Село команы. Жж - мне это интересно. Контролирующие и обрабатывающие лица

Абхазия привлекает гостей не только великолепными вершинами Большого Кавказа и галечными пляжами Черного моря, но и памятками старины.

Особый след оставило христианство, пришедшее в Абхазию в первом веке. Новую религию принесли в тогда еще римскую провинцию Андрей Первозванный и Симон Кананит. Апостолы проповедовали в Себастополисе, нынешнем Сухуме; после Андрей двинулся дальше, а Симон остался нести веру абхазам, за что был убит римлянами на месте современного города Новый Афон.

Симон - первый, но не последний мученик, погибший от римских мечей. Абхазия до V века была одной из дальних римских провинций, куда ссылались неугодные Риму христиане. Многие из них нашли на землях Абхазии последнее земное прибежище…

Особое место для Абхазского христианства сыграло село в полутора десятках километров от Сухума, Команы. Здесь мученически погиб святой Василиск, отошел к Господу святитель Иоанн Златоуст, также в Команах прятали во время гонений на христиан главу Иоанна Крестителя.

Храм Иоанна Златоуста

Возле поселка Команы (другие названия: Команы Абхазские, Каманы, Каман ), в предгорье, расположен храм Иоанна Златоуста . Самая древняя часть храма - здание из простого камня с одним залом и алтарным полукружием. Эта часть была возведена в XI веке. Свод храма в то время лежал на двух арках, поддерживали свод каменные пилястры. Свет проникал в старый храм только через два окна, а каменная стена вокруг здания оберегала от хищников. В конце XIX века храм реставрировали и достроили два придела и трехэтажную колокольню.

Имя храму дал величайший теолог и философ раннего христианства Иоанн Златоуст. В преклонные годы Иоанн активно противостоял мирской власти и высшим церковникам Константинополя, за что попал в немилость у императрицы и епископов. Противостояние привело к изгнанию 59-летнего ослабленного болезнями Иоанна в абхазский город Питиус. Три месяца длился невероятно тяжелый путь, но, не доехав немного до цели, святитель и архиепископ Иоанн Златоуст обрел покой возле поселка Команы в 407 г. от Рождества Христова.

Более тридцати лет прах Иоанна покоился в саркофаге. Саркофаг, а также часть мощей святого сейчас находятся в храме Иоанна Златоуста. Несколько последних веков Команский храм - один из главных центров паломничества всего региона.

Монастырь Святого Иоанна Златоуста

Монастырь объединяет два храма: Иоанна Златоуста и мученика Василиска. Нельзя сказать, что какой-либо из храмов более важен или чаще посещаем, нет. Оба храма, как и двое святых, одинаково почитаемы: паломники и туристы обязательно их посещают, тем более находятся они недалеко друг от друга - всего в километре, если по прямой.

Стоит сказать и о красотах местности: деревня Команы и монастырь Св. Иоанна лежат между горными склонами в прекрасной долине, сплошь укрытой зеленью. Команы буквально сияют святостью и благостью.

Часовня и источник святого Василиска

Часовня святого Василиска находится перед входом в деревню Команы. Дорога в село уходит чуть правее, а левей - тропка к часовне. Часовня срублена из дерева, слева от нее каменные развалины древнего храма, ориентировочно IV века.

Источник святого Василиска , как и часовня, известен благодаря мученику Василиску, отказавшемуся приносить жертвы языческим идолам по приказу римского правителя Агриппы. Когда святого вели на расправу к Агриппе, солдаты зашли в дом отдохнуть и подкрепиться. Василиска же привязали на улице к дереву под палящими солнечными лучами. Но после молитвы Василиска заколебалась земля, и рядом забил ручей! Именно к этому источнику и приходят сейчас паломники и обычные туристы.


Место обретения главы Иоанна Крестителя

И еще одно святое место есть в небольшой деревни Команы. Именно здесь христиане прятали главу Иоанна Крестителя.

Один из самых известных христиан, погибших за веру, Иоанн Креститель, стал жертвой блудницы Саломеи и царя Ирода. Глава Иоанна - величайшая святыня, которую тысячи лет хранили и оберегали преданные христиане.

Главу унесли из Константинополя после ссылки Иоанна Златоуста в начале V века. Более четырех веков глава Иоанна Крестителя находилась в деревне Команы, а в середине IX века случилось обретение главы Иоанна Крестителя. Это было третье обретение честной главы Крестителя Господня.

В пещере, где находилась святыня, осталось нерукотворное ее изображение.


