Родительское собрание учителя логопеда в школе. Выступление логопеда на родительском собрании в первом классе. Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Ионина Тамара Степановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 12"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: выступление
Тема: Выступление учителя-логопеда на организационном родительском собрании в подготовительной к школе группе
Дата публикации: 30.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12»
Организационное родительское собрание

в подготовительной к школе группе
Подготовила: учитель-логопед Ионина Т.С.

Организационное родительское собрание в подготовительной группе
Работа логопеда в подготовительных группах состоит в следующем: в диагностике и сопровождении детей, консультировании родителей. В сентябре проходит логопедическое обследование детей. В январе – промежуточное обследование детей, в мае – итоговое. На логопедическое обследование и сопровождение детей нужно ваше согласие. Затем по результатам диагностики идет зачисление на логопункт. Логопункт – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода в специализированную группу. На логопункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями старших и подготовительных групп. Количество зачисленных детей – 25 человек. В первую очередь зачисляются дети подготовительной группы, т.к. им идти через год в школу. Зачисление зависит от степени сложности дефекта (количество неправильно произносимых звуков, диагноза). Остальные дети будут поставлены на очередь для зачисления на логопункт. Дети зачисляются на логопункт сроком от 3-х месяцев до 2-х лет. Затем, после коррекции речи, одни дети выпускаются, другие зачисляются. Исправление речи требует систематических занятий в течение всего курса обучения. Успех коррекционной работы во многом зависит от родителей. Занятия с логопедом проводятся 2 – 3 раза в неделю.
Задача логопеда
подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука, поставить звук.
Задача родителей
закрепить звук в речи. Занятия с ребенком рекомендуется проводить систематически, не менее 3-х раз в неделю. Подкрепляя ежедневными 2 – 3 – разовыми кратковременными упражнениями
Логопедическое обследование
включает в себя проверку состояния: звукопроизношения; фонематических процессов; состояния грамматического строя; слоговой структуры слова; словарного запаса; связной речи;
развитие мелкой моторики; артикуляционного аппарата. Результаты диагностики можно узнать индивидуально, записавшись на консультацию.
Сроки преодоления недостатков произношения зависит от ряда

факторов:
степени сложности дефекта (количество звуков, диагноз); индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; регулярности занятий; участия родителей в этой работе.
Речевое развитие в норме.

Состояние звукопроизношения.
У ребенка должно быть правильное произношение всех звуков речи. Прежде всего, не должно быть замен одних звуков другими. Правильное произношение всех звуков речи важно потому, что на первых этапах обучения письму очень широко используется синхронное (одновременное с написанием) проговаривание ребенком каждого записываемого слова. Это позволяет уточнить его звуковой состав. Полное исключение проговаривания или неправильное проговаривание, связанное с заменой одних звуков речи другими (типа [САЛФ] вместо [ШАРФ] или [ГОЛКА] вместо [ГОРКА], затрудняет звуковой анализ и синтез слов, что приводит к резкому увеличению количества ошибок у детей (пропуски букв, вставки лишних букв и т.п.), в письме ребенка появляются однотипные и трудно устранимые буквенные замены. ЗАПОМНИТЕ: если ребенок путает звуки в произношении, он перепутает их и на письме. Именно поэтому нужно уделить огромное внимание развитию фонематических процессов.
Развитие фонематических процессов
включает в себя: развитие умения слышать звук и выделять его в ряду других звуков, слогов, слов;
развитие умения разделять слова на звуки; развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова; развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком (дом – том; дочка – точка). Ребенок должен уметь подбирать слова с определенным звуком, должен владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (уметь определять первый, последний звуки в слове, уметь из звуков составить слово, посчитать количество звуков, их последовательность), уметь различать и повторять сочетание слогов типа: ба-па-па, та-да-та, вы-ви и т.д.
Состояние грамматического строя.
Речь грамматически правильная. Дети свободно употребляют простые и сложные предложения. Употребляют в речи предлоги простые (в, на, из) и сложные (из-за, из-под, около, возле). Правильно согласовывают существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе. Образовывают слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый – быстро), образовывать сравнительные степени прилагательных, образовывать глаголы движения с приставками. Следует обратить внимание: на словоизменение (кукла – нет куклы - дам кукле – вижу куклу – играю с куклой – мечтаю о кукле, игрушка-игрушки и т.д.); словообразование (дождь – дождик, сахар – сахарница и т.д.); согласование и управление (высокое дерево, два ведра, пять груш, вышел из дома, рассказал о друге); адекватное употребление сложных предлогов (из-за, из-под, над, с (со) и т.д.). Если ребенок неправильно говорит (пропускает предлоги, путает окончания, неверно строит фразу и т.д.), то он неправильно и понимает фразу. Ему все равно
на
,
над
или
под столом
;
Маша бежит за собакой
или
собака

– за Машей
; он не заметит ошибки и в предложении:
«Чашка упала, потому

что разбилась»
. Поэтому на дом будет даваться много заданий, направленных на вырабатывание у детей умения правильно изменять слова по родам, числам и падежам и согласовывать их между собой.

Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок должен уметь безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п. Однако слоговая структура все еще может искажаться в 4- 5ти и более сложных словах с одним или двумя стечениями согласных (строительство, водопроводчик и т.п.). Дети определяют количество слогов в слове. Делят предложения на слова. Владеют навыками звукового анализа слов.
Состояние словарного запаса.

Словарь 3000 – 3500 слов
Дети подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова самостоятельно. Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии (дирижер, балерина, комбайнер и т.д.), названий спортсменов по видам спорта (бегун, пловчиха, конькобежец и т.д.) вызывает трудности. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные (соковыжималка, ледоход и т.д.), сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый, остромордая), притяжательные прилагательные (лисий, обезьяний и т.п.).
Состояние связной речи.
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего первоклассника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок. Дети умеют составлять рассказ по сюжетной картинке и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта. Пересказывают текст в логической последовательности. Я надеюсь на наше сотрудничество.

Выступление учителя-логопеда на первом общешкольном родительском собрании.

Цель: первоначальное ознакомление родителей первоклассников с организацией логопедической работы в школе.

Задачи:

  • дать толкование основных терминов в рамках обозначенной темы (логопедия, учитель-логопед, коррекционная работа, артикуляционная гимнастика и др.);
  • кратко описать этапы и последовательность коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в течение учебного года;
  • формировать у родителей будущих первоклассников положительную мотивацию к коррекционно-педагогическим занятиям с учителем-логопедом;
  • воспитывать у родителей будущих первоклассников чувство ответственности для ежедневного выполнения домашней работы как важной составляющей коррекционно-педагогического процесса.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я логопед школы Первякова Марина Александровна. Сегодня я хотела рассказать вам о работе учителя - логопеда в школе.

В последнее время в общеобразовательной школе отмечается увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности. Раньше, проблема подготовки и адаптации детей к школе не стояла так актуально, как теперь. Переход из детского сада в школу для ребенка был светлым, радостным жизненным периодом.

К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушена устная речь. Это может привести к проблемам при освоении письма. Функциональная система письма и письменной речи надстраивается на сформированной базе устной речи, и если эта база будет упрочена по нарушенному типу, то и на письме будут возможны проявления различных нарушений.

Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладением письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения.

В начале учебного года, в течение первых двух недель сентября учитель-логопед обследует всех обучающихся начальных классов и формирует группы детей, имеющих нарушения речи. Группы формируются по принципу схожего нарушения.

Если у обучающихся выявляются нарушения звукопроизношения, таким обучающимся рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом в школе. Индивидуальные и групповые занятия формируют рабочее расписание учителя-логопеда.

Если у ребёнка нарушения звукопроизношения, ему будут показаны индивидуальные занятия с учителем-логопедом. На уроках учитель-логопед научит обучающегося необходимым приёмам (правильному физиологическому дыханию, речевому дыханию, артикуляционной гимнастике и т.д.), а дома (ежедневно) вместе с родителями ребёнок должен будет отрабатывать закрепляемые навыки. Работа над коррекцией звукопроизношения отличается стабильностью и постоянством; только при ежедневной тренировке будет получен желаемый результат. Особенно важным будет следить за речью ребёнка: правильно ли он произносит изученный звук, постоянно исправлять его.

Учитель-логопед может выпускать детей с занятий на логопункте в течение всего года, если обучающиеся этот момент закрепили знания и навыки. В конце учебного года учитель-логопед так же пересматривает списочный состав обучающихся и в зависимости от динамики речевого развития либо выпускает обучающихся, либо оставляет их для продолжения занятий. Остаться заниматься на логопункте - это не равносильно понятию «остаться на второй год». На занятиях логопеда нет стандартной одинаковой для всех программы, которую ребёнок должен освоить. Учитель-логопед работает по принципам индивидуального и личностно-ориентированного подходов, а это означает, что логопед строит свою программу занятий для каждого конкретного ребёнка. И занятия учителя-логопеда на первом и последующем годах обучения значительно различаются, поэтому есть смысл заниматься с логопедом как можно дольше (если это позволяет наполненность логопедического пункта).

Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь. Как это сделать?

