Виндельбанд (windelband) вильгельм - новейший философский словарь. Биография Философские взгляды Виндельбанда

Вильге́льм Виндельба́нд (нем. Wilhelm Windelband; 11 мая 1848, Потсдам - 22 октября 1915, Гейдельберг) - немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства.

Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877),Страсбурге (1882) и Гейдельберге (1903).

Виндельбанд известен своими трудами по истории философии

«История древней философии», 1888; рус. пер. 1893;

«История новой философии», Bd 1-2, 1878-80; рус. пер., т. 1-2, 1902-05,

в которых философские системы прошлого излагаются с кантианских позиций. Виндельбанд устраняет из учения Канта «вещь в себе», пытаясь таким образом преодолеть дуализм его философии субъективистским путём.

Философию Виндельбанд определяет как «... критическую науку об общеобязательных ценностях» («Прелюдии», СПБ, 1904, с. 23), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. Ценности понимаются Виндельбандом как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», Виндельбанд сводит социальные проблемы к этическим. Дуализм мира действительности и мира ценностей он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных.

Разрабатывая методологию наук, Виндельбанд расчленил науки на

Лучшие дня

номотетические, имеющие дело с законами, и

идиографические, изучающие единичные явления в их неповторимости.

Сочинения

Geschichte und Naturwissenschaft. - 3. Aufl. - Strassburg, 1904.

Über Willensfreiheit. - 4. Aufl. - Tübingen, 1923.

Lehrbuch der Geschichte der Philosophie. - 15 Aufl. - Tübingen, 1957.

В русском переводе:

О свободе воли. - М., 1905

Платон. - 4-е изд. - СПб., 1909.

Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия. - М., 1910.

Вильгельм Виндельбанд (нем. Wilhelm Windelband; 11 мая 1848, Потсдам — 22 октября 1915, Гейдельберг) — немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства.

Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877),Страсбурге (1882) и Гейдельберге (1903).

Виндельбанд известен своими трудами по истории философи; «История древней философии», 1888; рус. пер. 1893; «История новой философии», Bd 1—2, 1878—80; рус. пер., т. 1—2, 1902—05, в которых философские системы прошлого излагаются с кантианских позиций. Виндельбанд устраняет из учения Канта «вещь в себе», пытаясь таким образом преодолеть дуализм его философии субъективистским путём.

Философию Виндельбанд определяет как «… критическую науку об общеобязательных ценностях» («Прелюдии», СПБ, 1904, с. 23), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем.

Ценности понимаются Виндельбандом как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», Виндельбанд сводит социальные проблемы к этическим.

Дуализм мира действительности и мира ценностей он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных.

Книги (8)

Избранное. Дух и история

Книга представляет собой сборник работ выдающегося немецкого философа, главы баденской школы неокантианства В. Виндельбанда (1848-1915).

В издание вошли статья «Философия культуры и трансцендентальный идеализм», философские статьи, речи, лекции, объединенные в книгах «Прелюдии» и «Философия немецкой духовной жизни XIX столетия», а также «Платон» и «Свобода воли».

Произведения В. Виндельбанда расширяют наши представления об истории философской мысли и помогают философскому постижению культуры. Книга предназначена для читателей, интересующихся классическим наследием западной философии и культуры.

История новой философии. Том 1. От Возрождения до Просвещения

История новой философии. Том 2. От Канта до Ницше

Вильгельм Виндельбанд — крупнейший немецкий философ конца XIX — начала XX века, основатель южнонемецкой школы неокантианства.

«История новой философии» — его лучшая историко-философская работа, которая представляет собой систематическое изложение философских идей от эпохи Возрождения до конца XIX века. Общеизвестное достоинство этого труда заключается в том, что он до сих пор является лучшим учебником по истории философии этого периода.

История философии

В своей обобщающей работе «История философии» (1892) автор, опираясь на свои исследования прошлых лет, предпринял новаторскую попытку сгруппировать и проанализировать основные философские течения по тем задачам, которые выдвигались запросами того или иного времени.

В работе представлено развитие античной и западноевропейской философии с момента зарождения первых натурфилософских систем в Греции до конца XIX века.

От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками

Немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства Вильгельм Виндельбанд излагает философские системы прошлого с кантианских позиций, при этом устраняя из учения Канта «вещь в себе», пытаясь таким образом преодолеть дуализм его философии субъективистским путём.

