Карикатуры на гитлера во время войны. Карикатуры великой отечественной войны. «Не прощай им, Господи, ибо ведают, что творят»

Агитация и пропаганда использовались всеми участниками конфликта во время Второй мировой войны. Политическая карикатура, как часть этой пропаганды, представляла собой настоящее идеологическое оружие. Разумеется, искусство не могло остаться в стороне и обойти военную тему. С помощью рисунков талантливых художников грозный враг превращался в жалкое, глупое, уродливое существо.

Мы собрали для вас карикатуры, выпущенные во время Второй мировой войны несколькими странами-участницами.

Рисунки художника Бориса Ефимова



Британские карикатуры


Призрак Наполеона замерзающим немцам, бегущим от Сталинграда: «Я сначала хоть Москву взял!»

«Ты может и сказочный персонаж, а меня не проведешь!» Гитлер Санта Клаус не может подложить британцам «подарки» в дымовую трубу.

Франция подписывает капитуляцию.

«Муссолини - император Африки» падает с пьедестала... (Посвящено победам англичан над итальянцами в северной Африке)

«Извиняй, товарищ, но очень заманчивая была возможность!» (Посвящено нападению немцев на СССР)

«Атлантической хартии» быть!


Надпись на автомобиле: «Весеннее наступление нацистов» (Посвящено первым бомбардировкам Германии королевскими ВВС)


Союзники бомбят индустрию Германии


Не достать Роммелю Александрии! (Посвящено разгрому немцев по Эль-Аламейном. Надпись на гнезде: «Шершни королевских ВВС»)

Первый камень в фундамент будущего мира! (Посвящено Тегеранской конференции лидеров союзников)


Мат гитлеровцам! (Посвящено успешному наступлению Красной Армии в Крыму. 1944 год)


Надпись на спине: «Возмездие»


Заголовки на газетах рассказывают о неудачах и потерях в Красной Армии (Посвящено полному разгрому Вермахта в Польше в конце 1944 года)


Встреча на Эльбе. Солдаты союзников вылавливают разбегающихся во все стороны фашистских лидеров


Солнце встает! (Посвящено капитуляции фашистской Германии)

Карикатуры польского художника Артура Жика в американской прессе





Вагнер в предтавлении Жика

Гитлер в роли Лоэнгрина


Немецкие карикатуры

Оптимизм: "Победа будет за нами! Король нашел один четырехлистный клевер!". По британским поверьям четырехлистный клевер приносит удачу тому, кто его найдет. Номер вышел зимой 41-го, когда бомбардировки Лондона стали намного менее интенсивными, но все еще продолжались

"Я друг всех маленьких стран". Черчиль снимает маску. Карикатура прозрачно намекает - англичане любят воевать чужими руками.

"Я думаю вам нужно двигаться, раз уж вы на нашей стороне" - говорит Черчиль, вцепившийся в Сталина. Один из первых номеров журнала, вышедший после 22 июня 1941 года.

"Меч самурая. Он порвет любой рот". Реакция журнала на 7 декабря 1941 года - удар японской палубной авиации по Перл-Харбору. 11 декабря Германия и Италия объявили войну Соединенным Штатам. Теперь героем карикатур стал и Черчиль.

"Что ты там прячешь за спиной, Франклин" - спрашивает Южная Америка. "Наши обручальные кольца". Читателям внушали простую мысль - Штаты используют войну, чтобы подмять под себя Южную Америку.

15 февраля 1942 года британский Сингапур стал японским. "Сингапур. Сильнейшая крепость в мире" - радуется журнал успехам японцев.

"Верь ему Британия. Он всего лишь хочет тебя защитить" - говорит Черчиль. Союз британцев и русских большевиков казался немцам противоестественным.

"Результаты зимнего наступления. Он укусил сталь". Зимой 41-го немцы потерпели первое поражение за всю войну. Карикатуристы, как могли, ободряли приунывших читателей.

"Американская гигантомания". "Не правда ли, прекрасно?" "Двигатель летит сам по себе, самолет и экипаж останутся целыми". Карикатура иллюстрирует отношение немцев к американцам.

"Американский канделябр". Очередное раскрытие темы антисемитизма.

"Выскочка" "Торпеда или бомба?" "Ни то, ни другое - шторм". Журнал радуется успехам немецких подводников.

