Клисфен биография. Василиса явикс - интеллектуальная поисковая система. завтра уже здесь! Смотреть что такое "клисфен" в других словарях

Дети %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%5B>https:%E2%95%B1%E2%95%B1ru.wikipedia.org%E2%95%B1w%E2%95%B1index.php%E2%9D%93title%E2%95%90Megacles&action%E2%95%90edit&preload%E2%95%90%D0%A8:Preload/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5&preloadparams%5B%5D%E2%95%90%7B%7B%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%7CQ13410600%7D%7D%0A"""Megacles"""+-+%0A==+%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+==%0A%7B%7B%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%7D%7D%0A%5B%5B%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D1%81+%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BC+%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%7CQ13410600%5D%5D Megacles %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82<=>%5B>https:%E2%95%B1%E2%95%B1www.wikidata.org%E2%95%B1wiki%E2%95%B1Q13410600<%5D<)+%7D" class="extiw" title="d:Q13410600"> [d]

Биография

Борьба против тирании

Первое упоминание о Клисфене (впрочем, это нельзя считать вполне доказанным) содержится во фрагменте афинской надписи со списком архонтов , из которого следует, что Клисфен был архонтом 525 г. до н. э. Это противоречит античной традиции, согласно которой Алкмеониды были изгнаны тираном Писистратом и с тех пор постоянно боролись с тиранией и заставляет учёных предполагать, что Клисфен, в числе других Алкмеонидов, был возвращен в Афины Писистратом или скорее его сыновьями Гиппием и Гиппархом и вновь изгнан после убийства Гиппарха Гармодием и Аристогитоном в 514 г. до н. э. С этого момента Алкмеониды, во главе которых стоял Клисфен, действительно развивают активную борьбу против тирании: укрепляют местечко Липсидрий, а после понесенного там военного поражения - подкупают Дельфийского оракула, который дает повеление спартанцам освободить Афины. Повеление было выполнено в 510 г. до н. э. при активной помощи афинских противников тирании; о конкретной роли Клисфена в событиях источники ничего не говорят, но она должна была быть немалой.

Борьба с Исагором

В освобожденных Афинах началась борьба за власть между Клисфеном и Исагором , избранным архонтом на 508/507 гг. При этом Исагор придерживался олигархического направления и опирался на аристократические «товарищества» ( гетерии), тогда как Клисфен, в противовес ему, апеллировал к народной массе и предложил план широких демократических реформ. Исагор, со своей стороны, запросил помощи у Спарты. Спартанский царь Клеомен I прислал послов с требованием к афинянам изгнать запятнанных « килоновым грехом»; Клисфен тайно бежал, но тем не менее Клеомен явился в Афины с отрядом и изгнал 700 семей, и даже кости мертвецов были выброшены из могил. После этого он попытался разогнать Совет и передать власть в руки Исагора и 300 его приверженцев-олигархов. Результатом было всеобщее восстание; Клеомен со спартанцами и олигархами был осажден на Акрополе и вынужден удалиться; Исагор удалился с ним, а его приверженцы (по разным сообщениям) то ли так же покинули Афины, то ли были перебиты. После этого Клисфен вернулся в город и провёл серию реформ, утвердивших афинскую демократию.

Реформы Клисфена

Территориальное деление

Клисфен уничтожил традиционное деление Афин на четыре территориально-родовых округа - филы , бывшее опорой влияния родовой знати и её группировок. Основой деления стала «деревня» - дем ; демы объединялись в 30 триттий, а триттии - в 10 новых фил, нарезанных произвольно и не имевших сплошной территории. Первоначальное число демов Геродот определяет во 100; потом их число увеличивалось.

