Как называлось учение жана кальвина. Жан Кальвин: учение, идеи, взгляды. Почему появилось кальвинистское учение

Жан Кальвин, создатель нового направления в протестантизме, родился в 1509 г. в семье епископского секретаря города Нуайона в Северной Франции.

Отец готовил его к карьере юриста, направив с этой целью учиться на славившийся в то время юридический факультет Буржского университета.

Наряду с правом Кальвин изучал философию и примкнул к гуманистическому течению.

По окончании обучения Кальвин занимался преподавательской и литературной деятельностью Несколько лет он прожил в Париже, где, по-видимому, в 1534 г., перешёл в протестантизм.

Он примыкал к наиболее радикальным кругам французских протестантов я дальнейшем развил их представления и идеи в своём реформационном учении.

В связи с гонениями на протестантов Кальвин эмигрировал в Германию, а в 1536 г переехал в Женеву, которая в ту пору являлась убежищем для протестантов, особенно французов.

В этом же году в Базеле вышла в свет его главная работа «Наставление в христианской вере». Эта книга, неоднократно впоследствии дорабатывавшаяся н переиздававшаяся, содержала основные положения кальвинизма.

Учение Кальвина было заострено, с одной стороны, против католицизма, с другой - против течений народной реформации, представителей которых он обвинял в полном безбожии и материализме. Одним из главных догматов Кальвкна являлось учение о божественном предопределении.

У Кальвина оно получило формулировку учения об абсолютном предопределении. Бог, утверждал Кальван, заранее определил одних людей к спасению и блаженству в потустороннем мире, других -к погибели.

Предначертания бога неизвестны людям, и лада бессильны изменить их своими поступками. Вера в бога и благочестие человека не зависят от его воли, так как, согласно учению Кальвина, само стремление человека совершать поступки, гарантирующие его спасение, есть не что иное, как действие в нём божества, предызбравшего его к спасению.

Люди могут лишь догадываться об уготовленной им участи по тому, как складывается их жизнь на земле. Если онв преуспевают в своей профессиональной деятельности (т. е. в той деятельности, которая им предначертана богом), если они добродетельны, набожны, трудолюбивы и покорны властям, установленным богом, это служит внешним показателем благоволения к ним бога.

Эта часть кальвиновской доктрины была в своей развитой форме окончательно сформулирована уже преемниками и последователями Кальвина и получила название учения о «мирском призвании» и «мирском аскетизме».

Истинный кальвинист должен целиком отдаваться своей профессиональной деятельности, пренебрегать комфортом, презирать наслаждения и расточительность, копить каждый грош и быть бережливым и рачительным хозяином.

Если перед человеком возникает возможность посредством своей профессиональной деятельности получить большой дона, и он откажется от использования такой возможности, он совершит греховный поступок.

В этих догматических положениях кальвинизма в искажённом, фантастическом виде отражались реальные экономические и социальные потребности нарождавшейся молодой хищной буржуазии периода первоначального накопления: её преклонение перед стихийными законами рыночных отношений и властью денег, скопидомство и жажда наживы.

Оценивая социальное значение кальвиновской теории предопределения, Ф. Энгельс писал: «Его учение о предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не « деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. «Определяет не воля или действия какого-либо отдельного человека, а милосердие» могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время экономического переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже издревле почитаемый экономический символ веры - ценность золота и серебра - пошатнулся и потерпел крушение».

Из теории предопределения вытекали и другие следствия. В свете её положений теряли своё значение благородство происхождения и сословные привилегии класса феодалов, ибо не ими определялись предызбранность и спасение.

Следовательно, буржуазия получала религиозное обоснование своих прав на руководящее положение в политической жизни общества в качестве наиболее преуспевающей его части.

Кальвинизм был в то же время весьма гибкой идеологической формой воздействия на массы.

Беднякам кальвинистские проповедники внушали, что, усердно работая на хозяина, ведя благочестивый и смиренный образ жизни, они достигнут успеха и заслужат благоволение божие.

- (1509 64 гг.) французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541 г. фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной… … Исторический словарь

- (Calvin, Jean) (1509–64) Швейцарский богослов и религиозный лидер. Родился в Нуайоне, изучал искусство в Париже и право в Орлеане. В 1536 г. бежал из Франции от преследований. В Базеле опубликовал сочинение Наставление в христианской вере (… … Политология. Словарь.

Кальвин Жан - (Calvin, John) (1509 64), франц. теолог, крупнейшая фигура второго поколения протест, реформаторов (протестанты). Сын клерка. Обучался в Париже, Орлеане и Бурже. Ок. 1533 г. перешел в реформатскую веру. В своей книге «Наставление в христианской… … Всемирная история

- (Calvin, Calvinus) (1509 1564), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение «Наставление в христианской вере». Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной… … Энциклопедический словарь

Жан Кальвин Jean Calvin Род деятельности: богослов Дата рождения: 10 июля … Википедия

КАЛЬВИН (Calvin Calvinus) Жан (1509 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил ее в один из центров Реформации. Отличался … Большой Энциклопедический словарь

Кальвин (Calvin, латинизир. Calvinus, франц. Cauvin ‒ Ковен) Жан (10.7.1509, Нуайон, Франция, ‒ 27.5.1564, Женева), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Родился в семье крупного церковного служителя. Получил богословское и юридическое… … Большая советская энциклопедия