Абхазия, Сухумский р-н, с. Каман

Село Каманы (Коман, Команы) в Абхазии — одно из самых почитаемых христианами мест, история которого насчитывает более двух тысяч лет. Расположено оно в Сухумском районе, в 15 км от центра абхазской столицы на берегу реки Западная Гумиста. Название поселения переводится как «Святое место».

Согласно христианским преданиям, в 308 году здесь умер и был погребен Святой Мученик Василиск. В селе Каманы функционирует деревянная часовня христианского мученика, а также есть святой источник, который пробился из-под земли в том месте, где святому отрубили голову. Считается, что вода из этого источника обладает целебной силой. Каждый год во время Крещения к источнику приезжает большое количество верующих не только со всей Абхазии, но и из других стран. В соответствии с поверьем, тот, кто окунется в этот день в воде источника, получит прощение своих грехов и благословение Всевышнего. Именно поэтому даже в самые холодные зимы, в Крещение здесь можно наблюдать много желающих почувствовать на себе чудодейственную силу этой воды.

Столетие спустя, в 407 году в Команах умер Иоанн Златоуст, который был одним из трех Вселенских святителей и учителей наряду с Василием Великим и Григорием Богословом. До 483 года тело святителя находилось в селе, после чего его перенесли в Константинополь. В Команах действует мужской монастырь Иоанна Златоуста. При строительстве колокольни в земле была обнаружена гробница, в которой, предположительно, был погребен святитель до переноса его тела в Константинополь. В настоящее время гробница находится в храме, а место первоначального погребения Иоанна Златоуста стало центром паломничества православных верующих.

В селе Коман в недалеко от храма Иоанна Златоуста находится еще одно святое место, куда приезжают паломники со всей России — грот, где была спрятана голова Иоанна Креститетя, являющегося ближайшим предшественником Иисуса Христа. В 18 веке реликвия была похищена и тайно вывезена из Византии в Абхазию. Спустя век, она была найдена и возвращена в Константинополь, а грот в Команах стал почитаться как священное место для христиан всего мира.

Сегодня небольшое село Каманы в Абхазии является крупнейшим центром паломничества и экскурсионным объектом. С 1898 по 1924 годы здесь находился женский монастырь, который был разрушен в период СССР.

Заказать экскурсию в Каманы можно в любом экскурсионном бюро Абхазии или у частников , которые организуют поездки по местным достопримечательностям. Ближе всего добираться в село из Сухуми, поэтому если вы будете отдыхать в Сухуми , обязательно посетите это удивительное место - Коман.

Каманские святыни в фотографиях

25 лет назад в селе Каманы произошла страшная трагедия. Абхазские отряды, в составе которых были и российские боевики, начавшие широкомасштабное наступление по всему фронту, после высадки десанта в Тамыше и штурма грузинских позиций на Гумисте ночью 5 июля 1993 года захватили и высокогорное село Каманы, известное всем своим монастырем св. Василиска. Согласно преданию, здесь в 308 году был убит и был погребен святой мученик Василиск. Рядом с монастырем в Каманах бьет источник святого Василиска, в котором есть камни, на которых по легенде видна кровь св. Василиска

В Каманах находится одна из мировых христианских святынь - саркофаг, в котором был погребён св. Иоанн Златоуст, будучи в изгнании служивший здесь и отошедший ко Господу с последними своими словами: "Слава Богу за всё!" Тело св. Иоанна Златоуста хранилось в этом саркофаге тридцать лет, после чего с почестями было перенесено в Константинополь.

Там же от римлян прятали и голову Иоанна Крестителя во времена гонений христиан.

При коммунистах все это было заброшено, рядом с источником вырыли водоем, чтоб люди не ходили к нему. Абхазский бизнесмен Юрий Ануа в начале 80ых годов взялся восстановить монастырь, он построил лестницу из 1500 ступенек, чтобы можно было подняться к месту, где покоилась голова Иоанна Крестителя, на этой лестнице были устроены места для отдыха, чтобы людям со слабым здоровьем легче было подняться наверх.

Село Каманы от наступающих защищали всего 35 местных грузин. Когда в 3 часа ночи бой подошел к монастырю о. Андриа сказал находившимся в монастыре "Каждую минуту надо ждать смерти. Подготовимся к исповеди и причастию" и вынес из алтаря чашу и в последний раз причастил спасавшихся в монастыре людей святой кровью и телом Христа.

