«Константинов крест» — древнейший памятник раннехристианского искусства на территории России. История развития креста,формы православного креста Крест “виноградная лоза”

Энциклопедия символов Рошаль Виктория Михайловна

Крест Константина (знак «Хи-Ро»)

Крест Константина

Магическая печать с символом «Хи-Ро» (Агриппа, 1533 год)

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

**АРКА КОНСТАНТИНА **Арка Константина (52), которая возвышается рядом с Колизеем, представляет собой самую большую античную триумфальную арку, сохранившуюся до наших дней. Ее построили по распоряжению римского Сената в 312-315 годах, чтобы увековечить победу Константина I над

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

УЛИЦА КОНСТАНТИНА ЗАСЛОНОВА С 1821 года этот проезд именовался Глазовской улицей, по Глазову питейному дому, который, в свою очередь, назывался по фамилии домовладельца поручика Ивана Глазова.15 декабря 1952 года Глазовская улица стала называться улицей Константина

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Андреевский крест (косой крест) Андреевский крест (косой крест)Его называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол святой Андрей. Римляне использовали этот символ для обозначения границы, проход за пределы которой воспрещался.

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Тау-крест (крест святого Антония) Тау-крест Крест святого АнтонияТау-крест назван так из-за сходства с греческой буквой «Т» (тау). Он символизирует жизнь, ключ к верховной власти, фаллос. В Древнем Египте – знак плодородия и жизни. В библейские времена – символ защиты. У

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

Роза и крест Пьеса (1912)Действие происходит в XIII в. во Франции, в Лангедоке и Бретани, где разгорается восстание альбигойев, против которых папа организует крестовый поход. Войско, призванное помочь сюзеренам, движется с севера.Пьеса начинается со сцены во дворе замка, где

Из книги Товароведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Знак «терпение» (Монах с мешком пишет знак «терпение») - Китайская классическая драма Эпоха Юань (ХIII-XIVвв.) Во время проповеди Будды один из святых архатов предался суетным мечтаниям. За это полагались адские муки, но Будда милосердно от­правил провинившегося на землю,

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

29. ЗНАК СООТВЕТСТВИЯ И ЗНАК ОБРАЩЕНИЯ Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.Применение знака соответствия

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Энциклопедия домоводства автора Поливалина Любовь Александровна

Улица Константина Заслонова С 1821 года этот проезд именовался Глазовской улицей, по Глазову питейному дому, который, в свою очередь, назывался по фамилии домовладельца поручика Ивана Глазова.15 декабря 1952 года Глазовская улица стала называться улицей Константина

Из книги Книга практической мудрости, или Как перехитрить Закон Подлости автора Душенко Константин Васильевич

Арка Константина Во-первых, историки архитектуры и археологи до сих пор не пришли к единому мнению, когда она построена. На первый взгляд это странный вопрос: на фризе с северной и южной стороны написано: votis x и sic x, что означает примерно «В честь десятилетней годовщины».

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

СОВЕТЫ И ПРАВИЛА КОНСТАНТИНА МЕЛИХАНА, ДЖЕНТЛЬМЕНА Бородой нельзя закрыть лысину, но можно отвлечь от нее внимание.* * *Джентльмен должен знать, что нравится его даме, чтобы не оказаться с ней там, где это можно купить.* * *Джентльмен никогда не бросит даму, а сделает так,

«Inhoc signo vinces» - «Сим знаменем победишь» («Сим победиши»)

В начале IV века нашей эры в Риме правил жестокий император Максенций. И однажды горожане обратились к другому императору — Константину (неудивительно то, что оба назывались императорами — система власти в тогдашнем Риме эта позволяла), чтобы он избавил их от тирана. Войско Константина было в несколько раз меньше, чем войско Максенция, но, тем не менее, каждый из императоров, помолившись своим языческим богам, стал готовиться к сражению.

Накануне битвы Константину и его свите явился крест — он висел в небе, прямо над солнцем. На кресте была надпись: «Inhoc signo vinces» - «Сим знаменем победишь» («Сим победиши»). Более того, ночью полководцу приснилось, что Христос велит ему начертать крест на своих знаменах, и с ними идти в бой. Константин исполнил, что ему было велено, особо не веря в свою победу.

