"Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду.". Консультация для воспитателей "подготовка детей к обучению грамоте" Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте необходимо прежде всего понять, какие особенности письменной речи и является главным в овладении чтением и письмом.

Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основной для которых устная речь. Основой для обучения грамоте является загальномовленневий развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей (развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитания звуковой культуры речи).

Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о языке повышают уровень ее произвольности и осознанности, что в свою очередь оказывает влияние на общий речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Таким образом, необходим двусторонний связь между процессом развития речи и подготовки к обучению грамоте.

Проблемой психологической структуры письма и чтения занимались такие ученые, как А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Б. Г. Ананьев, Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев и другие.

Письменная речь - это зрительная форма существования устной речи. В нем моделируется, то есть обозначается определенными графическими знаками, звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность графических изображений, то есть букв.

Чтение и письмо является аналитико-синтетическим процессом, который включает звуковой анализ и синтез элементов речи. А. Р. Лурия определял чтение как особую форму импрессивного речи, а письмо - как особую форму экспрессивной речи.

Рассмотрим психофизиологическую структуру чтения и письма в норме.

Чтение является сложным психическим процессом, и прежде всего, смыслового речи, его понимание. Чтение начинается с зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующим звуками и осуществляется воспроизведение звуковимовного образа слова, его прочтения. И, наконец, в результате соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.

Таким образом, построение процесса чтения характеризуется взаимодействием двух уровней: сенсомоторного и семантического. Сенсомоторный уровень состоит из нескольких тесно взаимосвязанных цепей: а) звуко- буквенный анализ; б) содержание полученной информации; в) смысловые догадки, которые возникают на основе этой информации; г) сравнение, то есть контроль гипотез, возникающих с заданным материалом. Сенсомоторный уровень обеспечивает как бы "технику" чтения - скорость восприятия, его точность.

Семантический уровень на основе данных сенсомоторного уровня ведет к пониманию значения и смысла информации. Сложное взаимодействие, единство этих уровней и обеспечивает чтение как с стороны скорости и точности восприятия знаков, так и со стороны адекватного понимания значения, которое имеют эти знаки.

При формировании чтения у детей зрительное восприятие буквенных знаков - отдельно или в слове - обязательно сопровождается проговаривание вслух, то есть переводом зрительной лексемы в ее звуковой и кинестетический аналог. Точное, безошибочное восприятие - основное условие правильного понимания того, что читаем.

Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включая большое количество операций. Письмо начинается с мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет. Она мыслительно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей.

Первой из операций, входящих в состав самого письма, является анализ звукового состава слова. Из звукового потока, который воспринимается человеком, который пишет, должна быть выделена серия звучаний. Важными условиями письма является определение последовательности звуков в слове и преобразования звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки - фонемы. В начале развития навыка письма эти процессы протекают полностью осознанно, а дальше почти перестают контролироваться сознанием и осуществляются автоматически.

Второй этап - перевод фонем в графемы, то есть в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного размещения их элементов. Каждая фонема должна быть переведена в соответствующую букву, которая должна быть написана.

Третьим и последним моментом в процессе письма является перекодирование зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).

К психологических предпосылок письма относят:

1) сформированность (или сохранность) устной речи, произвольное владение им, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности;

2) формирование (или сохранность) различных видов восприятия, ощущений и знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений, а именно: зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, знание и ощущение схемы тела, "правого "и" левого ";

3) сформированность двигательной сферы - тонких движений, предметных действий, то есть различных видов праксиса руки, подвижности, переключение, устойчивости и т.д.;

4) формирование у детей абстрактных способов деятельности, возможно при постепенном переводе их действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями;

5) сформированность общего поведения - регуляции, саморегуляции, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения.

Подготовка детей к овладению грамотой и сам процесс обучения чтению и печати - сложная интеллектуальная деятельность, которая требует высокого уровня организации учебной деятельности.

В современной методике принят звуковой аналитико синтетический метод обучения грамоте. Само название говорит о том, что в основе обучения лежит анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. Ребенок сможет научиться читать и писать только тогда, когда овладеет умением переводить графические знаки в звуки и наоборот, то есть научится осуществляться звуко- буквенный анализ слов.

Фонемная система современного украинского литературного языка насчитывает 38 фонем, которые обозначаются 32 буквами. Каждая из фонем является абстрактным языковым понятием, которое существует в нашем сознании как обобщение целого ряда звуков, обозначаемых одной и той же буквой. Фонема - наименьшая звуковая единица языка, с помощью которой различают значимые единицы языка (морфемы и слова).