  • Ежедневно читайте вслух классические сказки и другие детские произведения.
  • Общайтесь с ребёнком везде: на прогулке, за столом, во время различных игр и т.д.
  • Отвечайте на все вопросы ребенка, просите его вам что-то рассказать, обсуждайте все события и явления.

Итак, лучшим способом развития речи выступает живое общение.

Дорогие родители! Обучение грамоте, чтению и вообще начало школьного жизни - самый ответственный период в жизни вашего малыша.

И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки.

Я призываю вас проявлять истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с вашим ребёнком.

Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он каждый день чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя.

Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество: старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью! Вы тоже были маленькими, и тоже ничего не умели. Помогите ему развиться и реализоваться. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.

Дружите, уважайте и любите своих детей!

Если возникнут проблемы, не стесняйтесь, подходите, спрашивайте. Часы работы на двери кабинета, ну и для вас приготовлены специальные буклеты, памятки, которые вы можете забрать домой для совместных игр с ребенком.

Если у Вас возникнет необходимость проконсультироваться, я работаю с 9.00 до 15.00 с понедельника по пятницу.

Какие у Вас возникли вопросы? (Отвечает на вопросы).

Спасибо за внимание. До свидания.

Буценик Мария Григорьевна

Просмотр содержимого документа
««Слово логопеду на родительском собрании»»

Учитель-логопед МК ДОУ Тесинского детского сада

Буценик Мария Григорьевна

«Слово логопеду на родительском собрании»

Доклад на родительском собрании для родителей детей средней группы

«Развитие речи детей четвертого года жизни и его нарушения».

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни - освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов. Дети могут определять назначение предмета, функциональные действия с ними («мяч»- игрушка, с ней играют), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова(существительные с собирательным значением- мебель, одежда, обувь и т.д.). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказывания- описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной, совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Часто происходят нарушения в развитии, каких- либо компонентов речевой системы.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

Недостаточно развита интонационная выразительность: вопросительная и восклицательная;

Имеются недостатки в освоении грамматических правил (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа);

Иногда дети средней группы не понимают смысл «сложных» слов;

Плохо строят описание, повествование, нарушают структуру, последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания;

Имеются проблемы звукопроизношения.

    Для развития разговорной речи, больше общайтесь с ребенком. Во время прогулок нужно обращать внимание на различные объекты: машины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку зачем нужны эти здания, объекты. Наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями, обсуждайте с детьми увиденное- в общем обогащайте у детей словарный запас, запас знаний об окружающем его мире.

    Дома чаще читайте, беседуя о прочитанном. Можно попросить ребенка пересказать текст.

    Играйте с детьми в игры на развитие речи, например:

-«У кого кто?» (у утки - утенок, утята, много утят» и т.д.);

-«Кто чем питается» (кошка - молоком, корова - травой и т.д.);

-«Назовите разные слова, соответствующие предложенному объекту (собака - добрая, большая, старая и т.д.);

-«Назови ласково» (мяч- мячик, суп-супчик и т.д.);

-«Исправь ошибку» (лыжнику нужны санки…);

-«Из чего - какой» (из ситца - ситцевый, из льна- льняной и т.д.);

-«Пересчет различных предметов» (один автобус, два автобуса, четыре автобуса и т.д.)

5. не учите детей буквам и чтению, если у него нарушено произношение каких-либо звуков, так как ребенок обязательно свяжет неправильное произношение с буквой, а когда научится правильно произносить этот звук, то для этого звука уже не будет буквы, так как у ребенка условный рефлекс «звук-буква». То, что дети слышат в своей речи, такое неправильное произношение ассоциируется с буквой.

К тому же буквы, как правило, называются «неправильно» и дети их запоминают неправильно (М- Ме- ЭМ), (Б -Бе- Б) и т.д. Возникают проблемы при обучении чтению. Если решили ребенка научит читать, то буквы необходимо произносить как звуки (Б, В, Г, и т.д.), учить складывать в слоги, слова.

6.Очень важно развивать фонематический слух- это умение слышать звуки. С какого звука начинается слово, заканчивается, сколько звуков в слове.

Проблема, волнующая родителей - неправильное звукопроизношение.

В норме у детей 5 лет должны сформироваться почти все звуки, кроме Л, Р.

Неправильное звукопроизношение связано с недостатками в развитии артикуляционного аппарата.

Задача родителей: не ставить звуки, а помочь ребенку укрепить органы артикуляции, после чего звуки, скорее всего сами появятся, если нет серьезных нарушений. Если звуки не появятся, то их будет ставить логопед на специальных занятиях.