Демы названы были или по именам занимаемых местностей, или по их мифическим основателям, или, наконец, по знатным родам, обитавшим в том или другом деме (например дем Филаидов). Афинянин теперь становился членом гражданского коллектива не через принадлежность к роду, а через принадлежность к дему; в своем деме он по достижении совершеннолетия (18 лет) вносился в гражданские списки. В официальных документах он именовался по названию дема (например: Деметрий из Алопеки); как полагают, Клисфен стремился, чтобы это наименование вытеснило традиционные отчества. Впрочем, наименование дема быстро утратило связь с фактическим местожительством и напоминало лишь, к какому дему были приписаны его предки при Клисфене.

По населённости и пространству демы сильно разнились между собой, так как при образовании их Клисфен исходил от исконного деления Аттики на поселения. Дем пользовался самоуправлением в местных делах; в государственном управлении демы участвовали преимущественно через филы.

Дем, с его демархом и другими местными властями, с его общедемотскими собраниями, землями, культом, воспитывал гражданина для деятельности на более широкой общегосударственной арене. Законодателю не трудно было ввести в новые деления и новых граждан - поселившихся в Аттике иноземцев и вольноотпущенников.

Несколько демов составляли триттию. Всего триттий было 30: 10 в городе и его округе, десять в Паралии (на побережье) и 10 в Месогее (внутренней области Аттики). Триттии были распределены по жребию между 10 филами, так чтобы в каждой филе была одна триттия городская, одна триттия Паралии и одна - Месогеи. Таким образом были разорваны старые родо-территориальные связи и предупреждено образование партий наподобие педиеев, паралиев и диакриев.

Клисфеновские деления можно проследить до середины IV в. нашей эры (причём тогда было уже 13 фил и до 200 демов). Патронами клисфеновских фил сделались, по указанию Пифии , 10 отечественных героев , которые и дали филам свои имена.

Реформа территориального деления повлекла за собой реформу городского Совета. По конституции Солона Совет формировался по 100 человек от каждой филы, и таким образом представлял собой Совет Четырёхсот. Новый Совет Пятисот представлял собой по 50 человек от филы, избиравшихся в демах; весь состав совета делился в течение года на 10 секций (пританий) по филам; должностные коллегии состояли обыкновенно из 10 магистратов, по одному от каждой филы; 6000 присяжных судей выбирались также по филам; пехота делилась на 10 полков, а конница на 10 эскадронов и т. д. В основу государственного управления положена была, таким образом, не территориальная, но политическая единица.

Другие реформы

Давних родовых делений Аттики Клисфен не уничтожал; роды, фратрии , ионийские филы продолжали существовать и после него. Он даже увеличил число фратрий, изменив и личный состав их: кроме древних родов, в их среду вошли члены религиозных сотовариществ, к родам не принадлежавшие; всех фраторов объединяли культы Зевса-фратрия и Афины-фратрии. Принадлежностью к фратрии обуславливались права и звание афинского гражданина до 18-летнего возраста. Однако эти родовые деления перестали играть политическую роль.

Клисфен также создал коллегию из 10 военачальников - стратегов (по 1 от каждой филы), в руки которых в последующие годы перешла от архонта- полемарха вся военная власть; в отличие от архонтов, в которые избирались только представители двух высших имущественных классов, стратегами могли стать представители всех классов, кроме последнего - фетов .

Для предупреждения новых попыток захвата тиранической власти Клисфен ввёл остракизм .

Результат

Реформами Клисфена завершилось объединение Аттики, начатое, по легенде, Тезеем , и образование органического целого из разрозненных и враждовавших между собой групп населения. По словам Аристотеля, Клисфен сделал Афины более демократическими, а Геродот ставит в причинную связь с клисфеновской организацией республики последовавшие вскоре за ней успехи афинян в войнах с беотийцами и халкидянами: под гнетом тиранов они были нерадивы, «потому что, как бы трудились для господина, а потом, когда стали свободными, охотно брались за дело, преследуя собственные выгоды» (V, 78).