- (1509 1564), французский теолог, религиозный реформатор, основоположник кальвинизма. Родился 10 июля 1509 в Нуайоне, епархиальном центре на севере Франции. Его отец, Жерар Ковен, достиг довольно высокого положения в церковной и общественной… … Энциклопедия Кольера

Кальвин, Жан - Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. КАЛЬВИН (Calvin, Calvinus) Жан (1509 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кальвин Жан - Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. Кальвин Жан () французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

После военного поражения Цюриха центр реформаторского движе-ния в Швейцарии переместился в юго-западную часть страны, в город Женеву. В начале XVI века у власти в Женеве находились прогрессивные бюргерские круги. Женева занимала особое положение в Швейцарском союзе:
1) это город французский, здесь жило много переселенцев из Франции;
2) на протяжении нескольких веков Женева была имперским городом;
3) в XVI веке имперские свободы сокращаются – Женева попала под влияние епископа;
4) во второй трети XVI столетия она стала центром кальвинизма.
Кто же такой Жан Кальвин (1509- 1564)?
Жан Кальвин латинизированное имя от французской фамилии Ковен. Он родился в Пикардии (Северная Франция) в семье юриста. Отец служил юристом у местного епископа в Нуайоне. Будущий реформатор окончил университет в Бурже, знал многие языки (в том числе латынь и греческий). Т.Н.Грановский полагал, что из Пикардии вышло немного людей «строгой, неумолимой диалектики» (в том числе лидеры французской буржуазной революции конца XVIII столетия). Национальный характер пикардийца хорошо показан в романе А. Дюма «Три мушкетера», хитрый Планше, слуга де Артаньяна был из Пикардии.
Исследователи считают, что в протестантизм Кальвин перешёл в 1534 году, хотя эта дата в известном смысле условна. Дело в том, что уже в 1529 году, слушая в Париже лекции по истории права и богословия, он обратил на себя внимание неосторожной смелостью, с какой проповедовал в Париже протестантское учение (в университете он получил прозвище accusatives – «обвинительный» падеж). Через некоторое время Кальвин вынужден был бежать из Парижа, побывал во многих местах. Некоторое время провел в Ферраре (Северной Италии), позднее встречался со многими представителями французского правящего дома. Даже «сестра короля (Франца I) Маргарита Наваррская не отказала ему в своем участии», – читаем в лекциях Грановского.
В 1536 году Жан Кальвин прибыл в Швейцарию, в Базеле вышел его основной теолого-философский труд «Наставление в христианской вере». В этом же году, поехав погостить по предложению своего друга Фареля в Женеву на один день, Кальвин остается там на всю жизнь, хотя были перерывы.
В первые годы (1536-1537) в городе Женеве было неспокойно. У власти в Женеве в это время находились реформаторы, однако Женева стала ареной политической борьбы между сторонниками умеренной бюргерской реформы, смешанного лютеранско-цвинглианского толка, с одной стороны, и анабаптистами – с другой. Кальвин в должности «лектора Священного Писания» вмешался в борьбу на стороне первых. Но, был не понят!
Женевские бюргеры были недовольны теократическими идеями Кальвина и выгнали непоседливого француза. В 1538-41гг. Жан Кальвин провел в изгнании в Страсбурге, в 1541 с триумфом был возвращен в Женеву и окончательно возглавил новое протестантское вероучение – кальвинизм. Под давлением Кальвина женевский магистрат утвердил новую церковную организацию. Методы, которыми насаждался кальвинизм, были в духе инквизиции, главным методом «женевского папы» (такое прозвище имел Кальвин) стало насилие. Кальвин добился мелочного и придирчивого надзора за гражданами. Все противники его учения подвергались изгнанию, наказанию, даже смертной казни. В 1547 году протестанты подали католикам дурной пример, за ересь был казнен Ж. Грюэ, (он назвал Кальвина комедиантом, который хочет занять место папы). Через 6 лет, в 1553 году был сожжен на костре испанский врач Мигель Сервет. Этот поступок Кальвина не подлежит оправданию. В 1559 году для экспорта своего учения за границу Кальвин создает в Женеве специальную академию для подготовки кальвинистских священников.
В целом деятельность Кальвина и его сторонников способствовала распространению кальвинизма во Франции, Англии, Нидерландах, части Германии, Венгрии, Польши. Впоследствии кальвинизм стал знаменем ранних буржуазных революций в Нидерландах и Англии.
Что собой представляло новое вероучение? Выше уже отмечалось, что Лютер в первую очередь теолог, Цвингли – гуманист. Кальвин соединяет теологию с политикой. Некоторые отечественные историки полагают, что Кальвин – теократ, и в своем основном труде «Наставление в христианской вере» он не выдвинул принципиально новых идей, а лишь систематизировал идеи Лютера, Цвингли и других реформаторов.
Можно согласиться с общепринятым положением отечественной историографии, что кальвинизм с момента своего возникновения наиболее полно выражал потребности бюргерства в дешёвой церкви. Вместе с тем он был лишён родимых пятен лютеранства – умеренности и компромисса, а также терпимости и общей гуманистической направленности Цвингли. Общины кальвинистов – это не только молельные дома, но и политические клубы, где молодая, энергичная буржуазия вырабатывала свои требования политического характера. В дальнейшем они будут написаны на знаменах первых буржуазных революций.
В основе кальвинизма лежат два догмата: догмат об абсолютном предопределение и догмат о Божественном невмешательстве в закономерности мира. «Абсолютное предопределение» Кальвина опиралось на лютеровский тезис «об оправдании верой» и цвинглианский «верю, чтобы знать». И знаменитый саксонец, и житель Цюриха разрабатывали концепцию Божественного провидения. На базе этой концепции и строится абсолютное предопределение Жана Кальвина. Что представлял собой этот догмат? Согласно абсолютному предопределению, Бог еще до сотворения мира предопределил людей: одних к спасению, других – к гибели; одних – к райскому блаженству, других – к вечным мукам ада. И этот приговор Бога абсолютно неизменим. Но! Самое интересное! Люди не знают волю Бога. Так как никто не знает, куда он попадет после смерти, то все обязаны терпеливо трудиться, чтобы ока-заться достойными своего возможного спасения, если оно произойдет.
Однако здесь Кальвин делает первую оговорку: хотя человек и не знает о своей судьбе после смерти, но по отдельным признакам, он может догадаться о ней. Кальвин говорит, что удача в жизни – это верный признак того, что человек предопределен Богом к спасению. Неудачник же – это человек, от которого Бог отступился. Таким образом, догматом о предопределении Кальвин заключает: «Всякое богатство есть благо. Для Бога должны вы работать, чтобы разбогатеть». Так молодая религия освящала дела и чаяния не менее молодой буржуазии.
По Библии веками проповедовалась неоспоримая истина, устраиваю-щая простых людей: «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное». Из-за нее средневековые тол-стосумы, страшась смерти, завещали церкви все, что накопили за жизнь. Но! Это было ранее. Кальвину своим первым тезисом удалось протащить верблюда через игольное ушко, а богача – в царствие небесное, т.е. рай. Предприниматели и купцы охотно верили Кальвину, ибо чувствовали себя избранниками Бога. Однако это учение могло не понравиться бедным и несчастным. Здесь женевский реформатор делает вторую оговорку: и для бедного человека открыта та же дорога, по которой идут богачи. Если бедняк будет работать не за страх, а за совесть, то он сам будет преуспевать и станет богатым. Если не сможет стать богатым и Бог не отметит его в мирской жизни, то уже хоть чуть-чуть вознаградит в загробной. Эта оговорка должна была увеличить усердие и послушание страждущих. И она оказалась намного долговечнее самого Кальвина.

