Смольный монастырь краткое описание. Новодевичий Воскресенский женский монастырь (Смольный монастырь). История возведения собора

Воскресенский собор.

Там мир в полях и над водами,Там вихрей нет, ни шумных бурь; Меж бисерными облаками Сияет злато и лазурь. (М. В. Ломоносов)

Угловая башня монастыря

Архитектурная деятельность Ф. Б. Растрелли в основном была направлена на создание великолепных дворцовых сооружений, но и в храмовом зодчестве он оставил чрезвычайно ценное произведение - Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Этот крупнейший ансамбль и величайший шедевр зрелого, или елизаветинского, барокко явился блестящим воплощением творческих идей мастера и одним из лучших его произведений.

В середине 1740-х годов Елизавета Петровна стала задумываться о том, чтобы провести старость в монастыре в окружении ста двадцати благородных девиц. Обитель императрица решила устроить в крутой излучине Большой Невы до поворота ее к выходу в море, на месте сгоревшего в 1744 году Смольного дворца, в котором она провела детство и юность. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней, кельи, а также институт для девушек из дворянских семей.

План собора

Закладной камень Воскресенского собора Новодевичьего монастыря (Смольный - неофициальное название) был торжественно положен 30 октября 1748 года. Для проектирования и строительства обители был назначен придворный архитектор Растрелли. Но в связи с загруженностью мастера с 1749 года работами стал руководить его помощник X. Кнобель.

Однако спустя три года после окончания работ Елизавета Петровна приказала полностью переделать проект. Она потребовала, чтобы монастырский собор был построен не по «римскому маниру», как первоначально у Растрелли, а пятиглавым, по образцу Успенского собора в Кремле. Зодчий представил свою версию традиционного в древнерусских храмах пяти-главия, переведя этот образ на язык зрелого барокко. Также и монастырскую колокольню императрица хотела видеть «такую как здесь [в Московском Кремле] Ивановская большая колокольня». На основе нового проекта, в котором вертикальной доминантой ансамбля являлась звонница, была исполнена знаменитая модель монастыря, сохранившаяся до нашего времени в Санкт-Петербургской академии художеств.

Растрелли представлял Смольный как своеобразный столичный «монастырь-дворец» и традиционной схеме монастырского ансамбля придал новую, соответствовавшую требованиям времени художественную трактовку.

Барабан - цилиндрический или многогранный объем, служащий завершением купольной части храма и основанием для глав. Барабан, как правило, прорезан вытянутыми окнами, а снаружи может быть оформлен аркатурным или аркатурно-пилястровым поясом (то есть поясом из арок на тонких колоннах) и другим архитектурным декором.

Раскрепованные карнизы - форма декоративного карниза с уступами, вынесенными вперед или, наоборот, утопленными.

Фрагмент фасада

Каре - построение архитектурных объемов, в плане образующих форму четырехугольника.

Аркада - ряд одинаковых по форме и величине арок, которые опираются на столбы или колонны и образуют галерею.

Уже в 1749 году приступили к постройке келий, заложенных одновременно с храмом, а в мае 1751 года - к возведению стен собора по новому проекту.

Растрелли задумал свой проект со свойственным ему широким композиционным размахом и живописнопластическим богатством архитектурных форм. Наиболее крупные храмовые сооружения этого времени возводились с той же роскошью, что и дворцы. Национальные мотивы сказывались здесь в возврате к богатой форме русского пятиглавия и в строительстве монументальных многоярусных колоколен.

Нарастание масс идет ввысь постепенно: более тяжелые объемы сменяются более легкими, простые архитектурные формы - изысканными и сложными. Здание венчает барабан центрального купола, к нему с четырех сторон примыкают двухъярусные башни-звонницы, завершенные луковичными главками. Раст релли, учитывая отсутствие в ансамбле колокольни и то главенствующее значение, которое приобрел собор, сблизил боковые главы с центральной, создав в целом монументальную композицию венчающего собор пятиглавия.

Архитектуру храма отличают сложное решение фасадов, обилие декоративной скульптуры и лепки,обработка выступающих углов пучками колонн, членение стен раскрепованными карнизами, разнообразные формы окон и люкарн, богато орнаментированные наличниками, и сложной формы фронтоны над входами - типичные элементы для барокко XVIII века. Изысканность и пышность архитектурной декорации сочетаются с подлинной монументальностью, достигнутой благодаря умело найденному масштабу сооружения и совершенству его пропорций. Звучным сочетанием лазури стен, белизны колонн и деталей подчеркнуто праздничное великолепие здания, щедрое многообразие его форм. Внутреннее пространство храма, не завершенное Растрелли, осталось лаконичным. Его отделку осуществил архитектор В. П. Стасов в 1832-1835 годах.

Храм окружен крестообразным в плане каре монастырских корпусов, включающих кельи, трапезную и другие помещения и являющихся неотъемлемой частью архитектурного ансамбля. Четыре башни-церкви отмечают внутренние углы каре. Главные фасады корпусов, обращенные во двор, решены в виде двухъярусных аркад. Большую роль в оформлении фасадов играют сдвоенные полуколонны, создающие богатую игру светотени, а также лепные и литые из чугуна скульптурные декоративные украшения.

Макет монастыря, выполненный Растрелли

Смольный монастырь

Монастырские корпуса.

Значившаяся в первоначальном проекте 9-ярусная 140-метровая колокольня Смольного монастыря на 18 метров превзошла бы высоту шпиля Петропавловского собора и могла бы стать в то время самым высоким зданием в Европе.

Комплекс монастырских зданий отличается законченностью общего композиционного замысла, выразительностью внешнего облика и оформления интерьеров. Богатство форм и деталей, игра света и тени определяют общий характер нарядных и жизнерадостных помещений. Огромную художественную ценность представляет сохранившееся лепное убранство стен и сводов угловых церквей-башен. В интерьерах присутствуют две разновидности лепного декора: плоскостной - тонкий и изящный, незначительно выступающий на поверхности сводов и стен, и объемная лепнина с сильным рельефом. Последний вид не характерен для убранства творений первого периода творчества зодчего, но типичен для архитектуры зрелого барокко.

В ансамбле монастыря, задуманном Растрелли с исключительным размахом, получили развитие традиционные мотивы русского зодчества и новаторские приемы, разработанные в дворцовой архитектуре XVIII века. По совершенству отдельных частей и ансамбля в целом, по живописности и выразительности композиции Смольный является одной из вершин мирового зодчества.

Большой Екатерининский дворец, павильоны «Грот» и «Эрмитаж» в Царском Селе

На декоративную отделку Большого зала Екатерининского дворца, площадь которого составляла 807 м, ушло 7 килограммов чистого золота.

Циркумференция - постройка, чаще всего колоннада, располагающаяся в плане по кругу или полукругу.

Дворцовый парк

Проекты Растрелли, относящиеся к 1730-м годам, в значительной степени еще близки к стилю петровского времени. Они еще не поражают той роскошью и помпезностью, которыми отмечены его наиболее прославленные творения, такие как Большой Екатерининский дворец в Царском Селе - один из шедевров архитектуры русского барокко середины XVIII столетия. Он расположен на гребне возвышенности, по склону которой раскинулся обширный Екатерининский парк. Здание очень длинное, а его поперечная ось совпадает с осями центральных аллей старого и нового регулярных садов - старейшей части Екатерининского и Александровского парков.