Примечания

Литература

Ссылки

  • Владимирская О. Ю. %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82<=>%5B>https:%E2%95%B1%E2%95%B1web.archive.org%E2%95%B1web%E2%95%B120070312073801%E2%95%B1http:%E2%95%B1%E2%95%B1centant.pu.ru%E2%95%B1aristeas%E2%95%B1monogr%E2%95%B1vladim_o%E2%95%B1vlad_o01.htm<%5D<)+%7D"> Алкмеониды и Филаиды афинские

Афинский политический деятель, провел ряд важных реформ, подорвавших влияние родовой знати и утвердивших в Афинах демократический строй.

Происходил из известного афинского рода Алкмеонидов; его отец - Мегакл, мать - Агариста, дочь тирана Сикиона Клисфена. В 524/3 г. до н.э. занимал должность архонта, когда Афинами правили Писистратиды, сыновья тирана Писистрата Гиппий и Гиппарх . Впоследствии, по-видимому, у Алкмеонидов случился конфликт с тиранами, Клисфен вынужден был удалиться в изгнание и стал одним из ярых противников Гиппия. В 510 г. до н.э. с помощью спартанцев и спартанского царя Клеомена I афиняне изгнали тирана, и можно предположить, что в этих событиях Клисфен играл активную роль. Конкуренцию Клисфену в освобожденных от тиранической власти Афинах составил политик Исагор, архонт 508 г., ориентировавшийся на Спарту . На свет опять была вытащена «Килонова скверна», лежавшая на Алкмеонидах, как предлог для изгнания Клисфена и его сторонников. Когда Исагор попытался разогнать Совет 400 (буле) и отправить в изгнание еще 700 семей, в Афинах случилось восстание (некоторые историки называют его «революцией»). Афиняне осадили Акрополь, где укрылись Исагор и спартанцы; те, обговорив себе свободный проход, покинули город; а вернувшийся из изгнания Клисфен вскоре после этих событий провел свои реформы. Неизвестно, занимал ли он какую-либо должность при этом, и какой период времени потребовался для проведения преобразований; обычно их датируют 508/7 гг. до н.э. Дальнейшими сведениями о жизни Клисфена мы не располагаем, что привело к предположению о его кончине ок. 507-506 гг.

Первой из клисфеновских реформ была административно-территориальная реформа: Аттика делилась на три округа (Афины с прилегающей территорией, прибрежная часть, внутренние районы); каждый округ - на 10 триттий (т.е. всего их было 30); затем по жребию три триттии по одной из каждого округа составляли одну филу, в которой таким образом были представлены все три части Аттики; всего новых фил, получивших имена легендарных афинских героев, было 10. Филы делились на 10 демов , т.е. всего при Клисфене их было 100. Дем стал основополагающей единицей гражданской общины: списки граждан, списки кандидатов на должность велись отныне именно в демах; на собрании демотов (членов дема) избирался демарх - староста дема; даже если афинянин жил не на территории своего дема, он сохранял свою к нему принадлежность. Официальное афинское имя включало теперь демотикон (δημοτικόν) - название дема, тогда как раньше обязательным был πατρωνυμικόν - отчество (имя отца в родительном падеже). Реформа фил Клисфена подорвала позиции родовой аристократии; перемешав народ, реформатор фактически свел на нет политическое противостояние по региональному признаку, происходившее в Аттике раньше.

Солоновский Совет 400 был преобразован в Совет 500 - по 50 булевтов от каждой новой филы. Была создана коллегия 10 стратегов (по одному от филы). Стратеги командовали афинским ополчением, взяв на себя те обязанности, которые раньше выполнял архонт-полемарх. Клисфен предложил в качестве меры, способной предотвратить появление в будущем потенциального тирана - остракизм . «Голосованием черепков» на народном собрании граждане должны были решать, не опасен ли тот или иной политик для стабильного развития государства, не грозит ли его влияние превзойти допустимую при демократии норму. Впрочем, первый известный нам остракизм произошел только в 487 г. до н.э.