В духе первого догмата Кальвин проповедовал «мирской аскетизм», крайнюю бережливость на грани со скопидомством, сокращение числа религиозных праздников и выходных дней. Католикам запрещалось работать 120 дней в году, именно столько занимали религиозные праздники и воскресенья. У Кальвина, кроме воскресных дней, всего шесть праздников в году. В период первоначального накопления, когда размеры капиталов были относительно невелики, а главный доход зависел от скорости оборота прибыли, до праздников ли было? Максимальная капитализация прибавочной стоимости и минимальные личные расходы в духе раннего капитализма. А пословица «живи бедно, но умри богатым» в духе Кальвина и кальвинизма.
Второй тезис о «божественном невмешательстве в закономерность мира», т.е. в земную жизнь. Что это значит? Это означало, что жизнь общества идет по земные законам и Бог прямо и непосредственно в эту жизнь не вмешивается, поэтому человек многое может решить, сделать, создать сам. Человек – творец, хотя и не свободен об божественного предопределения. Как видим, это положение весьма противоречиво. Второй тезис скорее дополнял и разъяснял первый, чем был самостоятельным. Так, Кальвин писал, купец, его жизнь, его труд – это мирское призвание (а не божественное), это мирской долг. Но если он от своего мирского долга отказывается, не использует свои возможности разбогатеть, то он совершает грех. (Тут уже пошли оговорки). В свете установок кальвинизма благородство происхождения, знатность, титулы – все теряло свое значение. Главным оставалось одно богатство человека – его действия, его труд по умножению своего состояния, а князь он, или раб – это не имеет значения.
Таким образом, молодая буржуазия получила обоснование своих прав на руководящее экономическое и политическое положение в обществе. И не только буржуазия. Не будем следовать жесткой марксистской схеме. Богу угоден любой человек труда. Нужно относиться к труду, к профессии, как к призванию. Макс Вебер считал, что это положение протестантской трудовой этики встречается уже у Лютера, Кальвин же его дополняет и уточняет.
Кальвин не только идеолог, но и политик. С 1541 года в Женеве под его руководством перестраивается вся жизнь и быт горожан. Правилом жизни женевцев стал призыв: «молись и работай». Последователи Кальвина объявили войну театру, праздникам, художественной литературе, искусству. Они носили темные одежды, избегали украшений. Один из английских пуритан-кальвинистов писал, что «пение и танцы – это шаг на пути к адской бездне».
За всеми предписаниями кальвинизма зорко следила созданная реформатором церковь. Какая же церковь Жана Кальвина? Сначала женевский реформатор не хотел создавать специальную церковную организацию, но борьба с католической оппозицией, а также боязнь анабаптистов заставила Кальвина пойти на создание церкви. При этом великий реформатор стремился лишить простого обывателя, рядового человека всякого права на собственное мнение. «Лучше невежество верующего, чем дерзость мудрствующего», считал великий реформатор.
Формально церковь, созданная Кальвином, строилась по республиканскому принципу и имела определенные черты «демократического централизма». Давайте посмотрим, как выглядела ее структура?
Согласно «Церковным установлениям» управлять церковными делами должны были проповедники, учителя, пресвитеры (старшины) и дьяконы. Дьяконы заведовали благотворительной частью. Главная роль в церковном управлении принадлежала проповедникам. Они должны были «возвещать слово Божье, учить, увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старшинами налагать церковные наказания». Проповедник представлялся городскому совету коллегией проповедников (конгрегацией) и был лицом духовного звания. Совет имел право одобрить выбор духовенства или отвергнуть его. Далее церковная община могла (в теории) не согласиться с той или иной кандидатурой, однако на практике все сводилось к простому одобрению. Другого положения Кальвин просто не допустил бы.
Важнейшим звеном учреждений Кальвина была консистория, или коллегия старшин. Это было учреждение и светское и духовное, нечто среднее между инквизиционным трибуналом и судебной инстанцией, ярко воплотившее в себя теорию Кальвина о тесной связи между церковью и государством. В нее входили проповедники и старшины (12 человек). Старшины были людьми светскими и избирались из среды членов малого городского совета. Если возникали какие-либо недоразумения по догмам кальвинизма, тогда собирались на свои съезды-собрания проповедники. Эти съезды назывались сначала конгрегациями, позднее синодами, здесь проводились консультации по догматике кальвинизма. У такой церковной организации было одно преимущество – она действительно была дешёвой. «Республиканский принцип» и так называемый «демократический централизм» эволюционировали в формальное право свободного выбора пастора и жесточайшую дисциплину, и беспрекословность подчинения низших церковных структур высшим. Об этом с насмешкой говорил великий Вольтер: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а для того, чтобы вогнать туда весь мир». Женева времен Кальвина действительно напоминала монастырь, где властвовал деспотичный реформатор. Французы не зря прозвали Кальвина «женевским папой». Так же как и римский папа, Кальвин не признавал чужих взглядов, был нетерпим к инакомыслию. Отсюда его реформаторское учение имело немало контрреформаторских последствий.
Это отразилось на политических взглядах женевского . Как же он мыслил себе оптимальный государственный строй? Кальвин считал, что «государство также необходимо человеку, как воздух». Какие формы государства знала Западная Европа времен Реформации? Их немного: монархия и республика. Долгое время Кальвин, француз по национальности, надеялся на то, что французский король поддержит гугенотов (французских кальвинистов) против католиков. Когда же его надежды не оправдались, Кальвин порицает монархию, называя ее тиранией. Он даже полагал, что тиран и его правительство понесут наказание от Бога, что противоречило его второму тезису о божественном невмешательстве в земные дела. Выбор невелик, остается республиканский строй. Но республика предполагает наличие демократических органов. Жан Кальвин отрицательно относился к демократии: невежественная толпа не способна разумно управлять государством. А поэтому лучше всего доверить управление небольшой группе избранных и просвещенных людей. Кем они избраны? Вероятно, аристократией. Значит, Кальвин отдает предпочтение республике, республике аристократической. Собственно на этих принципах и строилась политическая власть в Женеве.

