Методические рекомендации по экологии. Методические указания по экологии для студентов заочного отделения для всех специальностей. О. Р. Каратаев

Муниципальное учреждение культуры

« Межпоселенческая Центральная библиотека

Хилокского района»

природоохранных

акций

г.Хилок - 2017г.

Дорогие друзья!

Каждый человек неповторим и является частичкой огромного уникального мира. Мы разные, но нас всех объединяет наш общий дом - планета Земля. И наша задача - сохранить этот дом для потомков, чтобы наши дети, внуки, правнуки смогли восхититься богатым, разнообразным, причудливым и до конца не познанным миром природы. Очень важно с первых лет жизни воспитывать гуманную социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Экологические экскурсии-экспедиции.

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научить наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать исследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экспедиции дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в благоприятной экологической обстановке: вдоль забора, на пустыре и т.д.).

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу. Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа, карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла, папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т.д. Экспедиции чаще планируются в подготовительной к школе группе. Результаты работы оформлять в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Экологический музей.

Является настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода, ее использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации). Подобный материал позволяет наглядно представлять самые разнообразные темы: «Кто такие защитники природы»; «Голубые и зеленые патрули, их деятельность», «Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т.д. Но ни один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение имеют экологические наблюдения.

Экологические наблюдения.

Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища, среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

ПЕРВОЦВЕТ. Проводится в целях привлечения внимания школьников и общественности к проблемам сохранения редких, исчезающих видов раннецветущих растений, предотвращения незаконного сбора, реализации и уничтожения первоцветов. В рамках акции проводятся экологические десанты, патрулирования территорий, где сохранились первоцветы. В школах и детских садах проводятся мероприятия (классные часы, викторины, спектакли), посвященные редким и исчезающим видам.

СЕМЕЧКО. Акция предполагает сбор семян деревьев и кустарников, однолетних и многолетних декоративных травянистых растений с последующим выращиванием сеянцев для озеленения поселений. Собранные семена передаются лесничествам, детским домам, школам, детским садам.

АЛАЯ ГВОЗДИКА . В ходе акции учащиеся участвуют в озеленении мемориальных комплексов, мест захоронения воинов, погибших на местах боев и в госпиталях от ран, приборке мемориальных зон от мусора.

Акции по охране водных ресурсов

«ЖИВИ, РОДНИК»

Одной из глобальных экологических проблем современности является недостаточная обеспеченность населения чистой питьевой водой. Люди должны понимать, что решение этой проблемы многогранно и состоит из многих элементов, а качество воды во многом зависит от них самих. Здесь и экономия питьевой воды, установка локальных очистных систем.

Родники – это выходы подземных вод на поверхность, Они значительно меньше, чем поверхностные воды подвержены загрязнению, зачастую не содержат болезнетворных бактерий, вредных компонентов, не требуют очистки и могут являться источниками качественной питьевой воды. Родниковая вода обладает целебными свойствами. Наличие в ней кальция способствует лечению таких недугов, как повышенное артериальное давление, аритмия сердца. Кроме того, кальций укрепляет кости, предупреждая тем самым развитие остеопороза, и благотворно воздействует на нервную систему. Обильное потребление родниковой воды необходимо при мочекаменной болезни, инфекционных заболеваниях, для нормализации кровообращения. Турецкие врачи советуют: «Пейте родниковой воды как можно больше, особенно летом, в ней есть все, что нужно Вашему организму». В народе родники сравнивают с глазами. Они действительно ранимы как глаза и беречь их надо как зеницу ока. Дело чести экологов-краеведов – обратить внимание на эту проблему, заняться выявлением, изучением и охраной родников. Для выявления родников следует осмотреть берега рек, склоны оврагов, балок и другие понижения рельефа. Найденные родники необходимо нанести на карту. Детально обследовав каждый родник, необходимо заполнить паспорт и провести работу по благоустройству родника.

В то же время, прежде чем говорить о ценности и качестве воды конкретного родника, особенно в условиях городской среды, необходимо провести ее исследование в лабораторных условиях. Повышенная степень минерализации воды может отрицательно влиять на состояние здоровья, возможно бактериальное загрязнение и т. д.

Паспорт родника

Наименование

Местонахождение родника (топографическая привязка) ____________________

Вид угодий (пашня, луг, лес)___________________________________________

Размеры и конфигурации родника (глубина воды, диаметр по урезу воды)

____________________________________________________________________

Характеристика пород, почв, грунтов (скала, песок)________________________

Характер истечения (напорный донный ключ, выход из стенки, безнапорное донное подпитывание)_________________________________________________

Основные характеристики воды (соленость, жесткость, прозрачность, цветность, запах и т. д.)________________________________________________

Пригодность по химическим и бактериологическим свойствам

____________________________________________________________________

Куда втекает (в овраг, речку, озеро) _____________________________________

Использование родника населением _____________________________________

Состояние благоустройства родника (каменная кладка, труба, деревянный сруб, естественный дёрн) ___________________________________________________

Когда и кем благоустроен родник (с приложением фотоснимка родника или рисунка) ____________________________________________________________

Истории, легенды, связанные с родником_________________________________

____________________________________________________________________

Расчистка родников является популярным, но сложным гидротехническим мероприятием, она должна производиться не реже одного раза в год (в весенний период) с одновременным текущим ремонтом крепления и оборудования.

Приемную ямку (камеру) родника и русло отходящего ручья надо сначала очистить от мусора, ила и листьев, а затем оборудовать каптажами, т. е. сооружениями для сбора воды. На месте расчистки дно и откосы покрываются гравием, щебнем, бутовым камнем. Камни лучше собрать рядом с родником, чтобы не заносить чуждые геологические объекты. Расчистку родников следует производить вручную, не нарушая место его выхода и не изменяя русло.

Чтобы не допустить примешивания к родниковой воде поверхностных вод, следует применять водонепроницаемые материалы, устраивать замощения из глины. Для отвода воды от каптажа оборудовать замощенные лотки, трубы. Для простейшего оборудования родника с приемной ямкой можно вкопать в качестве трубы для забора воды полиэтиленовую бутылку с отрезанным дном в противоположный от родника край приемной ямки на высоте 20–25 см от ее дна.

По согласованию с органами местной исполнительной власти место родника можно обозначить каменной кладкой, деревянным срубом или устроить малые архитектурные формы (скамейки, навесы), а на расстоянии 5–10 м от родника высадить зеленые насаждения (кустарники, деревья).

