Как научиться писать рассказы

Не знаете как правильно написать рассказ? Вопрос действительно интересный. Мою версию ответа на него вы узнаете из этого поста. С приходом Интернета в нашу жизнь количество желающих оставить след в истории растет на глазах. Раньше опусы молодых литераторов с трудом доходили до алчущего новых впечатлений читателя, но теперь в Сети каждый желающий автор может получить свою порцию славы от жителей виртуального пространства.

Как правило, творческий путь молодой автор начинает с рассказа. Прежде всего, работает простой принцип психологии: рассказ значительно меньше повести или тем более романа, а это значит, что и писать его легче. И создаются груды новых неказистых и дурно пахнущих творений на «радость» уставшему от ковыряния в этом всем читателю. В данной статье я расскажу, как написать рассказ и не причинить «пользу» читателю.

Герой

Герой должен быть лаконично описан, всего в двух-трех предложениях у читателя обязан открыться перед глазами образ главного движителя истории. Движитель должен быть незабываемым, с яркой чертой, за которую читатель сможет ухватиться. В рассказе все концентрировано — и сюжет и герой. Дайте герою возможность стать изюминкой вашего блюда под названием «рассказ». Совет: читайте Чехова, и ваши герои сами собой станут лучше.

Сюжет

Сюжет в рассказе четкий и продуманный. Вообще, правильно писать рассказ — это как проектировать дом. Все должно быть на своих местах и по делу, иначе это лишь потеря времени, денег и нервов. Относитесь серьезнее к созданию рассказа. Сразу определите поворотные моменты сюжета. Кто, когда и зачем появляется. Смело убирайте лишнее! Читатель вам не простит размазывания вашего творчества по его искушенному сознанию. Четко понимайте, где окажется ваш герой в конце рассказа и почему.

Сюжет в рассказе должен быть динамичным и захватывающим. Каждый поворот должен иметь «крючок». Он зацепляет либо сознание, либо чувства читателя, не оставляя ему шанса на то, чтобы оторваться от произведения. Динамичность достигается за счет чередования действия и чувств. Пусть ваш герой признается в любви на крыше падающего небоскреба, поймав в воздухе так давно желанную возлюбленную. Совет: концентрируйте мысли, чувства и действия в каждом эпизоде.

Финал

Финал рассказа должен бить читателя по голове и валить его с ног. Как хорошая дубина, финал должен быть мощным аргументом в руках, чтобы запечатлеть в памяти ваше творчество. Он обязан перевернуть ход всех событий с ног на голову. Изменится мир до узнаваемости — и вы покорите читателя. Пусть принц станет нищим. Бедный познает богатство. Близкий человек окажется пришельцем с другого конца света. Концовка рассказа — это ваш козырь. Будьте предельно к нему внимательны.

Помимо классического «перевертыша» хорошо воспринимаются читателем «трудные достижения». Когда непреодолимая сила давит на героя со всех сторон, но он находит в себе силы одержать над ней верх. Давайте вспомним рассказ Хемингуэя «Старик и море».

Еще одним хорошим финалом может стать «осознание». Этот вариант финала предполагает, что читатель получить какое-то важное в жизни осознание. Мир предстанет перед ним в каком-то новом свете, появятся новые грани и нотки. Совет: читайте эзотерические романы, Коэльо например, там бесценный кладезь для озарений, которых хватит не на один рассказ.

Финалов может быть огромное множество, поэтому не зацикливайтесь на этом. Ищите свой путь. Помните главное: изменение должно быть. Рассказ, в котором все осталось, как было в начале, лучше не стоит показывать миру. Будьте к нему благосклонны, и он обязательно ответит вам тем же.

Стиль

Стиль должен не оставлять сомнения, что вы умеете писать. Иногда, он помогает автору вытащить безнадежное произведение на хороший уровень. Я не сторонник написания рассказов ради «болтания перед народом» мастерством стиля. Но он должен быть у каждого и помогать читателю яснее и заманчивее открывать идеи рассказа.

Не отчаивайтесь, если стиль у вас оставляет желать лучшего. Верными лекарствами от хромого стиля остаются два надежных средства: чтение и написание новых произведений. Больше пишите и читайте. Вскоре у вас появится свой неповторимый стиль, который вознесет вас и ваши произведения на вершину славы.

Какие бывают сложности

У начинающего автора рассказов сложностей может возникнуть множество. Но главной, я считаю, является отсутствие смысла произведения. Иногда читаешь, читаешь рассказ и не понимаешь, зачем все это. Бессмысленность произведения убивает его на корню. Не гонитесь за большинством, будьте оригинальны. Озарите произведение светом вашей идеи. Есть простой способ внести её в рассказ.

Прежде чем писать рассказ, запишите на бумаге одно предложение. Оно должно содержать главную ценность, которую приобретет в конце рассказа герой и читатель, а также причину создания этой ценности. Написав такое предложение, вы создадите позвоночник вашей истории. Это будет ваша путеводная нить, которая позволит мысли не расплываться по тексту, а четко приведет читателя в нужный пункт.

У вас появилось понимание важности героя, сюжета, финала и стиля в рассказе. Также мы узнали о такой проблеме современных писателей, как отсутствие смысла в истории и совет как его создать.

Прошу оставить ваши мысли о данной статье в комментариях и поделится её в социальных сетях. Давайте вместе обсудим важный вопрос написания рассказа.

Попробовать свои силы в работе над рассказом, вы можете приняв участие в . Торопитесь, количество победителей ограничено. Смотрите видео о литературном конкурсе ниже.

Не забудьте подписаться на обновления блога ниже.

Рассказом является история среднего размера. Написание романа может быть Геркулесовым трудом, тогда как короткий рассказ может написать, а главное закончить, практически каждый. Это не значит, что рассказы легко писать, или что их художественная ценность меньше, чем романа. Хорошо написанный рассказ производит не меньшее впечатление, чем роман. В этой статье излагается несколько практических советов, которые добавят вам вдохновения и помогут при написании коротких рассказов.