Геродот в своей «Истории» охарактеризовал Клисфена как человека, установившего в Афинах «филы и демократию», Аристотель называет его «вождем и простатом народа». В современной науке чаще всего именно Клисфена рассматривают как «отца-основателя» Афинской демократии; прошедшее пышное празднование 2500 юбилея рождения демократии точкой отсчета имело его реформы. Конечно, политический строй при Клисфене отличается от того гораздо более радикального общественного устройства, которое утвердилось в Афинах в результате реформ 80-х-60-гг. V в. (особенно создания флота и реформы Эфиальта) и возникновения афинской морской державы, поэтому некоторые исследователи клисфеновскую демократию называют «гоплитской», имея в виду, что её основой были средние слои. К ней более подходит то определение, которое, скорее всего, использовалось в эпоху Клисфена (понятие «демократия» появилось позже): «исономия» - «равноправие», т.е. равенство перед законом, равное право на участие в управлении полисом.

Исторические источники:

Геродот. История, V-VI;

Аристотель. Афинская полития, 8.

Иллюстрация :

Клисфен. Современный бюст. Скульптор: Anna Christoforidis.

Клисфен (Kleistenns) - в др. Афинах законодатель 6 века до н. э. Происходил из аристократического рода Алкмеонидов. Возглавил движение против тирании Писистратидов, в результате которого в 510 году до н. э. из Афин был изгнан тиран Гиппий и Клисфен фактически встал во главе государства. Провел ряд важных демократических реформ, которые, по словам Энгельса, были революцией, уничтожившей последние остатки родового строя (см. "Происхождение семьи, частной собственности и государства", 1963, с. 129). Основной реформой Клисфена была реформа фил. Вместо 4 родовых фил Аттики было создано 10 территориальных, каждая из которых состояла из 3 частей, взятых из различных выделенных также по территориальному признаку областей (триттий). Влияние родовой знати в таких филах, состоявших из смешанного населения различных территорий, было решительно ослаблено. Административной, хозяйственной, культовой и политической единицей, в которой проходила вся жизнь гражданина и вне которой он терял свои политические права, стал территориальный дем (см. Демы). Демократия, характер носили и другие реформы Клисфена: замена избиравшегося по родовым филам Совета 400 выборным по жребию от каждой из 10 территориальных фил Советом 500 (буле); введение остракизма, направленного против возможного усиления личной власти и влияния отдельных граждан, опасных для демократического устройства государства. Клисфен создал также коллегию из 10 стратегов, возглавлявших с этого времени афинское войско. Реформами Клисфена завершается процесс формирования демократического рабовладельческого полиса в Афинах.

И. В. Поздеева. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Клисфен (VI в. до н.э.) - сын Мегакла, афинский законодатель. Происходил из аристократического рода Алкмеонидов. Возглавил движение против тирании Писистратидов. В 510 г. при поддержке спартанского царя Клеомена I отстранил от власти Гиппия, сына Писистрата, заставив его удалиться в изгнание. После свержения тирании Клисфен фактически встал во главе афинского полиса. В период с 509 по 507 г., невзирая на противодействие со стороны политических противников, провел ряд реформ, направленных на демократизацию афинского общества.

Важнейшая из реформ Клисфена отменяла старое родоплеменное деление афинского общества на 4 филы; вместо них вводилось 10 новых территориальных фил, которые в свою очередь делились на демы (округа) - первичные административные единицы. В каждую филу входило 10 демов, таким образом, число демов в Аттике равнялось ста. Члены дема (демоты) избирали старейшину (демарха), казначея и судей, которые разбирали мелкие тяжбы. Верховная власть в деме принадлежала собранию демотов. Каждый дем имел своего бога-покровителя, святилище этого бога и священнослужителя.

Благодаря территориальному делению в состав каждой филы входили граждане, проживавшие в различных районах Аттики и различных кварталах города, что разобщило родовую знать, лишив ее прежнего влияния в управлении государством.

