капитала. / 1

В рамках этих представлений доводы в пользу акциза у Петти сводятся к следующему: Г

во-первых, справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он потребляет, а такой налог не навязывается насильно

и его легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной

необходимости;

во-вторых, такой налог располагает к бережливости - единствен-1

ному способу обогащения нации.

Здесь Петти вскользь высказывает мысль об исключительной роли!

бережливости в увеличении богатства нации, которая звучит лейтмотивом у А. Смита. ;

Но все экономические идеи, высказанные Петти, имеют форму догадок и не представляют собой законченной теории. Может быть,

именно фрагментарность, разбросанность экономических идей"

У. Петти по многочисленным памфлетам, написанным на злобу дня,

послужила причиной того, что в историю экономической мысли Петти;

вошел в первую очередь как изобретатель статистики, которую он назвал ≪ политической арифметикой≫.

В работе ≪Политическая арифметика≫ (1676) Петти не только дал

анализ конкретной экономической ситуации на основе широкого использования фактических данных, но и описал методы косвенного onределения величины тех или иных показателей, в частности выборочого метода, что без сомнения было важно в условиях скудости статистических данных того времени".

Используя свой метод, Петти впервые выполнил расчеты национального дохода и национального богатства Англии. Интересно отметить, что в национальное богатство Петти включал не только материальное богатство, но и денежную оценку самого населения, чтобы

каким-то образом оценить величину человеческого капитала (его трудовых навыков, сноровки, квалификации). Определению экономической ценности населения Петти уделял большое внимание, так как считал, что именно редкое население - подлинный источник бедности

страны2. В этом мы видим кардинальное отличие взглядов Петти от

меркантилистов, которые сводили богатство страны к запасам золота и

серебра. В расчетах же самого Петти доля драгоценных металлов в совокупном богатстве Англии составляла менее 3%.

У. Петти выполнил расчеты не только национального богатства

Англии, но и ее национального дохода. Правда, в отличие от современных представлений Петти исчислял национальный доход только как

сумму потребительских расходов населения, пренебрегая долей национального дохода, идущего на накопление. Но поскольку доля накопления в XVII в. в Англии была крайне низка, допущенная неточность

не искажала общей картины. Несмотря на этот существенный (с современных позиций) недостаток подсчетов, тем не менее с полным основанием можно сказать, что из этих расчетов У. Петти выросла современная система национальных счетов.

С именем У. Петти связано зарождение классической политической экономии, а ее настоящими создателями явились А. Смит и Д. Рикардо.

Основателем французской школы классической политической экономии является Пьер Буагильбер (1646–1714). Он не был профессиональным экономистом. Сын нормандского дворянина, юриста, Буагильбер получил юридическое образование и многие годы являлся генеральным начальником судебного округа Руана. Высокое общественное положение побудило его разобраться в экономических причинах низкого уровня жизни крестьянства в провинциях Франции на рубеже XVII–XVIII вв. В развитии деревни он видел ключ становления во Франции прогрессивного буржуазного хозяйства, что дает право считать его предшественником физиократов (см. вопрос 10).

В своих работах «Розничная торговля во Франции» (1699), «Рассуждение о природе богатства» (1707) и других Буагильбер выступал с критикой меркантилизма, считая его главным виновником бедственного экономического положения страны, в особенности доведенного до нищеты французского крестьянства. Для улучшения положения крестьян, по мнению Буагильбера, правительство должно покровительствовать сельскому хозяйству. В противоположность меркантилистам богатство он рассматривал не в виде денег, а как сумму полезных вещей (потребительных стоимостей), произведенных в сельском хозяйстве. Деньги, считал Буагильбер, должны находиться в постоянном движении, их роль сводится к средству обмена. В деньгах он усматривал основное зло и причину народных бедствий; полагал, что для искоренения власти денег их необходимо свести к простому орудию обращения, и одним из первых счел возможным заменить металлические деньги бумажными. Буагильбер – один из основоположников теории трудовой стоимости. Он различал рыночную цену и «истинную стоимость». Если рыночные цены случайны, то «истинная стоимость» закономерна и определяется трудом, затраченным на производство товара. Ее величину Буагильбер определял рабочим временем. Стоимость проявляется, по его мнению, в пропорциях между обмениваемыми товарами, содержащими равные затраты труда. «Истинная стоимость» – основа пропорционального обмена. Такой обмен должен осуществляться на основе свободной конкуренции.

Резюмируя краткий обзор экономических воззрений П. Буагильбера, следует сказать, что он в своих работах отразил специфику экономической мысли страны, которая определялась резким разрывом с меркантилизмом, возросшим вниманием к аграрным проблемам, сочувственным отношением к находившемуся в бедственном положении крестьянству.