Часть 1: написание короткого рассказа

1.1
Собирайте идеи для рассказов. Носите с собой блокнот для записи идей, так как вдохновение может снизойти в любое время.
o Чаще всего, в голову вам будут приходить лишь небольшие обрывки информации, например, несчастный случай, на котором можно построить сюжет, имя персонажа или внешность, и.т.д. Но, иногда, вы сможете за минуты создать всю историю целиком.
o Если у вас нет вдохновения или вам необходимо написать рассказ быстро (например, для школы), попробуйте использовать мозговой штурм. Если вы все еще топчитесь на месте, возможно, придется обратится за советом к семье или друзьям.
o Хорошие сюжеты приходят с опытом. Множество историй Айзека Азимова основаны на личном опыте.

1.2.Начнем с основ короткого рассказа. После того, как вы выбрали идею, вы должны помнить об основах рассказа. Вот пошаговая инструкция хорошего рассказа:
Введение: главные лица, место действия, время, погода, и т.д.
Первичное действие: что послужило началом.
Развитие сюжета: события, ведущие к кульминации или поворотному моменту.
Кульминация: наиболее интенсивный, поворотный момент истории.
Завершение действия: заключение истории.
Развязка: окончание истории с решением центрального конфликта или нет. Вам нет необходимости писать рассказ по указанному порядку. Если у вас есть идея для окончания, запишите ее. Оттолкнитесь от начальной идеи (не обязательно начало истории), и спросите себя: "Что будет дальше?" Или "Что было до этого?"

1.3.Вдохновляйтесь окружающими людьми. Если вы затрудняетесь понять или описать героя, посмотрите вокруг. Вы можете легко заимствовать черты знакомых и не знакомых вам людей.
Например, вы заметили кого-то, кто всегда пьет кофе, говорит громким, зычным голосом, всегда печатает на компьютере, и т.д. Все эти черты, даже нескольких людей, могут создать интересный персонаж.

1.4. Знайте своего персонажа. Чтобы история была правдоподобной, персонажи должны быть правдоподобными и реалистичными. Создать интересный и реалистичный персонаж достаточно трудно. Вот несколько советов по созданию "реальных людей" для ваших рассказов:
Составьте полное описание персонажа, начиная от его положения, заканчивая любимым цветом. Необходимо знать как можно больше о ваших персонажах, от их мотивации до любимых блюд. Они говорят с акцентом? У них есть специфические манеры? Вы не будете включать всю эту информацию в свою историю, но, чем больше вы знаете, тем больше ваши персонажи оживут и для вас, и для читателя.
Ваш персонаж не должен быть совершенным. У каждого персонажа должны быть недостатки, проблемы, неуверенности. Возможно, вам кажется, что люди не любят, когда у героя множество недостатков, но это далеко от истины. Бэтмен не был бы Темным рыцарем, если бы он не был социопатом.
Люди отождествляют себя с проблематичными персонажами, потому что они реалистичны. Нет необходимости награждать персонажа нереальными и странными чертами, хотя, конечно, вы можете это сделать. В основном, старайтесь придерживаться вещей, которые вы знаете. Например, персонаж может быть нервным, бояться воды, быть одиноким, не любить других людей, слишком много курить и т.д.

1.5. Не делайте рассказ слишком пространным. В романе действие может длиться в течение миллионов лет и объединить множество сюжетных линий, различных мест и армию второстепенных персонажей. Основные события рассказа должны происходить в течение короткого периода времени (дней или минут); и вы не сможете развить более одной сюжетной линии, двух-трех главных героев и одного действия. Если ваша история слишком длинная, то, скорее всего, это уже повесть или роман.

1.6. Кто рассказывает историю. Существуют три основные варианта: от первого лица (“я”), второго лица ("ты") и третьего лица ("он" или "она"). В первом варианте рассказчик - сам персонаж, во втором - читатель, а в третьем - повествует посторонний рассказчик. Повествования от второго лица используются редко.
Имейте в виду, что рассказы от первого лица ограничены, так как повествуют только о том, что они знают, а от третьего лица можно знать все, описать мысли каждого персонажа, или ограничиться наблюдением.
Можно также объединять. Например, можно переключаться между повествованием от первого лица в одной главе и от третьего лица в другой, или даже иметь несколько повествователей от первого лица. Прекрасным примером является рассказ «Расемон», Акутагава Рюноскэ, который позже был экранизирован под именем Акиры Курасава.

1.7. Важна организованность мыслей. После подготовки основных элементов рассказа, полезно набросать временную шкалу, чтобы решить, что когда должно произойти.
Историю, по крайней мере, должны составлять введение, первоначальное действие, развитие, кульминация, заключающее действие и развязка. Можно вести записи с очень простым описанием того, что должно произойти в каждом из этих этапов. Это поможет вам сфокусироваться при написании истории, а также легко вносить изменения и придерживаться основной линии сюжета.

1.8. Начните писать. В зависимости от того, насколько тщательно вы наметили сюжет и персонажей, сам процесс написания может быть лишь подбором правильных слов.
Однако, в целом, написание трудоемкий процесс. Скорее всего, вы не будете досконально знать своих персонажей и сюжет, но это не важно, так как они сами скажут вам, что им нужно, даже если вы загоните их в угол. Кроме того, всегда можно воспользоваться вторым черновиком.

1.10. Продолжайте писать. Почти наверняка вам пришлось столкнуться с трудностями на пути к завершению рассказа. Не стоит из-за этого останавливаться. Планируйте работу над рассказом, а также норму (например, страница в день) на каждый день. Даже, если вам придется выбросить то, что написали в этот день, вы работали над рассказом, а это окажет положительное влияние в долгосрочной перспективе.
Подумайте об участии в семинарах или практических занятиях для писателей. Очень хорошим занятием для писателей является "Месяц написания романа" (NaNoWriMo). Ежегодно, с 1 по 30 ноября вам нужно написать роман на, по крайней мере, 50 000 слов. Великолепие и качество не имеют значения, так как цель - написание. Для дополнительной информации смотрите ссылки.