Философию Виндельбанд определяет как «... критическую науку об общеобязательных ценностях», как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. Ценности понимаются Виндельбандом как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», Виндельбанд сводит социальные проблемы к этическим. Дуализм мира действительности и мира ценностей он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных. Разрабатывая методологию наук, Виндельбанд в числе первых расчленил науки на: номотетические, имеющие дело с законами, и идиографические, изучающие единичные явления в их неповторимости.

ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (11 мая 1848, Потсдам – 22 октября 1915, Гейдельберг) – немецкий философ, основатель Баденской (Фрайбургской) школы неокантианства . Родился в семье прусского служащего. Учился в университетах Йены, Гёттингена и Берлина. В Берлине защитил диссертацию «Учение о случайности» (1870), габилитировался в 1873. Добровольцем участвовал во франко-прусской войне 1870. С 1877 – профессор университета во Фрайбурге, с 1882 – в Страсбург, с 1903 – в Гейдельберге. Член Гейдельбергской академии наук с 1910. Влияние двух учителей Виндельбанда – К.Фишера и Г.Лотце определило два направления его деятельности: исследования историко-философские (наряду с Дильтеем , Виндельбанд – один из наиболее признанных немецких историков философии конца 19 в., его «Истории новой философии» (Geschichte der neueren Philosophie, Bd. 1–2, 1878–80) уже к 1928 выдержали 12 изданий, в два раза чаще переиздавалась «История философии» (Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, 1892)) и разработка трансцендентальной философии ценностей, которой Виндельбанд интенсивно занимался, начиная с 1903 г.

Внимание Виндельбанда сосредоточено в основном на практической философии Канта, и свою главную задачу он видит в создании «философии ценностей» (Wertphilosophie), осмысляющей конкретные исторические формы культуры через призму общезначимых ценностей. Решение этой задачи основывается на введенном еще Фр.Брентано различении «суждения» (Urteil) и оценки (Beurteilung). В суждении (напр., «эта вещь – белая») высказывается принадлежность двух содержаний представления друг другу. В оценке («эта вещь – хорошая») – реакция «водящего и чувствующего субъекта» на содержание представления. Грамматическая форма суждений одинакова, однако во втором случае предикат является отношением, указывающим на нечто иное. «Оценка» не расширяет наше познание, но позволяет предположить некое «нормальное» (или «нормативное» – «Normalbewußtsein») сознание: предикат оценочного суждения не заключен в субъекте, он лишь приписывается ему в соответствии с некоторым масштабом – ценностью. «Нормативное сознание» – трансцендентальное сознание вообще, оно обусловливает общезначимость оценок, ценности становятся его коррелятами. (Свою преемственность с философией Канта Виндельбанд усматривает в том, что аналогичным образом относится к «сознанию» и кантовская «вещь в себе» . «Вещь в себе», и «ценность» также даны только в их взаимосвязи с сознанием). Трансцендентальное учение о ценностях охватывает у Виндельбанда все традиционные разделы философии – логику, этику, эстетику, которые понимаются как учения о ценностях истинного, благого и прекрасного. В этом он расходится с Марбургской школой неокантианства (Коген , Наторп ), видевшей в логике основополагающую дисциплину: у Виндельбанда же логика превращается в «этику мышления»: поскольку для него (как и для Фихте) теоретическое познание является формой практического поведения, он показывает, что практический, ценностный аспект можно обнаружить не только в оценочных, но и в других типах суждений. Поскольку суждение связывает субъект и предикат и тем самым выражает истинностную ценность (Wahrheitswert) этого отношения, то в конечном счете оно указывает на долженствование (Sollen) – на нормы, по которым следует мыслить. Исключением являются суждения вероятностные, где такое заключение не делается.