Новое территориально-административное деление предопределило замену Совета 400, введенного Солоном, Советом 500. От каждой филы в Совет 500 избиралось по 50 человек. На Совет 500 возлагался ряд обязанностей: подготовка дел к рассмотрению в народном собрании, вынесение по ним предварительных решений, приведение в исполнение всех решений народного собрания, решение второстепенных вопросов в период между созывами народного собрания.
Клисфен создал еще один новый управленческий орган -коллегию 10 стратегов. От каждой филы в эту коллегию избиралось по одному человеку, как правило, знатного происхождения. Вначале стратегам принадлежали чисто военные функции, впоследствии же они стали обладателями высшей исполнительной власти.
Для того чтобы воспрепятствовать возрождению в Афинах тирании, Клисфен ввел остракизм ("суд черепков"), который был направлен против чрезмерного возвышения того или иного политического деятеля. Остракизм представлял собой процедуру тайного голосования, проводимого в народном собрании. На остраконах (черепках) писались имена особо опасных политиков; получивший большинство голосов должен был удалиться в изгнание сроком на 10 лет без конфискации имущества. Остракизм нашел широкое применение в политической жизни Афин, просуществовав вплоть до 417 г. до н.э.

В результате реформ Клисфена в Афинах было окончательно свергнуто господство родовой аристократии, афинское общество значительно продвинулось вперед в своем развитии по демократическому пути.

Обстоятельства и год смерти Клисфена неизвестны.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Реформы Клисфена

Победа, одержанная восставшими, была закреплена рядом реформ, проведённых возглавившим афинскую демократию Клисфеном, принадлежавшим к влиятельному роду Алкмеонидов. Важнейшая из реформ Клисфена - новое деление афинских граждан, построенное на последовательно проведённом территориальном принципе. Вся территория Аттики и кварталы самого города Афины теперь были разделены на 30 округов - триттий. Каждые три взятые из различных мест Аттики и кварталов города триттий образовывали собой новую филу, которых стало, таким образом, десять. Благодаря этому новому делению в состав каждой филы вошли граждане, проживавшие в различных частях Аттики и различных кварталах города; фактическое же преобладание перешло к приморским и главным образом городским элементам населения. Новые территориальные филы подразделялись на демы - первичные административныеединицы, пользовавшиеся известным самоуправлением.

Исторический смысл этой реформы заключался в том, что она стерла старые родовые деления, разобщила родовую знать, лишив её прежнего влияния в народном собрании, голосовавшем теперь по новым филам.

Организация новых фил предопределила замену «совета четырёхсот» «сонетом пятисот» (по 50 человек от каждой филы). На совет пятисот лёг ряд новых обязанностей. Он подготавливал дела к рассмотрению в народном собрании, выносил по ним предварительные решения; без этого ни одно дело в народном собрании рассматриваться теперь не могло. Совет приводил в исполнение все решения народного собрания и решал второстепенные вопросы в период между его созывами.

Клисфеном был создан ещё один новый орган - коллегия стратегов, избираемых по одному от каждой филы. Первоначально стратегам принадлежали главным образом военные функции, в дальнейшем же в их руках сосредоточилась высшая исполнительная власть. По свидетельству Аристотеля, при Клисфене были также расширены ряды афинских граждан путём предоставления многим метекам гражданских прав; может быть, некоторому числу рабов были даны права метеков. Для того, чтобы предохранить новый порядок от покушений на него со стороны врагов, был введён остракизм - в дословном переводе «черенкование». Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для существующего строя. Если одно и то же имя повторялось при подсчёте голосов 6 тыс. раз, то носитель этого имени подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм нашёл широкое применение в политической борьбе. Используя его, политические деятели победивших группировок избавлялись от своих врагов и соперников.

Реформами Клисфена завершается длившийся более чем столетие период острой борьбы между родовой аристократией и демосом.

В рассматриваемое время в афинском обществе уже с достаточной чёткостью сложились основные классы - рабы и рабовладельцы. Все рабы были в одинаковой степени лишены личной свободы, все они не имели никаких политических и гражданских прав. Рабы отныне становятся основным угнетаемым и эксплуатируемым классом, хотя формы их эксплуатации носили неоднородный характер.