11. Пусть ваша история пишется сама. По мере написания рассказа, вы можете направить сюжет в другом направлении, чем планировали ранее, или вы можете существенно изменить или удалить действующее лицо. Прислушивайтесь к персонажам, если они говорят вам сделать что-то другое, возможно, это то, что вам надо.

Часть 2: редактирование короткого рассказа

2.1. Перечитывайте и редактируйте. Когда вы закончите рассказ, перечитайте его и исправьте автоматические, логические и семантические ошибки. В общем, убедитесь, что действие, персонажи и их проблемы вводятся в рассказ и решаются соответствующим образом.
Если у вас есть время, перед редактированием отложите рассказ на несколько дней или недель. Отдалитесь от рассказа, так вы сможете оценить его более четко при редактировании.

2.2. Обратитесь за вторым мнением. Попросите родственника или друга, которому вы доверяете, просмотреть законченный рассказ и внести свои коррективы или предложения. Попросите их высказать реальное мнение о рассказе. Дайте им время, чтобы прочитать и обдумать рассказ, а также дайте им копию рассказа, на которой они смогут делать пометки.
Учитывайте все полученные комментарии, а не только те, которые нравятся. Поблагодарите за прочтение рассказа и не спорьте с полученным мнением.
Включите все поправки, редакции и предложения, которые вы считаете нужными. Рассказ будет лучше с учетом конструктивной критики, но вы не должны следовать всем полученным советам, так как не все будут хорошими. Это ваш рассказ, и последнее слово за вами.

2.3. Не сдавайтесь. Вы можете разочароваться, столкнувшись с проблемами. Вы можете выдохнуться, рассердиться на персонажей, и почувствовать вину, убив любимого героя.
Знайте, что, скорее всего, вы усомнитесь в своих писательских способностях рано или поздно. Это абсолютно нормально. Вы будете чувствовать, что не стоит продолжать и лучше отказаться и пойти работать официантом. Когда возникают подобные мысли, они легко могут взять верх и заставить вас бросить писать.
Одна из самых трудных задач писателя - перебороть подобные чувства и продолжить писать. Если у вас появились сомнения, вы устали или вам надоело, прекратите писать! Вы можете встать, погулять, перекусить, посмотреть телевизор, или сделать что-нибудь, чтобы расслабиться. Когда вернетесь, приступайте со свежей головой. Возможно, у вас все еще не появилось желание писать, тогда напомните себе о хороших сторонах вашего рассказа, об удачном абзаце, хорошо продуманном диалоге, интересном персонаже, и поздравьте себя. Вы делаете то, чего большинство людей не способны делать.
Если кто-то еще читал ваш рассказ, то он также может служить источником поддержки. Просто скажите себе, что вы закончите рассказ, потому что вы этого хотите. Не имеет значения, если это не самый лучший в мире рассказ; будут и другие. Если ваша цель - закончить рассказ, то сделайте это.

2.4. Читайте! Ничто не может поможет вам научиться писать хорошие рассказы лучше, чем чтение хороших рассказов. Обратите внимание на стиль и лаконичность письма.
Чтение различных авторов и стилей помогут научиться применять разные голоса для каждой истории и расширить свой творческий потенциал. Обратите внимание, как авторы описывают персонажей, составляют диалоги и структурируют линии сюжета. Вот несколько советов:
"Я, робот" Исаака Азимова.
"Ступени" Ежи Косински.
"Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса" Марка Твена.
"Тайная жизнь Уолтера Митти" Джеймса Тербера.
"И грянул гром" Рэя Брэдбери.
"Три вопроса" Льва Толстого.
"Горбатая гора" Энни Пру.
"Мечтают ли андроиды об электроовцах" Филипа К. Дика.

Примечание: многие из этих рассказов были экранизированы или стали основой других знаменитых произведений. Например, научно-фантастический рассказ «И грянул гром», повторно опубликовался рекордное количество раз и знакомит нас с "эффектом бабочки". Истории Филиппа К. Дика реализовались в «Бегущий по лезвию» («Мечтают ли андроиды об электроовцах»), «Вспомнить все» («Мы можем вспомнить все для вас оптом»), «Особое мнение» («Особое мнение»), «Помутнение» («Помутнение») и во многих других.

