Как научиться писать рассказы. Как написать рассказ. Советы

Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова « » был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского « » вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.

Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.

Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.

Как составить рассказ

1 . Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.

Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является « » Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, « » французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.

Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.

2 . Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал , хорошо изучить то, о чем хотите писать.

В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.

Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.

Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. , например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.

После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.

3 . Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.

Пример плана рассказа

Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.

Цель : написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;

Идея : декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;

  • описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
  • небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
  • больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
  • разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
  • размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
  • момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
  • за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.

В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.

Что еще должно быть?

  • локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
  • имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем .

Как написать рассказ?

Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.

Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.

Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.

Хотите написать отличный рассказ? Выиграть литературный конкурс, получить приз и кучу хвалебных отзывов? Увидеть свой рассказ опубликованным в хорошем журнале? Попасть в топ рейтинга блогов?

Внимание, бонус!
Семь уникальных, замечательных, неповторимых фантастических сюжетов БЕСПЛАТНО:


1) самый оригинальный - любовь к вампиру или вампирше. Пусть Дульпомес влюбиться в прекрасную Эльвиру-повелительницу вампиров и захочет сделать ее человеком. Обязательно в современном антураже. Пусть повелительница тьмы будет по совместительству главбухом в конторе, где трудится Дульпомес, и пьет кровь у всего коллектива.

2) самый душещипательный - про ангелов и демонов или про смерть. Пусть какой-нибудь ангел смерти внезапно откажется выполнять свою роль и забирать на тот свет маленькую симпатичную девочку, а за это в наказание его приставят отравлять жизнь нашему герою, например, в роли вредного заказчика.

3) самый патриотичный - про солдат ВОВ. Пусть вашему герою везде мерещится солдат, который просит найти на бывших полях сражений его личные вещи и передать его потомкам. А потомки пусть окажутся злейшими врагами нашего героя, конкурентами или просто злыднями-завистниками.

4) самый мистический - про потустороннюю жизнь. Пусть ваш герой зависнет где-нибудь между жизнью и смертью. Лучше, если это будет помещение - гостиница, кинозал, где тусуется множество таких же заблудших и потерянных душ, которые пропадают то в ад, то в рай, и никто не может выяснить критерии отбора. Дульпомес, конечно, должен узнать эту тайну, а потом отказаться от рая и вернуться к жизни.

5) самый романтический - это только для женщин. Пусть во сне героиню навестит распрекрасный мужчина лицом как Бредд Питт, носит ее на руках, обсыпает лепестками роз, угощает шампанским "Вдова Клико" и дарит умопомрачительный секс, а утром она проснется и найдет в постели пару лепестков и следы прошедшей ночи шампанского, а потом весь рассказ мучительно ищет своего принца.

6) самый прагматичный - про чтение мыслей. Пусть вашему герою предстоит экзамен, а он внезапно научится читать мысли профессора и начнет его злобно шантажировать (чтобы в конце перевоспитаться и исполнить заветную мечту профессора).

7) самый увлекательный - философский. Пусть ваш герой встретит переодетого бога/мудрого ворона/инопланетянина/говорящую свинью/йога/мага/суперагента (нужно подчеркнуть), и пусть этот мудрец на протяжении десяти страниц рассказывает герою, как правильно жить.

ЗЫ. Навеяно судейством многочисленных литературных конкурсов и чтением не менее многочисленных писательских учебников.
Но помните: в каждой шутке есть доля правды!

Инструкция

Продумайте сюжет. Авторы, которые пишут , не задумываясь о финале, или графоманы, или гении. Графоманом, скорее всего, вы себя не считаете. Хорошо, если вы – . Но лучше перестрахуйтесь и отнеситесь к сюжету ответственно. Вы с самого начала должны знать, в какую сторону движется ваш герой, и какие цели он преследует. Самое главное: вы должны знать, что вы хотите своим рассказом сказать.

Придумайте емкую и интригующую завязку. Если вы пишите для людей, а не для себя, вам надо научиться захватывать внимание читателя с первых абзацев. Литераторы с именем могут позволить себе описывать полуразвалившейся дом на первой странице десятистраничного . У таких привилегий нет. Ни интернет-пользователи, ни редакторы журналов не будут произведение неизвестного автора, если оно их не заинтересовало с самого начала.

Сочините неожиданный финал. Предсказуемое окончание может испортить самый лучший рассказ. Удивите читателя, потрясите его, и он с нетерпением будет ждать следующее ваше произведение.

Продумайте мотивировку персонажей. Вы должны суметь обосновать любой их . Если этого не сможете сделать вы, то читатель тем более не сможет. А если ему непонятна логика рассказа, то, скорее всего, он перестанет его читать.

Перечитайте написанный рассказ. Велика вероятность того, что вы найдете неувязки и стилистические огрехи. Исправьте их. Перечитайте еще раз. Возможно, вы пропустили какие-то ошибки… Исправляйте и читайте до тех пор, пока рассказ вас не устроит.

Отдайте ваше произведение человеку, вкусу которого вы доверяете. Возможно, он увидит в тексте ошибки, на которые вы внимания не обратили. Только после этой правки вашу рукопись можно представить на суд читателей или редакторов.

Источники:

  • как правильно писать рассказы
  • Как писать книги и рассказы

Читатель, критик и редактор составляют первое мнение о рассказе по его начальным строкам. Поэтому очень важно сделать вводную часть увлекательной, динамичной и так, чтобы читательских глаз наслаждался героем, характерами и словесными кружевами. Но авторское вдохновение изменчиво и капризно. И тогда на помощь начинающему литератору приходят проверенные временем приемы.

Вам понадобится

  • - Словарь синонимов.
  • - Справочная литература по теме рассказа.
  • - Белая бумага или блокнот.
  • - Цветные ручки.

Инструкция

Описание погоды
Это железобетонная классика. Тем самым сразу время и место действия, передает эмоциональный настрой героев. Они могут грустить, как осенний , а могут, наоборот, чувствовать себя очень уютно в своей теплой комнате с большими окнами. Здесь может быть только два правила. Первое - избегать банальностей в духе: "Стоял прекрасный летний день". Второе - тщательно вычесывать свой текст на предмет стилистических ляпов типа: "Шел дождь и рота красноармейцев".

Описание главного
Внешность героя - это концентрат его моральных и интеллектуальных качеств, фотография его социального слоя и образа жизни, отправная точка того драматургического конфликта, который будет разворачиваться на протяжении всего текста. В самом простом виде это может выглядеть так: "В те редкие дни, когда Мария Ивановна решалась исполнить свои любимые арии, соседям казалось, что это воздух гуляет в неисправных водопроводных трубах". И дальше можно разворачивать историю бытового конфликта оригинальной, но не очень счастливой дамы и ее по коммуналке.

Афоризм или шутка
Емкая и хлесткая фраза, которая привлекает внимание с первой строчки. Читатель ждет продолжения и за страницей вплетается в сюжетное полотно. Например: "Если меня клонировать, я захвачу мир. Не верите? Тогда послушайте, что произошло со мной на прошлой неделе". Или: "Иван Иванович был человеком мирным, настолько мирным, что любил повторять: "Всякий, кто усомнится в моем миролюбии, умоется кровью". Но никто почему-то не сомневался". Через показывает свое отношение к людям с размытыми моральными устоями. Или, наоборот, показать человека, настолько жалкого, что ему постоянно нужно хорохориться перед окружающими.