Пока шло сражение, сам Максенций находился на представлении в честь своего дня рождения, и вдруг услышал, как люди на трибунах заговорили о победе Константина. При этом сенаторы уверяли: все пророческие книги твердят о том, что «враг» римлян будет разбит. Максенций решил лично отправиться на поле боя. Он добрался туда уже к концу сражения. Его собственные бегущие войска в неразберихе сбросили его в Тибр, тяжелые доспехи утянули Максенция на дно, где он и погиб.

«Сим победиши» - символ воина-христианина

Войдя в Рим, Константин одним из первых своих указов велел освободить всех христиан, ведь крест даровал ему победу. С тех пор крест и надпись «In hoc vinces» («Сим победиши») являются символом воина-христианина.

С большим огорчением узнал о новом законе принятом в Англии, согласно которому запрещается носить поверх одежды нательный крест и тем самым демонстрировать свою веру.

Огромный путь, пройденный христианами в осмыслении места и значения Креста Господня в их жизни, похоже, для некоторых Европейских стран перечеркнут. Мысленно окидываю взором этот путь и своими соображениями поделюсь с вами.

С первых веков существования Церкви древние христиане особое значение придавали Кресту Господню. На нем пострадал наш Спаситель, на этом Кресте произошла искупительная смерть, которая соединила людей, даже самых распоследних грешников с Богом. По сути Крест Христов явился мостом переброшенным через бездну отделявшую нас от Бога.

Знак креста христиане высекали на своих гробницах, украшали им свою одежду, свитки священных книг… В то время, конечно, демонстрировать крест значило подвергать себя риску, христиане были гонимы; именно поэтому кресты на себе не носили. (Впрочем были и исключения. В актах 7-го Вселенского Собора (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (ум. 303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (ум. 304).). После легализации христианства в 4 веке знак Животворящего Креста Господня христиане начинают носить на себе.

Святитель Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на крещенных младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста!» Кресты для ношения на теле изготавливаются из простого камня и железа и из благородных металлов, часто кресты украшают драгоценными камнями, не счесть разнообразия и не описать изящества крестов, дошедших до нас.

Уже на рубеже 7-го - 9-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста. Дело в том, что в 5-м - 7-м веках Православная Церковь вела догматический спор с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Иисуса Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.

Поэтому на христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году, в 82-м правиле Трульского Собора.

В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается на Кресте умершим. Глава Его склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И приклонив главу, предал дух» - Ин. 19, 30.). Тело почившего Спасителя прямое или слегка изогнуто, руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью «own», что значит Сущий, подтверждает догмат о Божественной стороне Богочеловеческой природы Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.

Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях 8-го - 10-го веков Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение 13-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.

Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях 8-го - 10-го веков Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение 13-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.

Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в 18-м - 20 веках.

«Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном - торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную.

Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа», - замечает современный исследователь истории Креста Юрий Федоров.

Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с 7-го по 16-й век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей - Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках - только с 17-го века.

Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.
Самое первое значение подножия - безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте. Но, чтобы объяснить, зачем была нужна такая перекладина, немножко отойдем от темы и вспомним, что же представляла из себя казнь распятие на кресте.

Что такое распятие на кресте?

Казнь на кресте была самой страшной казнью, изобретенной древним человеком. Распятое тело провисало на кресте таким образом, что точка его опоры оказывалась в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы начинают постепенно деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь длится иногда несколько суток. У еще живых людей птицы выклевывают глаза, бродячие собаки объедают на ногах пальцы…

Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к руке и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву - страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход - надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна - это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но, поскольку его руки пробиты гвоздями, они начинают вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, как сейчас, а сплошь покрытого острыми зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что Спаситель страдал на Кресте около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи перебивали мечом голени распятому. Человек не мог подняться на ногах, чтобы вдохнуть, и быстро задыхался. Евангелие сообщает, что стражники перебили голени двум разбойникам, Христос же умер Сам, причем умер от разрыва сердца, что доказывается сообщением о истекших из пробитой груди крови и околосердечной лимфы. Христос умер от разрыва сердца, потому что кроме физических страданий Он претерпевал страшные душевные муки: Он нес на Себе грехи всего человечества.
Итак, напомню, мы говорили о том, зачем на кресте было нужно подножие, нижняя перекладина.
На ней стоял осужденный на смерть, на нее опирался пробитыми ногами, подтягиваясь, чтобы сделать живительный глоток воздуха.