*******Советы*********

Концовка рассказа может быть захватывающей. Что на самом деле случилось с Дугласом Куэйл (Куэйд) в конце «Мы можем вспомнить все для вас оптом» («Вспомнить все»)?
Создайте свой собственный стиль. С практикой в ваши произведения придет ваш уникальный голос. Вы можете начать с подражания другим писателям или определенному жанру. В конце концов, нужно просто писать, и у вас появится свой голос.
В рассказе должно быть не менее двух временных линий. Существует порядок, в котором происходили события, и есть порядок, в котором вы преподносите события читателям. Временные линии не обязательно должны совпадать.
Если у вас не получается мозговой штурм, попробуйте нарисовать схему или таблицу; создайте около пяти основных предложений для вашего рассказа. Поможет также в течении 5-30 минут писать все, что приходит в голову.
Разомните извилины (мозговой штурм), прежде чем начинать писать.
Если вам хочется прекратить писать конкретную историю, убедитесь, что для этого есть очень веские основания, а не только оправдания. Если у вас временная заминка, работайте дальше. Иногда, вам может придти гораздо более удачная идея. Вы можете начать работу над новой идеей, но если такое будет повторятся, то это создаст сложности, так как, в конце концов, у вас окажется много начатых, и ни одного оконченного, рассказа.
Если существует какая-то песня или мелодия, способная настроить вас на нужный лад, включите музыку.
Возможно, у вас нет желания разминаться перед написанием рассказа. Очень многие писатели пропускают данный этап. Тем не менее, это всем рекомендуется сделать хотя бы один раз в жизни. Также, вы вряд ли сумеете написать хороший рассказ без планирования.
Убедитесь, что рассказ заканчивается в правильном месте. Все читатели ненавидят книги, которые уже должны закончиться, но затягиваются еще один-другой параграф.
Тщательно продумывайте все элементы истории, например, главный персонаж, место действия, период времени, жанр, второстепенные персонажи, враги и конфликты, и сюжет.
Если что-то пришло в голову, например, о доме, или о вашей собаке, запишите это и обработайте идею. Это срабатывает почти всегда.
Можете писать о каком-то событии в прошлом или фантазии. Если вы пишите о реальном событии из своего прошлого, то, возможно, вы захотите немного приукрасить его и сделать более захватывающим. Главного героя можно срисовать с себя или со своих друзей и близких. Но будьте осторожны, потому что реальные люди не на столько динамичны, как выдуманные персонажи.
Проводите исследования. Если вы пишите про 1950-е, то поинтересуйтесь тенденциями того времени, например, семейные отношения, одежда, сленг и.т.д. Если вы будете писать без подобной информации, то рассказ получится любительский, а вы дождетесь многочисленной критики от людей, знающих те времена.
Не перенапрягайтесь. Если у вас нет ни одной идеи, займитесь чем-нибудь еще. Вернитесь к рассказу через несколько часов или на следующий день, после хорошего отдыха, и вы удивитесь, на что вы способны.
У вас нет друзей или родственников, способных дать честную оценку вашему рассказу? Попробуйте вступить в писательскую группу, где вы сможете получить советы, рекомендации и, будем надеяться, качественную критику. Скорее всего, их можно найти в местном клубе, но существуют также и он-лайн группы.
Не забудьте про формат. В этом нет особой необходимости, пока вы не показываете рассказ другим людям. Например: рассказ выровнен по центру? Есть главы? Отличаются ли шрифты? Есть параграфы? Вы отступаете в начале каждого абзаца? Все вышеперечисленное - просто идеи, которые помогут придать лучший внешний вид рассказу перед его демонстрацией другим людям.
Предупреждения
Не расстраивайтесь. Если вы пытаетесь опубликовать ваш рассказ, то, скорее всего, вам откажут. Отказ является большой частью бытия писателя, иногда это оправдано, а иногда нет. Гордитесь тем, что вы закончили рассказ и пишите еще, если вам это нравится.
Короткие рассказы - самый трудный вид фантастики. Вы должны сделать то же, что и в романе (ввести действующих лиц, создать конфликт, разработать персонажи, разрешить конфликт) на двадцати или тридцати страницах. Уважайте жанр. Это не легко.
Не забывайте об орфографии и грамматике. Покажите читателям, что вы знаете, что делаете. По крайней мере, пропустите рассказ через проверку орфографии и грамматики. Возможно, программа найдет не все ошибки, но их станет меньше.
Сама идея не защищена авторским правом, защищено лишь выражение идеи. Кроме того, существует много вариантов развития событий. Не стесняйтесь основываться на общих чертах шедевров, все писатели так поступают.
Не слишком гордитесь своим рассказом, так как вы можете сильно разочароваться, получив отказ на публикацию. Будьте профессионалом и не отождествляйте себя с рассказом.
Не ленитесь писать. Не заканчивайте рассказ так, чтобы читатель был в заблуждении. Захватывающие концовки приемлемы в случае, если вы планируете написать продолжение, либо, как в случае с «Мы можем вспомнить все для вас оптом», захватывающая концовка является неотъемлемый частью всего рассказа.

*******КАК ЗАКОНЧИТЬ КОРОТКИЙ РАССКАЗ********

Короткие рассказы (при условии, что они отлично написаны) представляют собой маленькие освежающие лакомства, которые могут помочь вам сбежать от повседневной рутины без необходимости обязательного прочтения огромного романа. Если вы уже проработали основу своего рассказа и не знаете что делать дальше, то вспомните о том, что даже самые лучшие писатели порой сталкивались с такими же трудностями.

1.1. Перечитайте все то, что вы уже успели написать. Это поможет освежить вашу память и позволит определить, что у вас уже есть и что еще необходимо добавить. Задайте себе несколько вопросов во время чтения:
Какова цель этого рассказа? Иными словами, что вы хотите, чтобы ваши читатели осознали в результате его прочтения?
Вы хотите сделать резкое или неожиданное окончание? Желаете оставить концовку неопределенной, незавершенной? Или вы хотели бы закончить свой рассказ самой счастливой развязкой, которая только может быть?

1.2. Подумайте к какому жанру принадлежит написанный вами рассказ. Это литературная фантастика? Научная фантастика? Роман? Жанр вашего рассказа может помочь вам определить наиболее подходящий финал. Окончание должно быть связано с тем, что пообещала читателям остальная часть вашего рассказа.
Если вы не уверены в том, какое окончание является типичным для выбранного жанра, то обратите внимание на какого-нибудь популярного автора (например на Стивена Кинга (ужасы) или Фланнери О"Коннор (литературная фантастика)) и прочитайте несколько его произведений. Вы можете многому научиться просто изучив развязки в произведениях других авторов.

1.3. Проработайте структуру своего рассказа. Напишите короткие описательные фразы, обобщающие каждую сцену и важные поворотные моменты. Например: "Леонид отправляется в магазин за хлебом, но вскоре обнаруживает, что забыл бумажник дома; он возвращается и встречает на своем крыльце незнакомца". Такая схема поможет установить "скелет" рассказа: что именно и с кем конкретно происходит и так далее – все это пригодятся во время принятия решения о концовке.

Часть 2: Перенесите свой рассказ на бумагу

Проработайте возможные идеи с помощью техники мозгового штурма. На этом этапе совершенно не нужно стремиться получить полностью законченные и выверенные предложения. Ваша цель заключается в проработке множества возможностей, поэтому записывайте любые свои идеи, независимо от того, насколько не конкретными, глупыми или нетрадиционными они могут показаться на первый взгляд. Для генерации идей существует много разных возможностей, поэтому стоит попробовать несколько вариантов и посмотреть, какой лучше всего подходит для вас!