Полезно убрать мусор с территории вокруг родника. Если мусора немного, но нет возможности перенести его на свалку, то на расстоянии не менее 30–50 м от родника можно выкопать яму, укрепить стенки глиной и заполнить мусором, присыпав сверху землей и опавшими листьями. Это применимо, если мусор состоит из легко разлагающихся материалов (бумага, тряпье, пищевые отходы).

Родник и подходы к нему можно обозначить указателями (в виде табличек)

РОДНИК___________________________________

Температура воды___________________________

Качество воды______________________________

Использование населением___________________

Родник обустроен___________________________

Дата_______________________________________

«ОХОТА НА ПЛАСТИК»

Цели: формирование активной гражданской позиции детей и жителей, путем включения их в практическое решение актуальных экологических проблем; привлечение населения к проблемам загрязнения района и города отходами из материалов, которые могут быть переработаны (пластиковая тара).

Обычно акция проводится в местах массового отдыха людей, где зачастую скапливается большое количество пустых пластиковых бутылок. Участники акции: жители поселения, учащиеся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования детей, детских садов, детских домов, студенты колледжей, общественные организации, советы территориального самоуправления и все кому не безразличны вопросы сохранения окружающей среды. Возраст участников не ограничен. В назначенный день они участвуют в сборе брошенных пластиковых бутылок.

Активные участники акции, набравшие наибольшее количество пластиковых бутылок, награждаются сертификатами участника и памятными призами на итоговом мероприятии.

ДЕНЬ БЕЗ ПЛАСТИКОВЫХ ПАКЕТОВ

Экологическая акция «Эко-сумка вместо пакета». В ней могут принять участие все библиотеки города и района. Так в рамках акции можно организовать следующее: экологическая книжная выставку в библиотеке «Слово в защиту природы»; демонстрация ролика о вреде использования полиэтиленовых пакетов; букроссинг по экологии на улицах города; мастер-класс по изготовлению эко-сумок из подручных материалов. На улицах города можно организовать раздачу закладок «Почему мы должны пользоваться эко-сумками». Поддержать эту акцию можно не выходя из дома. Достаточно отказаться в этот день от пластиковых пакетов, предложив креативный слоган или принять участие к в конкурсе экосумок.

«7 МИНУТ РАДИ ПРИРОДЫ»

Цели акции:

– формирование активной гражданской позиции детей и жителей, путем включения их в практическое решение актуальных экологических проблем;

– привлечение населения к проблемам загрязнения района и города отходами из материалов, которые, частично, могут быть переработаны.

Обычно проводится у входа в парк культуры и отдыха, где устанавливается экологический пост, представляющий собой палатку с лозунгом «7 минут ради Природы».

Каждый желающий поучаствовать в приборке территории парка может получить перчатки и пакет для сбора мусора, а также познакомиться с историей и природой своего парка. Для того, чтобы собрать и вынести из парка небольшой мешочек мусора, требуется 7 минут (от этого название акции).

Кроме того, можно принять участие в викторинах и получить приз.

«МЫ ЛЮБИМ НАШ ГОРОД»

Цель акции : привлечение и ориентация молодежи на решение экологических проблем города; воспитание экологической культуры, активной гражданской позиции по защите и охране окружающей природной среды через практическую природоохранную деятельность.

Задачи акции:

– объединить усилия горожан в деле охраны окружающей природной среды и вовлечь в сферу деятельности широкомасштабной акции учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, внешкольных учреждений города;

– привлечь внимание общественности, СМИ к решению экологических проблем города;

– сформировать понимание молодежи, что настоящее и будущее живой природы зависит от нас;

– поддерживать и осуществлять конкретные мероприятия по решению экологических проблем города.

Акция включает в себя практические мероприятия населения, в том числе учащихся, в экологическом оздоровлении города: уборка мусора, озеленение территорий, организацию цветников. Обычно такие акции проводятся в апреле и в сентябре – октябре.

«МАЛЫЙ ДВОРИК. СЕРДЦУ МИЛЫЙ»

Цель: привлечение детей и молодежи, всё население города к решению проблем нашего областного центра по озеленению, чистоте и благоустройству дворов и подъездов.

Задачи: сформировать понимание детей и молодежи того, что будущее нашего города, нашей планеты зависит от нас, всеми доступными и возможными способами поддерживать и осуществлять конкретные мероприятия по решению экологических проблем города.

Эта акция состоит из большого комплекса работ, выполняемого учителями, учениками, родителями по благоустройству дворовой территории. Дети, проживающие в подъезде, поддерживают порядок в нем, помогают ветеранам войны и труда; под руководством детского актива высаживают деревья, кустарники, цветы во дворе, приводят в порядок детские игровые площадки, спортивные сооружения.

«ПАРК МОЕГО ДЕТСТВА»

Цель операции: привлечения внимания школьников к проблемам сохранения и восстановления городских лесопарковых зон, защиты зеленых насаждений и природоохранных зон города.

Задачи операции:

– воспитание у детей и подростков школьного возраста бережное отношение к природным объектам города;

– формирование осознания необходимости рационального природопользования, активную жизненную позицию посредством привлечения их к практической природоохранной и экологической деятельности.

Эта акция состоит из большого комплекса работ, выполняемого учителями, учениками, родителями по приведении в порядок территории парков и скверов, находящихся в микрорайоне школы. Дети, высаживают деревья, кустарники, цветы, обрезают сухие ветки деревьев, убирают мусор.

Акции по охране атмосферного воздуха

«ДЕНЬ БЕЗ МАШИН»

Проводится ежегодно 22 сентября. В этот день большая роль отводится общественному транспорту и велосипеду, а использование личного автотранспорта ограничено. Чем меньше машин, тем меньше выбросов в атмосферу.

Что в этот день могут сделать школьники:

– убедить родителей отказаться от использования личного автомобиля и воспользоваться общественным транспортом, велосипедом, совершать пешие прогулки. Если совсем нельзя отказаться в этот день от машины – необходимо сократить ее «транспортный след»: взять попутчиков, подумать над оптимизацией маршрута;

– лично воспользоваться велосипедом при этом в знак поддержки акции привязать зеленую ленточку к сумке, рулю велосипеда или к одежде;

– провести беседу о воздействии автомобильного транспорта на окружающую среду;

– раздавать водителям листовки с призывами сокращения выбросов автомобилей в окружающую среду;– распечатать полезную информацию и повесить ее в своем подъезде.

Акция «Веточка экологических желаний»

На импровизированной « веточке» читатели библиотеки и взрослые, и дети пишут свои пожелания на тему экология. «Берегите землю, такой другой не будет» «Не мусорить!» и т.д.

Список использованной литературы

1. С.Н. Николаева. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольника

2. Александров А. «Экология в школе: от планеты – к человеку». // Берегиня. 2010. № 11. С. 11.