Снаружи застучали в двери.
· Открывайте!
Только что посвященный в иподьяконы Юрий Ануа по благословлению о. Андрея открыл двери. Его же первого и вывели, подгоняя прикладами, во двор.
· Кто ты по национальности? - спросили его.
· Я абхаз. - ответил Юрий Ануа.
· А-а, абхаз, значит. С грузинами что делаешь?
· Я знаю, кто были настоящие грузины и кому принадлежит эта земля.
· На колени! - рыкнул боевик.
· Никогда…

В ту ночь были убиты отец Андриа и Юрий Ануа.
Вечная память защитникам Сухуми и невинным жертвам той войны!

Село Каманы после войны






«Когда-то не очень давно, на слиянии двух горных рек стоял древний храм. Вокруг раскинулось большое селение. Люди в нем были набожны, посещали храм каждое воскресенье и поддерживали его красоту. За это Бог даровал им богатство, поселки стали расти, лачуги превратились в дворцы и вскоре селение стало похоже на красивый город. Но пришло время, когда люди охладели к Богу и перестали жертвовать на храм, который уже стал никому не нужен. Тогда постигло их наказание, началась война и те, кому удалось уцелеть, вынуждены были бежать в другие земли только с тем, что смогли захватить с собой. Так, за очень короткое время, опустело многолюдное селение.»

Война не хочет уходить

Такую легенду-быль рассказывают местные жители о Каманском храме и окружавших его в прошлом больших мегрельских селах Шрома и Ахалшени, ныне лежащих в руинах. Стихают разговоры в автобусе, когда паломники и туристы проезжают по разбитой дороге среди разрушенных домов и огромных кладбищ, направляясь к каманскому монастырю. За покосившимися, ржавыми заборами еще плодоносят сады, роскошные гранитные плиты с грузинской вязью изрешечены автоматными очередями.

Словно богатому довоенному времени, возвышается над долиной сванская башня, украшенная крестами. В древности такие башни, символизирующие силу и мощь рода, строили знатные роды сванов (этнографическая группа грузин) . Башня в Яштухе построена около полувека назад, когда здесь жило много состоятельных семей.

В обитаемой части села Яштуха, на постаменте, стоит танк с фотографиями погибшего экипажа. Это памятник той самой войны, грузино-абхазского конфликта, уничтожившего жизнь в этой живописной долине. На выезде из Шромы, у обочины приютилась невысокая бетонная плита с надписью «The HALO-Trust». Такие таблички установлены на всех дорогах Абхазии, разминированием которых занималась благотворительная британская организация. Значит, по дороге путь безопасен, а в лесные чащи лучше не уклоняться. Война рассыпана по склонам сотнями снарядов и мин.


Древняя река и таинственные пещеры

Путь в Каманы начинается на окраине Сухума, проходя мимо зарастающего ботанического сада и обезьяннего питомника. Город быстро отступает и превращается в полуобитаемый большой поселок — Яштуху. Две высоких горы, похожие на пирамиды, пропускают между собой дорогу. Это ущелье называют «Мертвая долина». В древние века здесь протекала река, прародительница Восточной Гумисты, и впадала в море в районе морского вокзала. Десятки тысяч лет назад она соединилась с Западной Гумистой в районе нынешних Каман, а долина постепенно высохла. И сейчас, во время сильных дождей здесь образуются маленькие озера, которые быстро уходят в карстовые воронки.

Все эти катаклизмы могли наблюдать первобытные люди, поселившиеся на территории Яштухи около 120 тыс лет назад. Здесь найдена одна из крупнейших палеолитических стоянок, на ней постоянно работают археологи.

Когда дорога выходит из Мертвой долины к горе Абхюк, на высоте около 80м виден грот. Это одна из нескольких Гумистинских пещер, ранее называлась Михайловская, позже — Шромская. Пещера углубляется на полкилометра в гору. Здесь были обнаружены кости животных и человека, а так же предметы бронзового века. Всё говорит о том, что она была обитаема в первобытные времена, а позже служила местом погребений. Уже в начале нашей эры пещера сильно отсырела от подземных источников и заросла сталактитами.

Еще несколько похожих пещер, две Ахалшенские и Шакалья, встретятся по пути уже за Каманами. Каждая из них уникальна по строению, украшена сталактитами и подземными озерами. Дороги к ним сейчас забыты и это к лучшему. Частое посещение пещер экскурсиями приносит непоправимый вред как хрупкой красоте их убранства, так и обитающим там редким видам животных.


Потерянный город

Дорога немного поднимается в гору и, минув бывший сельсовет, устремляется вниз по серпантину. Внизу открывается сверкающий рукав Восточной Гумисты, стиснутый двумя горами. За переездом через мост начинается селение Каманы. Оно так же разрушено. Во время войны здесь проходил фронт борьбы за Сухум. Снаряды не пощадили ни одного дома, кроме высокого каманского храма, видимого издалека.