2.1. Возможно, вам было бы полезно нарисовать "ментальную карту," либо карандашом на бумаге, либо на компьютере. Начните с того, что вам хорошо известно (с персонажей, событий, мест действий) и назначьте каждому элементу отдельный овал. Начните добавлять детали и вопросы, прорисовывая соединительные линии между овалами так, чтобы продемонстрировать связи между идеями.
Вы также можете попробовать записывать некоторые ключевые слова на карточках или маленьких листочках бумаги. Попрактикуйтесь располагать эти карточки в различных комбинациях и оцените, нравятся ли вам другие варианты!
Проверьте, что у вас получилось. Подумаете о своих идеях, снова взгляните на темы, образы, повторяющиеся аспекты. Есть ли среди них такие идеи или персонажи, которые кажутся наиболее важными? Скорее всего, в концовке придется проработать именно их.

2.2. Если при выборе вектора развития у вас возникают вопросы, то попробуйте сделать перечень всего того, чего хотят ваши персонажи. Персонажи с сильными амбициями или потребностями привлекают внимание аудитории. Однажды известный автор Курт Воннегут сказал: "каждый персонаж должен хотеть чего-то, даже если это всего лишь стакан воды". Спросите себя: получили ли персонажи желаемое? Что может произойти в дальнейшем, если учесть текущие обстоятельства, в которых оказались персонажи?
Если у вас все еще не получается концовка, то попробуйте понять, какие именно проблемы или темы затронуты в вашем рассказе. Если проблема все еще существует, то ответьте на вопрос: как ее можно решить? (Вы можете придумать что-нибудь похожее на книги о Гарри Поттере: если проблема заключается в том, Волдеморт хочет захватить власть над миром, то какой тогда должна быть развязка?)

2.3. Изложите материал в свободной письменной форме. После того как вы выбрали в каком направлении должен развиваться ваш рассказ, а также выработали несколько идей, присаживайтесь и просто записывайте без остановок в течение 30 минут или около того. Попробуйте полностью написать концовку, но при этом не беспокойтесь о грамотности составленных предложений или об исправлении орфографических ошибок. Сосредоточьтесь на представлении своих идей в упорядоченном виде.
Возможно, вы обнаружите, что полезно было бы заводить будильник. После того как ваше время истечет, делайте перерыв, а затем возвращайтесь к тому что написали.
Выберите себе тихое место, где вы не будете отвлекаться и сможете спокойно сосредоточиться на написании.
Попробуйте писать в течение 30 минут без остановки на редактирование. То, что у вас получится, скорее всего, будет иметь не привлекательный вид, однако, все-таки полезно получить в письменном виде всю идею целиков, без нарушения потока мысли.

Часть 3. Соберите всё воедино

3.1. Выберите лучшие идеи из тех, что были сгенерированы с помощью техники мозгового штурма и записаны в свободной форме. Проследите за тем, что бы ваши идеи согласовывались с остальной частью написанного рассказа. Например, счастливая концовка может подойти для романтического рассказа, но, скорее всего, она не подойдет для истории ужасов.

3.2. Сравните возможный финал с сюжетной схемой, которую вы разработали в части 1. Убедитесь, что выбранное вами окончание рассказывает вашим читателям о том, что они хотят знать. Не оставляйте темы в “подвешенном” состоянии. Например, если в середине рассказа один из ваших персонажей собирался сделать операцию, то ваши читатели, скорее всего, хотят знать, как она прошла.

3.3. Уважайте своего читателя. Писатель Курт Воннегут советовал "использовать время незнакомца таким образом, что бы человек не почувствовал, что он потратил время зря". Такие окончания как "все было как в сказке" или "они умерли все вместе", как правило, не подходят, так как они почти никогда не разрешают конфликтных ситуаций или не обеспечивают корректного логического завершения, а это может заставить вашего читателя почувствовать, что он был обманут.
Избегайте финалов типа deus ex machine (неожиданное спасение), в буквальном смысле это означает "Бог в машине". В таких концовках (для того чтобы помочь персонажу преодолеть препятствие) что-то случается в самый последний момент: например, детектив в увлекательном рассказе решает свою задачу только благодаря звонку от таинственного человека, который знает ответы на все вопросы.

3.4. Убедитесь, что ваша концовка соответствует внутренней логике, которую вы установили в рассказе. Старайтесь не "менять правила" для читателя. Так, например, если ваша героиня никогда не хотела выходить замуж, но в конце рассказа она все же меняет свое мнение, то проследите за тем, что бы причины такого решения прослеживались на протяжении всего рассказа, а не возникали просто так из неоткуда.

3.5. Описывайте заключительные события с помощью сжатых предложений. Например: "Марина подошла к шкафу; прислушалась к шуму внутри; пытаясь преодолеть свой страх, она вдруг схватила ручку и открыла дверцу, из шкафа выбежала мышка, и Марина рассмеялась....". Таким образом, вы будете точно знать, что происходит. Вы еще вернетесь к работе над текстом и “сгладите” речевые обороты в части 4.
Следите за объемом. Хорошая концовка должна быть пропорциональна остальной части рассказа.

Часть 4: Исправление речевых оборотов

4.1. Добавьте описательное повествование в тот текст, который вы только что написали. Сосредоточьте внимание на конкретных и значимых подробностях. В приведенном выше примере, вы можете описать то, на что был похож шум, что в соответствии с представлением Марины могло находиться в шкафу, который вселял в нее страх.

4.2.Перечитайте окончание. Убедитесь в том, что вы предоставили достаточно информации о мыслях и чувствах своих героев, об отношениях между ними. В приведенном выше примере концовка может подсказать, что Марина просто боялась самого страха как такового, а увидев мышь, она осознала свою собственную глупость.

4.3 Перечитайте весь рассказ с начала до конца. Убедитесь, что в нем сохранена последовательность; вы же не хотите получить рассказ, в одной из частей которого мало что описывается, в то время как в других частях описания пестрят самыми мельчайшими подробностями.

4.4.. Выполните "полномасштабное редактирование" всего рассказа. На данном этапе вы можете добавить все финальные штрихи и внести изменения для того, чтобы сделать ваш рассказ еще более удобочитаемым. Тщательно подкорректируйте все ошибки, проследите за тем, что бы все было грамматически правильно, а также устраните любые неясности или неточности в самом изложении.

