Может ли единственный учредитель АНО быть высшим органом управления данной организации? Высший орган управления некоммерческой организацией Высшего органа управления в некоммерческих

1. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения — также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, — нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

2. Иными федеральными законами может предусматриваться формирование органов управления некоммерческой организацией, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также другое разграничение компетенции между органами управления некоммерческой организации.

3. В случае, если учредителем автономной некоммерческой организации является Российская Федерация, актом Правительства Российской Федерации о ее учреждении и ее уставом могут предусматриваться:

1) иные порядок формирования и срок полномочий органов управления автономной некоммерческой организацией;

2) не предусмотренные настоящим Федеральным законом органы управления автономной некоммерческой организацией;

3) иное разграничение компетенции между органами управления автономной некоммерческой организацией, чем предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым — восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым — четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Статья 30. Исполнительный орган некоммерческой организации

1. Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

2. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

Статья 30.1. Ограничения на участие отдельных категорий лиц в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций

В состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений не могут входить лица, замещающие государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Указанные лица не вправе заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Добрый день друзья. Руководитель НКО - лицо действующее без доверенности, полномочия которого подтверждает запить в выписке из ЕГРЮЛ Некоммерческой организации. Рассмотрим основные вопросы которые могут возникнуть.

Создание и сопровождение НКО наша профессия, даже если интересующий вопрос не был рассмотрен, звоните и мы ответим.Начнем.

Некоммерческие организации регистрируются в соответствии с действующем законодательством РФ, и в списке требований, которые предъявляются к регистрации относится избрание единоличного исполнительного органа, т.е. избрание директора НКО или как принято говорить Руководителя НКО.

Некоммерческие организации (НКО) регистрируются в Министерстве Юстиции. Организация считается созданной с момента внесения записи о создании в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц. Некоммерческая организация может быть создана как одним учредителем - физическим или юридическим лицом (АНО, Фонд), так и несколькими учредителями (Общественная организация, ассоциация). Обращаем Ваше внимание, что Учредителями общественной организации могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Однако, как говорилось выше, независимо от организационно-правовой формы при создании Организации должен быть избран руководитель НКО (директор НКО). Конечно, должность может называться и по-другому, на Ваше усмотрение. Приведем основные варианты Руководителя НКО:

  • Генеральный директор
  • Президент
  • Председатель
  • Директор
  • Исполнительный директор
  • Вице-президент

Некоммерческая организация не может существовать без руководителя, формирование единоличного исполнительного органа в некоммерческой организации (руководителя НКО) предусмотрено Федеральным законом №7 о НКО. Руководитель НКО (Директор НКО и т.д.) выбирается из состава учредителей Некоммерческой организации, если она корпоративная. Не забываем, что все органы управления корпоративной Организации при создании избираются из ее учредителей, а в дальнейшем из членов Организации. К корпоративным организациям относятся такие некоммерческие организации, как общественные организации, ассоциации, союзы, коллегии адвокатов.

Руководитель НКО (Директор НКО и т.д.) может быть избран, как из состава учредителей, так и не быть ее учредителем, если создаваемая организация унитарная. К унитарным НКО можем отнести АНО, Фонды. Особых требований к Директору Некоммерческой организации не предъявляется. Некоммерческая организация. При создании НКО на учредительном собрании избирается руководитель НКО. В протоколе учредительного собрания указывается Фамилия имя отчество выбранного руководителя. Подписи в протоколе ставят все учредители организации.

В некоммерческой организации может быть как один руководитель, так и несколько. Например, Президент и Вице-президент, Председатель и заместитель председателя. Все они являются единоличными исполнительными органами, однако функции их должны быть разграничены. К примеру, Президент осуществляет представительские функции в некоммерческой организации, а Вице-президент выполняет текущее руководство деятельностью НКО. Без доверенности от имени организации могут действовать как оба руководителя, так и только один. Например, президент действует без доверенности, Вице-президент действует по доверенности.

В Выписку из единого государственного реестра вносятся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Поэтому, если действует без доверенности только один из двух руководителей, то в заявлении на государственную регистрацию по форме Р11001 будут указаны только его паспортные данные и наименование должности, и в выписке из ЕГРЮЛ будут указаны сведения только об этом руководителе. Если говорить о смене руководителя, то подлежат государственной регистрации изменения только о лице, имеющем право действовать без доверенности. Если руководитель действует по доверенности, то сведения не вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.