Археологи предполагают, что храм был построен в XI веке и выглядел тогда скромнее: небольшая каменная «коробка», к моменту прихода русских, уже совершенно разрушенная. Высокая колокольня и оба придела были пристроены только в конце XIX века. В советское время колокольню разрушили и тот комплекс, что стоит в Каманах сейчас, очень отдаленно напоминает первоначальную архитектуру.

Во времена средневековья селение было настоящим городом. В окружающих ущельях то и дело находят остатки крепостей, церквей и жилищ, относившихся еще к римскому времени. Русские путешественники, побывавшие здесь в середине XIX века, слышали от абхазов предания о святости этих руин, к ним ходили с приношениями и просьбами.

Само название «Каманы» официально утвердилось за «святым холмом» только с легкой руки греческого археолога Константина Врисиса. В 1884 г он прибыл в абхазские горы с намерением отыскать свою «Трою», с IV века упоминавшийся в исторических документах город Команы, где произошло несколько славных событий христианской истории. Но с тех пор многое забылось. Христианскую честь Абхазских Каман могут оспаривать еще два города с таким же названием, находящиеся ныне на территории Турции. Пока ведутся исторические споры, Абхазские Каманы уже сделались одной из величайших и посещаемых святынь.

Святитель

История Каман тесно связана с преданием о кончине известного христианского святого Иоанна Златоуста, жившего в Византии во второй половине 4 века. Ревностный поборник благочестия, святитель Иоанн оказался в противоборстве с царицей и был сослан в Питиунт (ныне Пицунда), который тогда считался отдаленным и пустынным местом. Но по дороге туда из Константинополя, утомленный жарой и трудами 51-летний святитель скончался, как говорят документы, не дойдя до Питиунта, в Каманах.

Уже погребенное тело святителя, по настоятельным просьбам константинопольцев, подняли из могилы и отправили на родину. Здесь же остался лишь каменный саркофаг, его можно увидеть внутри церкви.


Воин

Но не только Иоанн Златоуст сделал славу древнему городу. Каманы упоминаются в «Житии Св. мученика Василиска», воина-христианина, жившего незадолго до святителя, в начале 4 века. Абхазия тогда была римской провинцией и сюда ссылали неблагонадежных граждан. Разгневанный непреклонностью веры Василиска, римский правитель-язычник приказал казнить его именно здесь, в Каманах.

Груда камней за оградой, куда приводит одна из паломнических троп, именуется могилой мученика. Археолог Врисис определил каменную кладку как остатки церкви, построенной над местом погребения Василиска в IV веке.
Недалеко отсюда — небольшая деревянная часовня, выстроенная недавно на средства благотворителя, получившего здесь чудесное исцеление. В чистейшей воде родника, который по преданию появился после погребения Василиска, можно отыскать камни с красными пятнами. Их называют следами мученической крови.

…и пророк

Было еще одно событие, ради которого христиане стремятся к «святому холму». В Каманах временно прятали «главу Иоанна Предтечи», величайшую христианскую святыню. С середины VIII века в Византии царствовала «иконоборческая ересь», все вещественные объекты поклонения подлежали изъятию и уничтожению. Поскольку иконоборчество длилось довольно долго, почти 100 лет, место хранения святыни было забыто. По преданию, сам Иоанн явился византийскому императору во сне, указав небольшой грот близ Каман, где глава и была найдена около 850г.

К месту обретения главы Иоанна Предтечи ведут две дороги. Первая называется «тропа грешников». Она идет по крутому склону наверх, подъем довольно тяжел и, видимо, призван напоминать идущему о тяжести содеянных зол. Другой путь хоть и длиннее, но легче. Это гравийная дорога, идущая через Каманы далее в горы. По ней свободно проезжает автотранспорт.
Оба пути сходятся на небольшой поляне, откуда к самому гроту начинается крутой подъем по металлической лестнице. Рассказывают, что ее на свои средства изготовил богатый абхазец, получивший во сне указание от самого святого.



Сухумская ГЭС

Дорога вьется еще выше в горы, прижимаясь к левому отвесному берегу Гумисты. В 30-е годы этот путь был оборудован ради еще одной любимой туристами достопримечательности — Сухумской ГЭС. На действующей электростанции вряд ли кому из «непосвященных» удастся побывать, сюда же путь свободен: после войны 90-х станция перестала работать. Как и вся архитектура 30-х годов прошлого века, добротные постройки выполнены изящно и основательно. Когда-то

Похожие публикации