Снова взбодрить читателей должны "волки Деница". Номер вышел весной 43-го, после Сталинграда, на фоне все усиливающихся налетов авиации союзников. Поэтому надпись под карикатурой гласит "Бомбоубежище для тонущих кораблей".

"Информация из США". Когда говорит американское радио, правда стоит вверх тормашками.

"Наши предложения". В США намерены поставить памятник неграм. По всей видимости он будет таким. Негров нацисты, разумеется, не считали людьми, но напомнить читателям о том, что в Америке негров вешают, считали совсем не лишним.

"Его путь освобождения Европы". По мере того, как война приближалась к финалу, образ врага в немецкой прессе принимал поистине инфернальные черты.

Источник

Ефимов Борис Ефимович

Родился 28 сентября 1900 г. в г.Киеве. Отец - Фридлянд Ефим Моисеевич (1860 г. рожд.). Мать - Рахиль Савельевна (1880 г. рожд.). Первая супруга - Корецкая Розалия Борисовна (1900 г. рожд.). Вторая супруга - Фрадкина Раиса Ефимовна (1901 г. рожд.). Сын - Ефимов Михаил Борисович (1929 г. рожд.).

Борис Ефимов никогда не думал, что станет художником, хотя рисовать любил с детства. Способности к рисованию обнаружились у него рано, с 5-6 лет. На бумаге он предпочитал изображать не окружающую природу - дома, деревья, кошек или лошадок, а фигуры и персонажи, рожденные собственной фантазией, рассказами старшего брата и содержанием прочитанных книг. Очень скоро это ребяческое увлечение сменилось осознанным желанием переносить на бумагу смешное в повадках и характерах людей.

После переезда родителей в Белосток, Бориса определили в реальное училище, где учился и его старший брат. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат Михаил (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал его, а Борис - иллюстрировал.

Первая карикатура Ефимова увидела свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале "Солнце России". Позднее он вспоминал об этом событии так: "Будучи учеником пятого класса я, пользуясь фотографиями, смастерил шарж на председателя Государственной думы Родзянко и послал его в Петроград. Увидев рисунок напечатанным, я был потрясен..."

Вскоре семья переехала в Харьков. Родители остались, а брат уехал в Петроград. Борис вернулся в Киев, завершил обучение в реальном училище и в 1917 году поступил в Киевский институт народного хозяйства. Однако проучившись там год, он перешел на юридический факультет Киевского университета.

В 1918 году в киевском журнале "Зритель" появились шаржи на Блока, известных тогда актрису Юреневу, режиссера Кугеля, поэта Вознесенского. К тому же времени относится и серия цветных рисунков "Завоеватели" - своеобразная сатирическая летопись менявшихся в Киеве властей, сначала немецких, потом белогвардейских и петлюровских.

С установлением в Киеве Советской власти Борис Ефимов работает секретарем Редакционно-издательского отдела в Народном комиссариате по военным делам. В июне того же года в военной газете "Красная Армия" увидели свет его первые агитационные рисунки, снабженные ставшим впоследствии всемирно известным автографом "Бор.Ефимов".

С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах "Коммунар", "Большевик", "Вiсти", руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Г.Одессе. Здесь он исполнил свой первый плакат на фанерном листе, на котором он изобразил побитого Красной Армией Деникина. Позднее Б. Ефимов был заведующим Изосекции отделения агитпунктов Юго-Западного фронта в Харькове. По возвращении в Киев он стал начальником художественно-плакатного отдела Киев - УкрРОСТА. Параллельно сотрудничал с газетами "Киевский пролетарий" и "Пролетарская правда".

В 1922 году Борис Ефимов переехал в Москву. С тех пор его работы стали печататься на страницах "Рабочей газеты", "Крокодила", "Правды", "Известий", "Огонька", "Прожектора" и многих других издания, выходить в отдельных сборниках и альбомах. В эти годы его главной специализацией стала политическая сатира. "Героями" его карикатур были: в 20-е годы многие западные политические деятели - Юз, Даладье, Чемберлен; в 30-е и 40-е - Гитлер, Муссолини, Геринг и Геббельс, которого он неизменно изображал в виде хромой мартышки; в последующие годы - Черчилль, Трумэн и другие. Иные карикатуры вызывали у изображенных на них персонажей такую яростную реакцию, что дело доходило до дипломатических протестов.

