Маньчжуры и династия цин в китае. Глава XIII. Китай под властью маньчжурской династии

Середина XVII века стала для Китая концом очередного династийного цикла. Последним императорам династии Мин приходилось одновременно бороться со смутой внутри своего государства и отражать внешнюю угрозу в лице кочевников — маньчжуров. В 1644 году Пекин пал, на императорский престол был возведён первый маньчжурский правитель Китая — пятилетний Айсиньгёро Фулинь, ставший основателем новой династии — Цин.

Первые годы правления династии Цин

Несмотря на то, что маньчжурам удалось победить такое сильное и большое государство как Китай, наладить управление новыми территориями у них получилось не сразу. Борьба с отдельными очагами сопротивления продолжалась до 1683 года. После крестьянских волнений и длительного завоевания страна была опустошена: часть некогда плодородных земель заброшена, многие промыслы пришли в упадок, налоги перестали поступать в казну.

Также у маньчжуров не было необходимого для управления таким большим государством политического опыта. Китайцы были более развитым и прогрессивным народом, чем маньчжуры. У них были хорошо отлаженная административная система и опытный чиновничий аппарат. Сначала завоеватели пытались навязать подданным свои порядки. Так, все китайские мужчины были обязаны носить традиционную маньчжурскую косу и одежду. Но со временем, маньчжуры поняли, что для процветания их государства необходимо учитывать опыт прошлых династий. При маньчжурском дворе стали появляться высокопоставленные сановники из числа этнических китайцев, а сама система правления оберегалась от коренных изменений.

Очень скоро завоеватели стали перенимать более высокую и развитую культуру покорённого ими народа. Несмотря на то, что сами китайцы относились к маньчжурам как к чужеземцам, захватившим их страну, цинские императоры и их окружение в течение считанных десятилетий полностью ассимилировались в новой среде.

Империя Цин в эпоху расцвета

Осторожные и продуманные действия цинских императоров, в том числе, уменьшение налогов, привели к демографическому взрыву. В целом, в период с конца XVII века по конец XVIII в Китае наблюдались следующие явления:

  • увеличение производительности в сфере сельского хозяйства;
  • заселение малоосвоенных южных регионов Китая;
  • развитие торговли и ремесла;
  • рост городов, восстановление экономических связей между ними;
  • культурный подъём, развитие общественной мысли (в том числе и национально-патриотических идей, направленных против цинских порядков).

Теперь маньчжурам — оседлым китайским императорам — самим приходилось бороться с кочевниками. Цинским императорам удалось установить своё влияние в Корее, Восточной и Северной Монголии, Джунгарии, Кашгарии, на Тибете. Продвижение маньчжуров на запад было не столь удачным, но, так или иначе, цинским правителям удалось создать огромную империю, игравшую ключевую роль в регионе. В конце XVII века начались первые столкновения между Китаем и Россией. Попытка установить дипломатические отношения провалилась, поэтому державы перешли к вооружённой борьбе за Дальний Восток. Итогом этих непростых отношений стали Нерчинский (1689) и Кяхтинский (1715) договоры, проводившие границу между двумя государствами и устанавливавшие правила торговли.

В это же время Пекин стремился огородить свои внутренние рынки от европейских товаров. Голландцы, португальцы и англичане пытались добиться сбыта своей промышленной продукции в Китае. Для того чтобы предотвратить это, Цины ввели запрет на торговлю вдоль всего китайского побережья, за исключением порта Гуанчжоу.

Кризис и падение династии Цин

Несмотря на удивительный подъём, к концу XVIII столетия цинские императоры стали сталкиваться с застойными и кризисными явлениями. Причин тому было несколько:

  • завоевания Цинов. Постоянные военные походы и необходимость поддерживать порядок на занятых территориях требовали большого количества денежных средств;
  • рост налогов. Для того чтобы добыть деньги на военные кампании, маньчжуры были вынуждены увеличивать число сборов с населения, что стало причиной недовольств в крестьянской среде;
  • рост коррупции;
  • дефицит земель, вызванный демографическим приростом;
  • бесчинства ростовщиков, пользовавшихся крестьянским малоземельем;
  • появление множества разбойничьих шаек;
  • непродуманная государственная политика в отношении купцов и ремесленников. Вместо поддержки этих категорий населения, маньчжуры, как и предшествующие им императорские династии, считали торговцев людьми невыгодными для престола;
  • рост влияния маньчжурской знати при дворе;
  • желание населения прогнать императоров-чужеземцев;
  • активизация западных держав, желавших разрушить самоизоляцию Китая;
  • деятельность сект, пропагандировавших антиправительственную борьбу.

Первое серьёзное столкновение Цинов с населением произошло в 1796 году, когда началось восстание под руководством «Общества Белого Лотоса». Борьба с повстанцами продолжалась около 8 лет. Несмотря на победу правительственных войск, китайцы были готовы продолжать выступления против маньчжуров. Весь XIX век страну потрясали новые восстания.

Возможно, маньчжурам удалось бы пресечь некоторые крестьянские выступления на корню, если бы не деятельность западных держав. В середине XIX века на территории Китая прошли две Опиумные войны. Их итогом стало не только крушение китайской самоизоляции. Победа «белых варваров» была настоящим национальным позором и превратила Китай в полуколониальную державу. К тому же по мирному договору англичане получили право торговать в Китае опиумом, покупая его исключительно за китайское серебро. Наркомания стала настоящей эпидемией для Поднебесной. Курение опиума распространилось не только среди бедняков, но также среди чиновников и высшего офицерского состава.

Неудачи во внешней политике послужили причиной небывалого размаха Тайпинского восстания. Несмотря на то, что в конечном итоге тайпины были разбиты, им удавалось противостоять маньчжурам более 14 лет и даже создать собственное государство.