…Именно такое значение перекладина имела на ранних изображениях Креста Христова, но постепенно возникают другие символичесие значения этой перекладины.
Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.
Постепенно, с десятого века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с 15-го - 17-го веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом.

Появляется и особое толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой просил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на «благоразумного» разбойника (справа, поэтому вверх направлена правая сторона Креста), концом вниз - на разбойника, хулящего Господа.

Дополнительные изображения на кресте

Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I.н.ц.и.). Под ногами Богочеловека - подножие (прямое или скошенное).
Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.
Укажу на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.

Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость - орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа.

Часто у Христа на Распятии - пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша . Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.

В любом случае Чаша указывает на Жизнь Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся причастны через Смерть Христову.

Иногда за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима . Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.

По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь , Иоанн Богослов , кто-нибудь из Жен Мироносиц , сотник Лонгин , Иоанн Креститель , первоверховные апостолы Петр и Павел , святые и вселенские Учители: Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст .

На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава , то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.

На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.

На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева . Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.
Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне .

Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники , но оборотная сторона вообще дает большой творческий простор для иконописца.

Любой религиозной традиции присущ свой набор духовных символов. Они могут как играть роль брендовых логотипов, так и нести глубокий сакрально-мистериальный смысл. Не является исключением из этого правила и христианство. При всем своем недоверии (в ортодоксальном течении) к различного рода символике и эзотерике, оно выработало свои, порой витиеватые и многогранные символы. Один из таких знаков, а именно так называемый крест царя Константина, и будет рассмотрен в данной статье.

Легенда о происхождении креста Константина

Строго говоря, данный знак - не крест. Правильно его будет назвать монограммой - символом, образованным из нескольких букв, отображающим образ конкретного персонажа религиозной доктрины - Иисуса Христа. По христианскому преданию, Константинов крест сыграл чрезвычайно важную роль в истории церкви. По силе и значимости он уступает только обычному кресту.

Действительно, одержав блестящую победу в битве, Константин сделал этот знак основой для личной печати и символом своего государства. Сам он при этом внутренне стал адептом христианской веры. И хотя еще долгое время оставался некрещеным, утвердив свою власть, он навсегда прекратил гонения и преследования христиан в Римской империи. Этот Константинов крест и есть нынешней христограммой, употребляемой в церквях. Другое ее название - хризма.

Отражает эта легенда историческую действительность или нет, но она дает понять, отчего христиане так дорожат и так ценят этот знак. Он перевернул ход истории, обратив императора - верховного языческого жреца - на сторону христиан, в результате чего небольшая секта последователей Иисуса стала самим многочисленным религиозным течением на планете.

Первые упоминания христограммы

Первый известный на сегодняшний день источник сведений, в котором упоминается крест Константина Великого - это труды церковного историка Лактанция (320 год). Он воспроизводит вышеприведенную версию событий с тем дополнением, что явлению сопутствовал голос, который по-гречески повторил латинскую надпись.

Другой церковный историк, а к тому же и личный биограф Константина - Евсевий, епископ Неокесарийский, в разное время сообщал о двух вариантах происхождения христограммы. Согласно раннему, она явилась будущему императору задолго до 312 года, когда он был в Галлии. Однако позже он отказывается от этой версии, подчиняя свое описание общепринятому мнению. Вместе с тем он, ссылаясь на личное устное сообщение самого императора, уточняет, что явившийся символ затмил собой солнце и вместе с Константином это зрелище наблюдало все войско, состоящее из сорока тысяч человек.

Третий источник как раз и представляет свидетельство одного из тех солдат, который принимал участие в сражении у Мульвийского моста и собственными глазами созерцал на небе Константинов крест. Имя его - Артемий, и его рассказ направлен на обличение императора Юлиана Отступника, который, как известно, отрекся от христианства, решив реанимировать языческие институты в Римской империи. Им Артемий и был казнен.