В 30-е годы в свет выходят альбомы карикатур "Лицо врага" (1931), "Карикатура на службе обороны СССР" (1931), "Политические карикатуры" (1931), "Выход будет найден" (1932), "Политические карикатуры" (1935), "Фашизм - враг народов" (1937), "Поджигатели войны" (1938), "Фашистские интервенты в Испании" (1938).

В полной мере "убойная сила" карикатур Ефимова проявилась в годы войны. Его работы публиковались в те годы на страницах "Красной звезды", "Фронтовой иллюстрации", а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. В поисках сюжетов для своих работ Борис Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию.

В годы войны он активно работал и в области плаката. Борис Ефимов был в числе тех советских писателей и художников (Моор, Дени, Кукрыниксы и другие), кто уже на шестой день нападения Германии на СССР создал мастерскую "Окон ТАСС". Как и в годы гражданской войны, плакаты, сделанные сразу по получении сводок с фронта или последних международных сообщений, вывешивались на улицах Москвы, вселяя в людей даже в самые трудные дни веру в Победу. Потом "Окна" тиражировались и выпускались в тылу - Пятигорске, Тбилиси, Тюмени.

В архиве художника сохранились многочисленные отзывы самых требовательных критиков - бойцов с передовой. Приведем несколько таких отзывов:

"Уважаемый тов. Ефимов! Рисуйте побольше... Карикатуры - это оружие, могущее не только смешить, но и вызывать горячую ненависть, презрение к врагу и заставляющее еще сильнее драться и уничтожать проклятых гитлеровцев. Дукельский Илья. Полевая почта 68242."

"Ваше оружие, оружие советского художника, большая сила в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Если б знали вы, с каким нетерпением ожидаем мы, армейцы, каждый свежий номер газеты "Красная звезда"... П/п 24595. В. Я. Корниенко."

"С Новым годом, дорогой т. Ефимов! Группа фронтовиков Н-ской части шлет вам привет и поздравляет с Новым годом. Желаем успехов в вашей плодотворной и большой работе. Трудно передать, с каким нетерпением ждем каждой вашей карикатуры на тех, кто скоро падет под нашими ударами. Недалек тот день, когда мы на немецкой елке будем видеть повешенными главарей гитлеровской Германии. С приветом и добрыми пожеланиями фронтовики Леонтьев, Евсеев, Тлешов и др. П/п 18868."

В годы войны были работы Ефимова, вызвавшие международный резонанс - его карикатуры о втором фронте, печатались и в британских газетах. Более того, содержание этих карикатур пересказывалось по радио. Впрочем, с открытием второго фронта союзники все равно тянули до 5 июня 1944 года, т. е. до момента, когда исход войны был уже очевиден всем.

Заслуги Бориса Ефимова в годы Великой Отечественной войны отмечены медалями "За оборону Москвы" и "За победу над Германией".

В послевоенное время Борис Ефимов продолжает активно работать в самых разных жанрах. В 1948 году выходит сборник его карикатур "Мистер Доллар", а в 1950 г. - альбом рисунков "За прочный мир, против поджигателей войны".

В 1954 году он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1957 г. - членом правления Союза художников СССР, в 1958 году ему присвоено звание "Народный художник РСФСР", а в 1967 году - "Народный художник СССР". С 1932 года является членом Союза художников. Неоднократно избирался членом правления и секретарем Союза художников СССР.

С 1965 года и на протяжении почти 30 лет Борис Ефимов возглавлял в качестве главного редактора Творческо-производственное объединение "Агитплакат" при Союзе художников СССР, оставаясь при этом одним из самых активных его авторов.

Всего за годы творческой деятельности Борис Ефимов создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей, а также станковых серий сатирических рисунков для зональных, групповых и всесоюзных художественных выставок. Вышло в свет десятки сатирических альбомов, а также целый ряд книг мемуарного характера, рассказов, очерков, исследований по истории и теории искусства карикатуры. Среди них: "40 лет. Записки художника-сатирика", "Работа, воспоминания, встречи", "Рассказы о художниках-сатириках", "Мне хочется рассказать", "Основы понимания карикатуры", "На мой взгляд", "Невыдуманные истории", "Школьникам о карикатуре и карикатуристах", "Рассказы старого москвича", "Ровесник века", "Мой век" и другие.