Поэтому смена руководителя, который действует по доверенности, не требует регистрационных данных в МИНЮСТе. Отстранить от должности и назначить на должность руководителя действующего по доверенности можно внутренним протоколом Высшего органа управления Организации. Хотелось бы еще затронуть такой момент как «Приказ» о назначении на должность руководителя. Как уже говорилось ранее, НКО считается созданным с момента внесения в ЕГОРЮЛ записи о создании Организации. Следующим этапом является получение документов, однако, это не исчерпывающий перечень документов, например, для открытия расчетного счета. Поэтому, кроме печати, первым делом нужно изготовить приказ о назначении на должность руководителя организации и назначить на ответственного за бухгалтерское сопровождение НКО. Приказ подписывает руководитель организации. Таким образом, он назначает «сам себя» на должность. При смене руководителя, кроме протокола готовится Приказ об освобождении от должности старого руководителя. Приказ готовится от даты протокола, и подписывает приказ действующий руководитель. Далее готовится второй приказ, где уже назначается нового руководителя. Данный приказ готовится также от даты протокола, однако подписывается новым руководителем.

На должность руководителя НКО (некоммерческой организации) может быть назначено физическое лицо. Как правило, руководитель имеет лидерские качества и знает специфику деятельности руководителя. Его часто называют начальником, директором, председателем, президентом НКО. Решение о наименовании должности принимают учредители Некоммерческой организации, которое отражается в учредительных документах НКО. Несомненно, руководитель должен разбираться в деятельности создаваемой организации. Многие учредители некоммерческой организации изначально создают ее на добровольных началах, и не претендуют на оплату. Если директор некоммерческой организации, являясь примером для подражания других сотрудников, осуществляет свою деятельность на безвозмездных началах, то и численность сотрудников, осуществляющих работу на безвозмездной основе, будет только увеличиваться. Если организация корпоративная, то руководитель НКО доложен быть избран из ее членов. Если же организация унитарная, то можно привлечь руководителя и со стороны. Также возможно даже приглашение лица, имеющего специальные навыки. Наиболее успешным вариантом будет руководитель, который напрямую заинтересован в разрешении проблем, которые пытается решить некоммерческая Организация.

Например, в России и заграницей зачастую создают Фонды помощи больным детям. Когда затронут вопрос, касаемо здоровья детей, несомненно, родители направляют все силы реализации возможностей их лечения и дальнейшей реабилитации. Поэтому, лучшим руководителем НКО, занимающейся помощью больным детям, будет один из родителей, в чей семье есть такой ребенок. Также не стоит забывать, что руководитель НКО (Директор НКО, Председатель НКО, Президент НКО) осуществляет представительские функции Организации. Поэтому, человек, занимающий данную должность, должен быть стресс устойчив, с лидерскими качествами, и навыками ведения диалога с представителями власти и государственными органами.

Полномочия, ответственность и обязанности руководителя НКО.

Деятельность некоммерческих организаций отличается от коммерческих, в главную очередь тем, что денежные средства, полученные НКО не распределяются между ее учредителями. Все поступления направляются на определенные цели: конкретные люди, которые нуждаются в помощи, решение определенных проблем (защита прав и законных интересов граждан, развитие спорта, культуры и искусства, реализация социально-значимых программ и проектов).

Единоличный исполнительный орган управления Организации - Руководитель НКО (директор НКО, председатель НКО, президент НКО) может осуществлять представительские функции, осуществлять руководство отдельными направлениями деятельности Организации, осуществлять административные функции. Вся компетенция руководителя прописывается в уставе, однако Фамилия Имя Отчество в уставе не указываем. Сведения о руководителе указываются в заявлении и протоколе учредительного собрания.

Руководитель НКО (может):