Произношение фонемы при чтении должна происходить с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы (ма, мо, мы, м). Во время учебы грамоты это проявляется в том, что дети должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость и мягкость предыдущей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Анализ механизмов чтения и письма приводит к выводу, что дети должны приобрести широкий ориентирования в звуковой стороне речи, то есть иметь достаточно развитую фонетико-фонемную систему, к которой относятся: звукопроизношение, фонематическое восприятие, фонематическое представление, звуковой анализ, звуковой синтез.

Фонематическое восприятие - это специфическая языковая действие, направленное на переработку воспринятой речевой информации (в ее физических характеристиках) в систему языковых знаков и смыслов. То есть, это процесс узнавания и различения звуков речи (фонем).

На фонематическое восприятие опираются фонематическое представление. Фонематическое представление - внутренние константные фонемные образы звуков. То есть, это способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания, что позволяет правильно использовать звуки для различения слов. Именно формирование во внутреннем плане фонемных (Не звуковых) образов слов обеспечивает константность слухового восприятия. В результате слово, которое произносится разными людьми, с разной интонацией, в различных фонетических условиях (в начале, в середине или в конце предложения), всегда воспринимается константно (одинаково). Фонематическое представление играют важную роль как в процессе восприятия речи, так и в процессе порождения ребенком собственных высказываний.

В сложном комплексе психических процессов, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребенка осуществлять анализ звукового состава слова (К. Д. Ушинский, Д. Б. Бльконин, Л. Ф. Спирово, Г. А. Каше и другие).

А. Р. Лурия отмечал, что осознание ребенком звуковой строя речи предусматривает переключение внимания от семантики слова в его звукового состава, то есть умение дифференцировать звуки на слух и в произношении, выделять в многообразии звуков речи отдельные звучания и превращать звуковые варианты в четкие фонемные, характерные для этого языка. Кроме того, фонематический анализ включает в себя способность устанавливать точное каждой фонемы в слове, сохранять последовательность этих фонем и определять их количество в составе слова. Главное в фонематический анализ - установление отношений между фонемами, которые образуют слово.

Важное значение для полноценного овладения навыками письменной речи имеет развитие фонематического синтеза. Под фонематическим синтезом понимают умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим его узнаванием.

Для усвоения процесса слияния отдельных звуков в слово ребенок должен обладать достаточным уровнем развития фонематического восприятия, слухового внимания, памяти и самоконтроля. Это необходимо для того, чтобы правильно воспринять, запомнить и воспроизвести ряд заданных фонем именно в той последовательности, в которой ребенок их услышала.

Фонематический анализ и синтез являются основными функциями для овладения процессами чтения и письма. Они взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга. Полный фонематический анализ способствует успешному слиянию фонем в слоги. В свою очередь фонематический синтез дает основу для четкого анализа фонем слова. Наивысшим результатом систематического обучения должно быть перевод этих фонематических процессов во внутренней умственный план выполнения без опоры на слуховые и кинестетические ощущения (А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин).

В современной коррекционной методике используют и нетрадиционные методы обучения грамоте. В работе с детьми с ЗПР, ОНР, РВД, которые не могут усвоить звуковой анализ учитывая определенные причины, применяют систему методических приемов В. Зайцева (Н. Компанец). Методика основана на использовании его авторских кубиков, на которых систематизированы размещено все возможные в украинском языке склады. Особенностью является то, что обучение происходит не из-за звуки, а через склады, то есть избегает двойного перехода состав - звук - состав (ведь маленький ребенок начинает говорить составами). Главный принцип - все кубики показывают одномоментно. Это позволяет научиться читать через целостную систему.

Один из главных приемов в методике Зайцева - письмо. Сначала - списывание, затем - письмо указанием по табличками, впоследствии - письмо под диктовку. Следующими после письма есть творческие задачи: придумывание маленьких историй (предложений) о словах (названия предметов, действий, явлений).

Для детей, которые с трудом овладевают аналитико-синтетическим способом чтения, рекомендуют внедрять глобальный и напивглобальний методы обучения письменной речи (Д. Доман, А. Р. Лурия, В. Тарасун).

Основные задачи глобального метода чтения сводятся к обеспечению повествовательного, свободного вещания, естественного звучания тона, без типичного растяжения и монотонного нанизывания слов. Дети учатся читать так, будто они разговаривают с родителями или друзьями, стараясь не останавливаться. Основная особенность этой методики заключается в том, что единицей чтения определяется не буква или звук, а слово или даже целое предложение. Дети учатся читать фразы и слова до того, как ознакомятся с отдельными буквами, а сам процесс обучения охватывает несколько этапов: чтение отдельных слов, словосочетаний, простых предложений, распространенных предложений, рассказов. Одновременно у детей систематически и целенаправленно формируется умение осуществлять фонематический анализ и синтез слов, которые они хорошо научатся читать целостно.