Подведем итог. Различия экономического развития Англии и Франции в момент возникновения английской и французской классической политической экономии вызвали существенные различия концепций У. Петти и П. Буагильбера.

1. У. Петти постепенно отказался от меркантилистских взглядов, но не видел необходимости бороться с ними, а П. Буагильбер всегда относился к меркантилизму отрицательно и считал борьбу против него своей важнейшей задачей.

2. У. Петти видел в погоне за деньгами основной стимул экономического развития, а П. Буагильбер считал деньги источником бед товаропроизводителей.

3. У. Петти отдавал приоритет промышленности, а П. Буагильбер – сельскому хозяйству.

Нами уже говорилось о том, что меркантилизм был господствующим направлением экономической мысли на протяжении почти двух с половиной веков (с начала XVI до первой половины XVIII века). Но одновременно с ним возникают предпосылки другого экономического учения, впоследствии получившего название классической политической экономии. Родоначальником данного направления считают У. Петти. Уильям Петти (1623 - 1687), англичанин, человек разносторонних интересов, прошедший путь от юнги до лендлорда и высказавший в своих работах, посвященных главным образом обоснованию экономической политики (в "Трактате о налогах и сборах ", 1662; в "Политической анатомии Ирландии", 1672; и в работе "Разное о деньгах", 1682), те экономические идеи, которые стали затем составной частью в классической политической экономий. У У.Петти мы уже можем наблюдать основные посылки классической политической экономии:

  • исследование не процесса обращения, а непосредственно процесса производства;
  • критическое отношение к непроизводительным классам, которые не доставляют никакого продукта, к коим он причислял и купцов;
  • отнесение к производительному труда, занятого в сфере материального производства.

Уильям Петти первым сформулировал основополагающий для всей классической политэкономии тезис, что богатство нации создается во всех сферах материального производства, и труд -- основа данного богатства . Широко известно высказывание Петти: "Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать". Исходя из этого постулата, и надо анализировать все прочие экономические воззрения Петти, в том числе утверждение, что редкость населения -- истинный источник бедности государства. Не соглашаясь с меркантилистами в том, что богатство нации воплощается в драгметаллах, Петти формулирует своей критерий богатства, считая, что наиболее богатым будет тот период, в который каждый участник дележа (при предположении, что все деньги, имеющиеся в стране, разделить поровну между жителями - прим. автора) будет иметь возможность нанять больше рабочих, т.е. задействовать большее количество труда.

Но живя в эпоху господства меркантилизма, Петти не может совершенно избежать их влияния, хотя и здесь высказывает оригинальные идеи. Поэтому будет интересно дать сравнительный анализ взглядов Петти и меркантилистов на проблемы внешней торговли, протекционизма и ряд других.

Под влиянием меркантилистов, Петти выделяет внешнюю торговлю, которая, по его мнению, в большей степени, чем другие отрасли хозяйства, способствует росту богатства нации, разделяя точку зрения, что действительный смысл богатства заключается скорее в отношении, чем в количестве, и потому любой стране выгодно иметь в запасе больше денег (драгоценных металлов), чем имеют другие страны. В то же время Петти предлагал сократить значительную часть купцов, оставив их ровно столько, чтобы они были в состоянии производить обмен избыточных товаров данной страны на избыточные товары других стран, поскольку, по его мнению, купцы "...не доставляют обществу никакого продукта, а играют лишь роль вен и артерий, распределяющих туда и назад... продукцию сельского хозяйства и промышленности".

Безусловно, Петти видел негативные последствия притока денег в страну, которые выражались в росте цен. В своих трудах он подчеркивал, что существует определенная мера или пропорция денег, необходимых для ведения торговли страны, где излишек или недостаток их по отношению к этой мере принесет вред. Излишек, как мы уже говорили, вызывает рост цен, но Петти предлагает и противоядие -- избыток денег должен храниться в государственной казне, что, по его мнению, не принесет вреда ни стране, ни королю, ни частным лицам. В то же время и недостаток денег, с точки зрения Петти, имеет вредные последствия. Во-первых, это является причиной плохого сбора налогов, во-вторых, приводит к уменьшению объема производимой работы. Петти, подкрепляя свои идеи, приводит следующий пример: "100 ф.ст. пройдя через 100 рук в виде заработной платы, дают толчок производству товаров на 10 тыс. ф.ст; Эти же руки оставались бы праздными и бесполезными, если бы не было постоянного стимула к их использованию".