Для того чтобы вернуть себе былое величие, цинские императоры предприняли ряд реформ, направленных на модернизацию промышленности и «самоусиление». В первую очередь, реформы должны были коснуться армии и флота. В рамках политики «самоусиления» правительство реализовало множество неплохих проектов: началось строительство железных дорог, создание заводов (в том числе, и гражданских). Однако у всех этих мероприятий был серьёзный недостаток — господство государственного сектора при практически полном отсутствии частной инициативы. Это стало причиной многочисленных внутренних противоречий китайского капитализма и, в конечном счёте, привело к поражению Китая в японо-китайской войне (1894-95).

Кроме того, в Китае была сильна партия во главе со вдовствующей императрицей Цыси, отстаивающая традиционные ценности. Традиционалисты не только препятствовали модернизации, но и свергли с престола императора-реформатора Гуансюя. Протест против западных новшеств выражали не только представители знати, но и бедняки. Последние организовали «боксёрское» восстание. Повстанцы, поощряемые Цыси, разрушали заводы, железные дороги и христианские церкви, громили дома и магазины иностранцев. Расправу над бунтовщиками осуществили войска западных держав. Императрице не оставалось ничего, кроме как подчиниться воле колонизаторов.

После смерти Гуансюя и Цыси на престол был возведён последний император Китая — трёхлетний Пу И. В 1912 году Пу И был отречён от престола, а в 1924 — лишён всех своих титулов и изгнан из страны. Так закончилась история не только династии Цин, но и всей китайской монархии.

Династия Цин
История Китая
Доисторическая эпоха
Три властителя и пять императоров
Династия Ся
Династия Шан
Династия Чжоу
Восточное Чжоу Период Весны и Осени
Период Сражающихся царств
Династия Цинь
(Династия Чу) - смутное время
Династия Хань Западная Хань
Синь , Ван Ман
Восточная Хань
Эпоха Троецарствия Вэй Шу
Западная Цзинь
Шестнадцать варварских государств Восточная Цзинь
Южные и Северные Династии
Династия Суй
Династия Тан

Северная Сун

Южная Сун

Династия Цин

Китайская Республика

Дина́стия Цин , или империя Цин (дайцин гурунь , кит. упр. 清朝 , пиньинь : Qīng Cháo , палл. : Цин чао ) - многонациональная империя, созданная и управлявшаяся маньчжурами , в которую позже был включен Китай. Согласно традиционной китайской историографии - последняя династия монархического Китая . Была основана в г. маньчжурским кланом Айсин Гёро на территории Маньчжурии , в настоящее время называющейся северо-восточным Китаем. Менее чем через 30 лет под её властью оказался весь Китай, часть Монголии и часть Средней Азии .

Первоначально династия была названа «Цзинь» (金 - золото), в традиционной китайской историографии «Хоу Цзинь» (後金 - Поздняя Цзинь), по империи Цзинь - бывшему государству чжурчжэней , от которых выводили себя маньчжуры. В 1636 году название было изменено на «Цин» (清 - «чистый»). В первой половине XVIII в. цинскому правительству удалось наладить эффективное управление страной, одним из результатов чего было то, что в этом веке наиболее быстрые темпы роста численности населения наблюдались именно в Китае. Цинский двор проводил политику самоизоляции , что в конце концов привело к тому, что в XIX в. входивший в состав империи Цин Китай был насильно открыт западными державами и превратился в полуколониальную страну.

Последующее сотрудничество с западными державами позволило династии избежать краха во время восстания Тайпинов , проводить сравнительно успешную модернизацию и т.о. просуществовать до начала 20 в., однако оно же послужило причиной растущих националистических (антиманчжурских) настроений.

История

Империя Цин, в 1844 году.

Возникновение маньчжурского государства

В начале XVII в. вождь живших в Маньчжурии оседлых чжурчжэней Нурхаци (1559-1626) сумел не только сплотить под своим началом несколько десятков разрозненных племен, но и заложить основы политической организации. Претендуя на родство с чжурчжэньской династией Цзинь , Нурхаци объявил свой клан «Золотым родом» (Айсин Гёро). Роду Нурхаци принадлежало владение Маньчжоу, находившееся за северной границей Китая.

Упадок империи Мин

Упадок Мин стал очевиден в связи с засухами, неурожаями, экономическим кризисом, коррупцией и произволом чиновников и войной с маньчжурами (1618-1644).Эти катастрофические события вынудили крестьян взяться за оружие. В 1628 году в провинции Шэньси разрозненные полуразбойные ватаги стали создавать повстанческие отряды и избирать вождей. С этого момента в северо-восточном Китае началась крестьянская война, которая продолжалась 19 лет (1628-1647).

В 1640-х годах крестьян больше не пугала ослабевшая армия, терпевшая поражение за поражением. Регулярные войска попали в клещи между маньчжурскими войсками на севере и восставшими провинциями, в них усилилось брожение и дезертирство. Армия, лишённая денег и продовольствия, потерпела поражение от Ли Цзычэна. Столица была оставлена практически без борьбы (осада длилась всего два дня). Предатели открыли ворота перед войсками Ли, и те беспрепятственно смогли войти внутрь. В апреле 1644 года Пекин покорился восставшим; последний минский император Чунчжэнь покончил жизнь самоубийством, повесившись на дереве в императорском саду.

Этим воспользовались маньчжуры. Маньчжурская армия под руководством князя Доргоня, соединившись с войсками У Саньгуя, разбила восставших у Шаньхайгуани и вслед за тем подошла к столице. 4 июня 1644 года Ли Цзычэн , оставив столицу, в замешательстве отступил. Через 2 дня маньчжуры вместе с генералом У заняли город и провозгласили императором юного Айсиньгёро Фулиня. Войско повстанцев потерпело ещё одно поражение от маньчжурской армии у Сиани и вынуждено было отступить по течению реки Хань вплоть до Ухани, потом вдоль северной границы провинции Цзянси. Здесь Ли Цзычэн умер.