В первой половине XVI в. реформационное движение стало быстро распространяться за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, Скандинавских странах, Прибалтике. В это же время в свободолюбивой Швейцарии возникли новые разновидности движения - цвинглианство и кальвинизм. Оба направления гораздо решительнее противопоставили себя традиционному католицизму. Кальвинизм же получил широкое распространение во многих странах.

Жан Кальвин родился в 1509 г. в городе Нуайон на севере Франции. Родители постарались дать сыну хорошее образование. Достигнув совершеннолетия, Жан поменял свое первоначальное намерение стать священником и обратился к юридическим наукам. В какой-то момент он примкнул к кругу евангелистов, которых во Франции было уже довольно много. В 1533 г. в Сорбонне ректор Коп произнес реформистскую речь, которую, вероятно, готовил и Кальвин. В результате последнему пришлось покинуть французскую столицу, спасаясь от преследований. Затем Жан вынужден был вообще эмигрировать из страны. Оказавшись в Базеле, Кальвин познакомился с вождями Реформации. В 1536 г. из-под пера Кальвина вышло его программное произведение «Наставление в христианской вере», в котором было приведено краткое изложение протестантского вероучения. Автор почти всю свою жизнь дополнял и переписывал этот фундаментальный труд. В нем были собраны и систематизированы фактически все богословские идеи того времени.

Во второй половине того же, 1536 г. Кальвин, побывав в Италии, намеревался отправиться в Страсбург. Но дорога через Лотарингию была опасна из-за очередной вспышки войны между Франциском и Карлом, поэтому он поехал через Женеву. Здесь Кальвин собирался лишь переночевать, но о его приезде узнал реформатор Фарель. Он попросил гостя прочитать в городе курс богословских лекций. Фарель надеялся, что автор известной в евангелических кругах книги сможет показать жителям Женевы, что Реформация означает не только борьбу за политическую независимость от Савойи и епископа, но преследует и более высокие цели. Кальвин с усердием взялся за роль проповедника, но его первый приезд в Женеву оказался неудачным. Через два года излишне энергичный реформатор был изгнан из города.