История Большого дворца восходит к петровским временам, в его возведении принимали участие многие зодчие. Небольшие двухэтажные каменные палаты Екатерины I, именем которой дворец был назван позднее, построены в 1717-1723 годах под руководством архитекторов И. Ф. Браунштейна и И. Я. Ферстера.

Вступившая на престол в 1742 году Елизавета Петровна решила превратить Царское Село в свою парадную загородную резиденцию и начала переделку и расширение палат. С 1743 по 1744 год архитектор М. Г. Земцов (а после его кончины - помощник мастера А. В. Квасов) пристроил к палатам каменные флигели, соединенные с основным зданием деревянными галереями на колоннах. Вблизи левого флигеля возводилось здание новой оранжереи, а перед дворцом - фундаменты под циркум-ференции.

Специальным указом 5 мая 1745 года архитектором Царского Села был назначен С. И. Чевакинский, который развивал и дополнял замысел предыдущих зодчих. Он заменил деревянные колоннады каменными одноэтажными галереями и построил церковь около правого флигеля. Для симметричности композиции ансамбля он изменил оранжерею: поднял ее стены и сделал карниз «с фронтоном яко на церкви». Церковь, заложенная 8 августа 1746 года, и оранжерея первоначально намечались как отдельные здания, но затем было решено соединить их с флигелями одноэтажными галереями с открытыми террасами вместо крыш - «висячими садами». Таким образом, Оранжерейный зал стал Портретным залом дворца. К осени 1746 года Чевакинский приступил к расширению старых каменных палат. Новые пристройки удлинили фасад и образовали симметричные ризалиты. Средний дом, как стали называть палаты Екатерины I, был украшен по центру ризалитом с четырехпилястровым портиком и фигурным фронтоном. Стены дома стали более высокими и обзавелись новым карнизом, а кровля с переломом «по голланскому маниру» заменилась на двухскатную.

Фрагмент фасада.

Антикамера - небольшое помещение, расположенное перед парадным залом.

Деталь лепного декора.

Обновленный дворец с его сдержанной архитектурой и простым убранством, не соответствовал возросшим великолепию и роскоши царского двора. К тому же, несмотря на огромную протяженность, он оставался маловместительным. Все это послужило поводом для новой реконструкции, которая была поручена Растрелли.

Зодчий отказался от членения здания на отдельные объемы, соединенные галереями-переходами, и сделал все части дворца одним целым. В результате фасад в длину достиг 325 метров.

Низкие одноэтажные галереи по сторонам Среднего дома в 1751 году были надстроены и тем самым подняты до общей высоты, а старые боковые корпуса включались в обновленное здание как выступающие ризалиты. В бывших галереях предполагалось разместить новые покои и большой двухсветный (с двумя рядами окон) зал. С этой целью в 1752 году началось возведение третьего этажа в Среднем доме и боковых флигелях, а спустя два года подняли стены церкви.

Тогда же Растрелли на месте левого висячего сада устроил трое новых покоев - антикамер, а в Портрет ном зале сделал большую парадную лестницу.

План первого и второго этажей дворца

Скульптура у парадного входа во дворец

Второй висячий сад сохранился (у Церковного корпуса), но был превращен в закрытый дворик: для соблюдения симметрии его обнесли стенами, равными по высоте стенам антикамер. При этом архитектор сохранил общую разбивку и основные членения прежней цепи дворцовых зданий. В отличие от прежнего дворца с центральным входом и симметричной планировкой относительно поперечной оси мастер ориентировал всю композицию строения по продольной оси. Таким образом, вся длина сооружения использовалась для создания единой сквозной анфилады внутренних парадных помещений, отличающейся торжественным великолепием.

Фасады дворца получили новую архитектурную и декоративную обработку. Два верхних этажа дворца Растрелли соединил колоннами. Они поставлены в своеобразном ритме: то в каждом междуоконном простенке, то с разрывами-паузами, то собраны в четырехколонные портики, увенчанные сложными фигурными фронтонами. Первый этаж дворца трактовался как цокольный. Под колонны были подведены мощные устои, обработанные рустами. На фасадах галерей устои декорированы фигурами атлантов, как бы несущих на себе всю тяжесть колонн.

Большой (Тронный) зал.

Новое скульптурное оформление фасадов Большого дворца блестяще и вписано в историю русского декоративного искусства. Крыша дворца была позолочена, над опоясывающей ее балюстрадой возвышались статуи (тоже позолоченные) и декоративные композиции. Важную роль в восприятии архитектуры дворца играет окраска его протяженных фасадов, основанная на контрасте белых колонн и лазурно-голубых стен.

В 1756 году все работы по отделке внешнего вида и внутренних помещений дворца были завершены. В декоративном оформлении интерьеров Растрелли широко использовал роспись и резьбу. Вырезанные из дерева позолоченные кариатиды, аллегорическая скульптура, фигуры амуров, картуши, гирлянды цветов, прихотливые сплетения рокайльного орнамента, зеркала в между-оконных простенках в пышных резных рамах, живописные плафоны, паркетные полы с инкрустацией украсили новые залы. Основное цветовое сочетание внутренней отделки - золотой и белый.

Ворота дворцовой ограды

До разрушения в годы Великой Отечественной войны дворец сохранял ряд растреллиевских интерьеров и среди них такие шедевры декоративного искусства, как Большой зал, называемый также Тронным, Большая галерея, ряд ведущих к ним антикамер, Картинный зал; Белая Парадная столовая, Кавалерская столовая и Янтарная комната. Там, где ныне находится Парадная лестница, ранее был великолепный Китайский зал, перестроенный Ч. Камероном и затем И. Монигетти.

Золотая анфилада

Искусно распланированные сады и парки с декоративной скульптурой и садово-парковой архитектурой составляли неотъемлемую часть дворцового ансамбля.

Павильон «Эрмитаж» - один из самых выдающихся памятников парковой архитектуры русского барокко середины XVIII века. Он предназначался для празднеств и отдыха в кругу приближенных. Композиционная основа здания характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана. Центральный восьмиугольный зал связан галереями-переходами с четырьмя малыми кабинетами.

Волюта - украшение в виде спиралевидного завитка с глазком в центре.

«клейма» с сидящими фигурами на двух больших фронтонах. Отделка интерьеров «Эрмитажа» характерна для архитектуры барокко: многочисленные зеркала в резных вызолоченных рамах, чередующиеся с широкими окнами, и иллюзорная роспись плафонов как бы раздвигали границы небольших помещений, связывали внутреннее пространство павильона с окружающими его просторами парка.

План павильона «Грот»

«Грот» - еще один садовый павильон, внутри он украшен раковинами и туфом. Разработка проекта и возведения его на берегу Большого пруда связаны с именем Растрелли. Проект был одобрен в августе 1749 года, но стройка затянулись, и даже в 1761 году, уже после окончания строительства Большого дворца, павильон оставался в числе незаконченных парковых сооружений.

Фасады «Грота» отличают пышность и богатство, они декорированы сложно сгруппированными колоннами, поддерживающими фронтоны. Над центральной частью павильона возвышается купол, прорезанный четырьмя окнами-люкарнами и увенчанный изображением прихотливого по форме пирамидального фонтана. Обрамление арочных проемов, люкарн и завершение купола поражают обилием декоративных мотивов и одновременно органичной слитностью композиций. Маски Нептуна в замках окон, красиво задуманные композитные капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов, головки нереид подчеркивают связь павильона с водной стихией.

Ансамбль Большого Екатерининского дворца - это архитектурное произведение, сочетающее в едином художественном образе богатство и блеск внешнего облика с серьезностью и монументальностью целого, ясностью плана и красотой силуэта.