Маньчжурское завоевание Китая

Очаги сопротивления маньчжурам, где ещё правили потомки минских императоров, в частности, царство Чжэн Чэнгуна на Формозе существовали ещё долгое время. Несмотря на потерю столицы и смерть императора, минский Китай все ещё не был побежден. Нанкин, Фуцзянь, Гуандун, Шаньси и Юньнань все ещё оставались верны свергнутой династии. Однако на освободившийся трон претендовало сразу несколько князей и их силы оказались раздроблены. Один за другим эти последние очаги сопротивления подчинялись власти Цин, и в 1662 г. вместе с гибелью Чжу Юлана , исчезла последняя надежда на реставрацию Мин (хотя на Тайване вплоть до 1682 года существовало государство, воевавшее с маньчжурами под флагом империи Мин).

Эпоха Канси-Цяньлун

Эпоха «закрытия» Китая

Правления под девизами «Даогуан» и «Ичжу», опиумные войны и восстание тайпинов

Период правления Даогуана

Армия и чиновничество

Однако к началу XIX века империя Цин всё больше и больше испытывала давление со стороны европейских государств . Национальные внутриполитические проблемы империи особенно сильно стали выявляться, когда на императорский престол взошёл Айсиньгёро Мяньнин . В начале его правления обнаружилась очень сильная угроза разложения «восьмизнамённых» маньчжур и их ассимиляции китайцами. Маньчжуры , для которых самым главным были верховая езда, стрельба из лука и знание родного языка, стали всё больше переходить к чисто китайской шкале общественных ценностей - изучению вэньяня , получению классического конфуцианского образования, сдаче экзаменов на учёную степень, превращению в шэньши и штатской чиновной карьере. Первое время правительство как могло боролось с этой опасностью. Так, в 1822 году император отказал в денежной субсидии школе для маньчжуров, изучавших китайскую классику, в 1833 году рекомендовал не обучать «знамённых» ничему другому, кроме верховой езды и стрельбы из лука, в 1836 году обрушил наказания на ряд высших «знамённых» командиров за допуск подчинённого к экзаменам на учёную степень без предварительных испытаний по этим двум видам военной подготовки.

Обнищание солдат и низших офицеров становилось массовым явлением, что резко снизило боеспособность армии. При этом её численность и, соответственно, военные расходы, постоянно росли. Увеличивались штат чиновничества и средства на его содержание. Ещё быстрее возрастала численность императорского двора. Расходы по содержанию государственного и военно-административного аппарата тяжёлым грузом ложились на казну. Ситуация осложнялась дальнейшим сокращением налоговых поступлений с землевладельцев - мельчавшие крестьянские хозяйства уже не могли выплачивать земельно-подушный налог в его прежних размерах. В итоге всё более росла как общая задолженность населения казне, так и ежегодная сумма недоимок. В поисках выхода правительство вводило новые налоги, брало займы у крупнейших ростовщических «переводных контор» и банкирских домов Шаньси , увеличивало ставки соляного налогообложения. Нарастание недоимок и усиление социальной напряжённости заставили императора Миньнина и Мучжану в 1830 году издать указ о прощении старых недоимок.

Внутриполитическое «брожение» в империи при Даогуане

В стране продолжала увеличиваться масса бедняков, бродяг и нищих. Всё больше обездоленных и недовольных вступало в ряды тайных обществ. Восстания провинций стали обычным явлением; подавленные в одном районе, они вспыхивали в другом. В 1823 году произошло восстание в провинции Шаньдун , в - гг. - в провинции Гуандун и на острове Хайнань , в 1833 году - в провинциях Сычуань и Хубэй , а в 1835 году - в Шаньси . С 1836 года началась полоса восстаний в Хунани , в 1839 году - в Гуйчжоу .

Вновь осложнилась обстановка на Тайване . Аграрные волнения из-за незаконного распределения земель чиновниками в Цзяи вылились в 1830 году в массовое выступление, быстро охватившее всю южную часть острова. Его возглавили местные «Триады». Восставшие оттеснили местные войска и цинскую бюрократию в северные районы, установив в южной части острова антиманьчжурскую власть, которая продержалась здесь более двух лет. Для её ликвидации с материка были присланы карательные части и военная эскадра. С большим трудом им удалось в 1833 году восстановить маньчжурское господство на Тайване. Тем не менее с 1834 года новые восстания волнами прокатывались по всему острову и были подавлены лишь к 1844 году .

Дальнейший наплыв китайских переселенцев, налоговый гнёт и чиновный произвол вызвали в 30-х годах XIX века новые восстания неханьских народностей в Юго-Западном Китае. В начале 1832 года на юге Хунани против цинской власти поднялась народность яо во главе с Чжао Цзиньлуном. Правительство направило туда карательные войска под командованием Хай Линъа (военного губернатора Хунани), но они были полностью уничтожены. Затем к повстанцам присоединились яо северных районов провинции Гуандун . Против них были брошены крупные силы во главе с Ло Сыцзюем (военным губернатором провинции Хубэй). Они долго не могли справиться с яо , укрепившимися в горах. Только после тяжёлых боёв, вытеснив повстанцев на равнину, цинские войска взяли штурмом их крепость Янцюань и казнили руководителя обороны Чжао Цзиньлуна. Новое восстание яо вспыхнуло на юго-западе Хунани в 1836 году . Руководил им тайный союз «Лунхуа» - ответвление «Белого лотоса», возглавил его Лань Чжэнцзун (Хункуан), принявший накануне восстания княжеский титул Вэй-вана. Движение после огромных усилий было подавлено, а его руководители казнены.