Происхождение христограммы

Исторические исследования говорят о том, что хризма имеет дохристианское происхождение и, скорее всего, была заимствована и адаптирована церковными деятелями по двум причинам:

    Поскольку христиане долгое время были вне закона, они вынуждены были конспирироваться и использовать распространенные языческие символы, наполняя их своим собственным содержанием. Таким же образом в среде христиан были популярны изображения Орфея, Гелиоса и других богов. А непосредственно Константинов крест - это, вероятнее всего, адаптированный солярный символ древних халдеев.

    Греческое слово «хрестос», означающее «благоприятный», также могло графически изображаться двумя первыми буквами. В силу этого символ легко христианизировался в кругах последователей Иисуса, которые придали ему значение «Христос».

    Так или иначе, в еще доконстантиновские времена известно несколько видов христианских монограмм и их языческих прообразов.

    Распространение хризмы

    До того как христограмма стала известна как крест святого Константина, она использовалась преимущественно в местах собрания христиан. Самые древние образцы ее обнаружены в катакомбах - подземных кладбищах, которые члены церкви использовали в качестве мест собраний и проведения служений. Аналогичные символы донесли до нас погребальные памятники и саркофаги христиан.

    После легализации этот символ стал употребляться в качестве религиозного знака в новопостроенных храмах. С другой стороны, он служил элементом художественного оформления и декора - им украшались чаши, лампы, шкатулки и прочая В светских кругах, как уже было сказано, христограмма была государственной печатью самого Константина и ряда его преемников, а также официальным военным символом лабарума, сменив на этом месте традиционного римского орла.

    Монограмма ιχ

    Помимо всего прочего, христограмма, визуально похожая на русскую букву «Ж», использовалась в христианских церквях уже в III веке, то есть задолго до восшествия Константина на престол. В ней не было буквы ρ (ро) - вместо нее стояла ι (иота), означающая «Иисус». Возможно даже, что эта буква позднее приобрела символический вид пастушеского (т.е. епископского у христиан) жезла - посоха с закрученным концом. Он-то и стал ассоциироваться позднее с буквой ρ.

    Монограмма χρ

    Данный вариант этого символа основной и, если можно так выразиться, канонический в христианской церкви. Именно он носит название «крест Константина». Фото его представлено ниже.

    О смысле хризмы

    Различные мистические группы, как в среде так и среди других течений, придавали важное значение внутреннему смыслу греческих букв. Даже содержит недвусмысленные отсылки к гематрии - методу поиска тайного смысла через вычисление числовых соответствий букв слов и имен. Таким же образом можно проанализировать крест Константина.

    Значение в нем придается двум первым буквам из слова «Христос». Сумма их числовых значений составляет ровно 700, что обыгрывалось особым образом в сложной гностической теологии. Поэтому в древней, но малоизвестной сегодня традиции число 700 выступает в качестве синонима Христа. А если, например, рассматривать буквы христограммы по отдельности, то получим следующее: χ (хи) - означает макрокосмос, целокупное мироздание. Числовое значение - 100. А ι (иота), напротив, обозначает микрокосмос. Ее значение - 10. Таким образом, получается наглядный символ единства микрокосма и макрокосма - взаимосвязи части и целого, великого в малом. В случае с более поздней версией хризмы, где ι заменена на ρ, символ означает божественное созидание (благодаря семантике буквы ρ). Она несет в себе значение творческой силы, миропорядка, женской порождающей энергии.

    Сопутствующие символы

    Очень часто вместе с хризмой употребляются еще две буквы греческого алфавита - α (альфа) и ω (омега), которые являются первой и последней буквами греческого алфавита и обозначают начало и конец мира, а также всю его онтологическую сущность, заключенную в промежуточных буквах. Начало этой символике в христианстве дала Библия, а точнее книга где слова «Я есть Альфа и Омега» вкладываются в уста Иисуса Христа.

Неудивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как «накупольники» расположены на самом видном месте храма. Например, такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году.

Типичная для домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине, как-то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году.

Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения.

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, – говорится в Откровении Иоанна Богослова, – под ногами ее луна» (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц – это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц – это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц – это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц – это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц – это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа.

Крест «трилистниковый»

В России эта форма креста употребляется чаще других для изготовления напрестольных крестов. Но, впрочем, можем видеть ее и на государственных символах. «Золотой русский трилистный крест, стоящий на серебряном опрокинутом полумесяце», как сообщается в «Российском гербовнике», изображался на гербе Тифлисской губернии.