4. Акция «Семечко» /http://eko.mgsun.edusite.ru/p4aa1.html

5. Будь здорова, экология! (Сборник: сценарии, уроки, праздники, викторины, игры) / ред-сост. И. В. Зайцев. М., 2011. 96 с.

6. Воронина О.Н., Воронина, А.В. Основные правила и рекомендации по посадке деревьев и кустарников в городских условиях. Н. Новгород, 2004. 44 с.

7. День без машин / http://ru.wikipedia.org, http://avtostopom.org, www.avtotours.ru

8. День без машин / www.vanpool.com, www.howtostartacarpool.com, http://carpool.tamu.edu

СОБЩЕНИЕ

В новом тысячелетии на смену натуралистическому движению приходит движение экологическое. В связи с этим возникают иные вопросы. Пожалуй, главной задачей нашего времени станет даже не изучение природы как таковой, а ее сохранение. Человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».

Последнее десятилетие люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир - главная задача на сегодняшний день.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

  • формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве;
  • способствовать пониманию целостной картины мира - в школе;
  • развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.

В нынешних условиях жесткого экологического императива, преодоление которого только сохранение человечество на планете, основой нравственного воспитания человека его образования становятся, прежде всего, взаимоотношения человека и природы. «Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом. А воспитатель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества». (Н.Н. Моисеев).

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, ведет приспособленность к определенным элементам среды обитания. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием;

Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;

Нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научить понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природопользования.

В ФГОС ДО большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности ребенка - дошкольника как один из факторов предпосылок к учебной деятельности на школьном этапе.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Метод проектов разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи во второй половине 19 века. Его концепция заключалась в том, что обучение должно строится на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, ориентируясь на личные интересы в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, и их практическое применение. По мнению Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «Делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом восхождения от частного к общему.

Условиями успешного обучения по Дьюи является:

  • Проблематизация учебного материала;
  • Активность ребенка;
  • Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

В настоящее время термин «проект» связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают учебную задачу.

Главная идея проектной деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально-значимой проблемы.

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремлённости, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику, адаптируются к современным условиям жизни.

Используя проектный метод в экологическом воспитании, следует придерживаться ряда принципов:

  • принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;
  • принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем;
  • принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
  • принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия;
  • принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;
  • принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.

Проекты помогают развивать:

  • активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей;
  • осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
  • творческие способности детей;
  • умение наблюдать;
  • умение слушать;
  • навыки обобщения и анализа;
  • мышление;
  • видение проблемы с разных сторон, комплексно;
  • воображение;
  • внимание, память, речь.

Рассмотрим более подробно проекты, используемые в детском саду:

1. Информационные проекты . Его цель: сбор, оформление и предоставление информации. Это работа с детской книгой, детскими журналами. Поиск стихотворений, пословиц на заданную тему. Подбор информации о домашних животных, используя интернет. Конечно же с помощью взрослых. Информация о жизни домашних животных, птиц, комнатных растений – все это может вылиться в проекты. Итогом проекта становится устный рассказ или рисунок.

2. Исследовательские проекты. Для развития аналитических способностей, мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Целью ребенка в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность. Для работы над исследовательским проектом необходима помощь взрослых (родителей), потому что дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на работу.

3. Творческие проекты . Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет ребенку проявить себя, создав произведение любого жанра. Любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией (зрителями, слушателями, читателями), поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность. Сюда относится изготовление поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, и др. Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий.

Данный вид проекта предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

4. Ролевые проекты, в том числе игровые проекты . Целью автора такого проекта является вовлечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придётся не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать её интересной для всех. Особенно это важно для замкнутых, застенчивых детей освоить эти умения, приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность. Важен момент проектирования игр, подготовка к ним, изготовление самими учениками принадлежностей. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут на себя роли литературных персонажей, выдуманных героев и т.п.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников.

Для положительного решения поставленных задач, необходимо учитывать, что взрослые, воспитывающие ребенка, должны сами обладать экологической культурой: понимать общие для всех людей проблемы и беспокоиться по их поводу, показывать маленькому человеку прекрасный мир природы, помогать наладить взаимоотношения с ним. Приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Богатым источником разнообразных ощущений и опыта является природа родного края. Роль взрослого заключается в том, чтобы поддержать, сохранить, усилить первые наиболее яркие впечатления детства, которые получил ребенок от общения с природой.

Для успешного реализации задач экологического воспитания, создают эколого-развивающую среду в группе, на участке. Создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Методом эта деятельность становиться лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно со взрослыми и детьми. Мы не делаем всё сами, а даём возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живого уголка. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, я тщательно продумываю и организовываю предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

Основное место в системе экологического воспитания отводится деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается.

Как же организовать деятельность, чтобы реализовать ее ведущий мотив - воспитание у дошкольников начал экологической культуры - и достичь конкретных целей? Этих целей немало.

· Демонстрация воспитателем образца взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.

· Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ним.

· Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.

· Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.

· Развитие наблюдательности, формирование понимания причинно -следственных связей в природе.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают се необходимые сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

Совместно организационно - хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о животных, могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

  • слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях;
  • наблюдая за деятельностью взрослых;
  • практически участвуя в ней.

Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра химии и инженерной экологии в строительстве

Методические указания по экологии

Казань 2007

С 42 Методические указания по экологии для студентов заочного отделения для всех специальностей / Сост. , . Казань: КГАСУ. 2007. – 18 с.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Методические указания включают программу курса «Экология», составленную в соответствии с программой дисциплины «Экология», задания к выполнению контрольных работ , а также контрольные вопросы для аттестации студентов заочного отделения и список основной литературы для самоподготовки.

Рецензент

Кандидат технических наук, доцент КГЭУ

© Казанский государственный

архитектурно-строительный

университет, 2007

1. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(Согласно стандарту с учетом особенностей дисциплины)

В систему знаний общей экологии входят более 40 естественных, технических и социальных наук. Дисциплина «Экология» относится к блоку естественнонаучных дисциплин. Для ее понимания необходимы знания, полученные, прежде всего, в области биологии, физики, химии, а также из области истории, культурологи, философии.

Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов на базе усвоенной системы опорных знаний по экологии, способностей по оценке последствий их профессиональной деятельности и принятия оптимальных решений, исключающих ухудшение экологической обстановки.