Смольный собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.

В 1740-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте “Смольного дома” - дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.


Архитектор Смольного собора - Ф. Б. Растрелли. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.

Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.

По изначальному проекту также должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, но из-за недостатка денежных средств колокольня так и не была построена.

Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой - парадным въездом в монастырь, второй - надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом. В настоящий момент модель Смольного монастыря с колокольней можно увидеть в музее Академии художеств.

В плане весь Смольный монастырь представляет из себя греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам.


Высота собора - 93.7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола - в серый.


Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре - колокольни.

Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер.


Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол.

Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.


Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом.

Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.


Вид на Смольный собор и мост Петра Великого


Смольный - архитектурный комплекс на левом берегу Невы в ее излучине. Здесь Петр I в 1710-х гг. организовал Смоляной двор Адмиралтейства и построил для себя дом, который унаследовала его дочь Елизавета Петровна. Поэтому после восшествия на императорский престол она решила устроить там Воскресенский Новодевичий монастырь для воспитания благородных девиц, передать правление своему племяннику великому князю Петру Федоровичу и окончить свои дни в монастыре.

Смольный институт. Литография XIX в.

Ансамбль Смольного монастыря является значительнейшей постройкой елизаветинского стиля.

Разработал проект и руководил строительством придворный архитектор граф Франческо Бартоломео Растрелли. Проект неоднократно изменялся самой императрицей. В мае 1748 г. был заложен восточный келейный корпус, предназначавшийся для Елизаветы, 30 октября - центральный 92-метровый пятиглавый собор Воскресения Христова. В 1749 г. по указанию императрицы Растрелли пересмотрел проект монастыря и спроектировал надвратную колокольню, которая должна была превышать знаменитую звонницу Ивана Великого в Московском Кремле.

Л. Каравакк. Портрет императрицы Елизаветы. 1750

Общий план монастырского комплекса воплощал композицию крещатого типа. Четыре церкви, построенные вокруг собора на углах стыка келейных зданий, ритмически повторяют симметрию боковых глав собора и тем самым оказываются связаны по диагоналям с центральным пятиглавием. Купола угловых церквей фланкируются парными часовнями, акцентирующими внешние углы ограды, этим келейные здания пространственно связываются с внешней оградой.

Ритм пронизывает весь ансамбль, заставляя взгляд стремиться к центру композиции и ввысь: башни ограды, затем купола угловых храмов, центральное пятиглавие. Соподчиненность пространства и объемов основана на правиле золотого сечения и форме трех вписанных греческих крестов - пятиглавого собора, четырехглавого монастырского каре и звезды восьмибашенной ограды.

План:
1 – пропилеи Смольного; 2 – памятник В.И. Ленину; 3 – Смольный институт; 4 – Смольный собор;
5 – каре Смольного монастыря; 6 – Александровский институт

Ось колокольня - собор - восточный корпус является осью смыслового значения монастыря как храма-корабля (в этом случае восточный корпус с кельями императрицы представляет собой алтарь). Таким образом, композиция монастыря с увеличением высоты храмов и корпусов к центру и фасаду монастыря соответствует образу гигантского пятиглавого храма-корабля - идеал православного храмостроительства.

Растрелли при всем безудержном богатстве барочных композиций задавал программу декорации здания. Хотя в Смольном не были исполнены все предполагавшиеся декоративные украшения - барельефы во фронтонах корпусов, статуи на фронтонах собора, балюстрады, статуи, вазы, факелы и другие украшения на карнизах, - но и существующие детали показывают строгую композицию программы: собор убран элементами стихии воздуха (ангелы, облака, ангельские крылья) и воды (рокайли и «жемчужины»). Мощные волны-волюты образуют переход от верхних ярусов храмов к нижним, ограничивают десюдепорты, обливают, обвивают прямые линии карнизов, расчленяются на струйки и образуют завитки.

Проектная модель Смольного монастыря. Мастер Я. Лоренц. 1750–1756

Фасады центральных корпусов выделялись высокими барочными крышами с переломом и фронтонами, которые должны были быть украшены золоченым барельефом с монограммой Е I и императорской короной.

В конце 1750-х, в связи с отсутствием средств на постройку колокольни, Растрелли изменил форму пятиглавия собора и увеличил его высоту. Он приблизил диагонально расставленные ажурные башенки боковых глав к барабану центрального купола - они теперь служат колокольнями. Два угла башенки вмонтируются в барабан, внешние грани усилены пучками колонн. Это готическая конструкция передачи распора купола, прикрытая роскошным барочным декором. Растрелли расчленил зрительно верхнюю и нижнюю части собора. Нижняя кажется слишком широкой, но при этом вписывается в разрыв боковых корпусов как нарядный павильон, акцентирующий центр фасада, зрительно составляя с ним как будто единое целое.

Последний вариант проекта монастыря был утвержден в 1750 г. Для удобства строителей была создана деревянная модель «строящейся большой соборной церкви и всему Воскресенскому Новодевичьему монастырю по опробованным... планам и профилям», которая изготовлялась с 1750 по 1756 г. Ныне хранящаяся в музее Академии художеств, она не только является произведением декоративного искусства, но и дает впечатление о замысле Растрелли, полностью не осуществленном, и возможность в течение двух с половиной веков продолжать работы в Смольном монастыре в соответствии с авторским проектом.

В модели можно разобрать купола храмов и рассмотреть растреллиевский проект их внутреннего убранства. Стены собора в модели отделаны под мрамор, капители колонн и все декоративные детали вызолочены.

Придворная и мемориальная

Для постройки Смольного монастыря устраивались кирпичные заводы, к которым приписывались деревни, отводились особые места для ломки ценных пород камня, куда отправляли команды солдат под руководством офицеров. Лепные работы в строящихся корпусах и храмах выполняли братья Джани, работавшие в 1753–1755 гг., П.Цег, Ф.М.Ламони и другие.

В 1753 г. уже начали делать церковные сосуды для монастыря, ставился вопрос о снабжении церковными книгами и колоколами. Но затем Елизавета охладела к замыслу, Растрелли начал возводить для нее новый Зимний дворец, куда были переброшены все строители, мастера, материалы.

В корпусах Смольного впервые в русской архитектуре был построен большой светлый коридор - застекленная монастырская аркада, опоясывающая соборный двор. По первоначальному проекту это были лоджии, но Елизавета пожелала зимой проходить в церкви и трапезную, не выходя из здания.

Основным элементом плана монастырских покоев является келья размером 3x2 сажени и примыкающий к ней отрезок коридора размером 2x2 сажени. Такая планировка была удобной и гибкой. Она давала возможность, сохраняя равномерность фасадных членений, создавать разнообразные по площади «квартиры».

Восточный корпус достроили к 1751 г. Это помещение первоначально предназначалось для кельи императрицы. Выполнение лепных и декорационных работ в монастыре началось именно в этих апартаментах. Парадная лестница украшена пилястрами, гирляндами роз, лепными наличниками и десюдепортами. В большом зале сохранился пышный лепной плафон работы Д.Джани с монограммой Е I (Елизавета Первая) в угловых резервах. Мощные рокайли связаны гирляндами роз и крылышками херувимов. В других комнатах плафоны украшают лепные корзины, заполненные цветами; рокайли расцветают ангельскими крыльями, парят ангелы. На плафоне последней комнаты невской анфилады изображены четыре пары обнаженных юношей. Плафоны в проходных комнатах предполагали и живописные вставки, выполненные К.Легреном и П.Градицци. Стены были обиты тканями.