Свободное население Афин было далеко не единым по своему составу Господствующее положение занимал класс рабовладельцев. К нему следует отнести крупных: по аттическим масштабам землевладельцев, владельцев ремесленных мастерских, использовавших труд рабов, а также богатых купцов, ростовщиков и т. д., т. е. всех тех, материальное благосостояние которых базировалось на эксплуатации труда рабов. Большую часть свободного населения составляли труженики, которые располагали собственными средствами производства - участками земли, орудиями ремесленного производства и т. д.,- и жили в основном своим трудом. Это были возделывавшие свои поля и сады земледельцы, мелкие ремесленники, мореходы, нанимавшиеся к судовладельцам, и т. д. Некоторым из представителей этих свободных тружеников удавалось разбогатеть, обзавестись рабами и стать рабовладельцами; другие, напротив, разорялись, становились жертвами ростовщиков, превращались в люмпен-пролетариев или вынуждены были покидать родину, чтобы попытаться устроить свою жизнь в колониях или стать наёмниками в войске какого-нибудь чужеземного царька.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 675-676.

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Источники:

Her., V, 66-73; Arist., Ath. Pol., VIII, 21-22.

Литература:

Зельин К. К., Борьба политич. группировок в Аттике в VI в. до н. э., М., 1964; Eliot C. W. J., Coastal Demes of Attica. A study of the policy of Cleisthenes, Toronto, 1962.

Клисфен (греч.) - афинянин, сын Мегакла и Агаристы, внук сикионского тирана того же имени (Клисфен Старший), из знатного рода Алкмеонидов.

Борьба против тирании

Первое упоминание о Клисфене (впрочем, это нельзя считать вполне доказанным) содержится во фрагменте афинской надписи со списком архонтов, из которого следует, что Клисфен был архонтом 525 г. до н. э. Это противоречит античной традиции, согласно которой Алкмеониды были изгнаны тираном Писистратом и с тех пор постоянно боролись с тиранией и заставляет учёных предполагать, что Клисфен, в числе других Алкмеонидов, был возвращен в Афины Писистратом или скорее его сыновьями Гиппием и Гиппархом и вновь изгнан после убийства Гиппарха Гармодием и Аристогитоном в 514 г. до н. э. С этого момента Алкмеониды, во главе которых стоял Клисфен, действительно развивают активную борьбу против тирании: укрепляют местечко Липсидрий, а после понесенного там военного поражения - подкупают Дельфийский оракул, который дает повеление спартанцам освободить Афины. Повеление было выполнено в 510 г. до н. э. при активной помощи афинских противников тирании; о конкретной роли Клисфена в событиях источники ничего не говорят, но она должна была быть немалой.

Борьба с Исагором

В освобожденных Афинах началась борьба за власть между Клисфеном и Исагором, избранным архонтом на 508/507 гг. При этом Исагор придерживался олигархического направления и опирался на аристократические «товарищества» (гетерии), тогда как Клисфен, в противовес ему, апеллировал к народной массе и предложил план широких демократических реформ. Исагор, со своей стороны, запросил помощи у Спарты. Спартанский царь Клеомен прислал послов с требованием к афинянам изгнать запятнанных «килоновым грехом»; Клисфен тайно бежал, но тем не менее Клеомен явился в Афины с отрядом и изгнал 700 семей, и даже кости мертвецов были выброшены из могил. После этого он попытался разогнать Совет и передать власть в руки Исагора и 300 его приверженцев-олигархов. Результатом было всеобщее восстание; Клеомен со спартанцами и олигархами был осажден на Акрополе и вынужден удалиться; Исагор удалился с ним, а его приверженцы (по разным сообщениям) то ли также покинули Афины, то ли были перебиты. После этого Клисфен вернулся в город и провёл серию реформ, утвердивших афинскую демократию.