Задачи изучения дисциплины:

Ознакомление с терминологией и понятиями экологии;

Усвоение основных экологических законов;

Понимание роли антропогенного воздействия в конкретном регионе и на биосферу в целом;

Понимание перспектив использования новых достижений науки при организации современных технологий и направлений бизнеса в контексте существующих экологических проблем.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ

Экологические проблемы в современном мире, возникшие в результате деятельности человека. Предмет и задачи курса «Экология». Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Введение термина «экология» Э. Геккелем для обозначения науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Основные структурные разделы современной экологии. Экологические глобальные и региональные проблемы человечества и окружающей среды и путь их решения. Проблемы охраны окружающей среды , Роль и задачи дисциплины «Экология» в профессиональной подготовке инженера-строителя.

ТЕМА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМА СО СРЕДОЙ

Фундаментальные свойства живых систем. Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, уровень экосистем, биосферный. организм, как дискретна самовоспроизводящаяся открытая система, связанная со средой обменом веществ, энергии, информации.

Иерархия экологических уровней: особь, вид, популяция, сообщество, экосистема, биосфера.

Популяция, характеристики популяции.


Биоразнообразие организмов. Источники энергии для организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и дыхание: кислород атмосферы, как продукт фотосинтеза. Основные группы фотосинтезирующих организмов (планктонные цианобактерии и водоросли в морях и высшие растения на суше). Хемосинтез, жизнь в анаэробных условиях. Трофические отношения между организмами: продуценты, консументы и редуценты.

Гомеостаз – механизм саморегуляции. Возможности адаптации организмов к изменению условий среды. Генетические пределы адаптации.

Понятие и определение экологического фактора. Классификация экологических факторов. Абиотические и биотические факторы. Экологическая ниша организма. Лимитирующие факторы. Закон минимума Ю. Либиха. Закон толерантности (закон В. Шелфорда) как основа экологического нормирования. Влияние абиотических факторов на распространение биологических видов и видовое разнообразие. Антропогенные факторы. Генетическая эволюция популяций под действием естественных и антропогенных факторов.

ТЕМА 3. ЭКОСИСТЕМА

Понятие экологической системы. Структура биогеоценоза по. Основные характеристики экологических систем: биомасса , продуктивность, биоразнообразие, энергетика и энтропия экосистемы. Поток вещества и энергии в экологической системе. Типы питания: автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы, фототрофы, детритофаги. Трофические цепи, сети, уровни. Передача биомассы и энергии по трофическим цепям. Экологические пирамиды: численности, биомассы, энергии. Динамические процессы в экологических системах.

Биологический круговорот в природе. Биогеохимические круговороты основных биогенных веществ: воды, углерода, кислорода, азота , фосфора, серы.

ТЕМА 4. СТРУКТУРА БИОСФЕРЫ

Феномен идей и биогеохимии и биосфере. Принципы биосферы и категории вещества согласно учению. Структура биосферы и ее пределы.

Распределение живых организмов в биосфере.

Атмосфера, ее состав и структура. Тропосфера, стратосфера, мезосфера, ионосфера, экзосфера. Стратосферный озон и его роль в защите живых организмов от жесткого ультрафиолетового излучения.

Гидросфера, ее состав и структура. Функции гидросферы по отношению к живой природе.

Литосфера, ее состав и структура.

Эволюция биосферы. Техносфера – часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты. Неосфера – высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда разумна человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле.

ТЕМА 5. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Виды загрязнений, возникающих в результате антропогенной деятельности.

Устойчивость атмосферного воздуха к загрязнениям: естественным (космическим, вулканическим извержениям, песчаным и пыльным бурям и т. п.); антропогенным (от промышленных предприятий, теплоэнергетических производств, сельского хозяйства , транспортных средств, строительной индустрии), военно-космических программ и др.

Влияние атмосферных загрязнений на растительный и животный мир, человека, здания и сооружения, предметы быта и т. п.


Значение воды для жизни на Земле. Виды запасов водных ресурсов. Примеры использования воды.

Устойчивость вод к воздействию на них. Загрязнение вод промышленными, коммунально-бытовыми и сельскохозяйственными стоками, нефтепродуктами, ядохимикатами, биологическими, термальными и радиоактивными выбросами и др. Примеры загрязнения водного бассейна. Самоочищение вод.

Роль почвы в жизнедеятельности живых организмов. Устойчивость почв к разным видам вредным воздействий. Самоочищение почв. Влияние человека на плодородие почв. Ветровая и водная эрозия почв и методы борьбы с ней. Борьба с опустыниванием. Осушение заболоченных почв.

ТЕМА 6. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Экологическое нормирование качества окружающей среды. Виды показателей качества окружающей среды. Предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ в водный бассейн. Система Российских стандартов по охране природы под общим номером 17, ее составные части; международные стандарты по управлению окружающей средой; ГОСТ Р ИСО 14000. Комплексный анализ состояния окружающей среды. Процедура ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду).

Экология как научная основа рационального природопользования . Необходимость сохранения естественных экологических систем и их биоразнообразия. Методы защиты окружающей среды от вредного воздействия. Малоотходные производства с замкнутыми материальными и энергетическими потоками.

Охрана атмосферного воздуха. Пути снижения загрязнения атмосферного воздуха. Инженерные, проектно-конструкторские и технологические методы снижении вредных выбросов (ВВ) в атмосферу. Очистка газообразных промышленных выбросов: механические методы очистки (гравитационное, инерционное и центробежное осаждение пыли, мокрые методы очистки воздуха от частиц пыли, дыма и тумана), физические методы очистки (метод абсорбции жидкостью, адсорбция вредных компонентов твердыми поглотителями; хемосорбции; каталитические методы, основанные на реакциях в присутствии твердых катализаторов; термические методы очистки газов).

Охрана и рационально использование водных ресурсов. Инженерные, проектно-конструкторские и технологические решения снижения степени загрязнения сточных вод. Разработка экологически чистых технологических процессов. Оборотное водоснабжение . Организация работ по контролю за эффективностью очистки, по обезвреживанию и обеззараживанию сточных вод. Очистка сточных вод: механические методы (отстаивание, осветление и фильтрование), физико-химические методы (флотация, дистилляция, ректификация, адсорбция, коагуляция, ионный обмен, обратный осмос и др.), биохимические методы в аэробных и анаэробных условиях.

Охрана земель и рациональное использование недр. Контроль за охраной земель и рациональным использованием недр. Пути снижения загрязнения земель и рационального использования полезных ископаемых .

Рекультивация земель и сохранение плодородного слоя почв при добыче полезных ископаемых, строительных, геологоразведочных и других работах. Показатели качества рекультивации.