К восточному корпусу примыкает просторная двусветная церковь, cтроившаяся как домовая при кельях настоятельницы монастыря. Она находится в северо-восточной башне Смольного на втором этаже и оформлена лепкой в пышном растреллиевском барокко. Вчерне церковь была закончена к середине 1750-х. Двухъярусный иконостас сделан по эскизу Растрелли братьями Колокольниковыми. Уже после смерти Елизаветы Петровны было решено освятить храм в честь святой великомученицы Екатерины. В 1762 г. из личной императорской казны по указанию Екатерины II на позолоту церкви отпустили двадцать две тысячи золотых голландских червонцев.

В храме находилось Царское место, как в кафедральных соборах, подчеркивавшее придворный и мемориальный характер церкви. Резной иконостас был украшен виноградными гроздьями с листьями и пшеничными колосьями - символами вина и хлеба, причастия, тела и крови Христовой, жертвы Господней. В дальнейшем эти символы стали знаком, непременным атрибутом Смольного монастыря, а затем - институтов. На церковной башне помещались часы с боем с двумя колоколами - часовым и получасовым.

Церковь Святой Екатерины была освящена 4 августа 1764 г. митрополитом Новгородским Дмитрием для монахинь новооснованного Воскресенского монастыря и воспитанниц института.

Церковь Праведных Захарии и Елизаветы, оформленная по проекту Растрелли, находится в северо-западной башне Смольного на третьем этаже, под куполом. Она была освящена 5 февраля 1765 г. архиепископом Гавриилом. Служили в ней только по большим праздникам. Иконостас был полотняный, двухъярусный, по преданию, происходил из походной церкви Петра I.

Возобновление строительства

Через два месяца после восшествия на престол императрица Екатерина II подписала указ об увольнении обер-архитектора графа Растрелли в отпуск на год для лечения в Италии. Спустя год он был окончательно уволен. C начала царствования Екатерины II руководство Канцелярией от строений перешло к И.И.Бецкому, главным архитектором Канцелярии был назначен Ю.М.Фельтен.

С. Торелли. Портрет Екатерины Великой. 1762

Работы возобновились в 1763 г. под руководством Фельтена в связи с планами организации в монастыре первого в России закрытого женского учебного заведения. В 1764 г. были основаны собственно Воскресенский женский монастырь и Воспитательное общество благородных девиц, затем в 1765 г. - Мещанское училище. Фельтену было указано достраивать монастырские здания для Воспитательного общества благородных девиц и построить дом для Училища мещанских девиц. За недостатком средств внутренняя отделка собора не была завершена. Тогда же было окончательно решено не строить колокольню. В 1768 г. была закончена установка скульптурных украшений фасадов собора.

Квартира начальницы Воспитательного общества размещалась в восточном корпусе, здесь жили и пансионерки императрицы. Эти комнаты часто посещала Екатерина II. Коридоры были украшены специально написанными «нравоучительными картинами». В этом корпусе после 1777 г. стали жить и воспитанницы, не пожелавшие покинуть Смольный, например Хрущева. Апартаменты, имевшие выход прямо на лестницы, представляли собой небольшие, изолированные от общего коридора анфилады в 3–6 комнат. Комнаты Е.Нелидовой были украшены полихромной росписью стен и плафонов, романтическими пейзажами, оживленными изображениями птиц.

Д. Левицкий. Портрет воспитанницы императрицы
воспитательного общества благородных девиц
Екатерины Ивановны Нелидовой.
1773

Нелидова приезжала сюда сначала по согласованию с императрицей Екатериной II во время своих размолвок с великим князем Павлом Петровичем и его «малым двором». После воцарения Павла I она поселилась в Смольном окончательно, Павел I и Мария Федоровна регулярно ее навещали. Овдовев, Мария Федоровна оборудовала здесь собственные покои. В северном корпусе после урагана 1777 г. Фельтен перестроил старую трапезную в актовый зал в формах классицизма и устроил театр.

Остались недостроенными колокольня, западный корпус; собор не был оштукатурен.

Центром ансамбля был собор Воскресения Христа Спасителя (Смольный собор). Интерьер собора, не достроенного в XVIII в., был, по завещанию императрицы Марии Федоровны, оформлен В.П.Стасовым. Воскресенский кафедральный всех учебных заведений собор был освящен 20 июля 1835 г., в день тезоименитства императрицы Марии Федоровны, и стал приходским для всех обитателей Смольного.

Учреждения женского воспитания

В 1765 г. архитектор Ю.М.Фельтен спроектировал здания Мещанского училища (будущего Александровского института), расположив их на «смольном запасном дворе» к северу от монастыря. Фельтен смело создал сложную композицию с парадным фасадом на Неву; тремя перпендикулярными невскому фасаду флигелями; тремя одинаковыми прямоугольными дворами, боковыми - открытыми на Неву и средним - замкнутым; галереями в нижнем этаже для беспрепятственного перехода между корпусами и широким полукруглым корпусом, создавшим площадь с запада, со стороны Петербурга. Хотя интерьеры многократно перестраивались, здание внешне сохранилось в соответствии с проектом Фельтена.

Ф. Растрелли, Ю. Фельтен, В. Стасов. Воскресенский девичий Смольный монастырь

Небольшим каналом учебные заведения отделялись от зданий Градских богаделен, учрежденных Екатериной II для бедных и престарелых петербуржцев в 1781 г. и располагавшихся к северу от Смольного монастыря.

Воскресенский монастырь, не получивший развития, после смерти последней настоятельницы был приписан к Староладожскому Успенскому монастырю. Монахини, по повелению императрицы Марии Федоровны, выведены были из общих монастырских строений, для них в 1798 г. выстроили в саду со стороны Невы деревянный дом с церковью Марии Магдалины. В 1827 г. со смертью последней монахини монастырь прекратил свое существование; позже он был возобновлен на другом месте. Но в церкви еще восемь лет вел ежедневную службу один священник, получавший с причтом содержание Кабинета императорского двора. Она, по выражению В.П.Стасова, превратилась в «народную».

Возникнув как монастырь, Смольный до 1917 г. развивается как комплекс учреждений женского воспитания, благотворительности и медицины. К концу XVIII в. Воспитательное общество уже полностью занимало монастырские здания. Для расширения его помещений в связи с приемом большого числа воспитанниц в 1802 г. архитектор А.Порто на фундаментах недостроенной монастырской колокольни возвел каменный трехэтажный корпус, замкнувший каре монастырских построек с запада.

Дж Кваренги. Центральная часть главного фасада
и план наружной стены Смольного института

В 1808 г., по решению императрицы Марии Федоровны, учащихся Воспитательного общества перевели в новое здание, построенное Дж.Кваренги к югу от монастырского каре и соединенное с ним переходом к юго-восточной монастырской башне. Устроенную в ней Кваренги на средства Александра I новую домовую церковь Воспитательного общества освятили во имя Св. Александра Невского.

Смольный институт. Литография. XIX в.