Доступные игры с детьми на укрепление мышц артикуляционного аппарата: «вылизывание» тарелок, облизывать губы, перед зеркалом «стройте рожицы», высовывайте язык, доставайте язычком до бороды, носа, «учитесь сплевывать бумажку», делайте звукоподражания: мычите, лайте, мяукайте и т.д. Заставляйте жевать твердые овощи, фрукты, мясо, сухари, корочки хлеба.

Игры на развитие дыхания: дуть на вертушку, пускать мыльные пузыри, дуть на кораблик, дуть в соломинку, на ватный шарик, играть на дудочке, губной гармошке. Учите набирать в рот воды, полоскать горло, надувать щеки, удерживать воздух во рту, перекатывать его с одной щеки в другую.

Дорогие коллеги- логопеды, буду надеяться, что кому-нибудь пригодится эта информация. Родители желают добра своим «чадам», а такие игры доступны, интересны детям и родителям - это полезно, весело, занимательно, все любят «корчить рожицы», посоветуйте к играм привлечь пап, бабушек, дедушек и т.д.

Желаю успехов и удачи во всем!!!

Сегодня мы будем говорить о речевом развитии наших первоклассников, о существующих проблемах и способах их решения. В начале своего выступления я расскажу вам, какой должна быть речь ребенка, готового к школьному обучению, что должен уметь первоклассник, имея нормальное речевое развитие.

  • чётко произносить все звуки речи;
  • определять место звука в слове (фонематический слух должен быть достаточно развит) (в начале, в середине, в конце);
  • произносить слова по слогам; (должно быть развито чувство ритма)
  • составлять предложения из 3-5 слов;
  • использовать обобщающие понятия; (медведь, лиса, волк – это животные)
  • составлять рассказ по картинке;
  • владеть процессами словообразования, словоизменения. (уметь образовывать слова при помощи суффиксов – дом – домик, барабан – барабанщик; приставок – бежал-прибежал; и.т.д., изменять слова по родам, числам и т.д.)

Плюс ко всему перечисленному, ребенок должен иметь в словарном запасе не менее 2000 слов.

В начале учебного года мною было проведено обследование состояния речи учащихся 1а и 1б классов. Результаты обследования показали, что у подавляющего большинства детей имеются речевые нарушения различного характера.

Из числа 47 учащихся 1-ых классов было выявлено 25 учеников с нарушением речи
ОНР III уровня 10 человек
ОНР IV уровня 3 человека
ФФН 11 человек
ЛГНР 1 человек

Данные результаты диагностики показывают, что у многих детей на начало обучения остаются несформированными все стороны речи: звукопроизношение, лексика, грамматический строй, а так же недостаточно развит фонематический слух. Стоит оговориться, что такая картина наблюдается не только в нашей школе. Проблема речевого развития актуальна для всех первоклассников нашей страны.

Звукопроизношение страдает почти у всех детей двух классов. Нарушены звуки разных групп, как соноров Р, Л, так и шипящих и даже свистящих, которые должны стоять у ребенка уже в 3-4 года. И если искажение или отсутствие звука Р не может помешать овладению учебного материала, то нарушение произношения остальных звуков является серьезным препятствием в усвоении школьной программы.

На формирование звукопроизношения негативно влияет несформированность фонематического слуха, что так же наблюдается у детей. Задания на определение места звука в слове у многих вызывали большие затруднения. Состояние лексико-грамматического строя речи детей так же вызывает тревогу. Словарный запас учащихся очень беден.

Дети пользуются в речи простыми предложениями, с трудом подбирают нужные слова, чтобы описать предметы, погоду, выразить свои чувства.
Не используют в потоке речи составные предлоги (из-за = от, из-под = из).
Допускают множественные ошибки в словоизменении (одно ведро – пять вёдр, одно ухо – пять ушов и т.д.),
Не умеют образовывать новые слова (кто вставляет стёкла – стёкольник, хвост волка чей хвост? Волкин).
Все эти речевые нарушения обязательно повлекут за собой новые проблемы – нарушение чтения и письма дислексию и дисграфию.

Слайд № 4 Определение дислексии и дисграфии

Слайды № 5, 6, 7, 8 Примеры проявления нарушений письма

Если вовремя не заметить этих ошибок и не попытаться их исправить, то дисграфия проявит себя уже в конце учебного года, а во 2-ом классе расцветет махровым цветом. Поэтому вам, родителям надо как можно внимательней вглядываться в прописи ваших учеников. Важно вовремя заметить дисграфические ошибки и приступить к устранению проблемы. В этом вам поможет памятка, которую вы можете взять после собрания, вместе с буклетом подборки игр для развития фонематического слуха.