Ситуация
Описание сразу начинается с яркой бытовой сценки. Например, ссоры влюбленных или нечаянной встречи. В этом случае, автору придется прописывать насыщенный и яркий диалог героев, привлекать внимание читателя авторской речью. В репликах нужно избегать плоских, маловыразительных фраз. Вместо банального "Привет", лучше подобрать приветствие, которое соответствует персонажу. Инфантильная девочка скажет "Приветики". Вычурный интеллектуал может выразиться: "Ах, какая нечаянная встреча". Автор должен сам решать, какими интонациями будут говорить его . Может, у него бандит заговорит, как учительница сольфеджио. И читатель захочет узнать, что с ним произошло.

Видео по теме

Полезный совет

Если текст совсем не идет, то лучше сделать техническое начало: "Эта история началась в..." или "Я хочу поведать вам о..." И вернуться к началу через несколько дней, когда авторское перо дойдет до финальной точки.

Источники:

  • Интернет-портал "Справочник писателя"

Может быть, у вас есть много идей для , или вы давно замечали в себе способность и любовь к тому, чтобы вести дневник, записывая небольшие заметки о происходящем вокруг. Может быть, давно пришло время написать целую книгу, но вас смущает то, что вы не знаете с чего начать и как правильно это делать? В любом случае, главное - принять решение о том, что пора писать повесть , а все остальное – несложно.

Вам понадобится

  • Уютное рабочее место
  • Желание написать повесть

Инструкция

Чтобы , прежде всего нужно начать с содержания. Есть ли у вас ? О чем будет эта ? Как только вы наметили центральную идею, она понемногу сама обрастет подробностями и деталями. От вас требуется только не забывать о том, что любая повесть должна иметь четкие начало, середину и конец. В повести должен быть конфликт и его развязка, и все действия героев должны иметь правдоподобную мотивацию, быть понятными читателю.

Следующим шагом в написании повести является создание героев. Обязательно продумайте главных героев: положительного (протагонист) и отрицательного (антагонист). Только не делайте их слишком хорошими или слишком плохими - это не придаст повести правдоподобности. Не забывайте и о второстепенных персонажах – они будут создавать фон для ваших главных героев, поэтому также важны.

Начните ! Неважно, как вы будете это – у каждого автора свой подход. Кто-то заранее знает, чем закончится история, кто-то просто придумывает целый мир, штрих за штрихом рисуя действия, в этом мире происходящие. Главное - начать и дать себе обещание писать каждый день. Можно даже определиться с необходимым количеством написанных ежедневно страниц – это здорово дисциплинирует.

Чтобы вам действительно удалось написать повесть , и при этом хорошую, обязательно обращайтесь к окружающим за критикой и принимайте ее во внимания, продолжая работать над текстом. Но показывайте свой труд только тем людям, которым полностью доверяете. Можно даже попробовать поискать какие-нибудь местные общества писателей и в них – так вы сможете найти поддержку, критику и комментарии к своей рукописи.

Повесть можно написать, только если ее переписывать. Как только первоначальный черновик текста готов, прочитайте его внимательней, дайте ознакомиться с текстом друзьям и и начните редактировать повесть . Но всегда сохраняйте первоначальную версию черновика, чтобы можно было понять, насколько успешна ваша редактура, и ли она повесть лучше. После многих дней, проведенных за осмыслением и переписывание ранее написанного, повесть наконец-то будет готова.

Мечтать о литературной славе, как говорится, не вредно. Вредно, мечтая, ничего не делать для развития своего писательского таланта. Поэтому тем, кто хочет начать писать рассказы, необходимо как можно больше практиковаться в своем ремесле.

Инструкция

Успех произведения держится на трех китах: сюжет, недосказанность. В поисках первого из этих составляющих, не нужно далеко - начните с того, что вам хорошо знакомо. Если вы поставили себе цель написать и общую канву повествования вы уже держите в уме, садитесь и пишите. Не дожидайтесь момента, когда вам в голову придет гениальная первая фраза и умопомрачительная завершающая реплика. И уж тем более не старайтесь написать сразу весь текст в четкой последовательности. Редактированием вы займетесь чуть позже.

Когда повествование будет завершено, дайте бумаге полежать. Вернитесь к спустя некоторое время и внимательно его вычитайте. Все ли в порядке с логикой? Увязаны ли сюжетные линии? Не хромает ли стиль? На этом этапе работы над рассказом пора шлифовать ключевые фразы, описания. Помните о том, что приходится сестрой вашему таланту: безжалостно выбрасывайте из текста все, что не работает на общую идею, избавляйтесь от занудных повторов и неинтересных лирических отступлений. Невредно дать почитать свое произведение человеку, мнению которого вы доверяете.

Несмотря на обилие площадок для самовыражения в интернете, которые открывают каждому возможность найти читателя, начинающие авторы все же грезят о настоящем издании своих книг. А без общения с «дорогой редакцией» не обойтись. Тем более, что такая практика чрезвычайно важна для молодого . Отправив текст в интересующее вас , подождите немного и через некоторое время поинтересуйтесь судьбой своего . Не удивляйтесь и не расстраивайтесь, если на первый (второй, а возможно, и десятый) раз вам откажут в публикации. Попросите озвучить вам ваши ошибки и недочеты, чтобы откорректировать имеющийся текст или учесть их в работе над новыми произведениями. Если редактор сообщит вам, что публикация возможна при условии определенной корректировки рассказа, не упрямьтесь, а учтите пожелания опытного работника издательского дела - он профессионал, а вы пока что любитель.

Видео по теме

Полезный совет

Вряд ли вы придумаете стопроцентно оригинальный сюжет - все уже так или иначе было использовано в литературе. Так что прочтите классические произведения сходной тематики и подумайте, что нового вы могли бы в нее внести.

Источники:

  • Как писать книги и рассказы

Многие люди задумываются о том, чтобы отразить свой жизненный опыт, интересные события или просто собственные размышления и фантазии на бумаге, например, написать рассказ. К сожалению, далеко не все переходят от идеи к действию, хотя на самом деле начать писать рассказы не так уж и сложно.

Инструкция

В первую очередь стоит озаботиться некоторой теоретической подготовкой. Конечно, необязательно тратить время на полное изучение курса теории литературы, но с основными понятиями познакомиться надо. Композиция, структура рассказа, разница между фабулой, темой и идеей, принцип построения сюжета – все эти знания значительно облегчат вам написание первого произведения, позволив сделать рассказ более качественным. Можно попробовать отыскать курсы для авторов, которые иногда проводятся в местных отделениях Союза писателей РФ.

Хорошим вариантом для начала литературной карьеры могут стать многочисленные творческие конкурсы, которые регулярно проводятся в интернете, а также организуются специализированными журналами и газетами. Как правило, такие конкурсы предлагают участникам написать произведение на заданную тему, а призом победителю обычно становится публикация в сборнике. Такие конкурсы – отличный способ заявить о себе, познакомиться с другими авторами и издателями, к тому же, они позволяют «набить руку». К сожалению, в подобного рода проектах, как правило, предполагается открытое обсуждение представленных на конкурс произведений, а критика может быть весьма жесткой. С другой стороны, такой опыт позволит вам более спокойно относиться к негативным отзывам в будущем.