Классификация твердых отходов. Утилизация твердых отходов: непосредственное сжигание, компостирование, захоронение, полигоны. радиоактивные отходы. Переработка радиоактивных отходов с применением экстрагирования и кристаллизации.

ТЕМА 7. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

Основы экологии человека. Человек как составная часть природы. Роль человека в природе, его взаимодействие с природой. Воздействие человека на природу и биосферу. Человек как биологический и социальный организм природы. Антропогенный фактор. Урбанизация населения. Экология и здоровье человека. Проблемы демографии и пути их решения. Город и человек.

ТЕМА 8. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА, ЭКОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Экологический мониторинг окружающей среды, его цели и задачи, уровни мониторинга. Экологическая экспертиза проектов .

Экологический паспорт промпредприятия.

Роль заповедников и заповедных территорий в общей системе экологических вопросов. Классификация заповедных территорий. Научное и культурно-воспитательное значение заповедных территорий.

Необходимость формирования экологической культуры. Экология и качество жизни, профессиональная ответственность. Экологические компоненты в оценке качества жизни.

Основы экономики природопользования. Масштабы экономических затрат на охрану окружающей среды. Экологический бизнес и рынок. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды , экономическая эффективность природоохранных мероприятий.

Законодательное обеспечение экологических принципов рационального природопользования и охраны природы. Основные российские национальные акты (закон РФ об охране окружающей природной среды, закон об экологической экспертизе и другие). Правовые акты по упорядочению и усилению охраны и рациональному использованию природных ресурсов.

27. Физико-химические способы очистки сточных вод.

28. Биохимические методы очистки сточных вод. Очистка в природных условиях.

29. Биохимические методы очистки сточных вод. Очистка в искусственных сооружениях.

30. Оборотное водоснабжение.

31. Твердые отходы. Классификация твердых отходов.

32. Способы утилизации ТБО.

33. Способы утилизации промышленных твердых отходов.

34. Рекультивация.

35. Основные показатели качества рекультивации.

36. Основные мероприятия по охране литосферы.

38. Экологическая экспертиза.

39. Экологический паспорт.

40. Экологический мониторинг.

41. Органы управления охраной природы РФ.

Европейская часть России, Дальний Восток

Европейская часть, Урал,

2. Определение F:

1) для газообразных вредных веществ, пылей – 1

Необходимо определить:

1. Концентрацию токсичных компонентов отработавших газов в атмосфере в зоне действия автомобильной дороги.

2. Сравнить с предельно-допустимой концентрацией (ПДК) этих веществ и сделать вывод об уровне загазованности в зоне влияния автомобильной дороги.

Таблица 3

Исходные данные по вариантам

Место отбора проб

ул. Тульская

ул. Дубравная

ул. Таганская

ул. Красная

ул. Южная

ул. Победы

ул. Светлая

ул. Орнаутская

ул. Спартаковская

Порядок расчета

Определение концентрации токсичных компонентов

отработавших газов в атмосфере

Механизм рассеивания в атмосфере отработавших газов и аэрозолей довольно сложен. Для практических целей обычно используют эмпирические зависимости, построенные по данным натурных измерений. Данный расчет основан на широко применяемой модели Гауссу диффузии газов в воздухе. Концентрация токсичных компонентов Ci (CCO, CNO, CCH) определяется по формуле:

где Qi – мощность эмиссии данного газа, мг/м·с, определяется по графику 1;

А0 – коэффициент стратификации атмосферы, принимаемый для конкретного региона по климатическим справочникам (А0 = 1);

КН – коэффициент, учитывающий возвышение проезжей части над окружающей местностью, принимается по таблице 4;

КМ – коэффициент, учитывающий наличие защитных насаждений, (принимается для Казани КМ = 0,85).

σ – коэффициент вертикального рассеивания Гаусса – по таблице 5;

VТ – показатель, характеризующий турбулентность перемещения воздушных потоков в зависимости от скорости движения. При расчетной скорости ветра до 5 м/с и скорости движения от 40 до 80 км/час VТ = 0,25 м/с.

Таблица 4

Величина коэффициента, учитывающего возвышение

проезжей части, КН

Вид сооружения

Расстояние эффективного действия от края проезжей части, м

Величина КН в зоне эффективности

Выемки глубиной

Насыпь, эстакада высотой

Таблица 5

Величина коэффициента вертикального рассеивания

Скорость ветра, м/с

Величина коэффициента σ на расстоянии L

от оси проезжей части, м

Рис. 1 Изменение выброса токсичных газов в зависимости

От скорости движения автотранспорта

Таблица 6

Предельно допустимые значения концентрации компонентов

Компоненты

Предельно допустимая концентрация мг/м3

В рабочей зоне

Максимально разовые

Среднесуточные

Азотистые соединения: NO

Оксид углерода СО

Углеводороды CnHm

Для оценки степени загрязнения определяют суммарную относительную концентрацию вредных веществ в атмосфере в зоне влияния дороги, которая не должна превышать 1,0.


ССО, СNO, ССН – фактическая концентрация соответственно оксида углерода, оксидов азота и углеводородов, мг/м3;

ПДКСО, ПДКNO, ПДКСН – предельно-допустимые концентрации указанных веществ, мг/м3;

На основе данного неравенства определяют степень загазованности в зоне влияния автомобильной дороги.

1. , . Строительная экология: Учеб. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.

2. , . Курс инженерной экологии. М.: Высшая школа, 1999. – 447 с.

3. Экология. М.: Высшая школа, 2000. – 446 с.

4. , . Техника защиты окружающей среды. М.: Химия, 19с.

5. , . Экология. Учеб. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 410 с.

6. . Экология. М.: Высшая школа, 1998. – 335 с.

8. , . Охрана атмосферного воздуха. М.: Юридическая литература. 1984. – 231 с.

9. Б. Бретшнайдер, И. Курфюст. Охрана воздушного бассейна от загрязнений. Л.: Химия Ленинградское отделение, 1989. – 345 с.

10. , . Охрана и контроль загрязнения природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. – 213 с.

11. Охрана окружающей среды./ Под редакцией М.: Высшая школа, 1983. – 345 с.

12. , . Утилизация промышленных отходов. М.: Стройиздат, 1990. – 185 с.

13. Экономический ущерб и платежи за загрязнение окружающей природной среды. Учебное пособие. Казань, КФЭИ. 1998.

Методические указания

по экологии

для студентов заочного отделения для всех специальностей

Составители: ШАРАФУТДИНОВА Анастасия Валерьевна

СКИБИНСКАЯ Альфинур Адгамовна

Редактор

Редакционно-издательский отдел Казанского государст-

венного архитектурно-строительного университета

Подписано в печать

Бумага тип.№1

Тираж 200 экз.