Золотой «трилистник» (рис. 39) также имеется на гербе Оренбургской губернии, на гербе города Троицка Пензенской губернии, города Ахтырки Харьковской и города Спасска Тамбовской губерний, на гербе губернского города Чернигова и т. д.

Крест «мальтийский», или «георгиевский»

Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда «верою поклонился, – как говорит Апостол Павел, – на верх жезла своего» (Евр. 11, 21), «жезла, – разъясняет святой Иоанн Дамаскин, – служившего изображением креста» (О святых иконах, 3 ел.). Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест, «ибо крестом мы, – пишет святой Симеон Солунский, – путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу» (гл. 80).

Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, эта форма креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича – покровителя мальтийцев. Так появилось наименование – «мальтийский крест».

Согласно Российской геральдике, золотые «мальтийские» кресты имели на своих гербах некоторые города, к примеру: Золотоноша, Миргород и Зеньков Полтавской губернии; Погар, Бонза и Конотоп Черниговской губернии; Ковель Волынской,

Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие. Павловск С. – Петербургской, Виндава Курляндской, Белозерск Новгородской губерний,

Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие.

Все, кто награждался крестами святого Георгия Победоносца всех четырех степеней, именовались, как известно, «георгиевскими кавалерами».

Крест «Просфорный – Константиновский»

Впервые эти слова по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает – «Иисус Христос – Победитель», были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором Константином.

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Апок. 3:21), – говорит Спаситель, Победитель ада и смерти.

По древней традиции, на просфорах печатается изображение креста с прибавлением слов, означающих эту крестную победу Христову: «IС.ХС.НИКА». Эта «просфорная» печать означает выкуп грешников из греховного плена, или, иначе, великую цену нашего Искупления.

Крест старопечатный «плетеный»

«Это плетенье получено от древнехристианского искусства, – авторитетно сообщает профессор В. Н. Щепкин, – где оно известно в резьбе и мозаике. Византийское плетение в свою очередь переходит к славянам, у коих оно в древнейшую эпоху особенно распространено в глаголических рукописях» (Учебник Русской Палеографии, М., 1920, стр. 51).

Наиболее часто изображения «плетеных» крестов встречаются как украшения Болгарских и Русских старопечатных книг.

Крест «криновидный»

Белые полевые лилии называются по-славянски «крины сельные». В книге «Русское медное литье» можем видеть нательный «крестик с криновидными концами из Серенска XI-ХII веков. Такие крестики известны в византийских древностях XI-ХII веков, а в XIV-XV веках были широко распространены на Руси» (М., 1993, стр. 159).

Вообще же символическое изображение креста, состоящего из цветков лилии, напоминает: «Я, – говорит Господь, – лилия долин» (Песн. 2;1), преобраздующих небесного Жениха.

«Ради меня, находящегося долу. Он сходит в долину, – пишет Ориген о Христе, – и, пришедши в долину, делается лилией. Вместо древа жизни, которое насаждено было в раю Божием, Он сделался цветком целого поля, то есть целого мира и всея земли».

«Выслушайте Меня, Благочестивые дети, – призывает всех Слово Божие, – цветите, как лилия» (Сирах. 39:16-18), то есть, иными словами, мудрою и благочестивою жизнью будьте чистым благоуханием Всесовершенному.

Крест четвероконечный «каплевидный»

Окропив крестное древо, капли Крови Христа навеки сообщили кресту Его силу.

Греческое Евангелие II века из Государственной Публичной Библиотеки открывается листом с изображением красивого «каплевидного» четвероконечного креста (Византийская миниатюра, М., 1977, табл. 30).

А также, для примера, напомним, что среди медных наперсных крестов, отлитых в первых веках второго тысячелетия, как известно, часто встречаются «каплевидные» энколпионы (по-греч. – «на груди»).

Вначале Христовы «капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44) стали уроком борьбы с грехом даже «до крови» (Евр. 12:4); когда же на кресте из Него «истекла кровь и вода» (Ин. 19:34), тогда примером научены были сражаться со злом даже до смерти.

«Ему (Спасителю), возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею» (Апок. 1:5), спасшему нас «Кровию креста Своего» (Кол. 1:20), – Слава вовек!

Крест «распятие»

Похожие публикации