Б. Е. Ефимов - Герой Социалистического труда, трижды Лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951, 1972), академик Академии художеств СССР, затем - Российской Академии художеств. Он награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак почета", болгарским орденом "Кирилла и Мефодия" I степени, многими другими отечественными и зарубежными наградами.

Год 2000-й - год 55-летия Великой Победы - год своего 100-летия Борис Ефимов встретил по-прежнему влюбленным в жизнь, в прекрасное, книги, театр, спорт, компанию друзей, добрый розыгрыш, хороший анекдот.

В августе 2002 года возглавил отделение искусства карикатуры РАХ.
28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты «Известия».
И в 107 лет Борис Ефимов продолжал работать. В основном он писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.
Борис Ефимов скончался в ночь на 1 октября 2008 года в Москве на 109 году жизни 1 октября 2008 года. Ему довелось застать последние дни девятнадцатого столетия, прожить весь двадцатый век и застать новое тысячелетие. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища.

От себя. Не знаю, насколько смешно было бойцам от карикатур Ефимова, но, при любом раскладе и отношении к его творчеству, идеологически всё было верно, т.к. дух бойцов, помимо прочего, держится не только на перловке с мясом, идеологическая подпитка была просто необходима, в т.ч. в подобной юмористической форме. Занятно было бы в 1-ю и 2-ю Чеченскую кампании в газетах лицезреть карикатуры и шаржи на Басаева, Радуева, Хоттаба и прочую нечисть. Но как же, они же в глазах лицемерной и двуличной мировой общественности борцы за свободу... А жаль.

Кукрыниксы – название является ни чем иным, а псевдонимом или аббревиатурой, по первым слогам трёх художников-графиков СССР. Ими являлись: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич и Соколов Николай Александрович. Все они являлись народными художниками СССР и членами АХ СССР.

Кукрыниксы являлись художниками-сатириками. Благодаря своим точно подмеченным сюжетам стали всемирно известны и получили особое место в советском искусстве. Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы. Максим Горький при встрече с ними посоветовал брать идеи для творчества более шире – не только внутри жизни литературной России, но и политические темы в том числе и за пределами страны. С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил. Здесь они выработали свой особенный стиль. Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы, иногда с язвительной подоплёкой и даже уничижающими героев своих карикатур, часто встречаются политические темы, плакаты с обличением фашизма (Бегство фашистов из Новгорода, Конец, Обвинение и др.) и свой ответ мировым событиям, которым Советский Союз давал крайне отрицательную оценку.

Немалую роль они сыграли и в Советском плакате, которые играли роль патриотического воспитания русского народа. За так называемые Окна ТАСС Кукрыниксы были удостоены Государственной премии СССР и Ленинской премии.


Тучный Дуче

После поражения итальянских войск в Африке и утраты всех колониальных владений глубокий политический и экономический кризис, который переживала фашистская Италия с конца 1942 г., достиг апогея. В конце весны 1943 г. режим Муссолини стоял на пороге краха.

Сверххватательная мобилизация

Проект памятника Муссолини

Где тонко, там и врется. Эластичный вылет из Харькова.

"Германское информационное бюро сообщило, что Харьков включен в систему эластичной обороны". (Из газет)

Муссолини

Музыкальная истерия

Геббельс

Пышки и шышки

Потеряла я колечко... (а в колечке 22 дивизии)

В ходе Сталинградской битвы советские войска в декабре 1942 г. окружили в районе Сталинграда 22 дивизии противника (330 тысяч человек) и ликвидировали эту группировку. 31 января - 2 февраля 1943 г. остатки 6-й немецко-фашистской армии во главе с генерал- фельдмаршалом Паулюсом сдались в плен.

Окно ТАСС №778: Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось

Начавшееся на Курской дуге гигантское сражение благоприятствовало высадке англо-американских войск 10 июля 1943 г. в Сицилии. В сложившейся на советско-германском фронте обстановке Гитлер не мог оказать существенной помощи своему итальянскому союзнику. Все это способствовало успеху движения за ликвидацию фашистского режима в Италии и выход страны из войны.