Написать хороший рассказ в сжатые сроки – непростая задача даже для опытного автора, поэтому не расстраивайтесь, если на одну страницу текста у вас уходит несколько дней или даже недель. На первом этапе ваша задача – научиться писать, а со временем вы сможете делать это с большей скоростью, не теряя качества. В то же время нужно с самого начала ставить себе определенные рамки, в обязательном порядке отводя часть дня на литературное творчество. В будущем такой подход даст вам возможность сразу же включаться в работу в заданное время.

Если у вас уже есть готовая идея, то нужно обдумать ее с позиции сюжета, ответив себе на вопрос: каким именно методом лучше всего получится ее раскрыть? Не расстраивайтесь, если готовый сюжет не рождается моментально, ведь утверждение о том, что писательство – тяжелый труд, основано не на пустом месте. С другой стороны, затягивать творческий процесс тоже не стоит, иначе есть опасность «перегореть». Вообще, для хорошего писателя в качестве идеи для рассказа может выступить что угодно: от политической обстановки до вида из окна. Научиться видеть потенциал идей и сюжетов в обыденной жизни – одна из основных задач начинающего автора.

Второе, с чем необходимо разобраться, - это ваши страхи. Боитесь ли вы публичности? Публичность связана с открытостью: рассказывая свои истории, вы открываетесь незнакомым людям и рискуете встретиться с разными реакциями.

Это может быть игнорирование вашего творчества или, наоборот, открытая агрессия в ваш адрес. Важно заранее продумать стратегию вашего поведения в каждой ситуации.

Со страхом публичности поможет справиться псевдоним. Со страхом игнорирования – ваша мотивация. Со страхом агрессии – вера в себя и дистанцирование от агрессоров.

Третье, что нужно решить, – это о чем писать. Начинать можно с простого. Писать о том, с чем вы сталкиваетесь в повседневной жизни: ваш путь на работу, домашние дела, каких людей вы встречаете и какое они производят на вас впечатление и т.д.

Важно, чтобы ваши истории у вас самих вызывали эмоциональную включенность, переживания. Необходимо писать о том, что лично вас зацепило. Тогда велик шанс, что ваша история зацепит других людей.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, необходимо задать истории один определенный вектор. Как правило, это вектор изменения героя. Пройдя историю, и вы, и ваш читатель, и герой истории – меняются. Узнают что-то новое, приобретают опыт, становятся немного другими. Прежде чем начать писать историю, ответьте себе на вопрос: какую проблему решит герой и как он изменится в результате?

Четвертое, что нужно сделать, чтобы начать писать истории, - это ввести писательство в привычку. Необходимо выделить себе время и место, когда вы целенаправленно сядете и погрузитесь в ваши истории. Это должно быть только ваше время. Нужно внести его в ваше расписание.

Пишите регулярно, но не выписывайтесь до дна. Еще Хемингуэй писал: когда я заканчиваю писать, я знаю, чем я продолжу завтра. Останавливайтесь заранее. Так вы сохраните ваше вдохновение надолго.

Пятое, что нужно делать, - это редактировать. Без этого не обходится ни один уважающий себя автор. Чтобы текст звучал хорошо и читался легко, над ним необходимо работать.

Чтобы вычистить слабые места текста, читайте его вслух. Вы сразу почувствуете, где спотыкаетесь или теряете нить истории.

Следите, чтобы за вашим текстом стояла картинка. Описывайте историю с точки зрения органов чувств: что вы видите, что слышите, осязаете, какие запахи вас окружают и так далее.

Читайте книги, где опытные авторы рассказывают, как писать истории. Ищите авторов, чьим стилем вы восхищаетесь, читайте их как можно больше, анализируйте их тексты, ищите приемы, которые могли бы позаимствовать. Постоянно расширяйте ваш словарный запас.

Заведите себе редактора. Может быть, для начала это будет ваш друг или мама. Человек, который сможет прочесть вашу историю, предложить, как ее улучшить, показать вам ее под другим углом, извлечь из нее дополнительные смыслы. Тогда и для вас история заиграет новыми красками, еще сильнее вовлечет вас в себя и, в результате, найдет еще больший отклик у аудитории.

Статус темы: Закрыта.

  1. Короткий рассказ. Часть I: подготовка


    1. Собирайте идеи для рассказов. Носите с собой блокнот для записи идей, так как вдохновение может снизойти в любое время.
    - чаще всего, в голову вам будут приходить лишь небольшие обрывки информации, например, несчастный случай, на котором можно построить сюжет, имя персонажа или внешность, и.т.д. Но, иногда, вы сможете за минуты создать всю историю целиком.
    - если у вас нет вдохновения или вам необходимо написать рассказ быстро (например, для школы), попробуйте использовать мозговой штурм. Если вы все еще топчитесь на месте, возможно, придется обратится за советом к семье или друзьям.
    - хорошие сюжеты приходят с опытом. Множество историй Айзека Азимова основаны на личном опыте.

    2. Начнем с основ короткого рассказа. После того, как вы выбрали идею, вы должны помнить об основах рассказа.
    - первичное действие: что послужило началом.
    - кульминация: наиболее интенсивный, поворотный момент истории.
    - завершение действия: заключение истории.
    - развязка: окончание истории с решением центрального конфликта или нет. Вам нет необходимости писать рассказ по указанному порядку. Если у вас есть идея для окончания, запишите ее. Оттолкнитесь от начальной идеи (не обязательно начало истории), и спросите себя: "Что будет дальше?" Или "Что было до этого?"

    3. Вдохновляйтесь окружающими людьми. Если вы затрудняетесь понять или описать героя, посмотрите вокруг. Вы можете легко заимствовать черты знакомых и не знакомых вам людей. Например, вы заметили кого-то, кто всегда пьет кофе, говорит громким, зычным голосом, всегда печатает на компьютере, и т.д. Все эти черты, даже нескольких людей, могут создать интересный персонаж.

    4. Знайте своего персонажа. Чтобы история была правдоподобной, персонажи должны быть правдоподобными и реалистичными. Создать интересный и реалистичный персонаж достаточно трудно. Вот несколько советов по созданию "реальных людей" для ваших рассказов:
    - говорят с акцентом? У них есть специфические манеры? Вы не будете включать всю эту информацию в свою историю, но, чем больше вы знаете, тем больше ваши персонажи оживут и для вас, и для читателя.
    - ваш персонаж не должен быть совершенным. У каждого персонажа должны быть недостатки, проблемы, неуверенности. Возможно, вам кажется, что люди не любят, когда у героя множество недостатков, но это далеко от истины. Бэтмен не был бы Темным рыцарем, если бы он не был социопатом.
    - люди отождествляют себя с проблематичными персонажами, потому что они реалистичны. Нет необходимости награждать персонажа нереальными и странными чертами, хотя, конечно, вы можете это сделать. В основном, старайтесь придерживаться вещей, которые вы знаете. Например, персонаж может быть нервным, бояться воды, быть одиноким, не любить других людей, слишком много курить и т.д.

    5. Не делайте рассказ слишком пространным. В романе действие может длиться в течение миллионов лет и объединить множество сюжетных линий, различных мест и армию второстепенных персонажей. Основные события рассказа должны происходить в течение короткого периода времени (дней или минут); и вы не сможете развить более одной сюжетной линии, двух-трех главных героев и одного действия. Если ваша история слишком длинная, то, скорее всего, это уже повесть или роман.