  1. без доверенности или по доверенности осуществляет деятельности от лица НКО, а также представляет интересы Организации и совершает от ее лица сделки;
  2. предоставляет доверенность с правом представительства от лица НКО, в том числе могут выдаваться доверенности с правом дальнейшего передоверия;
  3. руководитель вправе открывать и закрывать в банке расчетные счета созданной Организации;
  4. руководитель вправе осуществлять основное руководство текущей деятельностью НКО;
  5. руководитель вправе осуществлять текущее руководство деятельностью созданных НКО, комитетов, комиссий, секций, объединений и рабочих групп;
  6. руководитель вправе утверждать основные правила, процедуры, а также иную внутреннюю документацию Организации, за исключением только тех документов, утверждение которых относится к компетенции других органов управления организации;
  7. руководитель вправе принимать новых членов в корпоративную организацию, однако порядок прима новых членов относится к компетенции Общего собрания (для корпоративных организаций);
  8. руководитель вправе исключать членов из корпоративной организации, однако порядок исключения членов относится к компетенции Общего собрания (для корпоративных организаций);
  9. руководитель вправе вести реестр членов корпоративной организации;
  10. руководитель вправе, в рамках собственной компетенции принимать решения и издавать распоряжения, а также различного рода приказы и другие документы, по основным вопросам деятельности НКО, которые обязаны исполнять все члены и штатные сотрудники (для корпоративных организаций);
  11. именно руководитель занимается организацией бухгалтерского учета и отчетности в НКО;
  12. руководитель НКО вправе распоряжается имуществом НКО в рамках, которые устанавливает Общее собранием корпоративной НКО, Уставом НКО и действующим законодательством Российской Федерации; (для корпоративных организаций);
  13. руководитель НКО (директор НКО) от имени Организации осуществляет взаимодействие с государственными структурами, государственными, коммерческими и некоммерческими Организациями, а также взаимодействует с российскими, зарубежными и международными организациями;
  14. руководитель Некоммерческой организации осуществляет руководство, от лица Организации, международной деятельностью;
  15. руководитель НКО, как лицо действующее о имени Организации без доверенности, вправе предъявлять от лица НКО претензии и различные исковые заявления к юридическим лицам и гражданам России и зарубежных стран;
  16. руководитель должен ежегодно предоставлять отчет о продленной работе Общему собранию членов (для корпоративных организаций);
  17. руководитель должен поддерживать прямые контакты, а также связи с коммерческими, некоммерческими и другими организациями, которые поддерживают цели деятельности НКО, руководитель вправе заключать определенные соглашения, участвовать в работе съездов, дискуссий, конгрессов, семинаров, круглых столов, конференций, форумов, выставок и мероприятий;
  18. руководитель НКО рассматривает наиболее актуальные проблемы, которые связанны с деятельностью, осуществляемой Организацией;
  19. руководитель занимается подготовкой материалов, проектов и предложений по вопросам реализации и развития уставных целей Некоммерческой Организации;
  20. руководитель Организации вправе проводить конференции, конгрессы, семинары, круглые столы, дискуссии, съезда, форумы, которые бы соответствовали целям, ради которых создана Организация;
  21. руководитель предоставляет Общему собранию членов отчеты о результатах своей деятельности (в корпоративных организациях);
  22. устанавливает численность сотрудников штатного аппарата Организации, определяет нормативы затрат на оплату их труда;
  23. Руководитель вправе содействовать привлечению инвестиций, и направлять их для расширения сферы деятельности Организации, а также финансирования проектов и программ некоммерческой организации;
  24. Руководитель (президент, директор, председатель) НКО разрабатывает различные проекты сметы доходов и расходов (финансового плана) Организации для последующего утверждения сметы (финансового плана) на Общем собрании членов (для корпоративных организаций);
  25. Руководитель вправе распоряжаться средствами Организации, но только в пределах, утвержденной Общим собранием членов организации, сметы.
  26. Деятельность руководителя НКО направлена на организацию выполнения и реализацию уставных целей Организации, предмета деятельности и программ Организации;
  27. Руководитель занимается осуществлением мониторинга работа и сбора отчетов в рамках профинансированных Организацией программ;
  28. К компетенции руководителя относится представление в уполномоченный орган ежегодный отчета о деятельности Организации, который содержит сведения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, в том числе, и о нарушениях требований действующего законодательства, которые были выявлены в результате проверки, проведенной налоговыми органами, и о конкретных мерах по устранению этих нарушений;
  29. Руководитель осуществляет привлечение для выполнения работ, услуг, проектов, экспертиз, научных исследований и разработок необходимых специалистов, экспертов, творческих и иных коллективов по трудовым соглашениям и договорам гражданско-правового характера.

Как назначается руководитель в НКО. Увольнение и смена руководителя НКО.

Стоит уделить внимание вопросу «увольнения» директора. Если Вы решили покинуть пост руководителя НКО, то недостаточно написать заявления. Необходимо добиться смены руководителя, таковым является только внесение изменений в ЕГРЮЛ. Поэтому если Вы написали заявление на увольнение - вы еще числитесь руководителем НКО и несете ответственность за ее деятельность, и будите являться руководителем до тех пор, пока данные не будут исключены из ЕГРЮЛ. В интересах действующего руководителя найти нового руководителя и поменять, через подачу документов в МИНЮСТ. Срок смены директора 1,5 месяца.