4.5. Покажите свой рассказ другу! В связи с тем, что вы потратили много времени и усилий для написания рассказа, то ваши взгляды могут отличаться от мнения других читателей. Когда ваш друг прочитает рассказ, то он, возможно, укажет вам на какие-то моменты, которые могут показаться запутанным или неуместным для большинства читателей. Вам, наверняка, также будет приятна поддержка вашего друга, когда он скажет вам, что в восторге от вашего произведения!

********Советы*******

Иногда, когда вам трудно генерировать новые идеи, можно выстроить паутину связей между персонажами. Нарисуйте линии между парой персонажей, а затем представьте себе, как они могли бы узнать друг друга.
Не судите себя слишком строго. Для написания нужна практика! Расслабьтесь и получайте удовольствие.

Краткость – сестра таланта
(А.П.Чехов)

Написать длинно – не составляет труда. Написать кратко – требует необычайных усилий. В кратком произведении сразу видны все его достоинства и недостатки, оно, как генеральный срез с пласта вашего умения оперировать словом, вашего видения мира, вашей способности удержать читателя и донести до него свою идею, структурированную, логически обоснованную и… интересную не только вам одному. Даже если вы твердо решили стать писателем-романистом, попробовать себя в жанре рассказа необходимо. Малая форма коварна, капризна и требует он автора максимальной отдачи. Не секрет, что многие знаменитые авторы открыто признают, что создание хорошего, законченного по смыслу и содержанию рассказа порой отнимает у них больше сил, чем работа над большой книгой.

«Конечно, вы потратите на рассказ не так уж много времени, но не забывайте: он должен быть настолько продуман, завершен и оригинален по своей сути, чтобы его можно было сравнить с фарфоровой статуэткой-миниатюрой, а не с вырубленным из дерева, пусть и забавным, но необработанным чурбачком».

Существует целый ряд не писанных законов, которым должен следовать каждый автор, начинающий работу над рассказом. Остановлюсь только на нескольких, наиболее важных, т.к. каждый жанр имеет свои особенности и перечислять все нюансы, в данном случае, не имеет смысла. Рассмотрим основные пункты, на которые следует обратить внимание:

Сюжет.

Главное в рассказе – сюжет, или последовательность интересных событий. Примером сюжета в чистом виде может служить анекдот. Пусть он будет не смешным, но именно анекдот является «краткой поучительной историей, не отнимающая много времени».

С сюжета автор должен начать свою работу, и сюжетом же ее закончить. Именно сюжет определяет поворотные точки, воздвигает преграды на пути ГГ, определяет поворотные точки в его поведении и сознании. Именно он держит читателя в напряжении, и является катализатором всех событий.

Еще одной немаловажной деталью является так называемая «изюминка». Рассказ интересен тогда, когда он повествует не просто о цепи событий, а когда в нём есть превращение. Читатель ждет от вас чуда или, по крайней мере, чего-то необыкновенного. Поэтому хорошие писатели рассказывают о том, как преобразуется душа человека, как он из негодяя становится праведником, как происходит кардинальный поворот в его поведении или «перевороты» в душе. Автор – это, прежде всего, искатель сюжетов. Именно в сюжетах берут свое начало элементы чудесного превращения.

Сюжет и интрига

Хорошо писать бессюжетные рассказы а-ля «поток сознания» – редкое умение. А писать их плохо – популярная ошибка. Если вы не хотите наступать на те же грабли, с которыми тесно знакомились уже многие авторы, начните практическую работу над рассказом с подробной разработки сюжета. Определите основные этапы развития событий, найдите момент, который можно назвать кульминацией, придумайте достойное завершение.

Однако все перечисленные компоненты – всего лишь пол-дела. Настоящее авторское мастерство при работе над рассказом заключается в умении создать интригу. Без интриги, заставляющей сердце читателя замирать в ожидании и нетерпении узнать развязку, любой рассказ будет казаться пресным и безвкусным куриным супом без грамма курятины. Взявшийся же за его прочтение «несчастный», скорее всего, будет считать страницы до конца, а то и вовсе бросит малоинтересное чтиво.

Конфликт.

Каждый автор должен помнить главное правило: любой сюжет должен содержать в себе конфликт. Конфликт – это главное. Столкновение героя с противостоящими трудностями – вот обычно чего ждут читатели. Это не обязательно борьба антагонистов.

Существует несколько основных типологий конфликтов:

1. противостояние двух противников

2. герой против природы

3. герой против общества

4. герой против Бога

5. герой против самого себя

Шаги развития конфликта. Композиция

Существует классическая композиция драматического произведения, известная уже несколько веков. Она имеет большое значение для понимания не только композиции художественного произведения, но и как инструмент анализа.

ЭКСПОЗИЦИЯ Изображение времени, пространства, действующих лиц

ЗАВЯЗКА Начало конфликта, нарушения равновесия в отношениях между антагонистами

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ Нарастание конфликта, интенсивности применяемых средств противостояния.

КУЛЬМИНАЦИЯ Наивысшая точка борьбы, вершина конфликта, когда становится ясен его исход.

РАЗВЯЗКА Новое состояние среды и героев после разрешения конфликта.

Хороший интересный рассказ в основе своей почти всегда имеет такую модель.

Характер должен быть живым

Три уровня изображаемой реальности

В рассказе присутствует три уровня реальности:

Внешний – это последовательность разворачивающихся видимых событий, материальный план бытия.

Внутренний – это мысли героев, их чувства, их диалоги, план душевный.

Духовный – это некоторые проявления сверхъестественных сил, без которых жизнь становится серой, приземлённой, скучной и бессмысленной. Мир идей, духов, таинственных непознанных сил.

Поясним. Присутствие высших сил – это не обязательно явление герою рассказа светлого ангела или какого-нибудь волшебника. Это достаточно грубый приём дешёвых авторов.

Но тонкий автор показывает такие ситуации, в которых герои оказываются на грани своих сил, возможностей, переживаний, когда в критическом положении они вынуждены совершать действия на грани своих физических, умственных и душевных возможностей. И тогда-то и происходят настоящие чудеса, приоткрывается завеса иной реальности, и мы видим преображённого человека и чувствуем дыхание иной, высшей реальности.