Петти считает эффективной политику протекционизма, направленную на защиту национального рынка с помощью введения таможенных пошлин, считая, что размер пошлин должен быть таков, чтобы цены на импортируемые товары стали несколько выше, чем на те же предметы, произведенные внутри страны. Поддерживает Петти и тезис, что страсть к роскошной жизни богатых стимулирует торговлю и производство. В частности, он пишет, рассматривая вопросы налогообложения, "..Люди приходят в негодование при мысли, что собранные деньги будут растрачены на увеселения, великолепные зрелища, триумфальные арки... но такая трата означает возвращение этих денег промысловым людям, занятым в производстве этих вещей".

Влияние меркантилистов на Петти выглядит существенным, но все же мы считаем Петти родоначальником классической школы. Помимо свойственного всем представителям классической политэкономии тезиса о том, что богатство нации создается во всех сферах материального производства, Петти формулирует основы трудовой теории стоимости , утверждая, что равенство товаров означает ни что иное, как равенство затрачиваемого на их производства труда. Эта мысль наиболее четко выражена в следующей фразе Петти: "...если кто-нибудь может добыть из перуанской почвы и доставить в Лондон одну унцию серебра в то самое время, в течение которого он в состоянии произвести один бушель хлеба, то первое представляет собой естественную цену другого". Однако, оказываясь в некоторой мере в плену меркантилистких представлений, Петти добавляет, что стоимость создает не всякий труд, а только тот, который затрачен на производство золота и серебра, а стоимость продуктов труда в других отраслях производства определяется лишь в результате их обмена на благородные металлы.

Таким образом, стоимость денег у У. Петти определяется стоимостью добычи драгоценных металлов, а значит, они теряют свою исключительную роль в экономике и становятся лишь одним из товаров. Правда, за этим товаром остаются функции меры стоимости и средства обращения, но не более. Другими словами, Петти говорит о вторичности монетарного сектора экономики и сферы обращения.

Предвосхищая физиократов, Петти высказывал предположение, что прибавочный продукт представляет собой часть продукта, которая остается после вычета издержек и принимает форму ренты. Однако в отличие от физиократов считал ренту не даром земли как таковой, а продуктом труда, обладающего большей производительностью на землях лучшего качества. Петти вводит понятие дифференциальной ренты , причины существования которой видит в различном плодородии и местоположении участков земли. Проанализировав ренту и определив ее как чистый доход с земли, Петти ставит вопрос о цене земли, которая должна быть равна, по его мнению, сумме определенного числа годичных рент. Но каково это число? Как считает Петти, цена земли представляет собой сумму годичных рент за 21 год.

В тесной связи с теорией ренты у Петти находится вопрос о ссудном проценте. Кстати, окончательно порывая с средневековыми представлениями о грабительской сущности процента, Петти обосновывает выплату процента как компенсацию за неудобства, которые, ссужая деньги, кредитор создает для самого себя, поскольку он не может потребовать их обратно до наступления известного срока, как бы он сам не нуждался в деньгах в течение этого времени. При небольшом усилии здесь можно увидеть зачатки теории процента как платы за воздержание, которая окончательно сформировалась в девятнадцатом веке. Определяя "естественный" уровень процента, Петти говорит, что он должен быть равен ренте с количества земли, которое может быть куплено на данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности. Но если это условие под сомнением, естественный процент складывается с премией за риск (хотя сам Петти не употребляет таких терминов), что может повысить процент сколь угодно сильно. Здесь можно увидеть намек на доктрину альтернативных издержек.

Значительное место в работах Петти уделяется вопросам налогообложения и финансов. Одна из основных идей Петти, связывающая его с другими классиками, - идея естественного порядка и пагубности его нарушений государством . Недостаток государства, по Петти, заключается в том, что "слишком многое из того, что должно было бы управляться природой, древними обычаями и всеобщим соглашением, попало пол регулирование закона". Не случайно Петти выступает против государственной регламентации, если она противоречит "законам природы". В то же время он возлагает на государство важные функции по обеспечению полного использования рабочей силы, а также по повышению ее качества. Петти предлагает за счет государства обеспечивать бродяг и нищих работой по постройке дорог, мостов и плотин, разработке рудников. И здесь говорит не столько гуманность, сколько экономический расчет, ведь, согласно Петти, "...разрешение кому-либо нищенствовать -- это более дорогостоящий способ содержания тех людей, которым закон природы не разрешает умереть с голоду". Точно также Петти считал, что к труду нужно привлекать преступников и несостоятельных должников. И далее, последовательно проводя свою мысль, что качество рабочей силы (человеческого капитала) является важнейшим фактором увеличения богатства нации, Петти пишет, что "лучше сжечь продукт труда одной тысячи людей, чем допустить, чтобы эти люди ничего не делали и вследствие этого теряли свое умение работать". Кстати, положительный эффект обеспечения полной занятости рассматривается в трудах такого известного экономиста двадцатого века, как Дж.Кейнс, правда, с иных позиций.