Внешняя политика до 1830-х годов (конфликт в Кашгарии)

Подавление уйгурского восстания - 1827 годов и последующая борьба с Джахангиром обошлись цинскому правительству в 10 миллионов лянов . Это восстание потрясло саму основу цинского господства в Кашгарии, а ответные зверства карателей создавали почву для нового мусульманского выступления. Все надежды теперь возлагались на Юсуфа-ходжу - брата Джахангира. На выступление его усиленно подбивал и хан Коканда.

Осенью 1830 года Юсуф со своим отрядом перешёл границу и был радостно встречен белогорцами. Памятуя об уроках восстания Джахангира, Юсуф щедро раздавал обещания народу и при его поддержке вступил в Кашгар. Однако в Яркенде штурм цитадели окончился неудачей, восставшие потерпели там крупное поражение, после чего наступил перелом и восстание пошло на убыль. Население поддерживало восстание гораздо меньше, чем в - 1827 годах , грабежи войск Юсуфа также восстановили против ходжи мирных жителей. Очень прохладно встретила белогорского ходжу черногорска секта. Цинские власти умело использовали религиозную вражду двух исламских сект. В октябре 1830 года наместник Чанлин начал наступление на повстанцев. В конце 1830 года Юсуф-ходжа с несколькими тысячами сторонников-белогорцев и пленными отступил к границе и ушёл на кокандскую территорию. Подавление длившегося четыре месяца восстания обошлось казне в 8 миллионов лянов .

Подписание Нанкинского договора

Согласно договору, порты Гуанчжоу , Сямэнь , Фучжоу , Нинбо и Шанхай объявлялись открытыми для торговли и поселения англичан. Корпорация «Гунхан» упразднялась. Остров Гонконг переходил в «вечное владение» Великобритании. Пекин должен был уплатить Англии возмещение за опиум, долги купцов «Гунхана» и контрибуцию - всего 21 миллион долларов. Империя Цин лишалась таможенной автономии, а пошлины не должны были превышать 5 % стоимости товара. Договор стал первым неравноправным договором в новой истории империи Цин. Позже, в октябре 1843 года , Великобритания в Хумэне навязала Пекину «Дополнительное соглашение о торговле в пяти портах». Последнее устанавливало для английских подданных право экстерриториальности и вводило консульскую юрисдикцию, то есть подсудность английским консулам, а не цинскому суду. Англичане получали возможность создать в «открытых» портах свои сеттльменты . Великобритании предоставлялось также право «наибольшего благоприятствования», то есть все привилегии, которые в будущем могла получить другая держава в империи Цин, автоматически распространялись на Великобританию.

Вслед за Англией, в империю Цин устремились другие западные державы, поспешившие воспользоваться поражением Пекина. Китай был вынужден подписать в июле 1844 года в Ванся договор с США . Этим документом на американцев распространялись права, полученные англичанами по Нанкинскому договору и Хумэньскому соглашению. В октябре 1844 года был подписан франко-китайский договор. Сверх уже полученных Англией и США привилегий, он предусматривал право католической церкви вести в империи Цин миссионерскую пропаганду , ставшую одним из средств идеологической экспансии Запада. Опираясь на неравноправные договоры , иностранцы стали осваиваться в «открытых» портах. Их основными оплотами стали Гонконг и Шанхай , тогда как в Гуандуне сопротивление захватчикам не прекратилось.

Правление Айсиньгёро Ичжу

После окончания Крымской войны британцы стали искать повод для войны. Такой повод нашёлся: это было задержание китайскими властями английского судна «Эрроу», занимавшегося контрабандной торговлей.

24-25 октября 1860 г. был подписан Пекинский договор, по которому цинское правительство согласилось выплатить Великобритании и Франции 8 миллионов лянов контрибуции, открыть для иностранной торговли Тяньцзинь , разрешить использовать китайцев в качестве рабочей силы (кули) в колониях Великобритании и Франции. К Великобритании с этого момента переходила южная часть Цзюлунского полуострова . Косвенным результатом было Присоединение Приамурья и Приморья к России , в благодарность за то, что Игнатьев спас Пекин от разграбления англо-французскими войсками и прочими договорами между этими странами.

Политика «самоусиления»

Японо-китайская война и движение ихэтуаней

«Новая политика»

За полтора века затянувшейся политической борьбы в верхах за необходимые стране реформы процесс разорения крестьян достиг крайней степени. Снова оживилась деятельность тайных обществ типа «Белого лотоса». Год от года возрастало количество беглых, значительная часть которых шла в отряды разбойного люда. Брошенные против мятежников войска не могли справиться с разгоравшимся восстанием, а в засушливом и голодном 1628 г. в его ряды влились новые массы готовых на все отчаявшихся крестьян. Выдвинулись и талантливые предводители восставших, одним из которых был Ли Цзы-чэн (1606-1645), проявивший незаурядные организационно-политические и полководческие способности. Ли Цзы-чэн, заботившийся о возвращении к попранной норме, к существовавшим до кризиса отношениям, на занятых им землях конфисковывал имущество богатых, брал небольшие налоги, раздавал неимущим конфискованные земли и всенародно наказывал взяточников и притеснителей. Эти меры всегда помогали восставшим одерживать победы, так что неудивительно, что в 1644 г. войска Ли заняли Пекин, а сам он, покончив с Мин, объявил себя императором. Но на этом на сей раз события не закончились. Напротив, они стали развиваться самым драматическим образом.