Антонеску

Антонеску Йон - военно-фашистский диктатор Румынии (1940-1944). Правительство Антонеску ввергло Румынию в развязанную фашистской Германией войну против СССР. В 1946 г. по приговору Народного трибунала Бухареста Антонеску был казнен как военный преступник.

Мёртвые души

"Берлинское радио 3 марта передало: "Имперский министр доктор Геббельс принял представителей героического гарнизона города Великие Луки, которые прибыли на несколько дней в Берлин. Во время приема участники этих боев рассказывали о том, как происходила защита крепости внутри города".

Как известно, советские войска полностью уничтожили немецкий гарнизон города Великие Луки, а его жалкие остатки вместе с комендантом города - подполковником фон Зассом, взяты в плен". (Из газет)

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:

В министерстве пропаганды

Трубачи играют туш.
Входят сборные команды
Оживленных мертвых душ.
Новый Чичиков проворный
Мановеньем ловких рук
Вызвал тени из Касторной,
Мертвецов Великих Лук.
Он их вызвал для парада,
Чтоб всемирная печать
Убедилась, что не надо
Их погибшими считать.
Новый Чичиков - моложе
И наивнее, чем тот:
Он купил товар дороже
И дешевле продает!

Куриная слепота

Летом 1940 г. военно-политическое руководство фашистской Германии, находясь в апогее успехов, рассматривало конкретные планы высадки на Британские острова. Однако после того, как на советско-германском фронте вермахт потерпел сокрушительные поражения, германскому командованию в 1943 г. не оставалось иного выбора, как ожидать вторжения англо-американских войск во Францию, не имея сил серьезно ему противодействовать.

Нахлебники (болгарский хлеб)

Важную роль в увеличении военно-экономических ресурсов фашистской Германии играл военно-экономический потенциал ее союзников и сателлитов. Рассматривая Болгарию как аграрно-сырьевой придаток третьего рейха, нацисты взяли под контроль ее экономику и во все возрастающих масштабах вывозили продовольствие из этой страны.

Убийца по совместительству

"Министром внутренних дел и генеральным уполномоченным по германской администрации назначен Гиммлер с оставлением его в должности руководителя СС и начальника германской полиции". (Из газет)

Курская аномалия

Геббельс

Доигрались (молниеносная война)

Смертельный номер, или нарушенное равновесия

Падение режима Муссолини в июле 1943 г. и последовавший за ним выход Италии из войны нанесли тяжелый удар по внешнеполитическим позициям фашистского блока, положив начало его распаду.

Ты сидишь у камина

Гитлер: - Брр! ...Холодно! Подкинь угля в камин. Геббельс: - К сожалению, могу подкинуть только вот эту бумагу.

Дона излучина крепко закручена

Советские войска осуществили Острогожско-Россошанскую операцию по разгрому противника на Верхнем Дону. Она началась 13 января 1943 г., а 18 января крупная группировка врага была окружена. К 27 января 15 фашистских дивизий были полностью разгромлены, 6 дивизий понесли тяжелые потери. Свыше 86 тысяч вражеских солдат и офицеров были взяты в плен.

Маннергейм

Маннергейм Карл Густав - государственный и военный деятель Финляндии, маршал. Руководил действиями финской армии во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг., также в 1941-1944 гг. в качестве союзника фашистской Германии. С августа 1944 г. - президент Финляндии. В марте 1946 г. под давлением демократических сил страны вышел в отставку.

История с географией

Новогодное гадание

Фрицкин кафтан

К победе!

И в хвост, и в гриву

Сменившее режим Муссолини правительство маршала Бадольо подписало 3 сентября 1943 г. перемирие с США и Великобританией. В качестве ответной акции Гитлер отдал распоряжение о вводе в Италию дополнительного контингента войск, разоружении итальянской армии и оккупации страны. В те же дни англо-американские войска начали высадку в нескольких местах на юге Апеннинского полуострова и, создав подавляющее преимущество, заставили немецко-фашистские войска отступать к северу Италии. К концу сентября 1943 г. около четверти территории Италии было освобождено от немецкой оккупации.

Таганрог - советский!

У самого синего моря

Свершилось!

25 июля 1943 г. в обстановке полного краха внутренней и внешней политики итальянского фашизма Муссолини был смещен с занимаемых постов и арестован.