Печать ризографическая

Формат 60х84/16

Усл. печ. л. 1,0

Уч.-изд. л. 1,25

Печатно-множительный отдел Казанского государствен-

ного архитектурно-строительного университета

Казань, ул. Зеленая, 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра химии и инженерной экологии в строительстве

Методические указания по экологии

для студентов заочного отделения для всех специальностей

Казань 2007

С 42 Методические указания по экологии для студентов заочного отделения для всех специальностей / Сост. А.А. Скибинская, А.В. Шарафутдинова. Казань: КГАСУ. 2007. – 18 с.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Методические указания включают программу курса «Экология», составленную в соответствии с программой дисциплины «Экология», задания к выполнению контрольных работ, а также контрольные вопросы для аттестации студентов заочного отделения и список основной литературы для самоподготовки.

Рецензент

Кандидат технических наук, доцент КГЭУ

О. Р. Каратаев

1. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(Согласно стандарту с учетом особенностей дисциплины)

В систему знаний общей экологии входят более 40 естественных, технических и социальных наук. Дисциплина «Экология» относится к блоку естественнонаучных дисциплин. Для ее понимания необходимы знания, полученные, прежде всего, в области биологии, физики, химии, а также из области истории, культурологи, философии.

Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов на базе усвоенной системы опорных знаний по экологии, способностей по оценке последствий их профессиональной деятельности и принятия оптимальных решений, исключающих ухудшение экологической обстановки.

Задачи изучения дисциплины:

Ознакомление с терминологией и понятиями экологии;

Усвоение основных экологических законов;

Понимание роли антропогенного воздействия в конкретном регионе и на биосферу в целом;

Понимание перспектив использования новых достижений науки при организации современных технологий и направлений бизнеса в контексте существующих экологических проблем.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ

Экологические проблемы в современном мире, возникшие в результате деятельности человека. Предмет и задачи курса «Экология». Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Введение термина «экология» Э.Геккелем для обозначения науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Основные структурные разделы современной экологии. Экологические глобальные и региональные проблемы человечества и окружающей среды и путь их решения. Проблемы охраны окружающей среды, Роль и задачи дисциплины «Экология» в профессиональной подготовке инженера-строителя.

ТЕМА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМА СО СРЕДОЙ

Фундаментальные свойства живых систем. Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, уровень экосистем, биосферный. организм, как дискретна самовоспроизводящаяся открытая система, связанная со средой обменом веществ, энергии, информации.

Иерархия экологических уровней: особь, вид, популяция, сообщество, экосистема, биосфера.

Популяция, характеристики популяции.

Биоразнообразие организмов. Источники энергии для организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и дыхание: кислород атмосферы, как продукт фотосинтеза. Основные группы фотосинтезирующих организмов (планктонные цианобактерии и водоросли в морях и высшие растения на суше). Хемосинтез, жизнь в анаэробных условиях. Трофические отношения между организмами: продуценты, консументы и редуценты.

Гомеостаз – механизм саморегуляции. Возможности адаптации организмов к изменению условий среды. Генетические пределы адаптации.

Понятие и определение экологического фактора. Классификация экологических факторов. Абиотические и биотические факторы. Экологическая ниша организма. Лимитирующие факторы. Закон минимума Ю. Либиха. Закон толерантности (закон В. Шелфорда) как основа экологического нормирования. Влияние абиотических факторов на распространение биологических видов и видовое разнообразие. Антропогенные факторы. Генетическая эволюция популяций под действием естественных и антропогенных факторов.

ТЕМА 3. ЭКОСИСТЕМА

Понятие экологической системы. Структура биогеоценоза по В.Н. Сукачеву. Основные характеристики экологических систем: биомасса, продуктивность, биоразнообразие, энергетика и энтропия экосистемы. Поток вещества и энергии в экологической системе. Типы питания: автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы, фототрофы, детритофаги. Трофические цепи, сети, уровни. Передача биомассы и энергии по трофическим цепям. Экологические пирамиды: численности, биомассы, энергии. Динамические процессы в экологических системах.

Биологический круговорот в природе. Биогеохимические круговороты основных биогенных веществ: воды, углерода, кислорода, азота, фосфора, серы.

ТЕМА 4. СТРУКТУРА БИОСФЕРЫ

Феномен идей В.И. Вернадского и биогеохимии и биосфере. Принципы биосферы и категории вещества согласно учению В.И. Вернадского. Структура биосферы и ее пределы.

Распределение живых организмов в биосфере.

Атмосфера, ее состав и структура. Тропосфера, стратосфера, мезосфера, ионосфера, экзосфера. Стратосферный озон и его роль в защите живых организмов от жесткого ультрафиолетового излучения.

Гидросфера, ее состав и структура. Функции гидросферы по отношению к живой природе.

Литосфера, ее состав и структура.

Эволюция биосферы. Техносфера – часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты. Неосфера – высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда разумна человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле.

ТЕМА 5. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Виды загрязнений, возникающих в результате антропогенной деятельности.

Устойчивость атмосферного воздуха к загрязнениям: естественным (космическим, вулканическим извержениям, песчаным и пыльным бурям и т.п.); антропогенным (от промышленных предприятий, теплоэнергетических производств, сельского хозяйства, транспортных средств, строительной индустрии), военно-космических программ и др.

Влияние атмосферных загрязнений на растительный и животный мир, человека, здания и сооружения, предметы быта и т.п.

Значение воды для жизни на Земле. Виды запасов водных ресурсов. Примеры использования воды.

Устойчивость вод к воздействию на них. Загрязнение вод промышленными, коммунально-бытовыми и сельскохозяйственными стоками, нефтепродуктами, ядохимикатами, биологическими, термальными и радиоактивными выбросами и др. Примеры загрязнения водного бассейна. Самоочищение вод.

Роль почвы в жизнедеятельности живых организмов. Устойчивость почв к разным видам вредным воздействий. Самоочищение почв. Влияние человека на плодородие почв. Ветровая и водная эрозия почв и методы борьбы с ней. Борьба с опустыниванием. Осушение заболоченных почв.

ТЕМА 6. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Экологическое нормирование качества окружающей среды. Виды показателей качества окружающей среды. Предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ в водный бассейн. Система Российских стандартов по охране природы под общим номером 17, ее составные части; международные стандарты по управлению окружающей средой; ГОСТ Р ИСО 14000. Комплексный анализ состояния окружающей среды. Процедура ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду).

Экология как научная основа рационального природопользования. Необходимость сохранения естественных экологических систем и их биоразнообразия. Методы защиты окружающей среды от вредного воздействия. Малоотходные производства с замкнутыми материальными и энергетическими потоками.