Некоторое время он жил в Страсбурге, читая лекции небольшой общине беженцев из Франции, участвовал в религиозных диспутах, которые организовывал в германских городах император. На выборах 1540 г. в Женеве снова победили «новые горожане» («рьяные»). По обвинению в государственной измене был казнен синдик Жан Филипп (он уступил часть женевских владений Берну). К смертной казни были приговорены и три других синдика, содействовавшие изгнанию Кальвина. Победители сразу же обратились ко всем последователям Фареля с призывом возвратиться в город. Осенью 1541 г. Кальвин уступил этим просьбам при условии, что ему будет предоставлена возможность осуществить церковную реформу. Согласно его проекту церковная иерархия должна состоять из четырех чинов: пасторы, доктора для преподавания в школе, старейшины для нравственного надзора за гражданами, диаконы для различных благотворительных дел. Старейшины и диаконы избирались из числа светских лиц магистратом (старейшины - из правительственных органов). Создавалась консистория из 12 старейшин и 8 пасторов, которая разбирала особо важные проступки против нравственности и отступления от истинной веры. В менее серьезных случаях пасторы и старейшины, постоянно совершавшие обходы по домам, ограничивались частным внушением. О денежном содержании пасторов должна была заботиться община. Кальвин не требовал от них евангельской бедности и даже не запрещал им заботиться о приумножении своих богатств, если это не противоречило строгой нравственности. Он видел в материальной обеспеченности средство для большей независимости духовного сословия.


Согласно Кальвину, из церковного обихода должны были быть устранены украшения, различные символы, церемонии. Отменялись праздники, возникшие благодаря Реформации (Рождество, Обрезание, Благовещение, Вознесение), и оставлялось только Воскресение. Жизнь швейцарского города была перестроена по образцу, данному великим реформатором.

Одним из основных теоретических догматов кальвинистской церкви является учение об «абсолютном предопределении». Якобы еще до сотворения мира Бог предопределил судьбы людей, которые никакими «добрыми делами» не могут изменить ситуацию в свою пользу. Предопределение не исключало активной деятельности, поскольку, согласно Кальвину, верующий, хотя и не знает своей судьбы, своими успехами в личной жизни может доказать, что он «Божий избранник».

Еще большее значение имели не теоретические, а внешние, практические проявления реформы. Почти все внешние атрибуты католического культа были поставлены вне закона - иконы, свечи, облачения. Основное место в богослужении заняло чтение и комментирование Библии и пение псалмов. Церковная иерархия была ликвидирована. Руководящую роль в кальвинистских общинах играли старшины (пресвитеры) и проповедники. На практике реализовывался идеал служения Богу не только в церкви, но и во всей повседневной жизни, которую также контролировали старшины. Кальвинизму были свойственны мелочная регламентация личной и общественной жизни верующих в духе ханжеской благопристойности, нетерпимость ко всякого рода инакомыслию, которое пресекалось самыми жестокими мерами. Наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим мирского аскетизма. Были запрещены танцы, театральные представления, азартные игры. За кощунства и проклятия налагались строгие наказания. Из города исчезли нищие. Как признавал один из почитателей Кальвина, законы его были писаны кровью и огнем. За четыре первых года правления Кальвина в небольшой Женеве было вынесено 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании. Пытка была необходимой принадлежностью всякого допроса. Есть свидетельства того, что сам Кальвин был против подобной жестокости, однако очевидно, что репрессии были прямым следствием распространения его идей.

По убеждению Жана Кальвина, Женева, укрепившись изнутри, должна была стать бастионом Реформации. Светская власть города была полностью подчинена церковной. Кальвин имел огромное влияние и мог устранять неугодных ему людей. Так, в 1544 г. он добился смещения ректора Женевской коллегии, а, например, в 1553 г. по обвинению в еретичестве был казнен испанский врач Мигель Сервет. Реформатор мечтал о торжестве евангельской веры во Франции и других странах. Религиозные лидеры Шотландии, Англии, Нидерландов, Польши поддерживали с ним тесные контакты. В 1549 г. в Цюрихе было достигнуто соглашение, закрепившее компромисс между Кальвином и протестантами немецкой части Швейцарии, придерживавшимися учения Цвингли.

Лишь в 1555 г. большинство в женевском магистрате получили противники сурового реформатора. Однако довольно быстро сторонники Кальвина опять взяли верх. «Женевский папа», как его называли современники, скончался в 1564 г., оставив глубокий след в духовной истории Европы.

КАЛЬВИН ЖАН (ИОГАНН)

(род. в 1509 г. – ум. в 1564 г.)

Деятель Реформации, основоположник кальвинизма. С 1541 г. фактический диктатор Женевы, ставшей центром Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

Движение Реформации, начавшееся во втором десятилетии XVI в., сильно поколебало власть римских пап. Их тирании пришел конец. Однако сами реформаторы выдвинули из своей среды фигуры не менее деспотичные, ни в чем не уступавшие обладателям престола Св. Петра или инквизиторам. Среди них особо выделяется основатель самого массового из протестантских религиозных течений – Жан Кальвин, о котором Вольтер писал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а для того, чтобы вогнать туда весь мир».