На протяжении всей второй половины правления Мин, когда в стране шла ожесточенная внутренняя борьба за реформы, внешняя политика империи была малоэффективной. И хотя при императоре Вань Ли на рубеже XV-XVI вв. была отреставрирована Великая стена, она не мешала соседям Китая совершать на него спорадические набеги. Осложнились и отношения с южными соседями Китая: в XVI в. усилившаяся Япония, которой управлял сёгун Хидэёси, попыталась было вторгнуться в Корею и Китай. Несмотря на то, что вторжение закончилось неудачей, военных лавров минской армии оно не прибавило. В XVI-XVII вв. в Китае появляются первые европейцы – португальцы, затем голландцы. Большую роль при дворе последних минских императоров играли католические миссионеры-иезуиты, познакомившие Китай с неизвестными ему инструментами и механизмами (часы, астрономические приборы), наладившие производство огнестрельного оружия и в то же время обстоятельно изучавшие Китай. К началу XVII в. относятся и первые контакты России с Китаем (миссия Ивана Петлина в 1618 г.). На фоне всех этих многочисленных внешнеполитических, а затем и активных внешнеторговых связей с разными странами мира отношения с небольшим племенем маньчжуров, отдаленных потомков некогда разгромленных монголами чжурчжэней, были вначале чем-то маловажным и второстепенным. Однако в начале XVII в. ситуация стала быстро меняться.

Вождь маньчжуров Нурхаци (1559-1626) сумел не только сплотить под своим началом несколько десятков разрозненных племен, но и заложить основы политической организации. Как и в свое время монгольский Темучин, он обратил преимущественное внимание на армию. И хотя Нурхаци не сумел либо не стремился создать неплеменную армейскую структуру по монгольскому образцу, а ограничился укреплением племенных отрядов (по числу основных племен армия стала именоваться «восьмизнаменной»), маньчжурское войско оказалось весьма активным и боеспособным. В 1609 г. Нурхаци прекратил выплачивать дань минскому Китаю, связи с которым, как и влияние китайской культуры, немало сделали для ускорения темпов развития маньчжурского этноса. Затем он провозгласил собственную династию Цзинь (название, взятое от чжурчжэньского, явно подчеркивало как родство, так и претензии молодого государства) и в 1618 г. начал вооруженную борьбу с Китаем. За сравнительно небольшой срок он успел добиться немалого, выйдя практически к рубежам Великой стены в районе Шаньхайгуаня, на крайней восточной оконечности стены. Преемник Нурхаци Абахай (годы правления: 1626-1643) провозгласил себя императором, изменив название династии на Цин и установив на всей территории Южной Маньчжурии и захваченных им ханств Южной Монголии централизованную администрацию по китайскому образцу.

Вот с этого-то времени маньчжурская конница и стала совершать регулярные набеги на Китай, грабя и увозя в плен, превращая в рабов сотни тысяч китайцев. Естественно, это вынудило минских императоров не просто стянуть войска к Шаньхайгуаню, но и сконцентрировать здесь едва ли не лучшую, крупнейшую и наиболее боеспособную из всех своих армий во главе с У Сань-гуем. После разгрома всех остальных минских армий и вступления Ли Цзы-чэна в Пекин в 1644 г. только армия У Сань-гуя продолжала представлять собой серьезную и боеспособную воинскую единицу, с которой следовало считаться. И новый император, понимая это, решил пойти на переговоры.

Собственно, У Сань-гуй был готов к переговорам. И как знать, чем они могли бы завершиться, если бы не драматическая случайность, которая спутала все карты. Вообще говоря, случайностями вымощена история человечества, хотя в них, как известно, проявляется историческая закономерность. Согласно китайским хроникам, в поисках контакта с родственниками У Сань-гуя новый император посетил дом семьи У, где ему случайно попалась на глаза любимая наложница полководца. Трудно сказать, как точно развивались события, но одно вполне определенно: отец У Сань-гуя в письме к сыну, где излагались предложения Ли Цзы-чэна покончить спор миром, одновременно упомянул о том, что новый император остался неравнодушен к его любимой наложнице. Реакция У Сань-гуя была однозначной: он уже не только не помышлял о переговорах, но кипел гневом и искал способы быстрейшего отмщения.

Следовало как можно скорее покончить с самозванным императором и для этого У Сань-гуй обладал достаточными силами. Но от Шаньхайгуаня до Пекина путь немалый, особенно для пехоты. Иное дело – конница. И недолго думая, китайский полководец вступил в переговоры с маньчжурами. Видимо, немало им пообещав, он добился их согласия и открыл для их отрядов ворота Шаньхайгуаня. Есть основания полагать, что, сделав это и двинувшись на Пекин вслед за маньчжурской конницей, У Сань-гуй в мечтах видел уже на китайском троне самого себя. Однако, когда он с войсками вошел в Пекин, оказалось, что он опоздал. Маньчжуры не только изгнали из столицы Ли Цзы-чэна, который вскоре погиб, но и успели объявить своего малолетнего императора Шуньчжи правителем всего Китая – теперь уже цинского Китая. И хотя власть маньчжурской династии простиралась в это время лишь на район столицы и ее окрестности, дело было сделано. Воевать с маньчжурами в создавшейся ситуации, имея опору лишь в растянутой на многие сотни километров армии, У Сань-гуй не мог, быть может, не решился. Признав, что проиграл, он пошел с армией на службу к завоевателям.

Надо сказать, что антиманьчжурская борьба продолжалась в Китае довольно долго. Но ослабленная длительными внутриполитическими неурядицами и только что пережившая крестьянскую войну страна оказалась легкой добычей для хорошо вооруженного и по-боевому организованного войска завоевателей с их высоким потенциалом пассионарности. Маньчжуры же довольно быстро поставили на службу себе уцелевшие китайские войска, ядром которых была армия У Сань-гуя. Два-три десятка лет ушло на то, чтобы подавить сопротивление, едва ли не последним отчаянным актом которого было восстание 1673 г., которое возглавил все тот же У Сань-гуй, бывший к тому времени наместником юго-западных провинций страны. Жребий неудачника, однако, явно преследовал его: восстание было подавлено, а Китай на долгие века стал империей Цин, возглавлявшейся маньчжурскими правителями.