Охрана атмосферного воздуха. Пути снижения загрязнения атмосферного воздуха. Инженерные, проектно-конструкторские и технологические методы снижении вредных выбросов (ВВ) в атмосферу. Очистка газообразных промышленных выбросов: механические методы очистки (гравитационное, инерционное и центробежное осаждение пыли, мокрые методы очистки воздуха от частиц пыли, дыма и тумана), физические методы очистки (метод абсорбции жидкостью, адсорбция вредных компонентов твердыми поглотителями; хемосорбции; каталитические методы, основанные на реакциях в присутствии твердых катализаторов; термические методы очистки газов).

Охрана и рационально использование водных ресурсов. Инженерные, проектно-конструкторские и технологические решения снижения степени загрязнения сточных вод. Разработка экологически чистых технологических процессов. Оборотное водоснабжение. Организация работ по контролю за эффективностью очистки, по обезвреживанию и обеззараживанию сточных вод. Очистка сточных вод: механические методы (отстаивание, осветление и фильтрование), физико-химические методы (флотация, дистилляция, ректификация, адсорбция, коагуляция, ионный обмен, обратный осмос и др.), биохимические методы в аэробных и анаэробных условиях.

Охрана земель и рациональное использование недр. Контроль за охраной земель и рациональным использованием недр. Пути снижения загрязнения земель и рационального использования полезных ископаемых.

Рекультивация земель и сохранение плодородного слоя почв при добыче полезных ископаемых, строительных, геологоразведочных и других работах. Показатели качества рекультивации.

Классификация твердых отходов. Утилизация твердых отходов: непосредственное сжигание, компостирование, захоронение, полигоны. радиоактивные отходы. Переработка радиоактивных отходов с применением экстрагирования и кристаллизации.

ТЕМА 7. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

Основы экологии человека. Человек как составная часть природы. Роль человека в природе, его взаимодействие с природой. Воздействие человека на природу и биосферу. Человек как биологический и социальный организм природы. Антропогенный фактор. Урбанизация населения. Экология и здоровье человека. Проблемы демографии и пути их решения. Город и человек.

ТЕМА 8. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА, ЭКОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Экологический мониторинг окружающей среды, его цели и задачи, уровни мониторинга. Экологическая экспертиза проектов.

Экологический паспорт промпредприятия.

Роль заповедников и заповедных территорий в общей системе экологических вопросов. Классификация заповедных территорий. Научное и культурно-воспитательное значение заповедных территорий.

Необходимость формирования экологической культуры. Экология и качество жизни, профессиональная ответственность. Экологические компоненты в оценке качества жизни.

Основы экономики природопользования. Масштабы экономических затрат на охрану окружающей среды. Экологический бизнес и рынок. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды, экономическая эффективность природоохранных мероприятий.

Законодательное обеспечение экологических принципов рационального природопользования и охраны природы. Основные российские национальные акты (закон РФ об охране окружающей природной среды, закон об экологической экспертизе и другие). Правовые акты по упорядочению и усилению охраны и рациональному использованию природных ресурсов.

Гражданский уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за нарушение правил охраны окружающей среды: глава 26 УК РФ «Экологические преступления».

Международное сотрудничество и международные договоры в области экологии и охраны окружающей среды: международные конференции, совещания, протоколы, в том числе ООН, об экологических проблемах.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Экология как наука. Направление экологии

2. Задачи экологии.

3. Экологические факторы.

4. Законы воздействия экологических факторов.

5. Основные глобальные экологические проблемы.

6. Объект изучения экологии – экосистема.

7. Законы функционирования экосистемы.

8. Что такое биосфера, границы биосферы.

9. Популяция. Основные функции и параметры популяции.

11. Два основных круговорота: большой (геологический) и малый (биотический).

12. Правила пирамиды: продукции или энергии.

13. Антропогенное воздействие на биосферу. Виды загрязнений.

14. Экологическое нормирование качества окружающей среды.

15. Контроль качества атмосферного воздуха в населенных пунктах.

16. Экологизация технологических процессов (создание безотходных технологий)

17. рассеивание газовых выбросов в атмосфере.

18. Устройство санитарно-защитных зон, архитектурно-планировочные решения.

19. Очистка газовых выбросов от вредных примесей. Эффективность улавливания.

20. Очистка газов в сухих механических пылеуловителях.

21. Механическая очистка газов «мокрыми методами».

22. Физико-химические методы очистки выбросов промышленных предприятий.

23. Классификация сточных вод.

24. Основные показатели оценки состава сточных вод.

25. Источники загрязнения водных объектов.

26. Механические способы очистки сточных вод.

27. Физико-химические способы очистки сточных вод.

28. Биохимические методы очистки сточных вод. Очистка в природных условиях.

29. Биохимические методы очистки сточных вод. Очистка в искусственных сооружениях.

30. Оборотное водоснабжение.

31. Твердые отходы. Классификация твердых отходов.

32. Способы утилизации ТБО.

33. Способы утилизации промышленных твердых отходов.

34. Рекультивация.

35. Основные показатели качества рекультивации.

36. Основные мероприятия по охране литосферы.

37. Токсичность строительных материалов.

38. Экологическая экспертиза.

39. Экологический паспорт.

40. Экологический мониторинг.

41. Органы управления охраной природы РФ.

42. Задачи и полномочия органов управления РФ в области охраны природы.

43. Экологическое правонарушение.

44. Основные принципы международного экологического сотрудничества.

4. УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа должна быть выполнена в виде реферата в рукописном или машинописном варианте. Содержание должно быть изложено четким языком и полностью раскрывать суть вопроса, полученного по заданию. При изложении текста необходимо делать ссылки на используемые первоисточники, нормативную и специальную литературу, список которой приводится в конце реферата.

Варианты каждого задания сведены в нижеприведенную таблицу. Цифры вариантов по шифру (номеру) зачетной книжки выбираются в таблице по колонке, соответствующей порядковой цифре текущего года. Порядок выбора вариантов следующий:

1. Первый вопрос выбирается из первой группы вопросов по последней цифре зачетной книжки.

2. Второй вопрос выбирается из второй группы вопросов по сумме двух последних цифр номера зачетной книжки.

3. Третий вопрос – задача, выбирается из третьей группы вариантов контрольных задач по предпоследней цифре номера зачетной книжки.

Таблица вариантов задания

Шифры номера зачетной книжки

Последняя цифра текущего года

помощи студентам для самостоятельной подготовки по экологическим основам природопользования.