Когда обсуждаются вопросы занятости, закономерно возникает и вопрос о величине заработной платы. Уильям Петти, как и большинство прочих представителей классической школы, считает, что заработная плата должна лишь обеспечить рабочему средства к существованию. А более высокая заработная плата лишь приведет к сокращению рабочего времени. Говорит об Петти так: Закон должен был бы обеспечить рабочему только средства к жизни, потому что если ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем мог бы работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда.

В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике, Петти в "Трактате о налогах и сборах " так регламентирует целевые расходы государства:

  • расходы на оборону;
  • расходы на управление;
  • расходы на церковь;
  • расходы на школы и университеты;
  • расходы на содержание сирот и инвалидов;
  • расходы на дороги, водопроводы, мосты и другие предметы, нужные для блага пользования всех.

Эта структура расходов напоминает расходную часть бюджета современных государств. В вопросах налогообложения Петти выступает сторонником преимущественно косвенного налогообложения. Соглашаясь с общепринятой в данную эпоху точкой зрения, что население должно участвовать в покрытии государственных расходов соответственно их заинтересованности в общественном спокойствии, то есть в соответствии с их имуществом или богатством, Петти выделяет два вида богатства - фактическое и потенциальное. Фактическое богатство, по его мнению, означает высокий реальный уровень потребления, а потенциальное - возможность его обеспечить. В последнем случае люди богатые, но мало пользующиеся своим богатством, являются скорее управляющими своего капитала. В рамках этих представлений доводы в пользу акциза у Петти сводятся к следующему: во-первых, справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он потребляет, а такой налог не навязывается насильно и его легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости; во-вторых, такой налог располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения нации. Т.е. здесь Петти высказывает мысль о роли бережливости в увеличении богатства нации, которая звучит лейтмотивом у А.Смита.

Но все экономические идеи, высказанные Петти, имеют форму отдельных догадок и не представляют собой цельной теории. Возможно, именно разбросанность экономических идей У.Петти по многочисленным памфлетам, написанным на злобу дня, послужила причиной, что в историю экономической мысли Петти вошел в первую очередь как изобретатель статистики, которую он назвал "политической арифметикой". В работе "Политическая арифметика " (1676) Петти не просто дал анализ экономической ситуации на основе широкого использования фактических данных, но и описал методы косвенного определения величины тех или иных показателей, в частности, выборочный метод, что без было важно в условиях скудости стат. данных того времени.

Используя свой метод, Петти выполнил подсчеты национального дохода и национального богатства Англии. Интересно отметить, что в национальное богатство Петти включал не только материальное богатство, но и денежную оценку самого населения, чтобы каким-то образом оценить величину человеческого капитала (его трудовых навыков, сноровки, квалификации). Определению экономической ценности населения Петти уделял большое внимание, ибо считал, что редкое население -- источник бедности страны. В этом мы видим кардинальное отличие взглядов Петти от меркантилистов, которые сводили богатство страны к запасам металлических денег. В расчетах же самого Петти доля драгоценных металлов в совокупном богатстве Англии составляла менее 3%.

Также Петти выполнил оценки национального дохода Англии. Правда, в отличие от современных методов, Петти исчислял национальный доход только как сумму потребительских расходов населения, пренебрегая долей национального дохода, идущего на накопление. Но так как доля сбережения в семнадцатом веке в Англии была крайне низка, допущенная неточность не искажала общей картины. Несмотря на этот существенный (с современных позиций) недостаток расчетов, с полным основанием можно сказать, что из этой работы У.Петти выросла современная система национальных счетов.

Одним из первых систематизированные начала учения о налогах разработал английский экономист, основоположник классической политической экономии Уильям Петти. Важнейший его труд - «Трактат о налогах и сборах», опубликован в 1662 г.

В нем сделана попытка систематизировать все виды налогов и сборов на примере Ирландии. Понимая, что величина налогового бремени зависит от тех функций, которые берет на себя государство, а следовательно, и от необходимых для их выполнения государственных расходов, У. Петти анализирует виды этих расходов, раскрывает причины, которые увеличивают государственные расходы и делают их более тягостными для населения.