Институтское здание выстроено «покоем», в виде традиционной усадьбы с парадным двориком и с регулярными садами со стороны Невы и перед фасадом. В этом здании воспитанницы спали в дортуарах на 50 кроватей, учились в просторных классах. Нарядным был только трехнефный, с коринфскими колоннами актовый зал, где проводили концерты и институтские балы. В описании нового дома упоминается «парадный вестибюль со сводами и плитным полом, из сеней парадная каменная лестница с чугунной решеткой и лепными кронштейнами, другая каменная лестница у подъезда начальницы. В «погребном» этаже 41 жилой покой (здесь жила прислуга); две ванные с сенями, окрашенные английскими белилами, по обе стороны здания с медными трубами для стока чистой воды с кранами. Здесь же баня из двух покоев, с большой изразцовой печью и чугунным котлом; кухня для начальницы с «аглицким очагом и русской печью». В первом жилом этаже - 43 комнаты, над дверьми из комнат в коридор - полукруглые окна...».

На первом этаже и в дворовых флигелях размещались хозяйственные службы, кухни, большая институтская столовая. На втором этаже - 49 комнат. Здесь располагались также комнаты начальницы и инспектрис, в центре - классы, зал Совета, библиотека, канцелярия. На третьем этаже - дортуары воспитанниц по возрастам, при них в отдельных комнатах жили классные дамы - всего здесь 44 комнаты.

На черном дворе к югу от институтского здания выстроили служебные флигели, ледник, деревянный коровник и кухню в отдельном каменном здании, соединенном коридором со столовой.

В 1813 г. при Воспитательном обществе для сирот - детей офицеров устроили Военное отделение, в дальнейшем возобновлявшееся в годы войны. Здесь же имп. Елизавета Алексеевна в 1816 г. основала институт военных сирот, в дальнейшем - Патриотический институт I категории. Действующая система благотворительных, воспитательных, попечительных учреждений способствовала возникновению новых богаделен и училищ. Основанные в Смольном учреждения затем разрастались и переносились или сливались с другими. В 1835 г. в память Марии Федоровны для малолетних сыновей вдов было открыто «Мариинское сиротское отделение для детей личных дворян».

Сады и площади

Комплекс Смольного со всех сторон был окружен садами. Старейшими, еще XVIII в., были сады на берегу Невы перед восточными фасадами монастыря и зданием Мещанского училища. Эти сады предназначались для прогулок воспитанниц. В царствование Екатерины II летом их украшали оранжерейными растениями, а цветы для клумб выписывались из-за границы. В начале ХIХ века в монастырском дворе вокруг собора был разбит кольцевой сквер, окруженный дорожкой, обсаженной боскетом, а перед зданием Дж. Кваренги - газон с двойной обсадкой боскетом.

«Адлерберговы сады», устроенные на личные средства императрицы Марии Федоровны, развели на берегу Невы и перед оградой института со стороны города. Невский фасад здания Дж.Кваренги с выступающими ризалитами «нужных мест» был скрыт высоким Адлерберговым садом для прогулок воспитанниц, отделенным каменными стенами от Невы.

18 августа 1808 г. Воспитательное общество благородных девиц отпраздновало торжественное освящение нового здания института. В этом здании и проходила вся жизнь Воспитательного общества. Но институт всегда сохранял за собой восточный корпус монастыря, где были апартаменты Марии Федоровны, Е.И.Нелидовой, а с середины XIX в. - лазарет для воспитанниц, размещенный в оформленных еще Растрелли парадных помещениях. В 1810 г. остальные келейные корпуса монастыря и церкви в северных башнях были переданы Вдовьему дому.

В 1834 г. Д.Адамини распланировал сады, площади и кварталы, примыкающие к Смольному собору, при этом, по требованию Николая I, он снес западный корпус каре, выстроенный А.Порто. Одновременно В.П.Стасов построил новые западные корпуса. Стасов же воздвиг замкнувшую соборную площадь решетку с изображениями виноградных лоз, хлебных колосьев и пальмовых ветвей - символами крови и плоти Христовой, ставшими эмблемой Смольного. В 1858 г. решетка, по проекту Стасова окружавшая собор, была перенесена к площади для ограждения сада у Дома девиц и сада Дома соборного причта. При этом оказалось необходимым превратить в сад всю соборную площадь. На площади перед парадным фасадом монастыря появился большой Лафонский.

Новое распределение зданий

К середине XIX в. благотворительные учреждения разрослись, а столетние растреллиевские корпуса перестали удовлетворять требованиям современного комфорта и просто обветшали. Поэтому 13 ноября 1851 г. вышло распоряжение «О новом распределении зданий вокруг Собора всех учебных заведений»: «П.С.Плавову, старшему архитектору Воспитательного дома, сделать исчисления расходов по реконструкции зданий (каре)». В 1852 г. Плавов представил на рассмотрение планы расширения зданий Вдовьего дома, которые были одобрены Николаем I.

Урок танцев в Смольном институте. Фотография 1913 г.

Архитекторы, работавшие в комплексе Смольного в XIX в., сохраняли целостность ансамбля благодаря применению соответствующих пропорций и архитектурных элементов, независимо от архитектурного стиля.

Градские богадельни на протяжении всего XIX в. также подвергались многочисленным перестройкам и расширениям. Рядом с ними в 1859 г. Александр II и императрица Мария Александровна в честь совершеннолетия их старшего сына основали женскую богадельню цесаревича Николая Александровича на триста человек (арх. Ф.И.Эппингер). Часть средств на содержание немощных - 20 тысяч рублей ежегодно - выдавались из личных средств императрицы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в честь праздника, на который приходился день рождения наследника, была освящена 26 мая 1862 г. на втором этаже центрального ризалита. После ранней смерти цесаревича в храм была пожертвована ризница, сделанная из покрова, лежавшего на его гробе.

Вся топонимика района была связана с историей Воспитательного общества - впервые в России площади, улицы, сады получили имена начальниц Воспитательного общества - Лафон, Пальменбах, Адлерберг, Леонтьевой, женщин, не принадлежавших к царствующему дому.

Смольный Воскресенский собор

Смольный кафедральный всех учебных заведений собор во имя Воскресения Христа Спасителя, заложенный императрицей Елизаветой Петровной 30 октября 1748 г., был закончен спустя почти девяносто лет. Внешне Смольный собор представляет на сегодняшний день редкий образец крупного двусветного храма в формах елизаветинского барокко. Главный фасад акцентирован тремя ризалитами, подчеркнутыми по углам первого яруса пучками колонн, во втором ярусе - лопатками, украшенными внизу волютами, а сверху - лепными композициями. Так же - парными колоннами в первом ярусе и лопатками, опирающимися на двуизогнутые волюты во втором, - декорированы и диагонально расставленные колокольни.

Игра цвета и света на фасаде обогащена дополнительной разделкой плоскости стены, цоколя и раскрепованным карнизом. Сложное завершение собора является композицией из классического купола яйцевидной формы с русским лучковым пятиглавием, богато декорированным раззолоченными гирляндами, рокайлями и ангелами. Сонм ангелов в наличниках, фронтонах, в навершиях лопаток кажется зрителю небесными силами, взирающими на него.

Императрица Мария Федоровна задумалась о судьбе храма. В записке своему сыну, императору Александру, посвященной судьбе учреждений Смольного, она писала: «...чтобы находящаяся посреди монастырского двора недостроенная большая церковь оставалась по-прежнему принадлежащей Обществу благородных девиц, с тем, чтобы со временем, когда она достроена будет, была собором обоих заведений».

После смерти Марии Федоровны по ее завещанию об устройстве кафедрального собора «всех учебных заведений» был объявлен конкурс проектов оформления храма, и интерес к зданию возобновился. Через четыре года, в 1832-м, последовало повеление Николая I о достройке Смольного Воскресенского собора по проекту В.П.Стасова, возложенное на особую комиссию, учрежденную при Министерстве финансов. Комиссией руководил министр финансов Е.Ф.Канкрин.