Напивглобальний способ чтения полезен для тех детей, которые перед началом обучения имели достаточный уровень развития фонематического анализа и знали некоторые буквы. В работе с ними этот способ можно применять преимущественно в случаях чтения слов со сложной звуко-буквенной структурой.

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Цели, задачи и содержание обучения грамоте дошкольников.

В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения, обеспечивающего реализацию этих мотивов. Недоразвитие целенаправленной деятельности связано с нарушением развития эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом. Именно произвольное управление деятельностью необходимо для процесса обучения. В связи с этим в период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей интереса к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.

Обучение грамоте в детском саду преследует две цели:

  1. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
  2. Научить детей чтению и письму.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. При этом учитывается повышенный интерес детей 4-5 лет к звуковой стороне языка. Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.

Ребенка учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. По звуковому анализу проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяется фишками – заместителями букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно.

Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.

Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог. По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.

Первоначальное обучение грамоте предусматривает:

  1. Формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать. В то же время, само обучение грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности.
  2. Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.
  3. Развитие связной речи. Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность.
  4. Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.
  5. Совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).
  6. Формирование слогового чтения и навыков письма.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

  • развитие умения вслушиваться в слово;
  • выделять звуки;
  • различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

  • последовательно выделять звуки;
  • устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

2. Современные требования к занятию по обучению грамоте.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование черт гармонической личности.

Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Предлагается разнообразное построение занятий: игра, занятие – спектакль, дети – учителя.

Используются литературные персонажи, специальные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжетных и пейзажных картин.

Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

Схема занятия включает:

  1. Оргмомент с элементами релаксации, психогимнастики и психофизическими упражнениями.
  2. Мимические, дыхательные, голосовые и физические упражнения.
  3. На каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи.
  4. Физминутки несут речевую нагрузку.
  5. Задания на словотворчество детей.
  6. Задания на коррекцию психических функций.

Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети, играя, постигают понятие “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, “предлог”, “буква”, закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Некоторые варианты организации занятий с использованием:

  • сюжетов сказок;
  • элементов фольклора;
  • воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
  • литературных персонажей;
  • известных и придуманных игр;
  • элементов сюжетно-дидактических игр;
  • сюжетных и пейзажных картин;
  • специально изготовленных пособий, рисунков, панно;
  • настольно-печатных игр;
  • сюжетов и героев мультфильмов.

В занятия вводятся задания на развитие языкового анализа и синтеза, подготовку к обучению грамоте, лексико-грамматические задания, физпаузы, голосовые, дыхательные упражнения, имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов, стихи, диалоги.

Более детальное изложение вариантов организации сюжетно-тематических фронтальных занятий:

1. Организационный момент.

Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” (звук ЛЬ) начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего “Я”, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия.

Обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки.

Например, в занятии “Наши друзья – Домовой и Домовенок” (звуки Д, ДЬ) тема сообщается следующим образом: Сегодня к нам пришли озорной Домовенок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах: дом, Домовенок? Сегодня мы вместе с ними будем изучать звуки “Д”, ”ДЬ”.

На занятии “Поездка в Простоквашино” (звуки Р, РЬ) дети разговаривают по телефону с котом Матроскиным: Сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки “Р”, “РЬ”.

Игровая форма сообщения темы не только пробуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
  • показывается “профиль” звука на рисунке;
  • уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок (глухие и звонкие звуки), поется или не поется звук (гласные и согласные);
  • находится образное сравнение звука (р – рычание тигра, ль – весенняя капель);
  • звуки обозначаются цветными символами;
  • определяется их место в звукобуквенном городе (в Синей, Зеленой или Красной стране).

4. Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах.

Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности и мимики.

Например, согласные звуки С, Ш решили совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними и будем учиться правильно их произносить и различать эти звуки. Подошли они к Красному замку. Какие звуки здесь живут? Гласные. Давайте их подружим. Звук С подружился со звуком А, какой получился слог?.. Послушайте, как слоги разговаривают между собой:

са-ша-са-ша - здороваются,

со-шо-со-шо - удивляются,

су-шу-су-шу - сердятся,

сы-ши-сы-ши - прощаются.

5. Произношение звуков в словах.

На этом этапе решаются следующие задачи:

  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • уточнение и расширение лексического запаса;
  • овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • овладение простыми и сложными видами слого-звукового анализа и синтеза.