Итак, основными статьями государственных расходов являются:

  • 1). Содержание правителей, главных и подчиненных. В эту же графу могут быть отнесены расходы по отправлению правосудия как в делах частных лиц, между государством, обществом в целом, а также как по исправлению наказанию уже содеянных несправедливостей и преступлений, так и по предупреждению их на будущее время.
  • 2) Военные расходы. Включают в себя расходы на оборону государства на суше и на море, расходы по обеспечению мира как внутри страны, так и вне ее, а также расходы на достойный отпор оскорблениям со стороны других государств.
  • 3) Расходы на образование: школы и университеты в особенности, так как они учат больше чем чтению, письму и арифметике.
  • 4) Расходы на содержание священнослужителей, которые не должно совершаться за счет государства. Однако желательно ввести в государственные расходы средства на обучение людей законам Бога.
  • 5) Расходы водопроводы, мосты, на дороги, судоходные реки, порты и другие предметы, необходимые для населения.
  • 6. Расходы на содержание найденных и подкинутых детей, сирот, а также всякого рода немощных людей и, кроме того, таких, которые нуждаются в получении работы.

Уильям Петти видел следующие причины, увеличивающие государственные расходы.

  • 1) Общей причиной У. Петти считал нежелание населения оплачивать государственные расходы, каковое проистекает от убеждения, что проволочкой и сопротивлением можно вовсе избавиться от уплаты их, и от подозрения, что обложение слишком велико, или что собранные суммы расхищаются или неправильно расходуются, или же что они неравномерно взимаются и распределяются. Все это вызывает излишние расходы при взимании их и заставляет государя принимать суровые меры по отношению к своему народу .
  • 2) Неясность и сомнения относительно права обложения налогами.
  • 3) Другой причиной, делающей налоги более тяжелыми, является принуждение платить их деньгами в определенное время, а не товарами и в наиболее удобные сезоны.
  • 4) Недостаток денег и беспорядок в монетном деле.
  • 5) Малочисленность населения, особенно земледельческих рабочих и ремесленников.
  • 6) Незнание числа, богатства и промыслов жителей, что вызывает излишние расходы повторного взимания и вносит беспокойство новыми добавочными обложениями, вводимыми ради исправления ошибок .
  • 7) И, в частности: причины возрастания военных расходов те же, что и причины, увеличивающие войну или угрозу войн.

Одной из причин государственных расходов, связанных с религией, по его мнению, является неоправданно многочисленное количество приходов. Сокращение их числа наполовину сберегло бы (считая доход каждого прихода в среднем равным лишь 100 фунтов стерлингов в год) 500 тыс. фунтов стерлингов

Сокращение расходов на университеты, к которым причисляются и немногочисленные юридические школы, означало бы уменьшение числа лиц, обучающихся Богословию, правоведению и медицине, и тем самым уменьшение применения этих профессий.

Важно статьей снижения государственных расходов Петти считал уменьшение затрат на должности, относящиеся к администрации и суду, то есть отмена всего излишнего, сверхштатного и устаревшего, а также сокращение оплаты труда до размеров, соответствующих труду, искусству и степени доверия, требующимися в каждом отдельном случае. Получающиеся вследствие этого излишки должны быть либо возвращены населению, которое давало их королю тогда, когда это жалование составляло лишь справедливое вознаграждение должностному лицу, либо же король, все еще удерживая их, смог покрыть ими соответствующую сумму государственных расходов, а не расходовать их на удовлетворение назойливых притязаний отдельных лиц. Желательно сократить многочисленные должности и жалованья, связанные с управлением, судом и церковью, а также число духовных лиц, юристов, врачей, купцов и розничных торговцев, получающих каждый большие оклады за произведенную для общества незначительную работу.

Интересны рассуждения Уильяма Петти о контроле и ограничении числа студентов на отдельно взятых факультетах. Так обществу не нужно огромное число специалистов в какой-либо одной области, но важно, чтобы специалисты имелись во всех областях и профессиях для нормального функционирования жизнедеятельности социума.

Стоит отметить, что Петти выделил такие статьи государственных расходов, которые необходимо увеличить. Первая из них _ это забота о бедных, что сводится к организации убежищ для престарелых, хромых, слепых и других калек, госпиталей для больных хроническими болезнями, неспокойных больных, для сирот, найденных и подброшенных детей. «Когда все беспомощные и немощные люди будут, таким образом, обеспечены, а лентяи и воры обузданы и наказаны министром юстиции, и будут найдены определенные постоянные занятия для всех остальных нуждающихся людей, которые, работая соответственно изданным для них правилам, смогут требовать достаточное количество пищи и одежды». «Работа будет заключаться в том, чтобы сделать все шоссейные дороги настолько широкими, прочными и ровными, чтобы расходы и утомительность путешествий и перевозок благодаря этому сильно уменьшились; в углублении и расчистке рек и в превращении их в судоходные; в насаждении в подходящих местах полезных деревьев, доставляющих строевой лес, плоды; в возведении мостов и плотин; в разработке рудников, каменоломен и каменноугольных копей; в выплавке железа и т. д.»