Реформы Клисфена

Территориальное деление

Клисфен уничтожил традиционное деление Афин на четыре территориально-родовых округа - филы, бывшее опорой влияния родовой знати и её группировок. Основой деления стала «деревня» - дем; демы объединялись в 30 триттий, а триттии - в 10 новых фил, нарезанных произвольно и не имевших сплошной территории. Первоначальное число демов Геродот определяет во 100; потом их число увеличивалось.

Демы названы были или по именам занимаемых местностей, или по их мифическим основателям, или, наконец, по знатным родам, обитавшим в том или другом деме (например дем Филаидов). Афинянин теперь становился членом гражданского коллектива не через принадлежность к роду, а через принадлежность к дему; в своем деме он по достижении совершеннолетия (18 лет) вносился в гражданские списки, в официальных документах он именовался по названию дема (например: Деметрий из Алопеки); как полагают, Клисфен стремился, чтобы это наименование вытеснило традиционные отчества. Впрочем, наименование дема быстро утратило связь с фактическим местожительством и напоминало лишь, к какому дему были приписаны его предки при Клисфене.

По населённости и пространству демы сильно разнились между собой, так как при образовании их Клисфен исходил от исконного деления Аттики на поселения. Дем пользовался самоуправлением в местных делах; в государственном управлении демы участвовали преимущественно через филы.

Дем, с его демархом и другими местными властями, с его общедемотскими собраниями, землями, культом, воспитывал гражданина для деятельности на более широкой общегосударственной арене. Законодателю не трудно было ввести в новые деления и новых граждан - поселившихся в Аттике иноземцев и вольноотпущенников.

Демократическая политическая система в Афинах окончательно сформировалась при знаменитом правителе Клисфене, который нанес мощный удар по господству старой родовой знати.

После смерти Писистрата власть в свои руки взяли его сыновья Гиппий и Гиппарх. Фактически государственными делами занимался Гиппий, Гиппарх же посвятил себя литературе и искусству. Режим стал более суровым. В 514 г. до н. э. в среде афинских аристократов возник заговор, целью которого было низвержение тирании. Двое заговорщиков – Гармодий и Аристогитон – предприняли попытку убить Гиппия и Гиппарха во время Панафинейского празднества, но убит был только Гиппарх. Память о Гармодии и Аристогитоне как борцах против тирании долго чтилась афинскими демократами. Оставшийся в живых Гиппий обрушил жестокие репрессии на головы своих противников. В этот период многие афиняне покинули родину.

Положение Гиппия осложнялось внешнеполитическими затруднениями. В 519 г. до н. э. Афины присоединили к своим владениям пограничный беотийский город Платеи. Это привело к разрыву с фиванцами. В это же время происходит ослабление Аргоса, старого союзника Писистрата, и усиливается враждебная ему аристократическая Спарта. В довершение всего Афины потеряли контроль над проливами, которые перешли в руки персидской державы Ахеменидов.

Против могущества Писистратидов выступала родовая знать и вожди торгово‑ремесленных кругов, лидеры паралиев Алкмеониды. Противники братьев‑тиранов заручились поддержкой аристократической Спарты и влиятельных дельфийских оракулов. В 510 г. до н. э. спартанцы вошли в город, и тиран был изгнан из Афин.

И сразу же началась борьба между эвпатридами и паралиями. Знать возглавлял Исагор, и именно его, естественно, поддержал спартанский царь Клеомен. Из Афин теперь изгнали вождя партии паралиев Клисфена, объяснив это «очищением города от скверны». Дело в том, что Клисфен принадлежал к Алкмеонидам, проклятым еще в VII в. до н. э., поскольку в борьбе с узурпатором Кил оном представители рода совершили святотатство в отношении священного храма. Вместе с Клисфеном город вынуждены были покинуть еще 700 семейств его сторонников. Спартанцы попытались восстановить могущество родовой аристократии, поставив во главе государства Исагора. Но жители Аттики воспротивились. В Афины быстро стекались крестьяне, которые в союзе с горожанами заперли спартанцев и местных сторонников Исагора на Акрополе. Эвпатриды были вынуждены сдаться, Клеомен покинул город. В Афины вернулся Клисфен, который был избран первым архонтом, как когда‑то Солон. Произошло это в 508 (507) г. до н. э., ему было около 60 лет.