Для решения этой задачи важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятия. Второй – поставленной задачей.

В работе по обогащению словаря и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки, картинки.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда...) способствует развитию логической памяти. А применение слов, насыщенных одним изучаемым звуком (в начале, в середине, в конце) развивает звуковое чутье.

Параллельно ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить слово в разных падежах, в ед. и мн. числе, в настоящем и прошедшем времени, с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры: “Звук потерялся”, а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому или последнему звуку, слогу и восстановление пропущенных слогов.

Зрительная память и внимание хорошо развивается в играх “Что изменилось?”, “Кто спрятался?”, “Кто улетел?”.

Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия – там, где это вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даются в середине занятия или упражнения по звукобуквенному анализу и синтезу даются в заключительной части. Особый интерес вызывают задания, в которых собираются рассыпанные звуки. Составление схем чередуется с подбором слов к схеме. На более поздних этапах дети отгадывают кроссворды и ребусы. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах.

6. Физминутка.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки заключаются в:

  • снятии усталости и напряжения;
  • внесении эмоционального заряда;
  • совершенствовании общей моторики;
  • выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Предлагаются различные формы проведения физминутки:

  • подвижная игра;
  • имитация трудовых действий;
  • произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
  • физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.

Желательно музыку для физминутки связывать с темой занятия.

7. Работа над предложением.

Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложении способствует предварительная работа над словосочетаниями (согласование прилагательных с сущ., образование отн. прил., согласование их с существительными и т.д.)

Усвоение закономерностей в установлении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятия решаются следующие задачи:

  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • актуализация накопленного словаря;
  • формирование связности и четкости высказывания;
  • работа над предложением как средством развития мыслительных процессов, в частности – умозаключений;
  • анализ и синтез словесного состава предложения как средства предупреждения дисграфии.

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой (заяц, куст, сидеть, под).

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых нужно исправить смысловые ошибки (наступила зима, распустились почки на деревьях). “Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?”. Этот же принцип используется в исправлении “полезных” советов: ”Гладьте белье сковородкой”... Дать самостоятельные умозаключения помогают такие вопросы, как “Что вы будете делать, если...” Обязательным условием на этом этапе является логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях.

8. Произношение звука в связной речи.

Основная задача данного этапа:

  • совершенствование навыка правильного произношения звуков в связной речи, т.е. доведение произношения до автоматизма.

Попутно решаются и другие задачи:

  • развитие воображения и творческой фантазии;
  • развитие словотворчества;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой занятия и заданиями предшествующего этапа.

Методы основной и попутных задач разнообразны: чистоговорки, диалоги, стихи, насыщенные изучаемым звуком, доступные, занимательные, многообразные по интонационным характеристикам.

Задания на составление или договаривание чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, рифмы: пересказ сказок, театрализация, творчество в развитии сюжета занятия, придумывание диалогов, вопросов.

9. Обучение элементам грамоты.

Это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач:

  • познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
  • учить читать букву, слоги, слова;
  • учить писать печатными буквами слоги, слова.

При решении первых двух задач необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать, что главным отличаем звука от буквы является то, что звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Создается зрительный образ буквы:

“Вот какая буква “Ц”
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка”.

Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой.

Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось? Более сложные задания: кроссворды, ребусы, игры “Звездный час”, “Поле чудес”.

По мере овладения чтением задания даются на любом этапе занятия.

Наиболее приемлемой формой организации занятий является игровая.

Письмо печатных букв требует соблюдения санитарных и гигиенических норм на занятиях и дома.

10. Итог занятия.

Подводится итог, т.е. определяется результативность. Дается только положительная эмоциональная оценка. Отмечается активность каждого ребенка. Узнать, что понравилось, что бы хотели узнать в следующий раз.

В конце занятия детей может ожидать сюрприз.

Главное: занятие от начала до конца должно быть добрым.

Тимошенко Екатерина
Консультация для воспитателей «Основные особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Цель : повысить уровень … воспитателей массовых групп в вопросах по обучению грамоте .

Задачи :

1. Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте .

2. Предоставить систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые, помогут усвоить программу .

Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой , то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научится точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится» . К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка дисграфий.

Дисграфия у детей – специфическое нарушение письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки.

Основной целью подготовки к обучению грамоте дошкольников является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению .

К сожалению, достаточно часто педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например :

Смешивают понятия «звук» и «буква» , что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза.

Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей .

Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква» .