В.П.Стасов сохранил рисунок фасадов собора, но пристроил к верхнему карнизу вместо парапета балюстраду. Он писал: «Если довершить внутреннюю архитектуру оного в испорченном вкусе, который существовал во время графа Растрелли, то тощие колонны из кусков гранита весьма нечисто выполненные, грубые карнизы и резные украшения, классической архитектуре противные, испортили бы эффект, ожидаемый от самой огромности церкви. Посему положено было окончить внутренность елико можно в чистом стиле, так, как оная видна ныне».

Стасов прокладывал улицы у стен монастыря, оформлял площадь новыми корпусами и решеткой, отделывал фасады и интерьеры Вдовьего дома и реконструировал соборную церковь. После сооружения огромных подмостков в интерьере были произведены каменные работы, перекрыта крыша, отреставрированы фасады и «с величайшим трудом пробиты трубы для печей» - по проекту Растрелли собор должен был быть «холодным». В 1834-м Стасов, взяв за образец интерьер церкви Св. Александра Невского при Воспитательном обществе, отделанную Дж.Кваренги, оформил интерьер собора, вмещавшего шесть тысяч человек, в формах классицизма. По проекту насыщенность лепного убранства была чрезмерна и вначале почти не уступала растреллиевской. Проект гризайльных росписей сводов был отменен самим императором.

Стены, пилоны и коринфские колонны облицевали белым стюком, стараясь не затенить внутреннюю структуру здания, построенного Растрелли. Искусственный мрамор «цвета самого чистого и неизменяющейся прочности по лекалам и отвесам» изготовил скульптор Н.П.Кампиони, а лепное убранство выполнено мастерской А.Иванова.

Зимой 1834/1835-го выполнили иконостасы, хрустальную балюстраду солеи, царское место, хоры, железные лестницы в боковых главах. Была заказана церковная утварь и огромная бронзовая вызолоченная люстра. Оклады икон, вырезанные Захаровым, изображали гроздья винограда. Иконостас, балдахин над царским местом и кафедра украшены резными и лепными узорами.

В это же время Стасов построил дома для причта собора и оформлял соборную площадь. Фасады собора выкрасили в желтый цвет, купола собора и угловых церквей по желанию Николая I - лазоревой краской с золотыми звездами. Все работы были выполнены в три года.

Высота собора до кровли - 14,5 саженей, а всего здания с крестом - 45 саженей, толщина наружных стен - от 1 сажени до 2,5 аршина. Большой колокол весил 600 пудов. Специальный сторож бил часы на колокольне собора.

31 мая 1835 года Николай I утвердил штат и положение Смольного собора. «Оконченный ныне... храм Воскресения Христа Спасителя при Смольном монастыре назначен Собором Всех учебных заведений, а с тем вместе приходскою для окрестных церковью. В память в Бозе почившей императрицы Марии Федоровны распоряжением и неусыпным попечением которой оказаны воспитанию юношества незабвенные услуги, в день св. Марии Магдалины собираются ежегодно в сем храме малолетние обоего пола воспитанники Санкт-Петербургских казенных заведений, от Правительства учрежденных, для торжественного богослужения».

Смольный собор.

Одно из самых красивых культовых зданий России — Смольный Воскресения Христова собор – православный храм Санкт-Петербурга, который входит в архитектурный ансамбль первого в городе женского монастыря.

По древней русской традиции храмы возводили на высоких берегах рек, органично вписывая в пейзаж. Возведенный у излучины Невы Смольный собор стоит на земле, в средние века принадлежавшей новгородскому дворянскому роду, где была разрушенная шведами церковь Спаса.

На отвоеванной у шведов территории градостроительство Санкт-Петербурга ввело свои новшества – замыкать далекую перспективу прямых широких улиц монументальными сооружениями. И эту роль выполняет Смольный собор, формируя площадь Растрелли.

Не потому ли в нем столь удачно сочетаются строгая петербургская симметрия и регулярность с нарядным и богатым убранством, близким по духу древнему русскому зодчеству…

Историческая справка

По преданию императрица Елизавета Петровна желала завершить свой жизненный путь, удалившись в монастырь, в качестве настоятельницы в окружении молодых воспитанниц из благородных семей. Для осуществления заветного плана она предусмотрела построить женский монастырь, с домом для себя и отдельными апартаментами для проживания 120 девиц, в одном из самых красивых районов Северной столицы.

На месте сгоревшего Смольного дворца, где прошли годы юности дочери Петра Великого (будущей императрицы Елизаветы) в 1748 году было начато строительство по проекту придворного архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Название местности закрепилось со времен основания города: когда-то здесь находился Смоляной двор, где варили деготь и хранили смолу для Адмиралтейской верфи.

Макет спроектированного ансамбля хранится в и свидетельствует не только об императорском великолепии будущей постройки, но и об изменении первоначального замысла. Растрелли планировал возведение над въездом в монастырь грандиозной колокольни высотой 140 метров, но впоследствии от этой идеи отказался. В результате доминантой комплекса выступает Смольный собор.

Семилетняя война (1756-1763) приостановила строительство из-за нехватки средств. Да и Елизавета была полна решимости вести войну с Пруссией до победного конца, и ее желание уйти в монастырь постепенно угасло. Она продолжает править до самой своей кончины в 1761 году, так и не дождавшись освящения собора.

Смена правителей, изменение назначения постройки, архитектурной моды и архитекторов превращает Смольный собор в самый длительный долгострой Петербурга.

Взошедшая на престол Екатерина II отстранила Растрелли от должности обер-архитектора в 1762 году, отправив его сначала в отпуск для лечения, а затем на пенсию. Строительство собора передали его помощнику Ю. Фельтену, вступившему в должность главного архитектора Канцелярии от строений.

Монастырь, в котором к концу XVIII века не осталось ни одной монахини, прекратил свое существование, а на его территории разместили два учебных заведения: Воспитательное общество Благородных девиц (1764) и Мещанское училище (1765), которые позднее были преобразованы в Смольный и Александровский институты.

Возобновлен Воскресенский Новодевичий монастырь был по указу Николая I от 14 марта 1845 года, обитель построили на Царско-Сельской дороге (Московский проспект), но это уже совсем другая история.

В 1806 году для Смольного института итальянский архитектор Джакомо Кваренги выстроит замечательное здание в стиле классицизма. Именно здесь в 1917 году помещался штаб революции — Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Завершение строительства Смольного собора осуществляет архитектор В. П. Стасов, спроектировавший внутреннее убранство, площадь перед главным входом и изумительной красоты высокую ажурную ограду.

После освящения в 1835 году храм приобрел статус Собора всех учебных заведений. К этому периоду специально для храма были написаны иконы. Большой запрестольный образ Богородицы принадлежит кисти замечательного русского живописца, члена Петербургской академии художеств, — А. Г. Венецианова.

Как большинство культовых зданий после Октябрьской революции Смольный собор был закрыт и превратился в склад, в годы Великой Отечественной войны сильно пострадал.

После реставрации в 1990 году в нем открыли Концертно-выставочный комплекс. Специально для зала был приобретен орган, здесь проводились концерты классической музыки и различные выставки.

Архитектура Смольного собора

Построенный в стиле позднего барокко Собор удивительно гармонично сочетает в себе традиции древнего русского зодчества и европейской классики. Совершенство пропорций, изящество декора, легкость и величие вызывают восхищение.

Смольный собор.