Также может возникнуть ситуация, когда в действующей организации необходим еще один руководитель. Тогда необходимо будет вносить изменения в Устав Организации и Протоколом назначать лицо на эту должность. В уставе прописывается компетенция двух руководителей.

Стоимость наших услуг по смене руководителя составляет 10 000 рублей.

Для составления документов на смену руководителя от Вас потребуются следующие данные:

  • ОГРН организации;
  • копия действующей редакции устава;
  • копия паспорта нового руководителя НКО;
  • список членов органа управления Организации, в компетенцию которого входит смена руководителя;
  • телефон и почта, которые будем указывать в заявлении

Мы готовим все необходимые документы.

К ним относятся:

  • Приказ об освобождении от должности руководителя;
  • Приказ о назначении нового руководителя;
  • Протокол о смене руководителя;
  • Заявление по форме Р14001.

После того, как все документы подготовлены, новый руководитель заверяет заявление и доверенность у нотариуса на представление интересов организации в МИНЮСТе. Стоимость услуг нотариуса составит примерно 5000 рублей. Также обязательно с собой к нотариусу необходимо взять все оригиналы уставных документов: устав, ОГРН, ИНН, Лист записи, выписка, протокол о назначении на должность нового руководителя, протокол о создании организации, а также печать организации, паспорт руководителя). Без указанных документов выше, заявление не заверят.

Оплата государственной пошлины при смене руководителя не предусмотрена. Мы самостоятельно по доверенности подаем и получаем документы в МИНЮСТе.

Заработная плата руководителя в НКО. Может ли она отсутствовать?

На момент назначения руководителя НКО (директора НКО) на должность правомерно встает вопрос о документальном оформлении. На данный момент существует два варианта развития событий:

  1. Заключение трудового договора. Заключение трудового договора влечет за собой включение сотрудника (руководителя НКО) в штат Организации, назначение заработной платы, а также отчисление взносов во все государственные инстанции. Несомненное преимущество такого оформления отражается в наработке трудового стажа, записи в трудовой книжке сотрудника, а также сдача отчётности в фонды. Но учитывайте, если руководитель получает на руки например 20т.р, отчисления в бюджет составят около 10т.р. Которые состоят из НДФЛ и Страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС
  2. Еще есть такой вариант, как частный случай гражданско-правового договора. Вследствие заключения такого договора, каждый участник может осуществлять деятельность только на безвозмездной основе, не требуя взамен никакой материальной оплаты. Как правило, такие лица самостоятельно вносят взносы и пожертвования в пользу некоммерческой организации. В данном случае не требуется сдавать развернутой отчетности в государственные органы. Многие считаю такой договор спорным, попробую внести ясность. Данное право возникает вследствии нескольких оснований. 1. Заключить такой договор с руководителем может только Некоммерческая организация. 2. НКО имеет право принимать добровольные взносы и пожертвования, которые не являются налогооблагаемой базой. 3. Добровольные взносы и пожертвования могут быть произведены в денежной форме, товарной, нематериальной и трудом. Данный договор близок к волантерству, который многим понятет. Но руководитель не волантер, он заключает гражданско-правовой договор о безвозмездном оказании услуг.

Важно! Также стоит обратить внимание, что руководитель действует не на основании договора и нельзя его рассматривать как обычного работника. Руководитель прежде всего должностное лицо, действующее на основании уставных документов. Его полномочия подтверждает выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). На их основании он обладает полномочиями, материальной и прочей ответственностью. Трудовой или гражданско-правовой договор, являются следствием для руководителя, но не причиной его работы.

Часто встает вопрос, что Руководитель НКО сам себя принимает на работу и назначает себе зарплату. Это не совсем так! Он исполняет уже принятое решение, например общим собранием членов НКО ли его учредителями, которое избирает руководителя нко. Это можно напрямую прописать в предмете договора, что он заключен на основании общего собрания членов нко №___ от____20__г. Несмотря на то, что в договре с обеих сторон стоит подпись назначенного руководителя. Эти подписи поставлены не на основании его единоличного решения.