Ни сесть, ни слезть

После оккупации свободной зоны Франции социальная база вишистского режима стала быстро распадаться. Сопротивление рабочих и молодежи, которым грозила депортация в Германию, приняло массовый характер. Широкий размах приобрела вооруженная борьба сил движения Сопротивления.

Фашистские генералы

Разгром немецко-фашистских, итальянских и румынских войск под Сталинградом, а затем венгерской армии на Верхнем Дону привел к большим потерям среди высшего командного состава в армиях этих стран. Часть генералов была взята в плен, другие - убиты или ранены, немало уволено в отставку, получило взыскания и т. д.


известно, что на Западе старались и стараются приравнять коммунизм и фашизм. Указывая - это были оба тоталитарные режимы.

Имхо, ответ несложен.

Структурно, на уровне "железа", да и фашистский режим и сов. власть схожи.

Власть - у одной партии.

Но, вот на уровне "софта" - духа, мозга стремления противоположны.

И маньяк и нормальный человек, скажем, тоже структурно, на биологическом уровне, очень похожи - две руки, две ноги и т.д. Но главное - что в мозгах, что определяет поступки этих, очень схожих, в биологическо-структурном смысле, тел.

Без "софта", как пытаются это подать - это трупы. И разница в трупах невелика, практически отсутствует.

Наци руководствуются тем, что они избранные, остальные - недочеловеки.

Коммунисты - интернационалисты. Для них все народы - братья.

Наци стремятся интегрироваться с другими странами путем враждебной, агрессивной экспансии. Поглощая их.

Коммунисты - стремятся, в идеале (оставим за скобками "мировую революцию", к которой так тянуло Троцкого, что сближало того с фашизмом) к интеграции мирной, путем экон. соревнования с капстранами. Где, опять-таки, в идеале, который чуть не случился (подставили ножку, мягко говоря, в виде ВОВ), народ уже на выборах, видя преимущество СССР, мог привести к власти коммунистов и там.

ПС: Правда, оговорюсь, говорю я здесь о тех коммунистах, для которых на горизонте, к которому идут - советская, а не партийно-монополистическая власть. Последнее - неизбежно ведет к реставрации капитализма. Монополия еще оправдана в авральные годы, когда не слишком до демократии. Но, как только необходимость в аврале исчезает, нужно продолжать путь к заявленной цели - власти народа, через советы, профсоюзы.., а не к всевластию партийных чиновников, куда, в этом случае, устремится все эгоистичное в стране, неразборчиво в средствах, прорвется наверх и, пользуясь всевластием партии, которую возглавили, начнет разрушать уже всю систему государства. Приведу слова Ленина, для сомневающихся:

Власть рабочего класса осуществлялась в форме Советов. Именно, то что государством управляли Советы, и являлось неотъемлемым условием продолжения социалистических преобразований . Строительство социализма без непосредственного участия трудящихся в управлении государством Ленин считал немыслимым. “Для нас важно привлечение к государством поголовно всех трудящихся. Это – гигантски трудная задача. Но социализм не может ввести меньшинство – партия. Его могут ввести десятки миллионов, когда они научатся это делать сами. Нашу заслугу мы видим в том, чтобы помочь массе взяться за это самим немедленно”

Говоря о характере Советской власти, Ленин подчёркивал: “Демократизм Советской власти и её социалистический характер выражается в том, что верховной государственной властью являются Советы , которые составляются из представителей трудящегося народа…свободно выбираемых и сменяемых в любое время массами; что местные Советы свободно объединяются на началах демократического централизма в единую, федеративным строем скреплённую общегосударственную Советскую власть российской Советской республики; что Советы сосредотачивают в своих руках не только законодательную власть и контроль за исполнением законов, но и непосредственное осуществление законов через всех членов Советов в целях постепенного перехода к выполнению функции законодательства и управления государством поголовно всем трудящимся населением”

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: если принципы эти утеряны, то и Советская власть потеряет свой социалистический характер, оторвётся от трудящихся, перестанет выражать их интересы (что при сохранении государственно-капиталистического базиса будет означать переход власти и собственности в руки государственной бюрократии, из которой может вновь образоваться класс буржуазии). А, следовательно, неизбежно приостановлено будет и строительство социализма, т.к. оно возможно лишь при сознательном, т.е. руководящем участии трудящихся масс .