Стиль

Научить хорошему стилю сложно. Но в любом случае, есть один проверенный способ улучшить свой язык – читайте, но только заклинаю вас, читайте ХОРОШУЮ литературу! Обращайте внимание на то, как пишут известные авторы в выбранном вами жанре. Старайтесь переписать отрывки их рассказов своим языком, учитесь писать в их стиле, параллельно вырабатывая особенности своего собственного.

Рано или поздно практически у каждого в меру усердного автора вырабатывается вполне читабельный стиль, по которому его впоследствии, как правило, легко узнать.

Выбор аудитории

Зачастую выбор целевой аудитории рассказа или книги тесно связан с определением жанра художественного произведения. Более того, внутри аудитории, состоящей из поклонников любого жанра, встречаются самые разнообразные читатели с весьма неожиданными запросами. Понравиться всем невозможно, удовлетворить все вкусы – нереально. Выход один: ищите своего читателя.

Чтобы облегчить поиск «своего» читателя, попробуйте представить, кому бы мог быть интересен ваш рассказ. Нарисуйте мысленный портрет того человека, который придет в восторг от описанного вами действа, представьте свою аудиторию во вполне определенных и четких образах-персонификациях.

Полюбите своего будущего читателя, старайтесь писать так, чтобы он с нетерпением и жадностью читал написанные вами строчки, чтобы каждый абзац рассказа доставлял ему радость и удовольствие. Оценивайте то, что пишете, с точки зрения своей аудитории, и у вас появится гораздо больше возможностей посмотреть на свое творчество со стороны, что, как известно, лишним для писателя никогда не бывает.

Взято с Эксмо-форума

Во-первых , я понял, что нельзя ждать вдохновения. Коварная штука это вдохновение. Подстроиться под него очень сложно. Почти невозможно, если параллельно ты работаешь или учишься. Вдохновения ждать не нужно. Отнеситесь к написанию рассказа, как к школьному сочинению – хочешь, не хочешь, а работать надо. Никто ведь не говорил учительнице: Марь Иванна, про Машу и Дубровского сочинения не сдал, вдохновения не было.

Во-вторых , я понял, что для рассказа важны три вещи: смысл, стиль и объем. Проще говоря, должно получиться ясно, красиво и кратко.
Узнав две эти главные вещи, приступаем, к рассказу, соблюдая семь правил.

Первое. Сначала определите, о чем будет рассказ, изложив содержание одной фразой. Фразы: «о любви» или «о дружбе» не подходят. Нужна конкретика. Например: о том, как Золушку уволили с работы из-за козней начальника; о том, почему Мальчику-с-пальчик грустно, когда идет дождь.

Второе. Второй шаг - создание персонажей. Вы тщательно обдумываете образ главного героя (далее – ГГ). Какой он? Пол-возраст, цвет глаз-волос-кожи, характер, привычки, биография, с кем живет, что любит, на кого похож и т.д.
Потом берете лист бумаги и записываете на нем все, что придумали. Очень подробно и обстоятельно. А потом пришпиливаете лист булавкой к столешнице, чтобы было легче подглядывать, и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! не вносите это описание в рассказ. По-крайней мере, в этом объеме.
Обычная ошибка начинающих авторов в том, что они пытаются втиснуть все сведения о ГГ в текст рассказа. Несчастные читатели на протяжении двух страниц узнают, что у ГГ «были черные веселые глаза, черные кудрявые волосы, у него была белоснежная улыбка, пухлые губы и широковатый рот. Он был высокого роста, с сильными, мускулистыми руками и ногами. Ему было тридцать лет, восемнадцать из которых он провел в сиротском приюте, потому что его родители, когда ему было пять лет…». Заканчивается подобный опус обычно так: «у него была черная кожа, он был негр».
Гораздо проще, четче и выразительнее написать: «Это был негр средних лет, одинокий, но неунывающий ни при каких обстоятельствах».
Сразу оговорюсь, что я не пропагандирую краткость изложения. Сам не люблю, когда кратко. Рассказы из 55-ти слов кажутся мне особенно страшными. Так мы скоро дойдем до рассказов в 55 букв.
Но сейчас мы говорим о рассказе, в котором (см. выше) важен объем. Значит, надо избавиться от всего лишнего, поэтому витиеватость текста отсекаем безжалостно.

Третье. Придумываем сюжет. Главное условие – занимательность и динамичность. Приоритет диалогам. Постарайтесь выразить чувства героев ИХ словами, а не своими.
Например, для рассказа лучше:
«-Ты меня бесишь, Чупакабра! – прошипел Кот-в-сапогах, играя эфесом шпаги».
Чем:
«Кот-в-сапогах почувствовал, как в глубине его существа закипает, подобно воде в чайнике, дикое, первобытное бешенство. Он прищурил глаза, воинственно распушил хвост, сдвинул на затылок широкополую шляпу, увенчанную плюмажем из алых перьев страуса, и принялся поглаживать лапкой, мгновенно обнажившей стальные когти и переставшей быть бархатной, эфес шпаги, доставшейся ему при следующих обстоятельствах…»
Как построить сюжет?
Формула обычного рассказа проста. Вступление, приключение, финал. Вступление должно быть интересным, а финал - весомым. Вступление заманивает читателя, а финал заставляет его (читателя) обдумывать рассказ еще некоторое время после прочтения. Даже если, прочитав ваш рассказ, человек замрет на три секунды, таращась в пространство, и подумает: «Вон оно как!..» - считайте, это – победа. Ваш рассказ состоялся.
Не начинайте вступление «издалека». Это не повесть и не роман, где можно пару страниц любоваться окрестностями, потом упомянуть о бликах восходящего солнца на море, а потом посвятить еще страниц пять на описание старинного замка, к которому летит через это самое море стая черных лебедей. Должна быть некая интрига, которая заставит читателя задержать взгляд, заинтересоваться: а что будет дальше? Ну-ка, посмотрим…
Если со вступлением и финалом более-менее понятно, перейдем к приключениям. Можете назвать их конфликтами, событиями – суть не изменится. Для динамики рассказа хорошо бы не менее трех конфликтов-приключений. Например, встреча Кота-в-сапогах с младшим сыном мельника и их преступный сговор с целью захвата королевства и прилегающих территорий; набег указанных персонажей на королевский дворец, во время которого они крадут алмаз «Санси» и принцессу; спасение сбежавшей принцессы от оборотня с последующей влюбленностью принцессы в своего спасителя – Кота-в-сапогах. Как вступление можно представить похищение Котом дизайнерских сапожек от «Армани», а финалом – бегство Кота от влюбленной принцессы с извинениями, что он не в силах составить ее счастье.