    6. Кто рассказывает историю. Существуют три основные варианта: от первого лица (“я”), второго лица ("ты") и третьего лица ("он" или "она"). В первом варианте рассказчик - сам персонаж, во втором - читатель, а в третьем - повествует посторонний рассказчик. Повествования от второго лица используются редко.
    - имейте в виду, что рассказы от первого лица ограничены, так как повествуют только о том, что они знают, а от третьего лица можно знать все, описать мысли каждого персонажа, или ограничиться наблюдением.
    - можно также объединять. Например, можно переключаться между повествованием от первого лица в одной главе и от третьего лица в другой, или даже иметь несколько повествователей от первого лица.

    7. Важна организованность мыслей. После подготовки основных элементов рассказа, полезно набросать временную шкалу, чтобы решить, что когда должно произойти. Историю, по крайней мере, должны составлять введение, первоначальное действие, развитие, кульминация, заключающее действие и развязка. Можно вести записи с очень простым описанием того, что должно произойти в каждом из этих этапов. Это поможет вам сфокусироваться при написании истории, а также легко вносить изменения и придерживаться основной линии сюжета.

    8. Начните писать. В зависимости от того, насколько тщательно вы наметили сюжет и персонажей, сам процесс написания может быть лишь подбором правильных слов. Однако, в целом, написание трудоемкий процесс. Скорее всего, вы не будете досконально знать своих персонажей и сюжет, но это не важно, так как они сами скажут вам, что им нужно, даже если вы загоните их в угол. Кроме того, всегда можно воспользоваться вторым черновиком.

    10. Продолжайте писать. Почти наверняка вам пришлось столкнуться с трудностями на пути к завершению рассказа. Не стоит из-за этого останавливаться. Планируйте работу над рассказом, а также норму (например, страница в день) на каждый день. Даже, если вам придется выбросить то, что написали в этот день, вы работали над рассказом, а это окажет положительное влияние в долгосрочной перспективе.

    11. Пусть ваша история пишется сама. По мере написания рассказа, вы можете направить сюжет в другом направлении, чем планировали ранее, или вы можете существенно изменить или удалить действующее лицо. Прислушивайтесь к персонажам, если они говорят вам сделать что-то другое, возможно, это то, что вам надо.

  2. Короткий рассказ. Часть II: редактирование



    1. Перечитывайте и редактируйте. Когда вы закончите рассказ, перечитайте его и исправьте автоматические, логические и семантические ошибки. В общем, убедитесь, что действие, персонажи и их проблемы вводятся в рассказ и решаются соответствующим образом. Если у вас есть время, перед редактированием отложите рассказ на несколько дней или недель. Отдалитесь от рассказа, так вы сможете оценить его более четко при редактировании.

    2. Обратитесь за вторым мнением. Попросите родственника или друга, которому вы доверяете, просмотреть законченный рассказ и внести свои коррективы или предложения. Попросите их высказать реальное мнение о рассказе. Дайте им время, чтобы прочитать и обдумать рассказ, а также дайте им копию рассказа, на которой они смогут делать пометки.
    - учитывайте все полученные комментарии, а не только те, которые нравятся. Поблагодарите за прочтение рассказа и не спорьте с полученным мнением.
    - включите все поправки, редакции и предложения, которые вы считаете нужными. Рассказ будет лучше с учетом конструктивной критики, но вы не должны следовать всем полученным советам, так как не все будут хорошими. Это ваш рассказ, и последнее слово за вами.

    3. Не сдавайтесь. Вы можете разочароваться, столкнувшись с проблемами. Вы можете выдохнуться, рассердиться на персонажей, и почувствовать вину, убив любимого героя.
    - знайте, что, скорее всего, вы усомнитесь в своих писательских способностях рано или поздно. Это абсолютно нормально. Вы будете чувствовать, что не стоит продолжать и лучше отказаться и пойти работать официантом. Когда возникают подобные мысли, они легко могут взять верх и заставить вас бросить писать.
    - одна из самых трудных задач писателя - перебороть подобные чувства и продолжить писать. Если у вас появились сомнения, вы устали или вам надоело, прекратите писать! Вы можете встать, погулять, перекусить, посмотреть телевизор, или сделать что-нибудь, чтобы расслабиться. Когда вернетесь, приступайте со свежей головой. Возможно, у вас все еще не появилось желание писать, тогда напомните себе о хороших сторонах вашего рассказа, об удачном абзаце, хорошо продуманном диалоге, интересном персонаже, и поздравьте себя. Вы делаете то, чего большинство людей не способны делать.
    - если кто-то еще читал ваш рассказ, то он также может служить источником поддержки. Просто скажите себе, что вы закончите рассказ, потому что вы этого хотите. Не имеет значения, если это не самый лучший в мире рассказ; будут и другие. Если ваша цель - закончить рассказ, то сделайте это.

    4. Читайте! Ничто не может поможет вам научиться писать хорошие рассказы лучше, чем чтение хороших рассказов. Обратите внимание на стиль и лаконичность письма. Чтение различных авторов и стилей помогут научиться применять разные голоса для каждой истории и расширить свой творческий потенциал. Обратите внимание, как авторы описывают персонажей, составляют диалоги и структурируют линии сюжета.

  3. Пишем рассказ: несколько слов о зачине



    Многие авторы начинают свой путь в литературе с написания рассказов. Считается, что создать хороший рассказ легче, нежели более масштабное произведение. Однако это мнение не совсем верно. Рассказ лаконичен, количество персонажей в нем ограничено, а это значит, что действия всех героев должны быть мотивированы и согласованы с целью повествования. Прежде, чем приступать к написанию рассказа, необходимо в деталях продумать сюжетную линию и определить цель произведения. Если костяк не создан или недостаточно крепок, рассказ начнет рассыпаться буквально после первых строк. Обдумывая сюжет, автору следует ответить на следующие вопросы: кто? где? когда? как? куда? зачем? почему? Это поможет выстроить логику развития произведения и прояснить мотивы действий героев.

    При создании рассказа особое внимание уделяется его зачину и завершению. Хороший рассказ всегда обладает неожиданной концовкой, после которой остается некое «послевкусие». Для этого читателя надо удивить, заставить задуматься или даже шокировать. Не менее важна роль завязки. Ее главная цель – заинтересовать читателя настолько, чтобы он не смог оторваться от чтения до самого конца произведения. Добиться этого непросто: многие начинающие, да и маститые писатели помногу раз переделывают первую фразу, пытаясь найти наиболее эффективную «зацепку» для привлечения внимания читателя. Какие же бывают зачины?

    2. Пейзажные . Один из наиболее удачных зачинов, поскольку от него легко развить действие в любую сторону. Автор описывает место действия, задает определенное настроение. Такое начало позволяет выстроить дальнейшее повествование по принципу внутренней согласованности или по контрасту: например, солнечный летний день противопоставлен мрачному настроению героя.

    3. Автобиографические . Пожалуй, самый простой зачин – автор ведет рассказ от первого лица, повествуя, где он был и что делал. Несмотря на кажущуюся простоту такого начала, его можно интересно обыграть в дальнейшем.

    5. Портретные . Повествование начинается с характеристики внешности героя. Оно может быть выдержано в разных стилях: сатирическом, фантастическом, серьезном.