В работе «История и наука о природе» (1894) Виндельбанд указывает на то, что в процессе классификации и систематизации наук сложилось представление, будто тому или иному предмету соответствует один единственный метод, что плохо согласуется с возможностью предмета быть объектом исследования нескольких наук. Считая неудачным разделение наук на «науки о духе» и «науки о природе» (в такую классификацию не укладывается, напр., психология), Виндельбанд предложил разделить их не по предмету исследования, а по методу и их специфическим познавательным целям. Он выделил науки, занимающиеся отысканием общих законов – «номотетические» (от греч. «νόμος» – закон) и «идиографические», описывающие индивидуальные, неповторимые события. Методы эти несводимы друг к другу, но ни одна наука не может ограничиться лишь одним из них: естествознание, напр., может пользоваться не только номотетическими методами (систематическое естествознание), но и идиографическими методами (исторические науки о природе). История и наука о культуре принадлежат в основном к идиографическим дисциплинам (историческое событие всегда уникально), однако и единичное историческое событие может быть понято только в контексте общих представлений об истории. «Историческим фактом» может считаться только то, что имеет «значение», критерий же для определения значения того или иного события может дать только система общезначимых ценностей. Усилия Виндельбанда по созданию систематической философии («тот, кто желает говорить о философских вещах философски, должен занять по отношению к ним позицию как к целому») были продолжены затем его учеником Риккертом . Этическая проблематика Виндельбанда оказала влияние на становление неофихтеанства, а его систематизирующие работы последних лет – на появление неогегельянства («Обновление гегельянства», 1910).

Сочинения:

1. Präludien. Aufsätze und Reden zur Philosophie und ihrer Geschichte, 1884, 4 Aufl., Bd. 1–2. Tub., 1911;

2. Geschichte der abendländischen Philosophie im Altertum, 1888;

3. Platon, 1900, 7 Aufl., 1923;

4. Über Willensfreiheit. Tub., 1904;

5. в рус. пер.: История древней философии. СПб., 1983;

6. Прелюдии. СПб., 1904;

7. О свободе воли. М., 1905;

8. Платон, 4 изд. СПб., 1909, Киев, 1997;

9. Философия в нем. духовной жизни XIX столетия. М., 1910;

10. От Канта до Ницше. СПб., 1913; М., 1997;

11. Дух и история. Избр. работы. М., 1996.

Литература:

1. Rickert H.W. Windelband, 2 Aufl. Tüb., 1929.

(1915-10-22 ) (67 лет) Место смерти: Школа/традиция: Направление: Оказавшие влияние: Испытавшие влияние:

Вильге́льм Виндельба́нд (нем. Wilhelm Windelband ; 11 мая , Потсдам , Королевство Пруссия - 22 октября , Гейдельберг , Германская империя) - немецкий философ -идеалист, глава баденской школы неокантианства .

Биография

Родился в семье прусского служащего. Учился в университетах Йены (где слушал лекции Куно Фишера) и Гейдельберга (где слушал лекции Лотце). Добровольцем участвовал во франко-прусской войне 1870 . В Берлине защитил диссертацию «Учение о случайности» (1870), габилитировался в 1873.

После защиты диссертации Виндельбанд начинает преподавательскую деятельность в Лейпциге: через три года он приват-доцент, а через шесть лет - профессор. Профессор в Цюрихе (1876). С 1877 - профессор университета во Фрайбурге, с 1882 - в Страсбург, с 1903 - в Гейдельберге. Член Гейдельбергской академии наук с 1910.

Философия

Виндельбанд известен следующими трудами по истории философии:

  • «История древней философии», 1888; рус. пер. 1893;
  • «История новой философии», Bd 1-2, 1878-80; рус. пер., Т. 1-2. 1902-05.

В них философские системы прошлого излагаются с кантианских позиций. Виндельбанд устраняет из учения Канта «вещь в себе», пытаясь таким образом преодолеть дуализм его философии субъективистским путём.

Философию Виндельбанд определяет как «… критическую науку об общеобязательных ценностях» («Прелюдии», СПБ, 1904, с. 23), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. Ценности понимаются Виндельбандом как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», Виндельбанд сводит социальные проблемы к этическим. Дуализм мира действительности и мира ценностей он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных.

Разрабатывая методологию наук, Виндельбанд расчленил науки на:

  • номотетические - имеющие дело с законами
  • идиографические - изучающие единичные явления в их неповторимости.

Сочинения

    Обложка книги Виндельбанда.jpg

    Виндельбанд 004.jpg

    Виндельбанд 003.jpg

    Виндельбанд 002.jpg

    Виндельбанд 001.jpg

  • Истории новой философии (нем. Geschichte der neueren Philosophie , Bd. 1-2, 1878-80)
  • История философии (нем. Lehrbuch der Geschichte der Philosophie , 1892)
  • История и наука о природе (нем. Geschichte und Naturwissenschaft , 1894, 2-е изд. Strassburg, 1904)
  • Über Willensfreiheit. - 4. Aufl. - Tübingen, 1923.