«Вот это Храм!» — так всякий раз, проходя мимо, восклицал знаменитый архитектор Кваренги. Приверженец совершенно иного архитектурного стиля, он, тем не менее, снимал шляпу перед гениальным творением Растрелли.

Композиция Смольного собора устремлена ввысь, пронизана вертикальной энергией, которая струится по граням стен, выбрасывая пышные волны узоров. Ажурный рисунок арочных окон дополняют собранные в пучки трехчетвертные колонны, двухцветное многоярусное сооружение очерчено сложным контуром. Благодаря этим деталям, характерным для светских построек Растрелли, нижние два яруса больше напоминают дворец. В отличие от европейских культовых зданий с одним нарядным фасадом, храм имеет равноценный вид со всех сторон. Здание высотой 93,7 метра обладает иллюзией уменьшения размеров при приближении к нему.

Смольный собор.

Создавая свой последний архитектурный шедевр, Растрелли проектировал сооружение с одним куполом по типу католических храмов Европы, но желание Елизаветы было непреклонным: она хотела русский пятиглавый собор. Решение получилось оригинальным. Выпуклый массивный центральный купол с луковичной главкой венчает собор, а расположенные симметрично вокруг него четыре колокольни вогнутой формы увенчаны небольшими луковичными куполами.

Со Смольной звонницы, расположенной во втором ярусе колокольни, с высоты 50 метров открывается панорама монастыря, Смольного института и живописный вид на Неву.

Смольный собор с высоты птичьего полета.

Смольный собор и весь ансамбль монастыря – замечательный образец Елизаветинского барокко, историко-архитектурный памятник мирового значения. Стены монастыря, которые построены как жилые помещения, спланированы в форме греческого креста с встроенными домовыми церквями по углам. Праздничный и живописный вид всему комплексу придает сочетание небесно-голубых стен с белой декоративной отделкой и позолотой.

Жизнь собора в наше время

Удивительное совпадение: Собор строился 87 лет (1748-1835) и столько же времени (1923-2010) был закрыт для проведения богослужений. Божественная литургия вновь зазвучала под сводами собора после столь длительного перерыва в праздник Благовещения 7 апреля 2010 года, а в честь 175-летия Собора в том же году выпустили памятную медаль.

С 2015 года здание собора окончательно было передано Русской православной церкви. Здесь регулярно проходят службы, совершаются таинства крещения, венчания.

Следует отметить, что в помещениях бывших монастырских зданий находятся факультеты политологии и международных отношений Государственного университета СПБ.

Сохраняется историческая традиция, по которой Воскресенский Смольный собор является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга. Кульминацией деятельности священнослужителей храма по духовно-нравственному просвещению молодежи стала торжественная служба в Татьянин день – день студенчества, которая завершается награждением памятным знаком наиболее достойных студентов.

Для маленьких граждан открылись «Школа смолянок» и «Пажеский корпус», где большое внимание уделяется воспитанию в детях любви к Отечеству и интереса к наукам, которые отсутствуют в школьных программах: геральдика и этикет, старинные танцы и верховая езда, а также уроки медицины и милосердия.

По-прежнему все желающие могут совершить подъем в 277 ступеней на одну из высочайших смотровых площадок города — соборную звонницу, а по выходным дням посетить экскурсию и осмотреть собор. Вход в собор свободный, а рекомендуемое пожертвование, взимаемое с участников экскурсий и посетителей колокольни, идет на восстановление интерьера храма.

Где находится и как добраться

Адрес: Растрелли площадь, 1.

К Смольному собору от метро путь не близкий. Сэкономить силы и время для осмотра достопримечательности позволит поездка на общественном транспорте:

  • от станции метро «Площадь Восстания» Вас доставят 5 и 7 троллейбусы и 22 автобус;
  • от станции метро «Чернышевская» идут в нужном направлении 15 троллейбус и 22 автобус.

При желании можно совершить пешеходную прогулку через Таврический сад, выйдя к нему от метро «Чернышевская» по улице Фурштатской. За парком свернуть влево на Таврическую улицу, пройти по ней до пересечения с ул. Шпалерной, которая приведет на площадь Растрелли к Смольному собору.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря принадлежит к выдающимся произведениям Б.-Ф. Растрелли. Строительство продолжалось с 1748 по 1769 год. Располагавшийся вблизи Смоляного двора, монастырь вскоре стал называться Смольным.

В соответствии с замыслом зодчего, монастырские корпуса образуют крестообразный многоугольник, на внутренних углах которого поставлены четыре церковки с изящными главками. В центре двора, распахнутого с западной стороны, высится 92-метровая бело-голубая ступенчатая громада Воскресенского собора с колоннами по углам. Его боковые башни - колокольни, диагонально развернутые, словно поддерживают среднюю, сливаясь в общую архитектурную группу и легко возносясь над городом. Тем самым блестяще решается задача воплощения в одном здании двух идей - столпообразного храма и традиционного пятиглавия. Богатство отделки фасадов собора не уступает пышности отделки фасадов Зимнего дворца. Смольный собор строился с небывалым размахом. Тысячи солдат были согнан для забивки свай под фундамент и тысячи мастеровых - для возведения стен.

Финансирование из казны было на удивление щедрым и регулярным. Ведь монастырь строился по замыслу императрицы Елизаветы Петровны, которая будто бы хотела отречься от престола в пользу своего племянника великого князя Петра Федоровича, к тому времени объявленного уже наследником престола, и удалиться в монастырь. Но когда через несколько лет величественный храм, готовый соперничать с Иваном Великим, был возведен и оставалось только завершить внутреннее убранство, Россия ввязалась в семилетнюю войну. Денег стало катастрофически не хватать. Строительство собора прекратилось. Да к тому времени и мечты государыни о монашестве постепенно прошли. В результате целых пятьдесят лет почти готовый храм был закрыт для прихожан. Со временем сложилась и зажила в народе легенда, будто службу в храме нельзя совершать сто лет из-за того, что давно, еще тогда, когда кипели строительные, здесь в алтарной части, кто-то из помощников архитектора или строитель наложил на себя руки. Место осквернил и собор будто бы пришлось закрыть. Так это или нет сказать трудно, но строительство монастырского ансамбля приостановилось на долгие десятилетия. Остался неосуществленным и проект сооружения величественной 140-метровой колокольни. Монастырь, открывшийся в 1764 году и занимавший небольшую часть помещений был в 1797 году упразднен. Освободившиеся корпуса занял Вдовий дом, а построенное рядом архитектором Дж. Кваренги новое здание - Смольный институт.

Игорь Грабарь пересказывает знаменательную легенду о Кваренги - архитекторе, подарившем Петербургу не меньше шедевров, чем Растрелли. Так вот Кваренги, не понимавший и «даже презиравший» архитектуру Елизаветинского барокко, говорят, «снимал шляпу каждый раз, когда проходил мимо Смольного монастыря, со словами: «Ecco una chiesa!» (Вот это церковь!)». В 1832-1835 годах архитектор В.П. Стасов осуществил достройку Воскресенского собора. По его проекту был тщательно отделан под мрамор огромный церковный зал, сооружены три великолепных иконостаса, установлена перед алтарями балюстрада из граненого хрусталя, изготовлены из уральского мрамора солея и ступени к ней, воздвигнута проповедническая кафедра, изукрашенная тончайшей резьбой. Храм, освященный после его достройки 20 июля 1835 года, получил наименование «Собора всех учебных заведений». К его достопримечательностям принадлежали иконы работы А.Г. Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы», а также дарохранительница, сделанная из пяти пудов серебра по рисунку архитектора К.А. Тона. Одновременно по проекту В.П.Стасова был выполнен еще целый ряд работ. Между папертью собора и западными корпусами келий протянулась чугунная решетка строгого классицистического рисунка. По сторонам проезда, устроенного к храму со стороны площади, возвели два флигеля, фасады которых позднее были отделаны в стиле барокко.