    6. Нравоучительные . Первая фраза заставляет читателя настроиться на нужный лад, определяет главную мысль и настроение рассказа. Сентенция может быть веселой и грустной, злободневной или вечной. При ее использовании главное – не впасть в излишнюю претенциозность и не показаться банальным.

    7. Детализирующие . Повествование начинается с описания какого-либо предмета или черты, которые читатель видит как будто сквозь увеличительное стекло. Это может быть расколотое молнией дерево, светящееся во мраке окно, открытая на определенной странице книга. Используемая деталь имеет символическое значение, которое переносится на дальнейшее повествование.

    8. Зачины-действия. Автор без каких-либо предисловий рассказывает о происходящем событии. Это придает завязке динамичность и сразу же захватывает внимание читателя, вызывая желание узнать, что же произойдет дальше. Сложность такого начала в том, что выбранный темп придется держать на протяжении всего повествования, а это удается далеко не каждому писателю.

  4. Как написать фантастический рассказ



    В этой статье я расскажу о том, как написать фантастический рассказ. Очень много желающих в настоящий момент задаются вопросом как написать фантастический рассказ. Сегодня вы узнаете, чем отличается обычный рассказ от фантастического. Как его написать так, чтобы он запомнился читателям надолго.
    В настоящий момент жанр фантастического рассказа стал очень популярен в стране. Вообще тяга к фантастике присуща русскому народу. Эту тягу активно подогревают воротилы книжного бизнеса. Чем же это объясняется? Прежде всего, основным принципом успешной истории: пиши о том, что знаешь лучше всех или о том, что никто не знает. Второй путь самый интересный, так как кроме вас мир в вашей голове еще никто не знает. Во-вторых, кто может быть лучшим эксперт, чем вы сами? Таким образом, убивается сразу два зайца. Но убить двух зайцев только начало пути. В фантастическом рассказе необходимо соблюсти ряд моментов, чтобы рассказ получился интересным.

    Мир
    Фантастический мир оболочка вашей истории. Та одежда, в которую оденется рассказ. Вспомним известную поговорку: встречают по одежке, провожают по уму. Поэтому очень важно, чтобы ваша одежка была яркой, притягательной и вызывала желание прикинуть её на себя.
    Ваш фантастический мир должен быть понятным до читателя. Не совершайте ошибок начинающих писателей. Не думайте, что читатель обязан знать ваш мир. Вы проколитесь на мелочах и оттолкнете читателя. Отнеситесь к читающему вас бережно. В экспозиции расскажите о мире. Какие в нем действуют законы. Какое время сейчас. Порядок времени. Какая обстановка в социуме и есть ли он вообще. Политика, войны, события. Все что важно для развития истории, создает антураж и волнует читателя должно быть лаконично описано. Используйте мелкие детали в действиях мыслях героя, чтобы полнее отобразить фантастический мир.

    Персонажи
    Персонажи в фантастическом рассказе это часть мира. Они должны быть гармоничны и не выбиваться из него. Действия и поступки персонажей соответствует логике мира. Здесь есть отступление, когда персонаж из современного времени попадает в прошлое или будущее и ведет себя вразрез миру, но и это должно быть логично. Поведение гостя в чужом мире должно соответствовать его реальность. В таких рассказах происходит столкновение двух миров. В таких произведениях встречаются грани миров и развиваются конфликты. Они и открывают глаза читателю на жизнь.

    Фантастическое допущение
    Основа фантастического рассказа – фантастическое допущение. Когда мы говорим себе: а что если?.. В этот момент и создается фантастическое допущение. А что если земля остановится? А что если люди перестанут любить? А что если мертвые восстанут? Продолжая далее, мы создаем фантастические допущения для своей истории.
    Хорошее фантастическое допущение позволяет сделать рассказ оригинальным. Потрудитесь над ним подольше. Ведь оно сердце рассказа. Читайте научную литературу или книги по теме рассказа. Ищите интересные ходы. Меняйте в самых неожиданных комбинациях идеи. Только так рождаются фантастические допущения.
    Когда мир готов. У вас есть интересные персонажи. Вы потратили изрядное время на создание сногсшибательного фантастического допущения. Вы столкнётесь с проблемой как назвать свое произведение. Название это судьба вашего рассказа. От того какое оно впечатление оставит у читателя будет, зависит популярность рассказа.

    Название
    Название должно выбиваться из логики рассказа. Оно должно ломать сознание заставлять думать. Щекотать разум читателя верный способ успеха рассказа. Если вы пишите о нападение пришельцев на землю, логично было назвать рассказ «Нашествие», «Угроза с неба». Это хорошо и понятно, но назовите такой рассказ «Они пришли в субботу» это уже лучше. Читатель сразу начинает интересоваться: кто они, зачем пришли, почему в субботу? Если читатель заинтересован, он идет за вами.
    У названия должно быть второе дно. Как правило, второе дно связано с ценностью, укомплектованной в рассказе. Возьмем тот же рассказ о нашествии пришельцев «Они пришли в субботу». Если рассказ несет ценность «семья дороже жизни» то в рассказе герой будет бороться с вторжением ради неё. Он сделает все возможное и не возможное, чтобы его семья осталась жива. В этот момент, для большего интереса, возникает третье дно названия. Семья – это и все человечество. Герой делает выбор, что ему дороже семья или мир. Он борется с событиями, решая эту дилемму. А то, что они пришли в субботу, время, когда семья собирается вместе, придает особую остроту рассказу.

    Таким образом, сегодня мы узнали, что для хорошего рассказа фантастики необходимо иметь три составлявшие: фантастический мир, гармоничных персонажей, захватывающие фантастическое допущение, а также многозначное название.

Статус темы: Закрыта.

Наблюдайте за окружающим миром. Если вы хотите написать хороший рассказ или даже повесть, то всегда внимательно прислушивайтесь и смотрите по сторонам, чтобы найти вдохновение! Уже скоро вы поймете, о чем будет ваш рассказ! Интересуйтесь мнением людей об окружающем мире. Ваш рассказ будет предназначен для разного круга читателей, поэтому не ограничивайтесь только своими представлениями. Любое количество времени, сил и описаний, потраченных на рассказ, не будет чрезмерным. Примеры способов сбора материалов для рассказа:

  • Читайте книги. Приобретайте непосредственный опыт. Чтение полезно для мозга и позволяет узнать, что представляют собой хорошие книги. Конечно, в мире существуют миллионы книг, но попробуйте посетить местную библиотеку и выбрать книги согласно своим интересам. Все книги и люди уникальны. Возможно, вы почерпнете в них идеи построения предложений, вдохновение или общую стилистику текста. Читайте различные книги, чтобы расширять свой словарный запас. Чем больше вы знаете, тем больше идей для отличного рассказа.
  • Обращайте внимание на интересные черты характера. Возможно, ваш сосед разговаривает с растениями или каждое утро выходит на прогулку вместе с котом. Смотрите по сторонам. Ваша сестра порой ведет себя эксцентрично? Попробуйте создать похожего персонажа. Представьте себе внутренний мир такого человека и подумайте, как его можно задействовать в рассказе.
  • Оглянитесь вокруг. Отправляйтесь на прогулку или посидите на лавочке в парке и наблюдайте по сторонам. Возможно, вы заметите букет роз в водосточной канаве или новенькие кроссовки на соседней лавочке. Как они там оказались? Дайте волю фантазии!
  • Прислушивайтесь к разговорам. Услышанная фраза может вдохновить вас на целый рассказ. К примеру, проходящий мимо человек может говорить: «Меня никто не понимает...», - или: «Моя собака недолюбливает всех парней, которые приходят ко мне...». Разве это плохая завязка для сюжета?