Не используется орфоэпическая грамматика , введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ].) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

Доминирует отработка техники чтения. Страдает его содержательная сторона.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте :

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи :

Развитие умения вслушиваться в слово;

Выделять звуки;

Различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова :

Последовательно выделять звуки;

Устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей . Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Занятия по обучению грамоте построено на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению, подготовке руки ребенка к письму. И необходимо знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.

В средней группе комплексно решаются следующие задачи :

1. Ознакомление со словом (слова звучат по-разному и похоже; их можно разделить на слоги, моделирование). Чтение художественных произведений, словарные упражнения, помогающие употреблять термин «слова» : «Назвать сюжетную картинку или группы предметов одним словом (игрушки, овощи, фрукты) ». «Назвать слова, обозначающие качество предметов, например яблоко (круглое, красное, кислое) ». «Задания на различение слов сходных по звучанию : мишка-шишка, баран-банан и т. д.». «Задания на ознакомление детей со слоговой структурой слова». Нужно научить ребенка слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность.

2. Ознакомление со звуками. Ознакомление с изучаемым звуком проходит 4 этапа, которые сменяют друг друга :

Познакомить с понятием «звук» ;

Интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове);

Формирование умения различать твердые, мягкие согласные;

Названия слов с заданным звуком;

Ознакомление со звуковой стороной слова способствует формированию представления о слове, является основой для последующего обучения анализу его слоговой и звуковой структуре. Словесные игры («Подскажи словечко» , «Закончи предложение» ) приучают внимательно слушать стихотворения, способствуют развитию фонематического слуха.

3. Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. Развитие мелкой моторики тесно связанно с речью детей .

Подготовка детей 5-7 лет к обучению грамоте включает два основных направления :

1. Освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться звуковой действительности языка.

2. Подготовка руки ребенка к письму - овладение некоторыми графическими умениями.

Решаются основные задачи :

1. учить детей проводить звуковой анализ слов (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие) ;

2. учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук;

3. знакомить детей с графическим изображением буквы;

4. обучать чтению слогов ;

5. развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

На первых занятиях педагог уточняет понятия детей о гласных и согласных звуках, длинных и коротких словах. Знакомство со звуками и буквами алфавита начинается с гласных У, А, О, Ы, Э, что на следующем этапе ознакомления с согласными позволит детям читать слоги и слова из этих букв. При введении первых согласных дети начинают читать слоги, слова, знакомятся с условными обозначениями гласных, согласных, учатся работать со схемами слов. Читая слова, они знакомятся с ударным слогом, ударной гласной. На занятиях дети учатся выделять изучаемый звук и слово, определяют какой звук : гласный или согласный. Учатся находить слова с этим звуком в тексте и запоминать их, что способствует обогащению словарного запаса дошкольников . Далее дети тренируются в определении места звука в слове, затем идет знакомство с буквой, которая обозначает этот звук.

Важно научить различать понятия «звук» и «буква» (звук - то, что мы слышим и произносим, а буква - то, что мы видим и пишем. Буква - это «одежда» для звука).

Затем идет штриховка буквы : гласные штрихуются красным цветом, согласные - синим (твердые) и зеленым - мягкие. Дети учатся писать печатную букву в рамках клетки одинаковой высоты и ширины. Это работа способствует развитию графических навыков, готовит руку ребенка к письму.

Развитие навыка звуко-буквенного анализа слов проводится поэтапно :

Определение количества слогов в слове;

Последовательное произношение каждого звука в слове;

Определение количества звуков в слове;

Построение звуковых «домиков» , где каждому звуку отводится своя клетка-«комнатка» (количество клеток соответствует количеству звуков) ;

Обозначение звуков их определенным цветом (гласные - красным, твердые согласные - синим, мягкие согласные - зеленым).

На занятиях по ознакомлению со звуками и буквами решаются следующие задачи :

Познакомить с понятием «звук» ;

Учить выделять звук в слове;

Учить определять место звука в слове;

Познакомить с понятием «буква» ;

Учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков;

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

В дальнейшем, в процессе занятий нужно знакомить детей с элементарными правилами правописания : раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением большой буквы в начале предложения и в написании имен людей и кличек животных. В ходе обучения письму печатными буквами или выкладыванию слов из букв разрезной азбуки необходимо закреплять навык предварительного анализа слова и последующего его чтения. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем «написано» , а затем прочитано ребенком.

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, УХА; САНИ) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, и т. д.) .