Важнейшей реформой Клисфена было разделение всех граждан Аттики на новые филы. До этого весь народ делился на четыре филы, в каждую из которых входило по три фратрии. Во главе каждой фратрии стоял знатный род, ведавший ее культовыми делами. Рядовые члены фратрии обязаны были подчиняться религиозному и политическому авторитету знати, оказывая ей поддержку во всех ее предприятиях. Клисфен сломал эту систему. Всю территорию Аттики он разделил на три округа: город, центральная равнинная территория и прибрежная полоса. Каждый округ делился на десять более мелких округов – триттий. Затем образовывалось десять фил, в каждую из которых входило по одной триттии от каждого округа. Филы объединялись лишь во время голосования и выдвигали по 50 человек в преобразованный буле (соответственно, теперь это был Совет пятисот), по одному человеку в новый орган – Коллегию десяти стратегов (по очереди выполнявших функцию главнокомандующего армией), формировали по три отряда (матросов, пехотинцев и всадников) для афинской армии. Каждая из десяти фил получила имя в честь одного из мифологических героев. Главной особенностью новых фил было то, что ее представители проживали в разных местах. Клисфен, по выражению Аристотеля, «перемешал афинский народ». Конечно, острие данной реформы было направлено против эвпатридов. Архонтэпоним оставил за старыми родовыми филами лишь религиозные функции.

Основной же политической, экономической и административной единицей стал дем (одно или несколько сел или квартал Афин), на них делились триттии. При Клисфене таких демов было около ста. Дем был самоуправляемой общиной со своим собранием, судом, казной и выборным старостой демархом с широкими административными и полицейскими полномочиями. Здесь составлялись списки рождающихся, демархи ведали сбором налогов, мобилизацией молодых членов дема. В деме по жребию определялись и члены суда присяжных. Попадание в списки дема автоматически вело к получению гражданских прав. Кстати, при составлении списков демотов туда было включено много метеков (ограниченных в правах потомков переселенцев) и вольноотпущенников, что увеличило количество афинских граждан.

При Клисфене было восстановлено значение Народного собрания, буле и судов присяжных, через которые каждый гражданин мог отстаивать свои права. Важнейшим законом, направленным против тирании, был, возможно, принятый именно при Клисфене закон об остракизме. По нему, Народное собрание созывалось ежегодно для решения важного вопроса: нет ли среди афинян человека, который выделяется своим авторитетом настолько, что может захватить единоличную власть. Если собрание считало, что есть, назначалось второе собрание для проведения процедуры остракизма (от «остракон» – черепок). Каждый афинянин, присутствующий на экклесии, мог написать на глиняном черепке имя наиболее, по его мнению, опасного человека. Это мог быть удачливый полководец, популярный политик и т. д.; причем это мог быть, в принципе, ничем не запятнавший себя, вполне достойный гражданин. Но Народное собрание имело право решить, что он опасен для гражданской свободы. Подвергшийся остракизму большинством голосов афинянин изгонялся из полиса сроком на десять лет без конфискации имущества. Его семья оставалась в городе, а сам он по возвращении тут же получал обратно гражданские права.

Против демократических Афин выступила коалиция греческих государств, где власть все еще принадлежала знати, опасавшейся «дурного примера» Аттики для своего народа. В коалицию входили Фивы, Спарта, Халкида и Эгина. Алкмеониды пытались найти поддержку у персов и даже согласились на признание верховной власти персидского царя, но народ Аттики категорически отказался ратифицировать такое соглашение. В 506 г. до н. э. войска союзников вторглись в Аттику. Но афинянам удалось нанести им сокрушительное поражение. Более того, они переправились на остров Эвбею и там овладели Халкидой. Демократия восторжествовала.

Похожие публикации