Используйте схему «а что, если». Это еще один способ придумать начало рассказа. Наблюдая за окружающим миром, обращайте внимание не только на реальные, но и на возможные события. После услышанного или увиденного можно задаться вопросом: «А если бы все сложилось не так?» - или: «Что бы он сделал, если...». Такое направление мысли поможет вам исследовать все тайны, которые не дают вам покоя.

  • Необязательно сразу знать концовку рассказа. На самом деле такой подход даже поможет вам рассмотреть больше потенциальных возможностей и написать более интересный сюжет.
  • Схема «а что, если...» может быть реалистичной или совершенно фантастической. Задумайтесь: «А что, если бы мой пес заговорил со мной?» - или: «Что будет, если однажды соседка украдет мою кошку, которую она так любит гладить при любой возможности?»
  • Задействуйте личный опыт. Несмотря на то, что рассказы относятся к категории художественной литературы, многие из них весьма автобиографичны. Если описывать реальные события, которые произошли с вами или знакомым человеком, то получится документальный рассказ, однако можно лишь вдохновляться такими событиями и создать вымышленную историю. Это отличный план на случай отсутствия идей.

    • Многие говорят, что нужно писать о том, в чем вы «разбираетесь». Согласно такой точке зрения, если вы выросли в Челябинске или пытались стать актером в Москве, то следует писать о своем опыте, а не пытаться представить жизнь человека в незнакомом вам месте.
    • Другие говорят, что нужно писать о «неизвестных аспектах известных вам тем». Это значит, что следует начинать с известного и двигаться в направлении своего любопытства.
    • Если вам слишком комфортно писать о реальных событиях, то у вас просто не останется места для творчества. Например, если ваш друг детства однажды переехал в другой город и никому не сказал ни слова или вас всегда интересовала судьба пожилого контролера на колесе обозрения, то не теряйте возможности дополнить реальность своими предположениями.
  • Развивайте услышанные истории. Всегда обращайте внимание на истории, которые рассказали ваши друзья или родственники и которые могут лечь в основу рассказа. Если мама или бабушка любят рассказывать о своем детстве, начните записывать их воспоминания. Представьте жизнь ребенка в другом времени и месте. Не пугайтесь, если вам мало что известно о прошлом: сегодня можно найти любую информацию.

    • Прислушайтесь, если один из ваших друзей говорит: «Ты не поверишь, что произошло со мной на прошлой неделе!» Возможно, это станет началом вашего рассказа.
    • Рассказы рождаются в самых неожиданных местах. Возможно, диджей на радио рассказывал о своем детстве, а вы тут же представили себе его жизнь.
    • Предупреждение: если заработать репутацию автора, который «заимствует» чужие истории, то люди могут стать более закрытыми рядом с вами.
  • Вдохновляйтесь окружающей обстановкой. Даже место может вдохновить вас на рассказ. Важно определиться с жанром рассказа к этому моменту. Перипетии научно-фантастического рассказа могут происходить в подземной лаборатории, а история из жанра ужасов - в заброшенной лачуге. Необязательно искать вдохновение в отдыхе на Мальдивах или прогулках по Венеции. Черпайте вдохновение в повседневности. Вспомните детство в яблоневых садах рядом с домом бабушки и посиделки с лучшим другом на заднем дворе.

    • Из описания места могут возникнуть интересные персонажи и конфликты.
  • Выполняйте литературные упражнения. Упражнения для писателей помогают многим авторам развивать свою творческую жилку, находить вдохновение в неожиданных местах и продолжать писать в моменты отсутствия идей. Начинайте с ежедневных разминочных упражнений буквально по 10–15 минут для раскачки или продолжайте писать в течение часа, даже если вам ничего не пришло в голову. Примеры:

    • Начните рассказ с такого предложения: «Раньше я об этом никому не рассказывал». Если сюжет излагается не от первого лица, то можно начать с: «Она затворила дверь. Глаза стали влажными от слез. Неужели он предал ее?»
    • Рассматривайте изображение обычного амбара в поле. Затем опишите амбар с точки зрения человека, который только что совершил убийство. Затем опишите его с точки зрения девочки, которая недавно потеряла мать. Проследите, как мысли персонажа влияют на восприятие мира. Поставьте себя на место персонажей!
    • Просто пишите 10–15 минут. Перечитайте текст, чтобы исправить ошибки.
    • Выберите знакомого человека, который вам совершенно не нравится. Попробуйте написать свой рассказ от лица такого человека. Заставьте читателя проникнуться к нему симпатией. Помните - это ваш рассказ!
    • Позвольте персонажу удивить вас. Пишите о персонаже, который кажется вам знакомым, затем заставьте его совершить неожиданный поступок. Из этого может получиться нечто интригующее.
    • Используйте спор. Представьте двух персонажей, которые спорят о чем-то обыденном (скажем, чья очередь выносить мусор или платить за билеты в кино). Дайте понять, что за ситуацией стоит нечто большее и важное. Например, человек хочет прекратить отношения или отчаялся, так как его чувства не взаимны. Излагайте события в диалоге, но не позволяйте читателю скучать.
    • Задействуйте язык тела. Напишите 500 слов описания двух персонажей, которые сидят друг напротив друга. Без диалогов покажите читателю, что они чувствуют друг к другу.
  • Читайте другие рассказы. Если вы хотите освоить жанр рассказа, нужно постоянно читать чужие работы. Знакомьтесь с работами классиков и современников. Ищите вдохновение в прочитанных рассказах. Несколько примеров современных и классических рассказов:

    • «Дама с собачкой», Антон Павлович Чехов;
    • «Бочонок амонтильядо», Эдгар Аллан По;
    • «Там, где чисто, светло», Эрнест Хемингуэй;
    • «Изношенный путь», Юдора Уэлти;
    • «Собор», Раймонд Карвер;
    • «Мертвое прошлое», Айзек Азимов;
    • «Вельд», Рэй Брэдбери;
    • «Вещи, которые они несли с собой», Тим О’Брайен;
    • «Нищенка», Элис Манро;
    • «Девочка», Ямайка Кинкейд;
    • «Куда ты идешь, где ты была?», Джойс Кэрол Оутс;
    • «Толмач», Джумпа Лахири;
    • «Солнце, луна и звезды», Джунот Диас;
    • «Глаза голубой собаки», Габриель Гарсиа Маркес;
    • «Превращение», Франц Кафка.

    Часть 2

    Как улучшить свои навыки
    1. Научитесь описывать людей, животных, предметы и пейзажи. Также учитесь передавать эмоции, чувства и реакции. Хороший автор знает, как описать их необычными способами. Описывайте весь окружающий мир.

      • Например, в комнате пурпурные шторы. Как они выглядят? Что напоминают вам? В какой части комнаты находятся?
      • При этом не нужно злоупотреблять описаниями, чтобы не замедлять темп рассказа. Достаточно создать реалистичный образ в воображении читателя.
    2. Сосредоточьтесь на увлекательном повествовании. Никому не будет интересен скучный рассказ, который не разжигает любопытство. Используйте необычные слова. Листайте словарь в поисках слов, которые бросятся вам в глаза. Слушайте любимые радиопередачи. Читателю должно быть весело и любопытно. Ваша задача - заинтересовать читателей.