Ленин говорил, что “социализм не создаётся по указам сверху . Его духу чужд казённо-бюрократический автоматизм: социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс

И Луначарский:

“Вообразите себе такую вещь. Россия освобождается от помещиков и буржуазии, выгоняет их вон. Страна остаётся главным образом мелкобуржуазной и находится под сильным влиянием и контролем пролетариата, но по отношению ко всей стране он очень малочислен. На всём этом мелкобуржуазном молоке поднимаются сливки, новый командный состав… Мы людей ищем, повышаем, фиксируем на известных местах, это естественный процесс, иначе и быть не может. Но не может ли получиться так, что эта публика… превращается в зачатки нового командного класса? Не получатся ли из них всё-таки “совбуры” - советские буржуи и сановники? С точки зрения марксизма существует не только вероятность, но и неизбежность того, что мелкобуржуазная страна стихийно выделяет из себя крупную буржуазию ”. (А.В. Луначарский “Ленин”, М., 1924 г.).

Но, случилось то, что случилось. Начиная с 1953-го, верхушка партии начинает устранять контроль над собой со стороны правоохранителей. Обвинив и уничтожив Берию, как предлог, запретив, до санкции партии, партконтроля разработку высших партийцев. Начиная подминать все в стране под себя, огосударствливая все. И страна не продолжила путь влево, к социализму, а пошла направо. От власти Советов к всевластию партии, ее верхушки, прежде всего. К отрыву о народа, обрыву обратных связей с ним. Выхолащивая, превращая живое в ритуалы, лишенные глубинного смысла лозунги, в чучело социализма, лишенное жизни. Как прежде, схожим образом, католичество перешло от истинного христианства, с его - любви к человеку и отрицания агрессивного насилия, к его противоположности, сжигая "во славу Христа" людей, благославляя грабительские "Крестовые" походы. Началась деградация, распад. Инерции еще хватило на почти 40 лет, но финал был неизбежен.

Именно Кукрыниксы поставляли лулзы, используя сатиру положительно, что было новым для советской страны. В их состав входило три художника - КУприянов, КРЫлов и НИКолай Соколов, то есть «Кукрыниксы» - не что иное как коллективный псевдоним. Работая по отдельности, они постоянно генерировали новые агитплакаты тех времен. Большая часть плакатов посвящена конечно обличению фашистов и прочих… В общем, художники стабильно работали в духе социалистического реализма.

В годы Великой Отечественной войны они также прославились тем, что замутили с одним из успешнейших и влиятельнейших детских поэтов - с Самуилом Маршаком, чьи стихи сияли буквально на фоне каждого плаката Кукрыниксов и призывали к победе. Призывали столь хорошо, что А. Гитлер на них обиделся и обещался расстрелять после взятия Москвы.

Cуществует также старый советский анекдот про военрука, вразумлявшего студентов: «Пока вы тут смеётесь, в Америке кукрыниксы негров вешают!» - ну перепутал Ку-кры-никсов с ку-клус-кланом. Бывает.

Кукрыниксы проявили себя в разных жанрах: политическом плакате, карикатуре, книжной иллюстрации, исторической картине. В карикатурах Кукрыниксов всегда присутствует драматургически насыщенное действие, широко используется народный юмор, соединяются трагедия и фарс, слёзы и смех. Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941, и др.). На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–46). Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины. В 1940–60-е гг. Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945–46; к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937–39; стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967–69, и др.). Создавая вместе многочисленные карикатуры и шаржи, художники никогда не прекращали работать индивидуально: писали живописные портреты и пейзажи.

Приступ сталинградского удушья

Атлантический вал

Геббельсовская пропаганда предпринимала огромные усилия, раздувая миф о неприступности «атлантического вала» (оборонительного рубежа, создававшегося вдоль атлантического побережья Западной Европы), якобы способного отразить вторжение любых сил с моря. В действительности же относительно немногочисленные немецко-фашистские войска на западе в основном служили для восстановления разбитых на советско-германском фронте дивизий и формирования новых из армий резерва. Находившиеся на западе части не были полностью укомплектованы людьми и современной техникой.