Интересны рассуждения У. Петти о том, каким образом можно ослабить причины недовольства налогоплательщиков. В этих рассуждениях видна попытка сформулировать принципы налогообложения. Так, он писал: «Как бы ни был велик налог, но если он ложится на всех пропорционально, никто не теряет из-за него какого-либо богатства. Кроме того, поскольку собранные деньги не уходят из страны, последняя остается одинаково богата по сравнению с другими странами» .

Таким образом, для ослабления недовольства налогоплательщиков необходимо, чтобы налогообложение было справедливым. «Больше всего раздражает людей обложение их более высоким налогом, чем у их соседей» . При этом справедливым будет обложение, если после уплаты налога «люди останутся одинаково богаты, сократят ли у них всех имущество наполовину или удвоят его, так как каждый сохранит прежнее положение, сан и звание» .

Население полагает, что государь требует больше, чем ему нужно.

Больше всего раздражает людей обложение их более высоким налогом, чем их соседей. На это я отвечаю, что эти подозрения во многих случаях неверны, часто это случайность, которая при следующем обложении может повернуться более благоприятно. Если же это сделано преднамеренно, то все же нельзя предполагать, чтобы это было намерением государя; скорее это является результатом действий временного распределения податей, который, возможно будет в свою очередь наказан при ближайшем распределении налога тем самым лицом, которое он обидел.

Люди приходят в негодование при мысли, что собранные деньги будут растрачены на увеселения, великолепные зрелища, триумфальные арки и т. п. На это я отвечаю, что такая трата означает возвращение этих денег промысловым людям, занятым в производстве этих вещей. Промыслы эти хотя и кажутся бесполезными и создающими только украшения, однако работники их немедленно же передают полученные деньги людям, занятым в наиболее полезных промыслах, а именно: пивоварам, булочникам, портным, сапожникам и т. д. .

Незнание количества населения, промыслов и Богатств народа является часто причиной того, что население терпит излишние беспокойства, подвергаясь двойному обложению и неудобствам двух или многих налогов там, где можно было бы обойтись одним. Кроме того, не зная Богатства жителей, государь остается в неведении, какую сумму налога они могут вынести, а, не зная промыслов населения, он не может судить о том, в какое время года ему лучше всего требовать свою долю.

Неясности и сомнения относительно права обложения налогами были причинами крупных и достойных порицания враждебных выступлений со стороны населения и вынужденных строгостей со стороны государя: отличным примеров этого была корабельная пошлина - немалая причина двадцатилетних бедствий для всего королевства.

Недостаток денег _ другая причина плохого платежа налогов. Так как, если учесть, что из всего Богатства страны, т. е. земель, домов, кораблей, товаров, домашней обстановки, драгоценных металлов и денег, монета составляет едва сотую часть и что в настоящее время в Англии имеется не больше 6 млн. фунтов стерлингов, что составляет 20 шиллингов на душу населения, то можно легко понять, как трудно бывает людям с большим достатком уплатить сразу известную сумму денег. Если же они не сумею ее уплатить, следуют строгие меры и штрафы, совершенно справедливо налагаемые, хотя, несомненно, отдельному лицу было бы легче потерпеть ущерб вместе со всеми, чем одному.

Если налоги фактически расходуются на наши собственные отечественные товары, они мало причиняют вреда населению в целом, - они лишь производят изменения в Богатстве и состояниях отдельных людей; в частности они переносят их от землевладельцев и лентяев к знающим деятельным людям. Далее в своем труде Петти приводит такой пример: если, например, дворянин сдал свою землю в аренду за 100 фунтов стерлингов в год на несколько лет или несколько поколений и будет обложен налогом, идущим на содержание флота, в размере 20 фунтов стерлингов в год, то результатом этого будет то, что 20 фунтов стерлингов этого дворянина будут ежегодно распределяться между моряками, корабельными плотниками и другими промыслами, относящимися к морскому делу. Но если дворянин сохраняет землю в своих собственных руках, он, будучи обложен в размере одной пятой своего дохода, повысит приблизительно в той же пропорции арендную плату, получаемую со своих арендаторов, или будет продавать свой скот, зерно и шерсть на одну пятую дороже; то же сделают и все прочие зависящие от него лица и тем вернут в некоторой степени то, что он уплатил.

О разных способах взимания налогов У. Петти писал следующее.

Предположим, что различные виды государственных расходов снижены как только можно и что жители полностью удовлетворены и согласны платить свою справедливую долю того, что необходимо для управления ими и защиты их, а также для поддержания достоинства их государя и страны. Теперь надлежит показать различные пути и способы, посредством которых эти налоги можно наиболее легко, быстро и безболезненно собрать.