Развитие дисграфии и дислексии можно предупредить.
Только совместными усилиями
учителя, логопеда, родителей
и самого ученика можно добиться
положительного результата.
На сегодняшний день из 25 учащихся первых классов 13 человек зачислены в логопункт, оставшиеся 12 будут зачисляться постепенно, на место выбывших детей.

Коррекционная работа на логопункте ведется по таким направлениям как:
Постановка, автоматизация, дифференциация проблемных звуков;
Развитие фонематических процессов
(фонематического слуха, представлений, восприятия);
Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи родителей:
1. Мотивировать ребенка на посещение коррекционных занятий
2. Выполнять вместе с ребенком задания, данные логопедом
3. Контролировать речь ребенка, исправлять речевые ошибки

Ошибки, которые говорят о нарушениях письменной речи

  1. Пропуски, вставки и перестановки букв:
    пака, палкта или пакла вместо палка.
  2. Замены и смешения букв, обозначающих похожие звуки:
    год – кот, почка – бочка;
  3. «Моторные» ошибки, связанные с движениями руки:
    *лишние элементы у букв (Ш с лишними «закорючками»);
    *недописанные буквы (нехватка «закорючек» у Ш, И или М);
    *«застревание», полный повтор предыдущей буквы: аарбуз вместо арбуз.
  4. Ошибки, связанные со зрительным восприятием.
    Чаще всего дети путают буквы, визуально похожие друг на друга,
    например прописные М – Т – Ш; И – Ш.

Благодарим за внимание

Автоматизация звуков

Артикуляционная гимнастика

Дисграфия

Дифференциация звуков

Доска объявлений

Графомоторика

Конспекты групповые

Конспекты индивидуальные

Литература по дефектологии

Логопедические тетради

Логопедический массаж

Мелкая моторика

Нарушение письма

Развитие речи

Работа с родителями

Советы родителям

Статьи логопедов

Сценарии детских праздников

Выступление на родительском собрании логопеда

Тема: «Взаимосвязь работы семьи и логопеда”

Материал подготовила: Курегешева Л.П., логопед

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на родительском собрании. Свое выступление хочу начать с вопросов: Что же такое логопедия? Кто такой логопед? Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

Логопед: Сегодня я познакомлю вас со следующими вопросами:

1. Структура логопедической работы.

2. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.

3. Результаты логопедической работы на данном этапе.
4. Вопросы родителей.

Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно:

– 4 дня в неделю логопедические занятия со всеми детьми;

Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся ежедневно.

Работа в логопедических группах делится на 3 периода:

Первый период с сентября по ноябрь месяц.

Второй период с декабря по март месяц.

Третий период – апрель, май.

Во втором периоде проводятся фронтальные (логопедические) занятия.
На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа по усвоению лексико-грамматических категорий. например, Лексическая тема «Осень золотая».

1.Обогащение словаря через дидактическую игру: «С какого дерева лист?» (Если у дуба лист дубовый, то у клена…, у рябины…, у березы…, у тополя…, у осины.

2. Повторение названий осенних месяцев.

Целью фронтальных логопедических занятий является:

– расширение и активизация словаря детей;
– отработка правильного употребления грамматических категорий, Таких, как:

(-изменение существительных по роду, числу, падежу;

Употребление глаголов в разных временах;

– согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже)

– обучение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

Отработка грамматических категорий проводится через игры: «ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК», «НАЗОВИ ЛАСКОВО», «ОДИН-МНОГО», «ПОСЧИТАЙ ПРЕДМЕТ» и другие.

Занятия по развитию связной речи включают:

– обучение детей пересказу;

Рассказыванию по картинке или серии картинок,

Отгадывание и заучивание загадок.

Игра с родителями «Назови ласково». Раздать карточки с предметами на лексическую тему « Одежда и обувь».

По сравнению с первым периодом, добавились занятия по звукопроизношению, на которых дети изучают звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).

На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке».

Логопед: Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе, в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по художественному творчеству и в продуктивной деятельности.

Игра с родителями. Я предлагаю вашему вниманию одну из пальчиковых игр: ладони прижаты друг к другу, затем делаем движения по тексту:

ž Надуваем быстро шарик.

ž Он становиться большой!

ž Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

ž Стал он тонкий и худой!

Логопед: Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Представляю вашему вниманию динамическую паузу по теме «Дикие животные наших лесов»:

Чтобы понять как сделать, Выступление на родительском собрании логопеда, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12»
Организационное родительское собрание

в подготовительной к школе группе
Подготовила: учитель-логопед Ионина Т.С.

факторов:
степени сложности дефекта (количество звуков, диагноз); индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; регулярности занятий; участия родителей в этой работе.
Речевое развитие в норме.