Итоги новой тотальной мобилизации

В связи с огромными потерями в живой силе на советско-германском фронте нацистское военно-политическое руководство приняло решение об осуществлении летом 1944 г. еще одной тотальной мобилизации. Был издан указ о призыве для работы на военном производстве всех мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 50 лет. В сентябре 1944 г. под командованием Гиммлера был создан «германский фольксштурм» для «обороны всеми силами и средствами» фатерланда; призывались мужчины от 16 до 60 лет.

У ворот восточной Пруссии

Последний крик парижской моды

Париж был освобожден в результате антифашистского восстания народных масс столицы Франции 19-25 августа 1944 г.

Битая карта Картежный плут и шулер ловкий,
Играл он черной мастью пик.
Войну он начал с пикировки,
А под конец, зайдя в тупик,
Попал он в положенье «пик»!

Гитлер — Гиммлеру: «А вы уверены, что они теперь безопасны?»

После провала покушения на Гитлера сразу же по всей Германии начались повальные обыски и аресты. Для расправы со своими противниками Гитлер создал специальный штаб «20 июля» во главе с Гиммлером, который действовал с особой жестокостью. В течение нескольких месяцев было казнено свыше 700 офицеров и генералов, общее же число жертв террора гестапо исчислялось тысячами. Вермахт лишился важной части своего офицерского корпуса.

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:

Вот, фюрер, несколько голов Опаснейших бунтовщиков!
- Мой друг, во избежанье риска Не подходите слишком близко!

С головы до пяток

Всякое назначение на должность после покушения на Гитлера, когда возникло большое количество вакантных командных постов, свидетельствовало о полном признании особых заслуг назначаемого перед фашизмом, перед фюрером, о мандате абсолютного доверия. Оно приносило новые звания и награды.

Геббельс: «Вы гениально предвидите, фюрер»

Недолговременный дот

Вверху на листовке написано: «В Ставке фюрера после 20 июля 1944 г.». Внизу: «Гитлер, обращаясь к Гиммлеру: «Не кажется ли вам также слишком рискованным, что я принимаю моих генералов так легко одетым?»

В обстановке непрерывных поражений вермахта в среде германского генералитета сложился заговор, преследовавший целью физическое устранение Гитлера и наиболее одиозных лиц из нацистского руководства, захват власти в стране и установление военной диктатуры, заключение сепаратного мира с западными державами, но продолжение войны с СССР. 20 июля 1944 г. в ставке Гитлера «Вольфшанце» во время совещания взорвалась подложенная бомба. Однако по стечению обстоятельств Гитлер остался жив, что в конечном счете привело к провалу заговора.

Костюм ефрейтора домашний
Довольно легок, строг и прост.
Он состоит из круглой башни
И пары пулеметных гнезд.
В таком наряде ходит дома
Немецкий фюрер в дни приема.
И шьет ему костюм стальной
Известный Крупп, мужской портной.

Громовой удар

6 июня 1944 г. англо-американские войска высадились на территории Северо-Западной Франции в Нормандии, открыв тем самым, наконец-то, второй фронт в Западной Европе. Второй фронт сыграл положительную роль в общей борьбе антигитлеровской коалиции против фашистской Германии и ее союзников.

Испанский нейтрал итенор

Крайне неустойчивое внутриполитическое положение в Испании, чреватое опасностями для установленного франкистского режима, заставило генерала Франко всеми силами избегать открытого вовлечения страны в мировой конфликт. Статус «нейтралитета» оказался вынужденным. Ранее, до конца 1943 г., Франко предпочитал определять статус Испании в войне как статус «невоюющей стороны». Только после того, как в результате событий на советско-германском фронте произошел окончательный перелом во второй мировой войне, франкистское руководство стало усиленно рекламировать свой нейтралитет.

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:

«Я здесь пою!» — выводит томный Франко. «Тра-та-та-там!» — гудит ему в ответ Усатая любовница-германка, Закутанная в плащ-нейтралитет.

Тотальная круговая порука

Рисунок, напечатанный в нашей прессе, сопровождался стихами С. Маршака:

Впереди идет солдат.
У солдата — автомат.
А солдату офицер
Тычет в ухо револьвер.
Офицеру генерал
Пистолет к виску прижал.
Сзади Гиммлер с топором…
Так шагают вчетвером.

Похожие публикации