Допустим, известное число людей, живущих на определенной территории, установили путем подсчета, что для покрытия государственных расходов требуется 2 млн. фунтов стерлингов в год. Или же, подойдя к делу еще мудрее, они вычислили, что двадцать пятая часть дохода всей земли и труда должна составлять Exicisin или ту часть, которую надо выделить и использовать для покрытия государственных потребностей. Эта доля соответствует, вероятно, довольно близко тому, что мы имеем в условиях Англии.

Теперь вопрос в том, как взимать эту долю, исчисленную тем или другим путем. Первый путь, заключается в том, чтобы выделить самую землю в натуре, т. е. выделить из всех 25 млн. акров, имеющихся, как говорят в Англии и Уэльсе, столько земли in specie (в натуре), чтобы максимальная рента с нее достигала 2 млн. фунтов стерлингов; это составит около 4 млн. акров, или около шестой части всей земельной площади. Эти 4 млн. акров следует превратить в коронную землю. Или же выделить в виде налога шестую часть ренты со всех земель. Из этих двух способов второй явно лучше, ибо он вернее обеспечивает доход короля, который в этом случае имеет дело с большим числом ответчиков, если только трудности и издержки по сбору этого универсального налога не перевешивают значительно других его преимуществ.

Этот способ был бы хорош в новом государстве при условии принятия его, как это имело место в Ирландии, прежде чем люди вообще получили землю во владение. А поэтому кто бы после этого ни покупал земли в Ирландии, отступные ренты, которыми они обременены, так же мало задевают его, как если бы число акров было соответственно меньшим; здесь происходит то же, что с людьми, знающими, что с покупкой земли надо платить десятину. И, действительно, счастлива та страна, в которой по первоначальному соглашению учреждена в качестве резерва такая рента, из которой могут покрываться государственные расходы без непредвиденных и внезапных надбавок, в которых заключается истинная Ratio (причина) тяжести всех сборов и взысканий. Ибо в таких случаях, как было сказано раньше, платит не только собственник земли, но и каждый, кто съест хотя бы одно яйцо или луковицу, полученные с его земли, или кто пользуется услугами какого-либо ремесленника, питающегося от той же земли.

Но если бы это мероприятие предложено было провести в Англии, т. е. если бы у каждого земельного собственника удерживалась или урезывалась из ренты некоторая доля, тогда те земельные собственники, чьи ренты установлены и определены на много лет вперед, главным образом и несли бы тяжесть такого обложения, а другие получили бы от этого выгоду.

Другим способом является Excisium (вычет) из ренты, приносимой домовладениями, которые гораздо неопределеннее, чем рента с земли. Ибо дом имеет двойственную природу; одно дело, когда он является способом и средством производить затраты, и другое - когда он является инструментом или орудием для получения дохода. Ведь лавка в Лондоне, имеющая меньшие размеры и обошедшаяся дешевле при постройке, чем пышная столовая, находящаяся в том же доме, тем не менее будет иметь большую стоимость; то же самое применимо и к подвалу или погребу по сравнению с роскошно отделанной комнатой; ведь в одном случае мы имеем дело с расходом, а в другом - с прибылью. Обложение домов поземельным налогом как бы исходит из природы последнего, обложение же их акцизом - из природы первого.

Петти Уильям (1623-1687 гг.) - английский экономист, ученый и философ. Он стал известным, когда служил и Английской республике. Ученый разработал эффективные методы для обследования земель, предназначенных для конфискации. После Кромвеля он служил при Чарльзе II и Джеймсе II. Несколько лет он заседал в английском парламенте. Однако больше всего известны экономические взгляды Уильяма Петти. Именно ему приписывают отстаивание принципа laissez-faire в государственной политике.

Уильям Петти: биография

Будущий досмитовской эры родился в семье портных. Он рос любознательным и умным ребенком и в 1637 году устроился юнгой на корабль. Однако вскоре он сломал ногу и был высажен на берег в Нормандии. После этого год Петти Уильям занимался изучением латыни и подрабатывал учителем английского для местного населения. Затем он вернулся в Англию. К этому времени будущий экономист уже хорошо разбирался в латыни, греческом, французском, математике и астрономии. После непродолжительного периода службы во флоте он уехал в Голландию, где заинтересовался анатомией. В Амстердаме Уильям подрабатывал личным секретарем Гоббса, что позволило ему познакомиться с Декартом, Гассенди и Мерсенне.

В 1646 году он вернулся в Англию и занялся изучением медицины в Оксфордском университете. Ему удалось изобрести и запатентовать свою собственную копировальную машину, однако наладить ее продажу не получилось. В 1652 г. он взял отпуск и отправился в Ирландию с армией Кромвеля. Он заседал в парламенте, служил при двух королях. После 1660-го года его научный интерес сместился с физических наук к социальным. В 1667 году он женился на Элизабет Воллер. Умер экономист в 1687 г. в Лондоне, куда вернулся из Ирландии незадолго до смерти.