      Соблюдайте грамматические правила. Ваш текст должен быть понятен читателю. Ошибки вроде «ихний» могут сбить его с толку, так что в рассказе лучше использовать литературные слова. При этом если ваш персонаж допускает ошибки в речи, то используйте кавычки, чтобы передать особенности речи действующего лица.

    3. Пишите от души. Если литература - это страсть, то будьте искренним рассказчиком, который не допускает фальши. Пишите в соответствии со своими представлениями о хорошем рассказе. Вам следует научиться пропускать текст через себя.

      • Прислушивайтесь к конструктивной критике и продолжайте работать над собой. Также умейте распознавать бесполезные придирки и зависть. Знания и опыт приходят с практикой.

    Часть 3

    Как работать над рассказом
    1. Продумайте манеру повествования. Большинство рассказов написаны от первого, второго или третьего лица. В начале лучше придерживаться одного из вариантов. Примеры использования в рассказе:

      • При повествовании от первого лица читатель видит всю историю глазами персонажа, который говорит «я« и имеет в виду себя. «Раньше я об этом никому не рассказывал» - пример изложения от первого лица. Это хороший способ сообщать читателю мысли и взгляды персонажа, но он будет вас сдерживать, если персонаж не видит всей картины целиком. Для начинающего автора такой способ изложения может оказаться самым простым.
      • При повествовании от третьего лица используются местоимения «он» или «она» при указании на рассказчика (например, «Он устал»). В третьем лице автору проще близко подобраться к мыслям персонажа или держать дистанцию.
      • При повествовании от второго лица автор обращается непосредственно к читателю с помощью местоимения «вы» (например, «Вы заходите в свой кабинет»). Это хороший способ сразу привлечь внимание читателя, но важно не перестараться.
    2. Развивайте сюжет. Сюжет любого рассказа должен захватывать внимание читателей, чтобы они пытались предугадать дальнейшее развитие событий. Это не значит, что нужно писать о погонях или убийствах. Читателю может быть интересно даже развитие беседы людей, которые говорят за чашкой кофе. Все рассказы уникальны, но всегда есть базовые элементы сюжета:

      • Завязка: обычно наступает в начале рассказа, когда автор знакомит читателя с персонажами, местом действия и центральным конфликтом. Некоторые рассказы начинаются с места в карьер. При этом автор постепенно возвращает читателя в прошлое, чтобы узнать начало истории.
      • Конфликт: краеугольный камень сюжета. В любом рассказе на кону стоит нечто важное , иначе читателю будет скучно несмотря на первоклассный язык автора. В любой истории должен быть конфликт или напряженная ситуация вроде любовного треугольника или размышлений подростка о том, кто его настоящие друзья. Суть конфликта может быть любой, если такие события увлекут читателя.
      • Развязка: завершение истории. После разрешения или рассмотрения конфликта история должна подойти к логическому завершению. Множество рассказов не имеют счастливого конца или просто точки в сюжете. Часто авторы используют открытый финал, который оставляет развязку на откуп мыслям читателя. Если дать ответы на все вопросы, то теряется очарование и таинственность.
    3. Создайте персонажей. В рассказе должны присутствовать действующие лица, которым читатель сможет переживать, даже если они не являются добропорядочными гражданами или добродушными людьми. Существует несколько распространенных способов описания персонажей. Вот некоторые примеры:

      • Описывайте персонажа посредством его реплик. Выверенная фраза в диалоге позволит понять намерения персонажа, особенно когда слова расходятся с мыслями.
      • Описывайте персонажа через действия. Он рано встает по утрам без будильника или несколько раз сдвигает сигнал, прежде чем окончательно проснуться? Каждое маленькое действие помогает лучше понять персонажа, даже если поначалу оно кажется незначительным.
      • Описывайте внешний вид. Он ходит в магазин при полном параде или грустно улыбается в моменты печали? Внешний вид может давать представление о психическом состоянии.
      • Описывайте характер взаимодействий. Ваш персонаж стеснителен или настолько властный, что все вокруг боятся пикнуть? Он вежлив с официантами, так как его мама была официанткой, или он ведет себя грубо, поскольку однажды официантка разбила ему сердце? Может, он просто обозлен? Поведение человека способно многое рассказать о нем.
    4. Продумайте диалоги. Обычно фразы персонажей в диалогах берутся в кавычки. Диалог способен многое рассказать о человеке. Исходите из того, что персонаж говорит и о чем молчит. Диалоги должны звучать естественно, а не искусственно или наигранно. Читайте диалоги вслух, чтобы не пропустить фальши.

      • Беседа двух персонажей может рассказать о характере их отношений.
      • Следите за тем, что остается несказанным. Например, если мальчик расстроен, что его отец не пришел на футбольный матч, то при встрече он не будет говорить об игре, а может спросить: «Как дела на работе?»
      • Не используйте в диалогах навязчивые ремарки вроде: «Отрапортовала Маша», - вместо: «Сказала Маша».
    5. Выберите место действия. В рассказе место действия может быть как очень важным, так и вовсе не влиять на события. Если сюжет развивается в рядовой квартире, которая никак не влияет на происходящее, то все в порядке. Но если в дом персонажа, в котором он живет со своей семьей, врывается любовница, то каждая деталь в доме может указывать на характер отношений между мужем и женой или повлиять на любовницу. Определите уровень важности места действия, чтобы строить рассказ соответствующим образом.

      • Даже если место не слишком важно для сюжета, читатель должен четко понимать, где конкретно происходят события, будь то ферма в безымянном селе или типичная школа.
      • Временной период можно совместить с местом действия. Если события развиваются в 1960-х годах, то оставьте соответствующие подсказки или сообщите об этом прямо, иначе читатель до середины рассказа будет думать, что действие происходит в наши дни.
    6. Развивайте собственный стиль. Литературный стиль - это уникальный способ построения фраз и предложений, который позволяет узнать автора. Ваш текст должен иметь свои особенности, ритм и звучание, которые никто не сможет повторить. Поначалу многие авторы рассказов подражают своим любимым писателям, но со временем нужно выработать свой уникальный способ подачи идей и мыслей.

      • Стиль или авторский голос - это звучание всего текста, а не только реплик персонажа. Каждое слово рассказа формирует стиль автора.
    7. Не допускайте распространенных ошибок. В литературе можно найти некоторые рекомендации, но непреложных правил создания хорошего рассказа не существует. Если хотите повысить свои шансы на успех, то старайтесь не допускать распространенных ошибок незадачливых авторов. К таким ошибкам можно отнести следующие:

      • «Информационная свалка». Не вываливайте на читателя все, что он должен узнать (по вашему мнению), в самом начале рассказа. Если на трех страницах расписывать быт и внешний вид всех персонажей без продвижения сюжета, то читатель будет изнывать от скуки.
      • Внезапная развязка. Никому не понравится рассказ, все события которого окажутся сном или взглядом пришельца на жизнь землян. Мастером подобных концовок был О. Генри, но сегодня они воспринимаются как клише.
      • Искусственное усложнение. Можно посчитать, что возвышенный поэтичный язык будет уместен в рассказе. Если вы описываете жизнь высшего общества в царских покоях, такое решение может быть кстати, но в остальных случаях лучше использовать простые и лаконичные фразы.
      • Базовая информация в диалогах. Читатель должен узнать основные сведения из повествования, а не диалогов. Диалоги позволяют глубже заглянуть в характер отношений между персонажами, а не узнать «исходные факты» сюжета. Например, персонаж не должен говорить: «Семен, хоть тебе двадцать лет и ты уже второкурсник...», поскольку это уже известно обоим действующим лицам.
      • Неясный характер конфликта. Каждый читатель должен знать ответ на вопрос: «В чем состоит суть конфликта?» - в процессе и после прочтения рассказа. В противном случае рассказ следует считать неудачным.