Как и их многочисленные иноземные предшественники на императорском китайском троне, маньчжуры, несмотря на сохраненные для восьмизнаменных войск и всей маньчжурской аристократии привилегии и на официальное запрещение смешанных браков (запрет действовал не слишком строго), быстро китаизировались. Причем они сознательно не препятствовали этому. Конечно, они стремились сохранить от растворения в гигантской массе китайцев свой немногочисленный этнос, и благодаря запретам и изоляции им это в определенной мере удалось. Но они никогда, подобно монголам, не противопоставляли себя китайцам в плане культурном, напротив, охотно впитывали китайскую культуру, становились конфуцианцами.

Начиная с Канси (годы правления: 1662-1723), маньчжурские императоры были конфуцианцами, причем ревностными. Они управляли страной, следуя древним заветам и внимая советам конфуцианских ученых-чиновников. Были сохранены традиционная китайская административная система, как и механизм воспроизводства бюрократии, т. е. система экзаменов. Были проведены аграрные мероприятия, направленные на упорядочение землепользования и налогообложения. Казенные земли гуань-тянь щедро раздавались маньчжурам, и правительство строго следило за тем, чтобы не слишком привязанные к земле вчерашние воины-кочевники не продавали своих наделов. А если такое все же случалось, правительство время от времени выкупало проданные земли и возвращало их маньчжурам. Императоры строго следили также и за порядком в крестьянской общинной деревне, за эффективностью отвечавших за налоги и связанных круговой порукой низовых ячеек – пятидворок, десятидворок. Все эти меры в общем давали свои результаты. Китай под властью династии Цин на протяжении первых двух веков развивался достаточно интенсивно. Невероятно быстрый рост народонаселения (на рубеже XVIII-XIX вв. в Китае насчитывалось около 300 млн. человек, тогда как на протяжении предшествующих двух тысячелетий средняя численность населения страны колебалась на уровне 60 млн.) внес свои коррективы в привычную динамику династийного цикла.

Дело в том, что бурно возраставшее демографическое давление имело и плюсы, и минусы. Минусом была явная нехватка земли, аграрное перенаселение. Давно ушли в прошлое те времена, когда крестьянский надел измерялся сотней му. Теперь он стал почти на порядок меньше, равнялся немногим десяткам му, если даже не измерялся единицами тех же му. Но зато во многом изменилось отношение к земле. Демографическое давление вызвало к жизни феномен все возраставшей интенсификации и увеличения производительности труда. Улучшались агротехнические приемы, использовались севообороты, принимались во внимание местные условия для выращивания наиболее выгодных культур и реализации их на рынке. И во всем этом активное участие принимало государство – ведь оно было в конечном счете ответственным за все, включая хозяйство страны. Положение в земледелии для него не могло не иметь значения.

В соответствии с классическим тезисом китайской древности: «земледелие – ствол, основа; торговля, ремесло и иные занятия – ветви, второстепенное» – маньчжурское правительство и весь аппарат его администрации обращали внимание именно на состояние землепользования, так как положение в этой сфере экономики не только гарантировало основную часть доходов казны, но и обеспечивало внутреннюю стабильность империи. Маньчжуры обеспечили покорность китайского населения (символом его была коса, которую под страхом смерти обязаны были носить китайцы мужского пола), но, добившись этого, весьма активно заботились о процветании экономики страны и благосостоянии ее населения, вполне всерьез воспринимая при этом классический конфуцианский тезис о том, что высшая цель верхов – благо народа, на котором зиждится благополучие государства.

Если не считать земель категории гуань-тянь, которые раздавались маньчжурской знати и солдатам, за счет которых существовали императорский двор и храмы, а также выделялись служебные наделы чиновникам, то все основные земли страны были, как и обычно, землями минь-тянь. Было бы неточным считать эти земли частными, даже если они почти свободно переходили из рук в руки. Ведь перемещение земельных участков из одних рук в другие – феномен, с которым Китай был знаком всегда, по меньшей мере с Чжоу. И для китайского государства, которое, впрочем, было озабочено тем, чтобы каждый пахарь имел свое поле, в принципе было не так уж важно, у кого земля; важно только, чтобы за ее использование аккуратно выплачивалась рента-налог. Едва ли не наиболее очевидно это из того, что все земледельцы-налогоплательщики для китайского государства всегда были единым недифференцированным сословием, вне зависимости от их имущественного состояния или имущественных и иных социальных различий. Другое дело, что существенное перемещение земель во владение богатых всегда так или иначе ударяло по казне, и именно поэтому государство то и дело предусматривало в своих реформах препятствия для такого перемещения или заново предоставляло земли всем нуждающимся в них. Но можно ли было обойтись без этого и, точнее, как с этим обстояло дело в цинском Китае?

Из источников явствует, что основным контингентом богатых землевладельцев были шэньши и разбогатевший городской люд, ремесленники и торговцы. Связи между этими категориями владельцев, как и между ними, с одной стороны, и разбогатевшими деревенскими землевладельцами – с другой, издавна были самыми тесными. В богатых деревенских кланах всегда были свои шэньши, а богатые горожане не упускали случая породниться с обедневшими шэньши и тем повысить свой статус. Все это в конечном счете влекло за собой, как и обычно, перекачивание всей тяжести налогов на средних и мелких землевладельцев. Ведь с шэньши, которые помогали чиновникам управлять страной и принимали активное участие во всех общественных делах на местах – в строительстве дорог, храмов, плотин, каналов, сборе налогов, организации тех или иных массовых движений и начинаний и т. п., – много не возьмешь. Напротив, к ним еще и прилипало немало из того, что бралось в форме налогов и повинностей в данном уезде. Так что же было делать с интересами казны?