Экономические взгляды

На теории ученого повлияло два источника:

  • Уильям был его личным секретарем некоторое время и успел хорошо запомнить рациональные требования «гражданского мира и материального изобилия». Поэтому большую часть жизни он искал источники процветания для Ирландии.
  • Френсис Бэкон. Ученый был согласен с тем, что математика и интуиция должны быть основой всех рациональных наук. Поэтому в своих научных изысканиях он всегда стремился к поиску количественных показателей. Так появилась так называемая политическая арифметика.

Уильяма Петти часто называют первым настоящим ученым-экономистом. Глубина его исследований ставила его выше Томаса Мана, Джозайи Чайлда и Джона Локка. Работы Петти предваряли политическую экономию. Его самые известные теории связаны с налогообложением, национальным богатством, денежной массой и скоростью ее циркуляции, стоимостью, процентной ставкой, международной торговлей и государственными вложениями. Петти одним из первых выступил против воззрений меркантилистов. Он считал, что в основе стоимости любой продукции должен лежать затраченный на ее производство труд. Национальное богатство страны, по его мнению, состоит не только в золоте и серебре, а вреден не только недостаток денег, но и их излишек.

Налоги, статистика и учет национального дохода

Во времена Петти господствующей в Англии концепцией был меркантилизм. Англия воевала с Голландией, и ей были необходимы деньги. Поэтому Петти занимался поиском правильных принципов налогообложения. Они должны были помочь наполнить казну для ведения войны. Петти выделял шесть сфер взимания. Он считал, что они должны быть регулярными и пропорциональными. Петти выступал за взимание налогов в форме не только драгоценных металлов, но и денег. Тот же принцип он использовал и при подсчете национального дохода. Он считал, что богатство государства состоит не только в золоте и серебре, но и в деньгах. По его подсчетам, Англии в 1660-х годах составлял 667 миллионов фунтов.

В статистике Петти использовал простые средние показатели. Однако в те времена это было большим достижением. Практически никто до него вообще не использовал количественные показатели. Данные переписи населения, еще и Ирландии, было очень трудно достать. Поэтому Петти придумал свой собственный способ оценки количества людей. Он считал, что увеличение экспорта на 30% приводит к пропорциональному росту населения, а один человек из тридцати умирает каждый год. Так оценивалось количество жителей Лондона. Во всей стране, по предположению Петти, было в восемь раз больше людей. Следует отметить, что данный метод критиковался еще при жизни ученого.

и процента

Петти Уильям продолжил дискуссию, начатую еще Аристотелем. Он продолжил которая базировалась на ресурсах, затраченных на производство. Он выделял два фактора: землю и труд. Оба являлись источником создания налогооблагаемого дохода. Петти хотел создать уравнение, результатом которого была бы правильная стоимость благ. Важной составляющей он также считал общую производительность. Петти применял свою теорию стоимости к подсчету платы за аренду. Что касается процентной ставки, то в те времена многие все еще считали такое получение прибыли греховным. Однако Петти не был согласен с такой трактовкой. Он вводит понятие награды за отказ от использования денег со стороны заемщика.

Управление на основе принципа невмешательства

Одной из важных тем, которую поднял в своих работах Петти Уильям, является философия laissez-faire в управлении государством. Здесь он полагался на медицинский принцип невмешательства в работу здорового организма. Он применял его и к монополиям, и к контролю за вывозом денег, и к торговле товарами. Он считал, что государственное регулирование приносит больше вреда, чем пользы.

Уильям Петти: теории

За свою жизнь ученый обращался ко многим сферам будущей экономической науки. В работах можно найти взгляды Уильяма Петти на налоги, подсчет национального дохода, статистику, предложение денег и скорость их циркуляции, теорию стоимости и процента, государственное управление, регулирование курса валют и торговли, полную занятость, разделение труда и многие другие темы. Его теории повлияли на взгляды многих известных экономистов. В некотором смысле его последователями стали такие великие умы, как Адам Смит, Карл Маркс и Джон Мейнард Кейнс. Чрезвычайно широкие сферы интереса помогли Петти долгое время оставаться актуальным.

Труды и наследие

Уильям Петти - основатель и член Королевского общества. Больше всего он известен своими работами по экономической истории и статистике. Основатель современных техник переписи населения - это Уильям Петти. Труды ученого включают такие работы:

  • «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.).
  • «Политическая арифметика» (1676 г.).
  • Verbum Sapienti (1664 г.).
  • «Политическая анатомия Ирландии» (1672 г.).
  • «О деньгах» (1682 г.).
  • «Эссе о приумножении человечества» (1682 г.).
Похожие публикации