Процесс обучения должен строиться только на материале правильно произносимых звуков. В связи с этим следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления ребенка с буквами русского алфавита. Разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки - есть «трудные» для детей звуки . В дальнейшем это может привести к возникновению нарушений письма и чтения. Поэтому трудные в произношении звуки и соответствующие им буквы следует изучать в последнюю очередь. Можно предложить следующую последовательность изучения букв : А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, X, Ы, С, 3, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

Группа гласных Я, Ю, Е, Ё, И вызывает трудности у детей , так как они обозначают два звука «ЙА» и т. д. Поэтому детям дается такое понятие : согласные звучат твердо, если после них пишутся А, О, У, Ы, Э и мягко, если после согласных стоят Я, Е, Ё, Ю, И.

Чтобы сформировать у детей полноценное действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила :

Звук выделяется на фоне слитного произнесения слова (кошшшшшка, ссссобака и т. п.) ;

После того, как он выделен, его надо назвать изолированно;

Интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова;

Словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях : в начале, в середине, в конце.

Подводя итоги, следует отметить, что для эффективного обучения грамоте , ребенку необходимо научиться :

· выделять из слова любой звук, находящийся в сильной позиции;

· определять на слух последовательность звуков в словах любой структуры;

· соотносить звуки с буквами;

· отделять в устной речи одно предложение от другого паузой;

· выделять из устной речи слова и предложения;

· употреблять в речи термины «звук» , «слово» , «предложение» , «гласные звуки» , «согласные звуки» ;

· ориентироваться на листе бумаги;

· иметь достаточно развитые графические навыки и мелкую моторику.

Подготовка к обучению грамоте направлена не только на усвоение учащимися некоторого комплекса знаний и выработку ряда умений, но и на общее развитие ребенка.

Этот период обучения должен стать той почвой, на которой возможно формирование достаточно сложных видов умственной деятельности, необходимых для дальнейшего изучения школьного курса русского языка.

Шандарова Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 275 "Миша"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения
Дата публикации: 14.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста в условиях

дошкольного учреждения

Подготовка детей к школе является одной из самых актуальных проблем на

протяжения

дошкольной

педагогики.

настоящее

становится всё более острой в связи с модернизаций системы образования и

введением

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования, который требует от нас уйти от учебной модели, не

подменять

обеспечить

интересную

разнообразную жизнь в дошкольном учреждении. При этом социальный запрос

родителей по подготовке детей к школьному обучению существует, и, учитывая

Нас, педагогов, волнует проблема подготовки к обучению грамоте детей в

условиях дошкольного учреждения. Как лучше осуществлять решение этих

воспитатели

методиками,

закономерностей

процесса

обучения

Поэтому, в детских садах прослеживается негативная тенденция, когда работа

по подготовке к обучению грамоте либо совсем не проводится, либо заслоняет

общеречевому

развитию

предъявляются

завышенные требования, и обучение ведется неадекватно возрасту школьным

Все мы знаем, что, к сожалению, неумение читать или медленное

(побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка

даже в первом классе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть

чтением, чем шестилетнему.

настоящее

педагогических

разнообразным,

определенной

стихийным.

дошкольного

возраста,

высокого

качества.

Отдельные

составители

образовательных

программ,

педагоги

родители,

знакомые

закономерностями

развития

письменной

допускают серьезные методические ошибки.

Например:

Смешивают

затрудняет

процессы

звукобуквенного анализа и синтеза;

Наблюдается

произвольное

хаотичное

знакомство

закономерностей развития их фонемных имен (звучания);

Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции

[БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения

ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических

группах и, конечно, в школе.

Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое

приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого

слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо

слова СТУЛ .

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим

невольно

возникает

нарушение

процесса

читательский

Переучивание

«читателей»

дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам

указывают

возможность

обучения

грамоте

старшем

дошкольном

возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов ДОУ и

родителей детей.

Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению

грамотой является сформированность фонематического восприятия. У детей в

возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой

утверждению

пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку

отличает

свежесть

восприятия,

любознательность

воображения». В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так

возрасте

развивать

фонематический

восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой

действительности

знаковой

есть,

обучении

грамоте

необходимо

наличие

добуквенного,

чисто

звукового

периода

обучения,

который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как

речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. Прежде чем

слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых

состоят слова). Дети должны постичь определенную систему закономерностей

различать

гласные (ударные

безударные),

согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию,

находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из

слогов, из звуков.

Позднее ребенок учится делить речевой поток на предложения,

предложения на слова и только после этого знакомится с буквами русского

алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким

образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового

внимания

заканчиваться

формированием

старшего

дошкольного

возраста первоначальных навыков звукового

анализа, то есть начальному

обучению чтению и письму печатными буквами.

Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные

сроки

начала

обучения

грамоте. Ребенок

обладает

чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому

именно этот возраст самый благоприятный для начала подготовки к обучению

письму и чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и

овладевают.

формирование

ориентировки

звуковой

действительности

целесообразнее

начинать

ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической

точности речи, к словотворчеству, к звуковым играм. Но вместе с тем, было

выявлено,

дошкольники

обладают

избирательной

восприимчивостью

обучению грамоте. Именно эту индивидуальную способность каждого ребенка

необходимо учитывать, определяя его срок (свой для каждого ребенка) начала

обучения грамоте.

конкретную

методику,

педагогам

учитывать,

используемая

обучения

сочетаться

соответствующей

системой

обучения

соблюдая

преемственности

школой. В

школах

основном

ведется обучение чтению и письму звуковым аналитико-синтетическим

методом, разработанным коллективом ученых под руководством Даниила

Борисовича Эльконина.

В нашем дошкольном учреждении сложилась определенная система в

подготовки

обучению

Поскольку

родителей существует, а дети, как было сказано выше, испытывают интерес и

потребность

освоение

отказались

обучению

грамоте наших дошколят. Главное, делать это грамотно, последовательно и в

системе, учитывая все вышесказанное. При этом следует подчеркнуть, что

мы не ставили и не ставим себе задачу – научить всех детей читать!

Закономерности овладения чтением и письмом, наличие разработанной и

апробированной методики позволяют нам определить содержание работы по

подготовке дошкольников к обучению грамоте в детском саду следующим

образом:

ознакомление

звуковым

строением

формирования

звукового

определение

количе ства,

последовательности звуков в слове и составление слов с определенными

звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной

смысловой единицы из потока речи;

ознакомление с предложением и его словесным составом;

деления предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;

членение слогов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов.

Последние годы мы используем в работе методику Дины Григорьевны

На мой взгляд, данное методическое пособие обеспечивает согласованность со

школьными программами, что очень важно. Начиная со старшей группы, мы

проводим

специально

организованное

по подготовке

детей

обучению грамоте один раз в неделю.

Материал для каждого занятия подобран так, чтобы у нас

возможность выбора, исходя из потенциальных возможностей ребёнка, даны

Образовательную

деятельность

небольшой

занимательной

обязательно

учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка. За два года дети:

успешно овладевают понятиями слово, звук, буква, предложение, знают

различают гласные и согласные звуки; свободно и осознанно читают

трёхбуквенные

постепенным

переходом

чтению целого слова;

правильно составляют из букв разрезной азбуки слоги и слова простой

структуры;

составлять

предложения

интонационно

правильно

проговаривают их в соответствий со знаком на конце(!?);

проявляют интерес и любовь к чтению, родному языку.

К каждому занятию мы подходим творчески, заранее подбираем наглядный,

дидактический материал, без которого невозможно активизировать мышление

детей и поддерживать их интерес и внимание.

У многих детей есть нарушения звукопроизношения. Совершенствуя

целесообразно

начинать

артикуляционных

упражнений,

проговаривания

всевозможных

скороговорок,

четверостиший,

рифмованных

материал

представлен

конспекте

программы Шумаевой Д. Г.

Главное место отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением.

показывает,

необходимо

достаточно

звуковому

восприятию

формируя

фонетический

Необходимо

постоянно

проводить

словарную

поскольку

начальных

ступенях

обучения чтению процесс понимания отстаёт от восприятия слова. И здесь

упражнения,

формирующие

способность

схватывать

читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и

понимать собеседника. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас

детей синонимами, антонимами в процессе лексико - грамматических игр и

упражнений. Много внимания уделяем работе с индивидуальными разрезными

азбуками, так как процесс обучения идёт более эффективно, если ребёнок

«пропускает» буквы, слоги через пальцы. Буквы и слоги раздаём детям к

каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все

индивидуальными

разрезными

азбуками,

обращаем

внимание

расхождение

написании

произношении

отдельных слов.

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы физкультминутки.

Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом

многие из них соответствуют теме занятия.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребёнка. И то,

насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего

терпения,

доброжелательности.

Проявлять

истинный

связано с обучением ни в коем случае не допускайте грубого « нажима»,

бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учеником.

Дайте ребёнку поверить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию

чувствует свой успех, делает какие- то маленькие «открытия» для себя и с

радостью идёт на каждое занятие.

Наш детский сад поддерживает тесную связь с учителями начальной школы.

прислушались

учителей

элементы

письменных букв и сами буквы, а больше внимание уделять развитию звуковой

культуры

моторики,

правильно

карандаш,

печатать буквы.