    Часть 4

    Как вносить поправки
    1. Отложите текст на некоторое время. Сделайте перерыв, пусть даже на один день. Затем снова прочитайте рассказ свежим взглядом и попробуйте представить себя на месте читателя. Какие предложения могут показаться читателю запутанными или ненужными? Какие сведения следует сообщить дополнительно? Какие моменты слишком очевидны или непонятны? Вам нужно увидеть рассказ со стороны.

      • Иногда для этого достаточно напечатать электронную версию рассказа на бумаге.
      • Если вам сложно редактировать текст, то вернитесь к нему через пару месяцев. Вы удивитесь, сколько всего нового можно будет заметить спустя некоторое время.
      • Не затягивайте процесс редактирования сверх меры, чтобы не потерять интерес к рассказу.
      • Важно правильно принимать критику, чтобы она приносила пользу. Если считать, что вы создали идеальный рассказ, то вы не захотите никого слушать.
      • Правильно выбирайте читателей. Если вы написали научно-фантастический рассказ и показали его другу-писателю, который далек от фантастики, то его мнение будет непоказательным.
    2. Обратите внимание на важные аспекты. Существует немало способов улучшить свой рассказ, но все зависит от степени проработки первоначального варианта и оставшейся работы. Очень часто рассказы приходится переделывать по десять раз, поэтому не расстраивайтесь, если вам нужно изменить практически все . На что обратить внимание:

      • Необходимость изменить характер повествования. Поначалу казалось, что лучше вести рассказ от первого лица, но теперь повествование от третьего лица кажется более уместным?
      • Избыточное количество слов. Согласно принятому правилу, из готового рассказа можно легко вычеркнуть порядка 250 слов (при объеме не менее десяти страниц). Вы удивитесь количеству пустых слов в тексте.
      • Сумбурный сюжет. Вы бы смогли полностью понять суть рассказа, если бы не являлись автором текста? Возможно, некоторые моменты не столь очевидны, как покажется на первый взгляд.
      • Рассказ должен содержать чувства, звуки и другой эмоциональный опыт. Чувства оживят текст. Какой может быть рассказ без эмоциональных переживаний?
      • Проведите дополнительные изыскания. Если события рассказа происходят в Москве в середине прошлого века, но ваши знания о том периоде времени ограничены, то соберите дополнительные сведения, чтобы написать убедительный текст.
      • Проявляйте настойчивость. В случае разочарования полезно вспомнить, что первый вариант никогда не бывает идеальным, но последующие правки помогут вам избавиться от недостатков.
    • Автор должен хорошо знать своих персонажей. «Ботаники» не должны разговаривать фразами «тусовщиков» и наоборот. Изучите персонажей как свои пять пальцев. Попробуйте целый день мыслить как один из действующих лиц рассказа.
    • В разговорах люди редко обмениваются полными предложениями. Часто ответ состоит из одного слова. Периодически используйте слова вроде «ага» и «хм», но не переусердствуйте! Грамотный диалог не всегда будет похож на реальную беседу: скорее это реальная беседа без всех ненужных слов.
    • Улучшайте формулировки предложений. Находите самые точные слова: персонаж расстроен или взбудоражен? Учитывайте коннотативные оттенки смысла. Читайте стилистические рекомендации для рассказов, чтобы четко, эффективно и своеобразно доносить свои мысли.
    • Уточняйте значения имен в интернете, чтобы придумать подходящие имена для персонажей. Это полезный трюк, если вам не удается подобрать нужное имя. Например, если в вашем рассказе есть охотники, то изучите имена, которые связаны с охотой. Наверняка среди них вам встретится имя Диана, которая была римской богиней охоты.
    • Проверяйте дважды и даже трижды. Проверьте пунктуацию, орфографию, грамматику, значение предложений. Также не забывайте о важных вопросах. Насколько действия и поступки персонажей правдоподобны? Сюжет не кажется слишком надуманным?
    • Если вас легко впечатлить произведением, то не читайте слишком много других авторов. Можно опираться на уже знакомые книги, чтобы изучать развитие персонажей, сюжета и задач. При этом не нужно чрезмерно ограничивать себя.
    • Персонажи должны быть динамичными: они не могут всегда оставаться одного возраста. По мере взросления характер и мировосприятие человека меняется. Например, он может стать обидчивым или раздражительным. Используйте подходящие временные промежутки.
    • Черпайте опыт и вдохновение из собственной жизни.
    • Избавляйтесь от указаний на персонажа в диалогах («Сказал Андрей», «Согласилась Полина»). Как же тогда понять, кто сейчас говорит? Каждый персонаж должен иметь узнаваемый стиль и позиции в диалоге. Во время разговора люди продолжают двигаться. Вокруг происходят разные события. Используйте контекстуальные подсказки, чтобы указать на говорящего. Если просто необходимо использовать слово «сказал», то ничего страшного (будет хуже, если читатели запутаются), но в хорошо продуманной сцене такая необходимость отпадает. Используйте невнятно произнесенные слова, акценты, разные тон или ритм речи, обрывистые слова, чтобы разграничить говорящих. Не злоупотребляйте диалектизмами. Если автор хорошо знает своих персонажей, то он будет иметь четкое представление об их речи, способе выражения мыслей и запретных темах.
    • Сюжет не должен быть слишком запутанным. Остановитесь, если в рассказе происходит слишком много событий сразу. Сделайте перерыв и приведите в порядок мысли. Всегда полезно прочитать рассказ сначала, чтобы увидеть ситуацию под новым углом и определить следующие шаги.
    • Не копируйте других авторов. В случае творческого кризиса старайтесь найти вдохновение.

    Предупреждения

    • Не вносите изменения по ходу дела, чтобы не замедлять темп работы. Лучше часто делать паузы и постепенно исправлять ошибки.
    • Если вы хотите создать оригинальный рассказ, то никогда не занимайтесь плагиатом. Хороший рассказ потребует времени, поэтому запаситесь терпением!
    • История не должна быть бесконечной. Старайтесь не тянуть резину. Подробностей должно быть столько, чтобы читателю было все понятно и интересно читать.
    • Подробные описания местности могут погубить рассказ.
    • Старайтесь чередовать предложения разной длины.
    • Часто авторы списывают персонажей с хорошо знакомых людей. Старайтесь замаскировать этот факт, чтобы никого не обидеть, иначе ваши отношения с близкими могут испортиться.
    • Не нужно часто использовать длинные и напыщенные слова. Рассказ будет выглядеть слишком непрофессионально, будто текст написан компьютером. Также не нужно злоупотреблять простыми и скучными словами.
    • Творческий кризис - распространенное явление. Несмотря на возможное разочарование , не спешите сдаваться. Возьмите паузу и отдохните, после чего возвращайтесь к работе со свежими мыслями!
  • Похожие публикации