В русском переводе:

  • О свободе воли. - М., 1905
  • Платон. - 4-е изд. - СПб., 1909.
  • Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия. - М., 1910.
  • История Новой философии. - М.: 2007

Напишите отзыв о статье "Виндельбанд, Вильгельм"

Литература

  • Плеханов Г. В. О книге В. Виндельбанда // Соч. - Т. 17. - М., 1925. - С. 155-159.
  • Яковенко Б. Вильгельм Виндельбанд // Вопросы философии и психологии . - 1916. - Кн. 132-133.
  • Блонский П. Современная философия. - Ч. 1. - М., 1919.
  • Rickert Н. Wilhelm Windelband. - 2. Aufl. - Tübingen, 1929.
  • В.Виндельбанд История философии 1884 (перевод с немецкого П.Рудина)С.-Петербург акционерное общество «издатель» 1898 (Дозволено цензурой С.-Петербурга 19 марта 1898г)

Ссылки

  • Михайлов И. А. // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М .: Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .

Отрывок, характеризующий Виндельбанд, Вильгельм

– Par ici! Par ici! [Сюда, сюда!] – кричал ему француз из окна, показывая на сад, бывший за домом. – Attendez, je vais descendre. [Погодите, я сейчас сойду.]
И действительно, через минуту француз, черноглазый малый с каким то пятном на щеке, в одной рубашке выскочил из окна нижнего этажа и, хлопнув Пьера по плечу, побежал с ним в сад.
– Depechez vous, vous autres, – крикнул он своим товарищам, – commence a faire chaud. [Эй, вы, живее, припекать начинает.]
Выбежав за дом на усыпанную песком дорожку, француз дернул за руку Пьера и указал ему на круг. Под скамейкой лежала трехлетняя девочка в розовом платьице.
– Voila votre moutard. Ah, une petite, tant mieux, – сказал француз. – Au revoir, mon gros. Faut etre humain. Nous sommes tous mortels, voyez vous, [Вот ваш ребенок. А, девочка, тем лучше. До свидания, толстяк. Что ж, надо по человечеству. Все люди,] – и француз с пятном на щеке побежал назад к своим товарищам.
Пьер, задыхаясь от радости, подбежал к девочке и хотел взять ее на руки. Но, увидав чужого человека, золотушно болезненная, похожая на мать, неприятная на вид девочка закричала и бросилась бежать. Пьер, однако, схватил ее и поднял на руки; она завизжала отчаянно злобным голосом и своими маленькими ручонками стала отрывать от себя руки Пьера и сопливым ртом кусать их. Пьера охватило чувство ужаса и гадливости, подобное тому, которое он испытывал при прикосновении к какому нибудь маленькому животному. Но он сделал усилие над собою, чтобы не бросить ребенка, и побежал с ним назад к большому дому. Но пройти уже нельзя было назад той же дорогой; девки Аниски уже не было, и Пьер с чувством жалости и отвращения, прижимая к себе как можно нежнее страдальчески всхлипывавшую и мокрую девочку, побежал через сад искать другого выхода.