– за Машей
; он не заметит ошибки и в предложении:
«Чашка упала, потому

что разбилась»
. Поэтому на дом будет даваться много заданий, направленных на вырабатывание у детей умения правильно изменять слова по родам, числам и падежам и согласовывать их между собой.

Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок должен уметь безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п. Однако слоговая структура все еще может искажаться в 4- 5ти и более сложных словах с одним или двумя стечениями согласных (строительство, водопроводчик и т.п.). Дети определяют количество слогов в слове. Делят предложения на слова. Владеют навыками звукового анализа слов.
Состояние словарного запаса.

Словарь 3000 – 3500 слов
Дети подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова самостоятельно. Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии (дирижер, балерина, комбайнер и т.д.), названий спортсменов по видам спорта (бегун, пловчиха, конькобежец и т.д.) вызывает трудности. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные (соковыжималка, ледоход и т.д.), сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый, остромордая), притяжательные прилагательные (лисий, обезьяний и т.п.).
Состояние связной речи.
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего первоклассника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок. Дети умеют составлять рассказ по сюжетной картинке и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта. Пересказывают текст в логической последовательности. Я надеюсь на наше сотрудничество.

Чтобы понять как сделать, Выступление на родительском собрании логопеда, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Конспект выступления на родительском собрании логопеда: Добро пожаловать в дошкольный логопункт

Выступление на родительском собрании на тему: «Добро пожаловать в логопункт!»

Учитель-логопед Волгина С.В.

Цель:

Познакомить родителей с назначением логопункта.

Дать родителям понятие о методах обследования ребенка.

– Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу поговорить с Вами о развитии речи детей и о том, зачем ребенку нужен логопед и логопедические занятия. Ребенок не рождается со сложившейся речью . Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи. Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду! Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками. Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки . Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и развивает:

сл о варный запас;

фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);

грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);

связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).

Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.

Залогом успеха коррекционной работы являются :

медикаментозное лечение (по показаниям врача);

регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);

контроль за речью ребенка.

Много усилий требуется не только от логопеда, воспитателей, но и от Вас, уважаемые родители! Желаю вам и вашим детям успехов в предстоящей работе по овладению родным языком. Будем рады видеть Вас в нашей логопедической группе! В конце собрания родителям вручаются буклеты «Зачем ребенку нужен логопед и логопедические занятия?»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Для развития речи большое значение имеют сенсрорные игры , основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи. Все игры, способствующие развитию тактильного восприятия, необходимо проводить в несколько этапов, усложняя задания, и тем самым развивая возможности тактильного восприятия каждого ребенка. В своей работе я использую такие игры:

-«Волшебный мешочек» или «сказочный мешочек». В мешочках находятся животные. Сначала ребята вытаскивают и называют животных. Усложняя задачу, даю задание придумать и рассказать сказку или историю про животного. -«Волшебную коробочку». Отличная игра для развития тактильных ощущений и развития речи. Добиваюсь полных ответов в описании найденных предметов.

– «Палитра» более усложненный вариант сенсорной игры. Предназначен для индивидуальной работы с самопроверкой, на восприятие формы, нахождение частей целого. Некоторые ребята сначала с большим интересом берутся играть в «Палитру», но когда оказывается не все так просто и цветные фишки раскладывать нужно не так как хочется, а в определенном порядке. Тогда желание немного пропадает и тут важно не упустить момент. Обязательно иду на помощь.

Чтобы понять как сделать, Выступление на родительском собрании логопеда, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Родительское собрание в старшей группе. Как научить говорить ребенка правильно?

Родительское собрание в старшей группе.
Тема: «Как научить ребенка говорить правильно?»
Данное собрание проводится логопедом в сентябре, при зачислении детей на логопедический пункт. На собрании логопед в общих чертах знакомит родителей с основными направлениями работы по исправлению недостатков речевого развития. На дальнейших собраниях логопед более подробно останавливается на нарушениях каждого из компонентов речи и приемах работы по развитию артикуляции, словаря, грамматического строя речи и др. компонентов речи в домашних условиях. На первом собрании важно показать целостную картину структуры речи, взаимосвязь ее компонентов, дать понять родителям, что работа по исправлению речевых нарушений – это не одномоментное явление, а достаточно длительный, кропотливый, но интересный путь совместных занятий со своим ребенком. Собрание необходимо провести на позитивном уровне, внушая родителям чувство уверенности в преодолении проблем речевого развития. Собрание проходит с опорой на презентацию, подготовленную специально для данного мероприятия. Форма проведения данного собрания заинтересует не только логопедов дошкольных учреждений, но и всех педагогов, ищущих новые формы работы с родителями.