Результатом целенаправленной системной работы является то, что дети

ненавязчиво, каждый в своем темпе, постепенно начинают читать, делают это с

олеся осипова
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

Успехи в чтении и письме во многом будут, зависят от того как ребенок введен в грамоту и в усвоении русского языка в целом.

Исследования ученых позволили, установит наиболее сензитивные сроки для начала обучения детей грамоте . Подготовка должна начаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое чутье к языку. Ребенок обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти от смыслового значения слова к звуковому.

Социальный заказ родителей, особый интерес современных детей к чтению обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду . Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений . К числу первостепенных задач относятся обучение старших дошкольников чтению . Педагоги используют прописи на печатной основе, что позволяет обучать пятилетних детей курсивному письму .

В настоящее время целесообразно устанавливать преемственность между конкретным ДОУ и конкретной школой в определении содержания и объёма работы по обучению дошкольников грамоте . Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Преемственность исключит дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению в ДОУ .

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте , воспитателю всегда необходимо помнить, что главное – учитывать особенности ребенка дошкольника , его интересы и потребности. Нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать сетку занятий, сокращать время игр и других видов деятельности.

Подготовка к школе - организация полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства . Знания, полученные ребенком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе (по их мнению – это овладение умением читать и писать) . И если детский сад не решает этой задачи, то родители, как правило, быстро находят пути удовлетворения своих потребностей : ребенок начинает посещать занятия или в «школе раннего развития» , или в подготовительном классе общеобразовательной школы. (И это сверх тех занятий, которые проводятся в детском саду) а если к этому добавить посещение ребенком 6-7 лет музыкальной школы, художественной студии или спортивной секции, то можно легко представить себе общую картину учебной нагрузки на современного ребенка - дошкольника . Практика подтвердила, что крен в сторону интеллектуализации образования дошкольников не даст ценностно-значимых результатов в целостном развитии личности ребенка. Главная задача взрослого (педагогов, родителей) – сохранить мир детства, помочь ребенку прожить детские годы в радости, обеспечить постепенность социального взросления.

Каковы же требования к содержанию обучения детей грамоте в современных образовательных программах .

В обновленном варианте российской программы «Программы воспитания и обучения в детском саду » (под редакцией М. А. Васильевой) оббьем и содержание работы по подготовке к обучению грамоте сохраняются . К концу года, ребенок должен : различать понятия «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» ; называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги – в словах; находить в предложении и слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Умение называть в последовательности звуки в словах предполагает навык звукового анализа состава слова.

В обновленном варианте программы сохраняется ин название отдела «Развитие речи» , а подраздел или направление деятельности формулируется как «Подготовка к обучению грамоте » .

Традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления :

1) Развитие связной речи;

2) Подготовка к обучению чтению ;

3) Подготовка к обучению письму .

Эти направления должны стать обязательным структурным компонентом занятий.

Приступая к организации процесса обучения старших дошкольников , педагогу важно учитывать два момента : обучение не должно разрушать естественность жизни детей и принудительное обучение бесполезно . В процессе организованной образовательной деятельности должен главенствовать дух открытия (ничего не сообщать детям в готовом виде) . Ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями : подумайте, отгадайте. При подготовке и организации занятий педагог должен стремиться расширить поле активной творческой мыслительной деятельности детей , включать ситуацию спора, дискуссии, просить обосновывать свое мнение или ответ.

Необходимо помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

Десять советов родителям

Совет 1. Занимайтесь с ребенком регулярно, выберите направления занятий, не перескакивайте с одного вида занятий на другие.

Совет 2. Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

Совет 3. Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий – это даст ребенку уверенность в своих силах.

Совет 4. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка.

Совет 5. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

Совет 6. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.

Совет 7. Подбадривайте, поддерживайте ребенка в тех случаях, когда он испытывает трудности или у него что- то не получается.

Совет 8. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

Совет 9. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые трудны и не и получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

Совет 10. Учитесь видеть не только слабые, но и сильные стороны развития ребенка. Выстраивайте занятия так, чтобы ребенок мог использовать сильные стороны своего развития.

Публикации по теме:

«Подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению» Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является одной из важных задач не только.

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Утина Светлана Юрьевна воспитатель.

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте Старшая группа № п. п название цель Ход игры 1. Дидактическая игра «Назови игрушку» Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Тема: Гласный звук а и буква А. Конспекты занятий по обучению грамоте. Занятие № 1 Тема: «Гласный звук А, буква А, а. Определение места звука в словах. Деление слов на.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказке "Гуси лебеди" Цель: повторить и закрепить.

Похожие публикации