Когда Пьер, обежав дворами и переулками, вышел назад с своей ношей к саду Грузинского, на углу Поварской, он в первую минуту не узнал того места, с которого он пошел за ребенком: так оно было загромождено народом и вытащенными из домов пожитками. Кроме русских семей с своим добром, спасавшихся здесь от пожара, тут же было и несколько французских солдат в различных одеяниях. Пьер не обратил на них внимания. Он спешил найти семейство чиновника, с тем чтобы отдать дочь матери и идти опять спасать еще кого то. Пьеру казалось, что ему что то еще многое и поскорее нужно сделать. Разгоревшись от жара и беготни, Пьер в эту минуту еще сильнее, чем прежде, испытывал то чувство молодости, оживления и решительности, которое охватило его в то время, как он побежал спасать ребенка. Девочка затихла теперь и, держась ручонками за кафтан Пьера, сидела на его руке и, как дикий зверек, оглядывалась вокруг себя. Пьер изредка поглядывал на нее и слегка улыбался. Ему казалось, что он видел что то трогательно невинное и ангельское в этом испуганном и болезненном личике.
На прежнем месте ни чиновника, ни его жены уже не было. Пьер быстрыми шагами ходил между народом, оглядывая разные лица, попадавшиеся ему. Невольно он заметил грузинское или армянское семейство, состоявшее из красивого, с восточным типом лица, очень старого человека, одетого в новый крытый тулуп и новые сапоги, старухи такого же типа и молодой женщины. Очень молодая женщина эта показалась Пьеру совершенством восточной красоты, с ее резкими, дугами очерченными черными бровями и длинным, необыкновенно нежно румяным и красивым лицом без всякого выражения. Среди раскиданных пожитков, в толпе на площади, она, в своем богатом атласном салопе и ярко лиловом платке, накрывавшем ее голову, напоминала нежное тепличное растение, выброшенное на снег. Она сидела на узлах несколько позади старухи и неподвижно большими черными продолговатыми, с длинными ресницами, глазами смотрела в землю. Видимо, она знала свою красоту и боялась за нее. Лицо это поразило Пьера, и он, в своей поспешности, проходя вдоль забора, несколько раз оглянулся на нее. Дойдя до забора и все таки не найдя тех, кого ему было нужно, Пьер остановился, оглядываясь.
Фигура Пьера с ребенком на руках теперь была еще более замечательна, чем прежде, и около него собралось несколько человек русских мужчин и женщин.
– Или потерял кого, милый человек? Сами вы из благородных, что ли? Чей ребенок то? – спрашивали у него.
Пьер отвечал, что ребенок принадлежал женщине и черном салопе, которая сидела с детьми на этом месте, и спрашивал, не знает ли кто ее и куда она перешла.
– Ведь это Анферовы должны быть, – сказал старый дьякон, обращаясь к рябой бабе. – Господи помилуй, господи помилуй, – прибавил он привычным басом.
– Где Анферовы! – сказала баба. – Анферовы еще с утра уехали. А это либо Марьи Николавны, либо Ивановы.

Г.; состоял профессором в Страсбургском университете. Ученик Куно Фишера и Лотце , он примкнул к неокантианцам. Написал «Ueber die Gewissheit der Erkenntniss» (Берлин , ), «Ueber den gegenwärtigen Stand der psycholog. Forschung» (Лейпциг , ), «Die Geschichte der neuern Philosophie in ihrem Zusammenhange mit der allgemeinen Kultur und den besondern Wissenschaften» (т. 1 «Von der Renaissance bis Kant», Лейпциг, ; т. 2, «Von Kant bis Hegel und Herbart, die Blütezeit der deutschen Philosophie», Лейпц., ) и «Präludien, Reden und Aufsätze zur Einleitung in die Philosophie» (Фрейбург и Тюбинг . ; общедоступное изложение начал критической философии).

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Виндельбанд , Вильгельм (1848-1915), нем. философ-неокантианец и историк философии. На рус. язык переведены соч. Виндельбанда: «История древней философии», «История новой философии», «Прелюдии».

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

Вильгельм Виндельбанд (Wilhelm Windelband , 1848-1915)

Виндельбанд (Windelband ) Вильгельм (11.5.1848, Потсдам, - 22.10.1915, Гейдельберг), немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства . Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877), Страсбурге (1882) и Гейдельберге (1903). Виндельбанд известен своими трудами по истории философии («История древней философии», 1888; рус. пер. 1893; «История новой философии», Bd 1-2, 1878-80; рус. пер., т. 1-2, 1902-05), в которых философские системы прошлого излагаются с кантианских позиций. В характерном для неокантианства духе Виндельбанд устраняет из учения Канта «вещь в себе », пытаясь таким образом преодолеть дуализм его философии субъективистским путём. Философию Виндельбанд определяет как «... критическую науку об общеобязательных ценностях» («Прелюдии», СПБ, 1904, с. 23), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. Ценности понимаются В. как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», В. сводит социальные проблемы к этическим. Дуализм мира действительности и мира ценностей он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных. Разрабатывая методологию наук, В. расчленил науки на номотетические, имеющие дело с законами, и идеографические, изучающие единичные явления в их неповторимости. «Одни из них суть науки о законах, другие - науки о событиях» (там же, с. 320). Таким образом, закономерность как руководящий принцип В. исключает из исторического познания.

Сочинения : Geschichte und Naturwissenschaft, 3 Aufl., Strassburg, 1904: Über Willensfreiheit, 4 Aufl., Tübingen, 1923; Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, 15 Aufl., Tübingen, 1957; в рус. пер. - О свободе воли, М., 1905; Платон, 4 изд., СПБ, 1909; Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия, М., 1910.

Похожие публикации