Цель: Создание мотивации у родителей к совместными занятиям с детьми по исправлению и развитию речи.
Задачи:
Познакомить родителей с основными компонентами речи;
Познакомить с приемами работы по исправлению и развитию компонентов речи, доступных родителям в домашних условиях;
Настроить родителей на сотрудничество в работе по исправлению недостатков речевого развития.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, доска магнитная (мольберт), лепестки ромашки из белой бумаги, изображения чайника. лошади, машины. мяч, варежка из наждачной бумаги, индивидуальные зеркала, картинные планы для описания предметов.

Выступление учителя-логопеда

на первом родительском собрании-лектории

для родителей первоклассников в школе.

В последнее время в общеобразовательной школе отмечается увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности. Раньше, проблема подготовки и адаптации детей к школе не стояла так актуально, как теперь. Переход из детского сада в школу для ребенка был светлым, радостным жизненным периодом. Казалось бы, в те годы развитию дошкольников не уделялось такого внимания, как сегодня. И родители не были так увлечены ранним развитием их способностей.

Но что же творится сейчас?

Ежегодный мониторинг состояния устной речи у первоклассников нашей школы с 2000г., проходящий в первом месяце учебного года, фиксирует рост речевых патологий.

Месяц назад, я, как всегда, готовясь к логопедическому обследованию в первых классах, предполагала и надеялась, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены еще в дошкольный период. Но я ошиблась, в этом году процент детей, имеющих нарушения устной речи составил 58%. Т.е. половина первоклассников нуждаются в логопедической помощи. И как вы понимаете, что один логопед в нашей школе не справится с таким количеством детей. Наверное, каждого, из здесь сидящих родителей, немного ужаснула такая ситуация.

И первый вопрос - что делать!? Единственный ответ- совместно решать речевые проблемы.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Но часто родители заменяют психологическое и речевое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки (даже когда у ребенка «каша во рту»).

Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого).

Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

В период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребенок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении.

Так, например, бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют ему овладеть многими грамматическими правилами.

В частности, ребенку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении грамматических правил.

Например, дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес», и «лиса», «горит», и «гора», «столица» и «сталь», и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов.

И корни всех этих трудностей нужно искать не в характере школьного обучения, а в несформированности речи ребенка в период его дошкольного развития.

Результатом недостаточной готовности ребенка к началу школьного обучения является возникновение у некоторых детей специфических ошибок письма, не связанных с грамматическими правилами (например, пропуски или замены букв на письме, неправильное начертание букв (дети часто путают буквы 3, Е, Ш, К, М, и т.п.).

Речевые нарушения нередко сочетаются с недостаточностью мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, счетных операций и т.д.

Любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре или досуге.

И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Итак, я вкратце перечислила последствия неполноценного развития речи.

Теперь, что касается развития основных психических функций:

Чтобы у ребенка успешно шла математика - надо развить логику, мышление, анализ;

-Рисование, черчение, геометрия требуют развития внимания, восприятия, пространственной ориентировки;

-Устные предметы - развитие памяти, внимания, речи, и всех остальных психических процессов.

Т.е. нет памяти (не может запомнить 5-7 слов, которые вы ему медленно продиктовали),

если ребенок не привык выполнять дело до конца и родители не требуют, чтобы он его закончил,

если ребенок не умеет сосредоточиться, постоянно отвлекается,

если не знает, где левая сторона, а где правый верхний угол, и т.д.

Отчего быть успешным в учении. Если не развиты самые необходимые функции?

И проблема не в том, что вы не знаете, как помочь ребенку, а в том, что вы этого не хотите. У нас как всегда, нет времени. Я вас прекрасно понимаю, но поддерживаю мнение, что лучше предупредить, чем потом долго - долго мучиться: исправлять, корректировать, сетовать: «Эх, надо было раньше заниматься, когда еще время позволяло, когда можно развить у ребенка и память, и внимание, и логику, и речь».

В своем выступлении я хотела, чтобы вы запомнили те упражнения, игры, которые помогут вашим детям.

Итак, приведу в пример только пару игр: 1. Называете любые несколько предметов, не торопясь, ребенок должен повторить их. Справился - называете на 1 предмет больше и т.д.

2. Чем отличаются картинки, найди сходство и различие (картинки найдете в любом детском журнале кроссвордов).

3. Показываете любые 2 предмета (можно в картинках), пусть найдет взаимосвязь. Чем связаны, что у них общего – этим развиваем восприятие, внимание и логику. Старайтесь сами спрашивать: «как ты думаешь, почему он такой, для чего ему это нужно». Это касается развития психических процессов (памяти, восприятия, внимания, т.д). Теперь перейдем, к основному вопросу.