Четвертое. Определившись с героем и сюжетом, приступаем непосредственно к написанию. Пишем так, как получится, стараясь, все-таки, помнить о трех китах рассказа – ясности, красоте и краткости.
Помните о ярких образах, старайтесь избегать банальностей. Лучше описать ночь, как блеск бутылочного осколка на земле (см. Чехов А.П.), а не как «серебряный свет призрачной луны на темно-синем небе, усыпанном звездами».
В результате четвертого шага у вас, скорее всего, получится рассказ на 15-ти листах 14-ым шрифтом. Это, примерно, 20000-30000 знаков. То есть, вдвое больше нормы. Смело приступаем к следующему этапу.

Пятое. Корректировка рассказа. Запасаемся дюжиной носовых платков, чтобы вытирать невольные слезы, перечитываем текст и удаляем (с сохранением смысла) лишние прилагательные («черный негр», «холодный, искрящийся снег») и притяжательные местоимения – моя, мое, свое, твое и проч. («он ударил меня СВОЕЙ рукой», «очнувшись, я понял, что МОЯ шея до сих пор болит»). После правки, текст уменьшится, примерно, на две страницы. Но, уверяю, читатель все равно поймет, что негр был черным, снег – холодным, а после того, как вас ударили, болела именно ваша шея.
Потом начинается самое неприятное и трудное. Надо сократить не просто лишние слова, а лишний текст. В идеале должно остаться не больше 10 страниц, значит, безжалостному вымарыванию надо подвергнуть три страницы. Перестаем плакать, и снова перечитываем рассказ. Читаем очень внимательно, время от времени удаляя целые абзацы, которые не несут смысловой нагрузки для подтверждения главной мысли рассказа (см. пункт первый). Все, что выходит за рамки увольнения бедной Золушки с работы – шикарные деловые костюмы и хрустальные кроссовки; воспоминания о том, как мачеха в прошлом году облила ее апельсиновым соком прямо на автобусной стоянке; завтрак, во время которого Золушка скушала кусочек торта «Анна Павлова» и загрустила о нелепой смерти великой артистки - удаляем.
Почувствуйте себя пластическими хирургами, отсекающими с милого, но несколько обрюзгшего лица известной певицы, лишнее. Певица должна покинуть операционный стол с личиком упругим, как резиновый мячик. Ничего лишнего! Никаких: «вот эта родинка так мило смотрится…»!
Думайте не о своих желаниях, а о желаниях певицы. Ей не нужны сентиментальные старческие родинки, она хочет натяжку по полной. Так дайте ей то, что она хочет! Срежьте, что только можно и натяните до предела!
Над родинкой поплачете дома, пересчитывая гонорар.

Шестое. Неопытные авторы зачастую считают, что шестой этап в создании рассказа лишний. И с гордостью торопятся выложить рассказ (а по сути, не рассказ, а сырой полуфабрикат) для прочтения или отправляют в издательство, а потом обижаются, когда их подвергают разгромной критике.
А ведь этого так легко избежать, если соблюсти простое правило: прежде чем выносить рассказ на публику, дайте ему вылежаться. Дня два-три, неделю, если хватит терпения. А если выдержите месяц – снимаю шляпу!
Вопрос: зачем так поступать?
Ответ: затем, что по истечении времени вы перечитаете то, что написали, свежим взглядом. И заметите ошибки, которых раньше не видели. Помните, что чем чаще вы будете производить подобную манипуляцию, тем чище будет текст. Выполнив шестое правило, вы заставите ваш рассказ сиять бриллиантом, а иначе он рискует так и остаться неограненным алмазом – тусклым, корявым камешком, о ценности которого никто не догадывается.
Прочтите рассказ вслух, с выражением. Это поможет выявить неблагозвучные слово- и буквосочетания, и случайные повторы. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ стал песней, читался, как стихотворение в прозе.

И, наконец, седьмое. Потратьте еще полчаса, чтобы прочитать рассказ и исправить допущенные ошибки в орфографии и пунктуации. Не хватает знаний или трудолюбия? Отдайте умному другу. Пусть он проставит запятые, напишет «не» отдельно с глаголами, и разберется с суффиксами «бер-бир», «дер-дир». И не надо про то, что есть редакторы и корректоры, и что им за это деньги платят. Им платят не за это. А за то, чтобы находили СЛУЧАЙНЫЕ ошибки.
Если же рассказ начинается «гиниальными славами», 99% тут же бросят его читать. Конечно, кто-нибудь прочитает, но только чтобы посмеяться над двоечником или прокомментировать: «Супирски! Пешите исчо!»
Поверьте, грамматические ошибки противны так же, как волосок в ресторанном блюде.
А если серьезно, то пишите от души, пишите так, как подсказывает сердце. Ведь талант и вдохновение – великая сила. И если они у вас есть, то все обязательно получится.

Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова « » был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского « » вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.

Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.

Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.

Как составить рассказ

1 . Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.

Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является « » Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, « » французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.

Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.

2 . Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал , хорошо изучить то, о чем хотите писать.

В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.

Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.

Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. , например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.

После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.

3 . Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.

Пример плана рассказа

Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.

Цель : написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;

Идея : декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;

  • описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
  • небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
  • больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
  • разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
  • размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
  • момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
  • за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.

В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.

Что еще должно быть?

  • локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
  • имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем .

Как написать рассказ?

Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.

Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.

Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.

Похожие публикации