Пособие включает в себя краткий курс лекций, вопросы для самоконтроля, методические указания по выполнению контрольной работы и реферата, варианты, краткое пояснение к вопросам, а также перечень вопросов к зачету и список литературы.

Контрольные вопросы охватывают три раздела курса

природопользования:

1. Виды антропогенного воздействия на окружающую среду;

2. Экологическое право;

3. Экономический механизм управления природопользованием.

Введение …………………………………………………………………….. 5

1. Особенности взаимодействия общества и природы ……………………6

3. Методические указания к выполнению контрольной работы………….12

Введение

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования . В результате освоения программы дисциплины студент заочной формы обучения должен:

Иметь представление :

О современном состоянии окружающей среды в России;

О глобальных проблемах экологии;


О принципах рационального природопользования;

Об источниках загрязнения природы;

О государственных и общественных мероприятиях по экологии и

природопользованию;

Знать: - правовые вопросы экологической безопасности.

Приступая к выполнению контрольных заданий, следует изучить теоретический материал. Для улучшения его усвоения необходимо ответить на вопросы самоконтроля.

В соответствии с примерной программой при изучении дисциплины необходимо выполнить одну домашнюю контрольную работу.

Домашние контрольные работы могут быть представлены на проверку в

электронном виде на адрес электронной почты образовательного учреждения.

В процессе изучения дисциплины необходимо использовать не только рекомендованную литературу, но и появляющиеся новые важнейшие нормативные документы, постановления, касающиеся экологической безопасности.

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы.

Тема 1. 1. Природоохранный потенциал

Студент должен:

Иметь представление:

О современном состоянии окружающей среды России и планеты;

О воздействии экологических ситуаций на человека, их прогнозировании и

предотвращении;

О планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф.

Природа и общество.

Общие и специфические черты.

Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.


Научно - технический прогресс и природа.

Утилизация бытовых и промышленных отходов.

Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

Признаки экологического кризиса

Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др. Пути их решения.

Методические указания

При изучении данной темы у студента должен быть выработан личностно - деятельный подход к содержанию, т. к. ответственность за существование будущих поколений лежит на каждом из нас и особенно на тех, кто располагает информацией о рациональном и нерациональном природопользовании. Чтобы легче усваивать учебный материал, необходимо знать смысл русских слов и терминов иностранного происхождения, которых очень много в литературе по экологии. Например: экология, демография, биосфера, литосфера, гидросфера, атмосфера т. д. Эти понятия встречались при изучении естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе.

Развитие производительных сил общества наложило негативный отпечаток на природу, естественную среду обитания всего живого, т. е. оказывало антропогенное воздействие. Утилизация мусора и отходов производства – основная задача человечества в области спасения всего живого на планете важный вклад в дело сохранения природы России сделали ученые 19 и начала 20 веков. Об этом говорят географические открытия и успехи в области биологии, почвоведения и органической химии , сделанные Н. Пржевальским, Н. Дюжевым, В. Докучаевым, Н. Бутлеровым и многими другими учеными. В 1991 г. В России насчитывалось 75 заповедников, из них 16 биосферных, а

акже российско – финский заповедник «Дружба – 2», но этого крайне недостаточно .

Вопросы для самоконтроля

1.Какие последствия вызвала хозяйственная деятельность в ….? :

Литосфере;

Атмосфере;

Гидросфере;

Биосфере.

2. Какую опасность представляют загрязнения?

Химическое;

Физическое;

Механическое.

3. Какое значение имеет природа в Вашей жизни?

4. В чем особенности ресурсного, биологического, эстетического значения

природы для человека?

5. Какова роль природы в формировании эстетической и нравственной

культуры человека?

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Студент должен:

Иметь представление:

О взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды. Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Методические указания

Ресурсы – любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально – экономических отношениях. Ресурсы принято делить на три основные группы: материальные, трудовые, в т. ч. интеллектуальные, и природные. Природные ресурсы (ПР) являются ключевым понятием природопользования.

ПР – природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, для повышения качества жизни человека.


Существует следующая классификация ПР:

Средства труда: земля, каналы, реки, морские пути, вода для орошения;

Источники энергии;

Сырье и исходные материалы;

Предметы потребления;

Банк генофонда;- источники информации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «природные ресурсы»?

2. Приведите примеры природных ресурсов – источники энергии, сырье, предметы потребления, банк генофонда или источников информации об окружающем мире.

3. Как и почему изменилось потребление ПР во второй половине текущего столетия?

4. Назовите экологические последствия интенсивного использования природных ресурсов.

5. Какие меры предпринимаются для решения экологических проблем в этой сфере?

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными

веществами.

Студент должен:

Иметь представление:

О классификации загрязнителей и путях их воздействия на человека;

Об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

Основные загрязнители, их классификация.

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. «Зеленая революция» и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

Методические указания

Биосфера – нижняя часть атмосфера, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли, населенные живыми организмами, «область существования живого вещества» (), другими словами – «живая оболочка Земли».

Биосфера – самая крупная (глобальная) экосистема Земли, область системного взаимодействия живого и костного вещества на планете. На живое в биосфере действуют следующие факторы:

Абиотические – (неживой природы) свет, температура, влажность , физические

поля, воздух, почва;

Биотические – со стороны других организмов;

Антропогенные воздействия на природу. Антропогенные воздействия вызваны несовершенными, грязными производственными технологиями в промышленности, в сельском хозяйстве , в транспорте и в быту. Особенно следует отметить загрязнения военно – промышленного комплекса и энергетики. Сжигание ископаемого топлива сопровождается выбросами углекислого газа (СО2), избыток которого провоцирует парниковый эффект, кислотные дожди, и диоксид серы (SO2). Атомные электростанции, самые экологически чистые, после Чернобыля выявили острую озабоченность всего человечества. Возник вопрос, что делать с радиоактивным загрязнением? В аграрном секторе минеральные удобрения и пестициды гарантируют высокую продуктивность, но нарушение технологии их применения наносит непоправимый урон биосфере.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие электростанции и почему оказывают влияние на глобальное

изменение климата планеты?

2. Расшифруйте и дайте определения: ПДК, ПДВ, ПДС, ПДН, ПДУ?

3. Дайте определение следующим понятиям: мониторинг, прогнозирование,

моделирование, экспертиза.

4. Оцените санитарное состояние воздуха, учитывая эффект суммации: - в воздухе одновременно присутствуют пары фенола и ацетона в концентрациях: сфен = 0,008 мг/м3, Сацет = 0,334 мг/м3, соответствующие ПДК = 0,01мг/м3, ПДК = 0,35 мг/м3. Выбери правильный ответ:

Похожие публикации