Структура органов управления некоммерческой организации, как правило, включает два органа управления: высший (волеобразующий) и исполнительный (волеизъявляющий).
В организациях, которые основаны на членстве, высшим органом будет собрание участников или их конференция (съезд), в работе которой принимают участие не все участники лично, а их выборные представители (делегаты, уполномоченные).
В организациях, не основанных на членстве, функции высшего органа выполняет специальный орган, предусмотренный учредительными документами, например совет учредителей, либо назначаемые им лица (наблюдательный (попечительский) совет). За некоторыми исключениями (например, в отношении благотворительных организаций, автономных некоммерческих организаций) ограничений на субъектный (персональный) состав такого органа законодательство не предусматривает. Подобные постоянно действующие коллегиальные органы управления (попечительские, наблюдательные, художественные советы, комитеты партнеров и другие органы) могут создаваться и в некоммерческих организациях, основанных на членстве.
Структура и компетенция исполнительных органов большинства некоммерческих организаций определена законом лишь в самых общих чертах. Центр тяжести правового регулирования здесь переносится на учредительные документы конкретной организации. Как правило, некоммерческие организации имеют коллегиальный (президиум, правление или совет)*(306) и (или) единоличный исполнительный орган, образуемый высшим органом или учредителем организации и подотчетный им.
Органы некоммерческой организации должны действовать в ее интересах добросовестно и разумно (ст. 54 ГК). В случае нарушения этого требования они несут ответственность за причиненные организации убытки. Закон содержит определенные требования к совершению сделок, в которых имеется заинтересованность, и крупных сделок.
Заинтересованные лица, которыми признаются руководители, члены органов управления и контроля над деятельностью некоммерческой организации, обязаны избегать конфликта интересов. Это означает, что при осуществлении хозяйственных операций с организациями или гражданами, по отношению к которым заинтересованные лица являются участниками, сотрудниками, кредиторами или родственниками, они обязаны соблюдать, прежде всего интересы некоммерческой организации и не должны использовать возможности некоммерческой организации*(307) или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Учредительным документом НКО (практически во всех НКО таким документом является Устав) регламентируется порядок формирования всех органов управления в НКО, а также их компетенция и порядок принятия ими решений. Все НКО в своей структуре в обязательном порядке имеют высший орган управления и исполнительный. В некоторых НКО законодательство предусматривает также наличие и коллегиального исполнительного органа, хотя каждая НКО может создать такой орган по своему желанию.

В некоммерческих организациях предусмотрены такие Высшие органы управления как:

Общее собрание членов в потребительских кооперативах, ассоциациях, союзах, товариществах собственников недвижимости, общинах коренных малочисленных народов РФ, казачьих обществах;
- Съезд (конференция) либо общее собрание в общественных организациях и общественных движениях;
- коллегиальный высший орган управления в фондах и автономных некоммерческих организациях;
- Учредитель в частных учреждениях.

При управлении некоммерческой организацией ее высший орган является гарантом соблюдения целей, ради которых была создана данная организация. Кроме того, высший орган принимает самые значимые решения при управлении НКО, передача которых кому-либо другому невозможна (кроме вопросов 4-6 указанных ниже):

Изменение положений устава НКО, а также дополнение новыми положениями;
- выбор первенствующих (приоритетных) направлений деятельности НКО и особенностей формирования и использования ее имущества;
- избрание (назначение) исполнительных, надзорных и других органов НКО, в том числе и досрочное прекращение их функций;
- утверждение годовых бухгалтерских балансов, отчетов, финансовых планов;
- открытие представительств и филиалов ;
- принятие участия в других организациях;
- вопросы реорганизации и ликвидации НКО.

Высшие органы НКО могут принимать решения, если в их заседании принимает участие не меньше 50% членов соответствующего высшего органа управления. Решение считается принятым, если за него проголосовало простое большинство членов соответствующего высшего органа управления. Однако решение исключительной компетенции высшего органа будет принятым, если за него проголосовало квалифицированное большинство (то есть 2/3, 3/4) членов, участвующих в заседании соответствующего высшего органа.
В структуре управления АНО есть один небольшой нюанс, но очень важный. Работники организации не могут входить в коллегиальный высший орган управления более чем на треть от общего количества членов данного органа.

Члены высшего органа управления НКО работают на бесплатной основе, так сказать на энтузиазме, вознаграждение им не выплачивается за их работу, но компенсируются расходы, понесенные ими, связанные с участием в высшем органе управления.

Исполнительные органы НКО (единоличные или коллегиальные) руководят деятельностью НКО и отчитываются за свою работу перед высшим органом управления НКО. Исполнительные органы наделяются теми полномочиями, которые отсутствуют у других органов управления НКО. Исполнительные органы НКО осуществляют свою деятельность на платной основе.

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

изменение устава некоммерческой организации;

определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;

принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

4.1. Правила настоящего пункта применяются, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, предусмотренным абзацами вторым - девятым пункта 3 настоящей статьи. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

Похожие публикации