Кроме того, собор и здания келий охватили невысокой каменной оградой со стройными башенками по углам (частично она была возведена в 1750-1760-х годах). Въезды отметили портиками из тосканских колонн, перекрытыми лучковыми фронтонами. Среди угловых церквей монастырских корпусов особенно интересной была церковь Святых Захария и Елизаветы при Вдовьем доме. Освященная в 1765 году, она располагалась в третьем этаже северо-западной башни (над церковью Александровского Смольного института). Ее достопримечательностью был старинный иконостас начала 18 века. Сохранившийся лепной декор стен и сводов угловых церквей-башен представляет огромную художественную ценность. В частности уцелели фрагменты интерьера церкви Великомученицы Екатерины, находившейся в среднем этаже северо-восточной башни и освященной в августе 1764г. Судьба Смольного Воскресенского собора - детища Б.-Ф. Растрелли и В.П. Стасова - во многом оказалась печальной. Вскоре после Октябрьской революции его великолепное убранство, прекрасные резные иконостасы, хрустальная балюстрада перед алтарями, дорогая проповедническая кафедра - все было сломано, расхищено, уничтожено. На долгие годы разоренный храм превратили в склад.

В 1990 году в здании открылся Концертно-выставочный комплекс. В настоящее время продолжается реставрация собора. В конце августа 2005 г. в юго-западной башне-колокольне открыта смотровая площадка. Сейчас это самая высокая общедоступная смотровая площадка в Санкт-Петербурге.

Литература: Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк.- 3-е изд., СПб.: Лениздат, 2001 Синдаловский Н.А. История санкт-Петербурга в преданиях и легендах. - СПб.: «Норинт», 1997



В 1730-е гг. наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она приказала построить монастырь на месте “Смольного дома” - дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора - небезызвестный Ф. Б. Растрелли. Однако мастер не дожил до окончания строительства.

Смольному собору суждено было стать самым долгостроящимся зданием: его строительство, начатое в 1748 г., завершилось лишь к 1835 г. Получается, что на возведение и отделку собора ушло целых 87 лет. Собор был заложен в октябре 1748 г., возведение начато в мае 1751 г., но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 г., собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 г. Смольный собор был закрыт в 1931 г., однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923 г. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 г. из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 г. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 г. в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.

По изначальному проекту также должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом, высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, но впоследствии её пришлось не возводить в связи с недостатком финансирования. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой - парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом. В настоящий момент модель Смольного монастыря с колокольней можно увидеть в музее Академии художеств.

Монастырский комплекс Смольного собора представляет собой органичное сочетание форм древнерусского зодчества с элементом европейской архитектуры. Бело-голубой собор располагается по центру комплекса. Его высота достигает 93,7 метра, фасады собора украшены с использованием позолоты, на фоне голубых стен красуется белокаменная лепка, что придает собору нарядность и торжественность. Собор обнесен красивейшей ажурной оградой работы архитектора В. Стасова. Вокруг собора расположены четыре церкви и корпуса.

Большой церковный зал храма отделан мрамором, в нем возвышаются три великолепных иконостаса. Кафедра декорирована тонкой резьбой, перед алтарями храма установлена балюстрада из граненого хрусталя. В настоящее время из реликвий собора сохранились иконы А. Венецианова “Воскресение Христово” и “Введение во храм Пресвятой Богородицы”.

Сам Смольный монастырь, первоначально получивший название Воскресенский Новодевичий, но позже для краткости именуемый “Смольным”, был освящен архиепископом Симеоном в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 г. В 1765 г. по высочайшему велению императрицы Екатерины II здания монастыря были отданы под воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Государыня всегда интересовалась делами заведения, часто посещала занятия. В скором времени Екатерина II учредила и училище для девиц низших сословий, для чего рядом с монастырем было возведено здание, позднее переименованное в Александровский институт.

К сожалению, в послереволюционные годы с монастырским корпусом обращались небрежно. В Смольном соборе находились склады. С 1990 г. в храме работает концертно-выставочный комплекс. В настоящее время в зданиях бывшего монастыря располагаются различные учреждения, включая Факультет социологии СПбГУ.

https://lifeglobe.net/blogs/details?id=384



На территории монастыря расположены: площадь Растрелли; Парадный двор; Смольный собор; комплекс зданий вокруг собора (+ четыре церкви-башни по углам); сад Смольного собора; стена с фигурными башнями по углам.

В излучине Невы, на её левом берегу, расположен Смольный монастырь. Комплекс его зданий - выдающийся памятник русской архитектуры с бесспорными художественными достоинствами. Здесь в конце XIV в. находилось русское укрепление Канцы, а на противоположном берегу - Спасский посад. После того как в начале XVII в. Ижорские земли перешли под контроль шведов, на месте русского укрепления новые хозяева возвели крепость Ниеншанц, а в районе Спасского посада - форт Сабина. В апреле-мае 1703 г. они были захвачены русскими войсками.

На территории бывшего Спасского посада организовали Смоляной двор, где хранились запасы смолы для нужд русского флота. Рядом с ним построили небольшой скромный домик (Смоляной дом) для Петра I, дворцы для членов царской семьи, знати и придворных. При Екатерине I на месте Смольного дома (так его стали называть) вырос летний Смольный дворец, но он сгорел в 1744 г. В 1748 г. здесь же по приказу Елизаветы Петровны заложили Воскресенский Новодевичий монастырь, получивший второе название - Смольный. Строительство вёл Б. Растрелли.

Ансамбль Смольного монастыря характеризуется замкнутостью пространства, четкой скомпонованностью, симметричностью. Парадный двор, крестообразный в плане, образован келейными корпусами. Во внутренних углах его построены четыре церкви-башни, а в центре - огромный пятиглавый собор. Монастырский комплекс окружает невысокая глухая стена с фигурными башнями по углам.

Смольный собор - главная постройка ансамбля - богато декорирован и отличается изысканной цветовой гаммой. Он производит впечатление монументальности и одновременно легкости, изящества. Растрелли достиг этого благодаря удачно найденному соотношению пропорций, выверенной композиции сооружения.

Елизавета Петровна выразила желание видеть его пятиглавым, подобно московскому Успенскому собору. Поэтому зодчий оформил четыре небольшие изящные главки вокруг центральной главы собора. Императрица также хотела, чтобы в ансамбле монастыря присутствовала колокольня, подобная колокольне Ивана Великого. Растрелли разработал проект этого сооружения высотой 140 м, но воплотить его в жизнь не удалось. О внешнем облике колокольни можно судить по макету ансамбля монастыря, созданному резчиками по дереву и находящемуся ныне в музее Академии художеств.

Сооружение монастыря было приостановлено Семилетней войной. Внутренняя отделка Смольного собора оставалась незавершенной вплоть до 1830-х г.г., когда оформление его интерьеров закончил архитектор В. Стасов. Он создал въезд в монастырь, оформил площадь перед собором.

По материалам книги "Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам", Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. - Смоленск: Русич, 2010 (Памятные места России), https://rus-towns.ru/sankt-peterburg-smolnyj-monastyr/

Похожие публикации