Он родился 10 июня 1509 г. в Нойоне, в Пикардии. Его отец, Жерар Кавин был епископским секретарем, фискальным прокурором и синдиком соборного капитула, то есть занимал достаточно высокое положение в местном обществе. Однако семье из-за большого количества детей (кроме Жана, в ней росли еще трое сыновей и две дочери) приходилось жить очень экономно.

Жерар Кавин был человеком суровым и деспотичным. В то же время он отличался большой практичностью и поддерживал стремление сына к образованию. В 14 лет мальчика отправили на учебу сначала в Бурж, а затем в Орлеан и Париж. Кроме того, отец приобрел для Жана пребенду – должность католического священника, которая сулила ее обладателю постоянный ежегодный доход.

Домашние порядки, видимо, наложили на характер Жана неизгладимый отпечаток. Он был чрезвычайно прилежен, умел превосходно излагать выученное, но отличался угрюмым нравом, замкнутостью, обидчивостью и раздражительностью. Кальвин подмечал малейшие провинности товарищей и постоянно обрушивал на них град обвинений даже по ничтожным поводам. Недаром они прозвали его «Аккузативусом», то есть «винительным падежом».

Судя по всему, Кальвин не любил даже отца. Когда в 1531 г. Жерар умер, наследник не поехал на похороны. Его будущее было обеспечено, так как все имущество и сбережения были завещаны ему. Теперь можно было распоряжаться судьбой по своему усмотрению.

Кальвин решил оставить юриспруденцию и заняться античной литературой. Но вскоре увлечение античностью перестало занимать молодого честолюбца. Куда интереснее были проблемы религиозные, занимавшие в то время многие умы. Нужен был только случай, чтобы прославиться.

В октябре 1533 г. ректор Парижского университета Н. Коп готовился к диспуту по теме «Об оправдании верой». Кальвин предложил ему свои услуги. Коп воспользовался этим предложением. Речь ректора взволновала множество слушателей, но очень не понравилась университетским теологам. Уж слишком многие тезисы в ней напоминали проповеди Лютера. Бедному Копу пришлось скрываться в Базеле, а главный виновник скандала Кальвин, когда к нему пришли с обыском, выпрыгнул из окна и, переодевшись в крестьянское платье, тоже покинул страну. Под именем д’Эспевилля он отправился в Южную Францию и несколько лет переезжал из города в город, посещая библиотеки и общаясь с учеными. В Париж Кальвин вернулся только тогда, когда страсти по поводу выступления Копа утихли.

Честолюбивые мечты не оставляли молодого теолога. Он понимал, что выдвинуться сможет только на ниве протестантизма, который постепенно становился знаменем эпохи. И Кальвин начал разрабатывать собственное учение, уклоняясь от рискованных публичных выступлений и опасных речей. Своими соображениями он делился лишь с немногими людьми, к которым испытывал полное доверие.

Такая осторожность была очень своевременна. Во Франции усилились гонения против всех противников католической церкви. Многие протестанты покинули страну. Кальвин, жаждавший публичных выступлений и славы, решил последовать их примеру и отправиться в земли, где сторонники Реформации были в безопасности. Он перебрался в Страсбург, а затем в Базель.

Здесь был закончен и напечатан главный труд Кальвина, начатый еще в Париже. Книга носила название «Наставление в христианской вере». Со временем она несколько раз подвергалась переработке и в конце концов стала суммой всего догматического и церковного учения Кальвина и по сей день считается самым выдающимся трудом реформистского толка.

Идеолог Реформации выдвинул тезис о божественном предопределении. Он учил, что судьба каждого человека предопределена Богом к спасению или погибели, к успеху или прозябанию. Выражением Божьего благоволения является удачливость в делах, поэтому разбогатевшие граждане являются Божьими избранниками. Но воли Бога не знает никто. Поэтому, если бедняк будет неустанно трудиться, он может разбогатеть. Если же этого не случится, за покорность и усердие он все же будет вознагражден в загробной жизни. Церковный реформатор спорил с самим Христом. Кальвина ничуть не смущало то, что его идеи шли вразрез с евангельской проповедью, утверждавшей, что «легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богачу попасть в рай». Священной обязанностью каждого становились стяжательство, накопительство, а для простого люда – повиновение хозяевам, строжайшее соблюдение суровой протестантской морали, слепое повиновение руководителям новой церкви. Недаром учение Кальвина пришлось по душе нарождавшейся буржуазии, нашедшей в нем оправдание своим стремлениям к власти и захвату имущества церкви и аристократии.

Протестанты превозносили автора до небес. А сторонники католицизма называли его труд «Кораном и Талмудом ереси». Чтобы избежать преследований, осторожный Кальвин в 1536 г. из Базеля перебрался в Феррару и некоторое время жил там под покровительством герцогини Ренэ Феррарской – молодой, красивой и очень образованной. Дружбу с ней реформатор сохранил до конца жизни.

Вынужденный из-за происков инквизиции покинуть Феррару, Кальвин проездом оказался в Женеве и задержался там. В этом городе он нашел благодатную почву для своих проповедей. Известные по всей Европе зажиточные женевские суконщики, меховщики, башмачники горячо поддержали новые идеи. Городской магистрат принял созданный Кальвином проект церковного устройства.