Уже говорилось о том, что в цинском Китае обычный династийный цикл несколько деформировался за счет прежде всего гигантского демографического взрыва. В земельных отношениях, бывших всегда фундаментом каждого цикла, эти изменения нашли свое отражение в том, что увеличившееся население и резкая интенсификация земледельческого труда с соответствующим ростом производства (другой вопрос, всегда ли компенсировал этот рост увеличившееся количество голодных ртов) заметно ослабили заботы государства о регулярном поступлении налогов в казну. Вместе с увеличением производства объективно возникала возможность и роста налогов. Хотя значительная часть земель оказывалась в руках богатых и они не очень-то торопились платить в казну налоги, на общей массе налогов с данного уезда это не сказывалось слишком заметно, ибо возросшее количество дворов возмещало потери. Дело в том, что с 1713 г. налоговая квота с каждого уезда надолго была жестко фиксированной. Практически это значило, что казна довольствовалась сбором точно означенной суммы, тогда как все остальное могло едва ли не беспрепятственно оказываться в распоряжении местной власти, т. е. уездного чиновника и окружавших его богатых земледельцев и шэньши, на которых этот чиновник, а вместе с ним и вся власть, надежно опирались. Мало того, из этих собранных сверх квоты налоговых сумм свою долю получали и чиновники более высоких рангов, вплоть до столичных. Государство знало об этом и, видимо, даже не всегда считало это коррупцией. Просто это была форма дополнительной оплаты власть имущих, форма подкормки шэньши, число которых в XVIII-XIX вв. в цинском Китае исчислялось, с семьями, в несколько миллионов человек.

Китайская династия Цинь пребывала у власти всего полтора десятилетия. Однако именно ей, а прежде всего первому правителю этого имени - Цинь Шихуанди, было суждено войти в историю как объединителю разрозненных китайских царств в единую централизованную империю, заложившую основы социально-экономического и административно-политического развития Китая на многие столетия вперёд.

Предпосылки возникновения империи в древнем Китае

На протяжении пятого-третьего веков древние царства на территории Китая постоянно воевали друг с другом за первенство. В этих условиях будущее им могло обеспечить лишь объединение разрозненных образований в единую сильную державу, способную обеспечить защиту собственных границ от внешних врагов и захватывать на соседних территориях рабов и новые земли. В силу непрекращающейся вражды китайских княжеств подобное объединение можно было произвести только насильственным путём под эгидой сильнейшего из них, что в итоге и случилось.

Временной отрезок с 255 по 222 гг. до нашей эры вошёл в историю Китая как период Чжаньго - "борющихся (или сражающихся) царств". Самым сильным из них было княжество Цинь (территория современной провинции Шаньси). Его правитель, Ин Чжэн, взошёл на трон в возрасте двенадцати лет, однако весьма быстро проявил себя как сильный и жестокий властитель. До его совершеннолетия государством Цинь управлял Люй Бу-вэй, влиятельный торговец и придворный. Однако едва властителю Цинь исполнился двадцать один год, он немедля взял власть в собственные руки, безжалостно расправившись с Люй Бу-вэем, попытавшимся свергнуть его.

В результате многолетней борьбы к 221 году до нашей эры Ин Чжэну удалось подчинить себе все "сражающиеся царства" одно за другим: Хань, Чжао, Вэй, Чу, Янь и Ци. Встав во главе огромной державы, Ин Чжэн принял новый титул для себя и своих потомков - "хуанди", что означало "император".

Цинь Шихуанди - первый император Китая

Империя Цинь простиралась на огромной территории - от Сычуани и Гуандуна до Южной Маньчжурии. Взойдя на престол под именем Цинь Шихуанди, "первый император династии Цинь", Ин Чжэн, в первую очередь уничтожил независимые государственные образования на подчинённых ему землях. Государство было разделено на тридцать шесть областей, каждая из которых являлась также и военным округом. Во главе каждой области поставил двух управителей - гражданского и военного.

Была жёстко ограничена власть аристократии. Прежние аристократические титулы были упразднены - теперь критерием знатности выступали уровень богатства и заслуги перед государством. Чиновники громоздкого государственного аппарата на местах теперь находились под контролем центральной администрации, этому способствовало введение института инспекторов для наблюдения за их деятельностью.

Цинь Шихуанди провёл ряд других реформ, которыми прославилась династия Цинь: он унифицировал денежную систему, ввёл единую систему веса, ёмкости и длины по всей стране, составил свод законов, установил единую для всей страны систему письменности.

Помимо этого, им было официально узаконено право свободной торговли землёй, что повлекло невиданное до сей поры обогащение знати наряду с массовым разорением свободных общинников. Значительное усиление налогового гнёта и рабочей повинности, а также новые чрезвычайно жёсткие законы, предусматривающие коллективную ответственность, привели к широкому распространению работорговли. Новая знать - богатые ремесленники, крупные ростовщики и торговцы - всячески поддерживала реформы, которые проводила династия Цинь, однако прежняя аристократия была ими исключительно недовольна. Конфуцианцы, выражавшие настроения последних, начали открыто критиковать деятельность правительства и предрекать империи скорую гибель. В результате по приказу Цинь Шихуанди конфуцианцы подверглись жесточайшим репрессиям.

Строительные мероприятия в империи Цинь

При правлении Цинь Шихуанди было проведено масштабное строительство сети ирригационных сооружений и дорог, охвативших всю страну. В 214-213 годах до нашей эры было начато возведение грандиознейшего фортификационного сооружения - Великой китайской стены - для защиты северных рубежей империи от кочевников.

Кроме того, во второй половине прошлого столетия археологами была обнаружена величественная гробница Цинь Шихуанди. В огромном склепе была замурована целая "терракотовая армия" - шесть тысяч выполненных в натуральную величину фигур солдат и боевых коней, "охраняющих" вечный покой императора.

Религия в империи Цинь

Эпоха, когда у власти в Китае находилась династия Цинь, была временем полноправного господства религии. Все слои общества верили в сверхъестественное устройство мира. Согласно воззрениям, возникшим задолго до империи Цинь, бытие мира определялось взаимодействием двух космических начал - Инь и Ян. В тесной взаимосвязи с этим находилось представление о пяти мировых стихиях. Император объявлялся сверхъестественным существом, спустившимся с Неба. Считалось, что он находится под покровительством всех стихий, а его небесным "эквивалентом" выступало Солнце.

Сам Цинь Шихуанди отличался крайней степенью религиозности, сводившейся к фетишизму и примитивным суевериям. Он нередко прибегал к разнообразным заклинаниям, колдовству, потратил много времени и усилий на поиски даже снарядив в этих целях большую экспедицию на Японские острова.

Династия Цинь: падение

В 210 году до нашей эры, находясь в одной из инспекционных поездок по стране, император Цинь Шихуанди внезапно скончался (историки предполагают, что на тот момент ему был пятьдесят один год). На престол взошёл его сын, Эр Шихуанди, попытавшийся продолжить политику отца. Однако он сумел удержаться у власти всего два года. Недовольство различных слоёв населения тем, как правили императоры династии Цинь, переросло в гражданскую войну. Начало ей положило восстание крестьян под руководством Чэнь Шэна (209-208 годы до нашей эры). Крупные землевладельцы, а также потомки прежней, старой знати также восстали против центральной власти, одновременно сражаясь и с повстанцами-крестьянами.

В 207 году до нашей эры Эр Шихуанди был убит. Некий Чжао Гао, знатный сановник и родственник императора, возглавивший заговор против него, посадил на престол государства собственного сына - Цзы Ина. Однако новому правителю не суждено было удержаться на престоле. Не более чем через месяц Цзы Ин и его отец были убиты недовольной знатью. Они были последними мужчинами, состоящими в кровном родстве с Цинь Шихуанди. Таким образом, Династия Цинь в Китае пала, не просуществовав и двух десятков лет.

Историческое значение династии Цинь

Создание на территории Китая единой сильной централизованной империи сыграло важную роль в дальнейшем историческом развитии страны. Политическое объединение земель, законность права на частную собственность, деление населения по имущественному принципу и проведение мероприятий, поддерживающих рост торговли - всё это способствовало развитию общественных и экономических отношений в стране, заложило основы для дальнейших преобразований.

Однако слишком жёсткие меры, которые династия Цинь предпринимала в целях централизации государства, уничтожение старой знати, налоговый гнёт, повышение цен и повинностей, разорившие мелких и средних производителей, привели к мощной вспышке восстаний, положивших конец её правлению.

Династия Ся Династия Шан Династия Чжоу Восточное Чжоу Период Весны и Осени Период Сражающихся царств Династия Цинь (Династия Чу) - смутное время Династия Хань Западная Хань Синь , Ван Ман Восточная Хань Эпоха Троецарствия Вэй Шу Западная Цзинь Шестнадцать варварских государств Восточная Цзинь Южные и Северные Династии Династия Суй Династия Тан

Северная Сун

Южная Сун

Династия Цин

Китайская Республика

Первоначально династия называлась «Поздняя Цзинь» (金 - золото), название было изменено на «Цин» (清 - «чистый») в 1636 году . Во время правления Цин территория Китая распространилась на Синьцзян и Тибет . В первой половине XVIII в. цинскому правительству удалось наладить достаточно эффективное управление страной, одним из результатов чего было то, что в этом веке наиболее быстрые темпы роста численности населения наблюдались именно в Китае. Цинский двор проводил политику самоизоляции, что в конце концов привело к тому, что в XIX в. Китай был насильно открыт западными державами и превратился в полуколониальную страну.

Последующее сотрудничество с Западными державами позволило династии избежать краха во время восстания Тайпинов , проводить сравнительно успешную модернизацию и т.о. просуществовать до начала 20 в., однако оно же послужило причиной растущих националистических (антиманчжурских) настроений.

История

Возникновение маньчжурского государства

В начале XVII в. вождь живших в Маньчжурии оседлых чжурчжэней Нурхаци (1559-1626) сумел не только сплотить под своим началом несколько десятков разрозненных племен, но и заложить основы политической организации. Претендуя на родство с чжурчжэньской династией Цзинь , Нурхаци объявил свой клан «Золотым родом» (Айсин Гёро). Роду Нурхаци принадлежало владение Маньчжоу.

Упадок Минской империи

Эпоха Канси-Цяньлун

Эпоха «закрытия» Китая

Опиумные войны и восстание тайпинов

Политика «самоусиления»

Японо-китайская война и движение ихэтуаней

«Новая политика»

Синьхайская революция и последние попытки реставрации монархии

После объединения Китая под властью гоминьдана в 1928 году Чан Кайши , боясь, что Пуи станет орудием Японии в борьбе против Китая, предложил экс-императору восстановить «Льготные условия» и денежные выплаты в случае его переезда в Шанхай. К этому времени Пуи уже целиком попал в японскую западню, и переходить из неё в неизмеримо более опасную гоминьдановскую не захотел. 18 сентября 1931 года, организовав «маньчжурский инцидент », японские войска оккупировали Маньчжурию. Получив заверения о том, что ему уготовлен императорский трон, Пуи добровольно перешёл на сторону японцев и стал сотрудничать с ними. В 1932 году правление династии Цин было восстановлено на территории марионеточного японского государства Маньчжоу-го , Пуи вступил на престол под девизом правления «Датун».

Управление

Вооружённые силы

Социально-экономическое развитие

Общество и культура

Императоры династии Цин

Похожие публикации