Постепенно город начал менять свой внешний облик. Исчезло пышное церковное убранство, в чисто вымытых храмах поселилась скука. Горожане в черных и коричневых одеждах слушали длинные и скучные проповеди пасторов – так стали называть священников новой церкви. Были запрещены все народные и даже церковные праздники, не тронутые другими реформаторскими церквами, – Рождество, Обрезание, Благовещение и Вознесение. Для отдыха народу оставили только воскресенья, но и эти дни все горожане обязаны были проводить в церкви. Дома женевцев время от времени подвергались обыскам, и горе той семье, где находили кружевной воротничок, вышитый чепчик, украшение или, не дай бог, книгу. Ослушников подвергали штрафам, публичным наказаниям, тюремному заключению, а то и вовсе изгоняли из города. После девяти часов вечера никто не имел права появляться на улице без специального разрешения городских властей. Все должны были ложиться спать, чтобы с раннего утра заняться работой.

В Европе Женева приобрела репутацию «святого города», а Кальвина стали называть «женевским папой». Однако в самом городе его дела обстояли совсем не так благополучно. Постепенно стала усиливаться оппозиция, которая к 1538 г. получила большинство в органах городского управления. Сторонники Кальвина были удалены из магистрата, а сам богослов изгнан из города. Реформатор направился в уже знакомый ему Страсбург, где принял гражданство, записавшись в цех портных. Вскоре он возглавил общину французских эмигрантов и ввел там строгую нравственную дисциплину.

Если бы Кальвин был просто ученым богословом, пусть даже очень известным, пожалуй, его карьера на этом бы закончилась. Но кроме богословского таланта, он, несомненно, обладал и качествами крупного политического деятеля. Находясь в изгнании, он начал активно участвовать в многочисленных религиозных собраниях, конференциях и сеймах – во Франкфурте, Гагенау, Вормсе, Регенсбурге – и своей крайней неуступчивостью в отношении католиков создавал себе репутацию непримиримого борца с католицизмом.

В Страсбурге Кальвин решил обзавестись семьей и попросил друзей найти ему невесту. Вскоре выяснилось, что жених очень разборчив. Он отверг ряд кандидатур, считая девушек слишком увлеченными светскими утехами. Наконец Жан остановил выбор на Иделетте Штордер, бедной вдове с тремя детьми. Свадьба состоялась в сентябре 1540 г., и супруги зажили в полном согласии. Иделетта была тихой, скромной женщиной и боготворила своего ученого мужа. Его же, по-видимому, вполне удовлетворяло такое поклонение. Немаловажны были и те удобства, которые обеспечивала жена в полном соответствии с представлениями Кальвина о месте женщины в обществе. Но так продолжалось всего девять лет. Иделетта быстро угасла, возможно, потому, что не была счастлива. По свидетельству автора десятитомного труда «Женщины и короли» Ги Бретона, злые языки утверждали, что «великий реформатор предпочитал мальчиков». Этому, однако, противоречит тот факт, что у супругов было несколько собственных детей, умиравших через несколько месяцев после рождения.

Живя в Страсбурге, Кальвин не упускал из поля зрения Женеву, поддерживая постоянные связи со своими сторонниками. К осени 1540 г. они вновь одержали верх в магистрате и направили своему кумиру письмо с предложением вернуться. Кальвин принял предложение и в сентябре вместе с семьей прибыл в Женеву. В честь этого события женевцы преподнесли богослову сюртук стоимостью 8 талеров.

Через некоторое время в городе по требованию Кальвина была создана консистория – нечто среднее между трибуналом инквизиции и светским судом, – состоявшая из 12 старейшин и 8 пасторов. Они, пользуясь огромной властью, разбирали проступки граждан перед верой, постоянно совершали обходы по домам, знали все о частной жизни сограждан, выносили приговоры.

Кальвин же превратился в настоящего диктатора. Он знал все обо всех в городе, держал в руках все нити городского управления, назначал и смещал пасторов, также, как и ректоров вновь образованного коллежа, вел дипломатическую переписку, редактировал по своему усмотрению политическое, судебное и полицейское законодательство Женевы, писал различные инструкции, даже для пожарных и ночных сторожей.

На месте прежде веселого жизнерадостного города возникло теократическое государство, где граждане имели только два права – молиться и работать. Ослушникам грозила смертная казнь – даже за супружескую измену или пощечину, данную младшим старшему. Во время допросов широко практиковались пытки. Детей заставляли свидетельствовать против родителей. В городе действовала целая армия шпионов и доносчиков. Примечательно, что Кальвин, очень довольный результатами своего труда, и сам не гнушался доносить на сограждан в консисторию. Тюремному заключению подвергались извозчики, обругавшие собственную лошадь. Известен случай, когда в тюрьму попали три кожевника, осмелившиеся съесть за завтраком 3 дюжины пирожков.

Жесткие порядки в городе не могли не вызывать противодействия. К 1547 г. в Женеве появилась сильная оппозиционная партия «перринистов», стремившаяся к сокращению личного влияния Кальвина. Пасторов стали публично оскорблять на улицах, демонстративно нарушались всякие запреты. Доклады и жалобы самого Кальвина часто оставляли без последствий. В 1553 г. перринисты получили перевес в органах городского управления, и возможно, «женевскому папе» пришлось бы туго, но тут помог случай.

В Женеву прибыл испанский философ, богослов и ученый Мигель Сервет, которому человечество обязано открытием системы кровообращения. Как-то он выпустил в свет богословский труд, опровергавший основные положения кальвинизма. По доносу «женевского папы» ему пришлось бежать из Франции в Италию. По дороге он решил навестить Женеву, чтобы послушать своего оппонента. Сервет не предполагал, как далеко может зайти Кальвин в своей ненависти. Задолго до этих событий тот заявил, показывая на портрет испанца: «Если этот человек когда-либо появится в Женеве, он отсюда живым не уйдет». Кроме того, Кальвин решил использовать прибытие Сервета в политических целях и объявил, что ученый прибыл в город, чтобы возмущать народ против священной частной собственности. Сервет был схвачен, и, несмотря на протесты из реформистского лагеря Европы, обвинявшего Кальвина в непозволительной жестокости, ученого сожгли. Он стал первым в ряду многочисленных жертв протестантов, которые со временем научились сжигать инакомыслящих с таким же рвением, как и католики. Стоит заметить, что на счету самого Кальвина числится 50 жертв, сожженных в течение четырех последних лет его правления.

Эти события, как и предполагал Кальвин, заставили многих оппозиционеров возвратиться под его крыло. И когда перринисты взбунтовались, то в ночной схватке потерпели поражение. Разгром оппозиции завершился крайне пристрастным политическим процессом, стоившим жизни самым непримиримым противникам «женевского папы» и изгнания оставшимся в живых.

После этого руки у Кальвина были полностью развязаны. Передав внутренние дела города приспешникам, реформатор занялся распространением своих идей за пределами Женевы. Здесь было основано множество типографий и лавок, в основную задачу которых входило распространение Библии во Франции. В 1559 г. женевский коллеж был преобразован в академию для протестантских священников, которых потом направляли в романские земли. Кальвин установил переписку с вождем французских гугенотов адмиралом Колиньи, королями Наварры, Швеции, Дании, завязал тесные сношения с Англией, Нидерландами, Германскими землями, Венгрией, Польшей. Позже его учение вместе с колонистами, бежавшими от религиозных преследований, попало в Америку и расцвело там пышным цветом. Особенно сильные позиции кальвинизм приобрел во Франции, Англии и Нидерландах.

Но жизнь отца кальвинизма уже катилась к закату. Физически слабый от природы, реформатор вконец расстроил свое здоровье чрезмерной работой. Жил он одиноко и замкнуто, не испытывая ни радости, ни любви, и умер 27 мая 1564 г. в Женеве после продолжительной и мучительной болезни.

По мнению немецкого психиатра и психолога Э. Кечмера, Кальвин был ярко выраженным типом шизотимической личности, т. е. склонной к шизофрении. Этому же ученому принадлежит и одна из самых ярких характеристик столпа Реформации: «Шизотимическое творчество незначительных людей преходяще, между тем религиозное учение Кальвина, как каменный монумент великого шизотимического ума, лишь постепенно проникло в умы людей и держалось столетия: со строгой организацией в построении, холодное, систематическое, полное нравоучений и фанатической силы убеждения, нетерпимое – чистая мысль и чистое слово – без образа, без смеха, без души, без юмора, без примирения».

Из книги Кальвин автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги Жан Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность автора Порозовская Берта Давыдовна

Из книги В тени Большого дома автора Косцинский Кирилл Владимирович

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

Из книги Музыка и медицина. На примере немецкой романтики автора Ноймайр Антон

Глава X. Кальвин дома и на кафедре Внутренняя жизнь Кальвина. – Семейные испытания; смерть Иделетты. – Трудолюбие его: лекции, проповеди и литературные произведения. – Корреспонденция КальвинаПадение партии либертинов окончательно упрочило торжество нового порядка

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Глава II. Кальвин становится проповедником Евангелия Речь в университете. – Бегство из Парижа. – Пребывание Кальвина в Ангулеме и Нераке. – Первое теологическое сочинение Кальвина. – Возвращение в столицу, история с “летучими листками” и “очищение” Парижа. –

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Глава V. Кальвин в Женеве Кальвин попадает в Женеву и остается. – Характеристика обоих реформаторов. – Вире. – Первые успехи Кальвина: катехизис, исповедание веры. – Его усиливающееся влияние и чрезмерная требовательность. – Диспут с анабаптистами и Кароли. – Борьба

Гете Иоганн Вольфганг (род. в 1749 г. - ум. в 1832 г.)Немецкий поэт, прозаик и драматург. Слыл любимцем и баловнем женщин.В ряду немецких гениев Иоганн Вольфганг Гете возносится на недосягаемую высоту. Его жизнь настолько многообразна, насыщена великими событиями, что ее с

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Гутенберг Гензфляйш Иоганн (род. между 1394–1399 гг. или в 1406 г. – ум. в 1468 г.) Великий немецкий изобретатель, разработавший технические основы книгопечатания (изобрел печать с наборных литер, инструмент для отливки литер, типографский сплав, сконструировал печатный станок

Из книги автора

Иоганн Мяэ - Георгиевский кавалер Август Порк ведет нас в привокзальный район, во двор небольшого домика, почти по соседству с кварталом, где сейчас окружена последняя в этом районе группировка противника. За домиком блиндаж. Спустились по узенькому ходку вниз, в

Похожие публикации