Абсолютно всех родителей волнует вопрос освоения грамоты, письма, как предупредить ошибки по русскому языку и чтению.

Итак, чтобы ваши детишки не пришли ко мне во 2 классе с такими проблемами, я предлагаю обратить внимание на следующее.

1. Одна из первых задач, с которыми встречается ребенок, начинающий обучаться грамоте - это необходимость усвоения букв. Но что это значит «усвоить буквы»?

Обычно при слове «буква» в нашем сознании невольно всплывает непосредственно сам буквенный знак, его зрительный образ. Однако здесь важно понять, что процесс усвоения букв не сводится только к запоминанию буквенных знаков. Ведь каждый буквенный знак важен не сам по себе. Его назначение состоит в том, чтобы при его помощи обозначить вполне определенный звук речи.

Например, рукописная буква «Ша», изображаемая в виде трех «крючочков», обозначает только и исключительно звук [ Ш ], напоминающий собой шум листьев. Никакой другой произносимый или слышимый нами звук речи (например, [ Ж ]или [ С ]) с этим буквенным знаком связан быть не может.

Сказанное означает: для того, чтобы усвоить буквы, ребенок, прежде всего, должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом.

Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука с вполне определенным образом буквы.

И лишь после этой связи ребенок сможет без затруднений озвучивать каждый буквенный знак при чтении и легко подбирать нужную букву в процессе письма.

Следовательно, одной из необходимых предпосылок успешного обучения ребенка грамоте является развитие его слуховой функции. Сюда входят:

    развитие фонематического слуха;

    слуховая дифференциация звуков речи (подними руку, если
    услышишь звук «С», хлопни в ладоши, если услышишь звук «3»);

    а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов (какой
    первый звук в слове «МЯЧ» - звук МЬ, какой последний, а
    посередине?).

    и слоговая структура.

Многие из ваших детей не могут повторить сложные слова: милиционер, велосипед, аквариум, мотоциклист и т.д.

Надо также отметить, что в этом году есть дети с нарушением ритма - например, даю задание: «Подели слово на кусочки - слоги, или отхлопай» получается = КОР-ОВА, здесь же и пропуски гласных. Помогите детям. Поупражняйтесь. Сколько гласных, столько и слогов.

Я понимаю, что это задача учителя, но без помощи родителей путем домашних тренировок очень трудно ребенку это понять и закрепить надолго.

У некоторых детей возникают особые сложности в процессе усвоения ими начертаний букв. Т.е. вместо буквы «Е» пишут «З», или вместо «П» пишут «Т», добавляют, переворачивают, недописывают, зеркально отражают элементы.

Для того, чтобы ребенок мог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него должны быть достаточно хорошо сформированы зрительно-пространственные представления. А это значит, что ему должно быть доступно следующее:

Во-первых, он должен различать предметы и геометрические фигуры по их форме (круглый, овальный, и т.д.); по величине (большой, средний)

и владеть такими понятиями, как больше-меньше, динный-короткий, выше-ниже, шире-уже.

Уметь определять расположение предметов и геометрических фигур в пространстве по отношению друг к другу, т.е. понимать пространственные отношения между ними: высоко-низко, выше­-ниже, далеко-близко, впереди-сзади.

Ребенку, не владеющему такого рода представлениями, непонятны пояснения учителя об особенностях начертаний букв. Он вообще не видит разницы между предметами разной величины.

Без достаточно тонкого, дифференцированного зрительного восприятия,
зрительного анализа он неизбежно столкнется с большими трудностями в
процессе усвоения буквенных знаков.

Это пока сейчас трудностей нет, но когда дети начнут писать слова, предложения - они обязательно проявятся.

2. Чтобы ребенок получил реальную возможность овладеть письменной речью, у него еще должна быть хорошо развита устная речь.

Ведь в письменном виде мы можем (одни-лучше, другие-хуже) изложить только те свои мысли, которые в состоянии оформить при помощи устной речи. Поэтому, если устная речь ребенка бедна по своему содержанию из-за имеющегося у него малого запаса слов, если она оформлена грамматически неправильно, «коряво», то и хорошей письменной речи здесь просто неоткуда появиться.

С логопедической точки зрения под полноценной устной речью, которая может служить надежной базой для овладения письмом, понимается следующее:

1) Правильное произношение всех звуков речи. Теперь вы знаете, что половина ваших детей картавят, шепелявят и т.д. Что я предлагаю. Выберите, пожалуйста, время, когда вы сможете ко мне подойти вместе с ребенком. Для каждого из вас будут даны рекомендации по устранению дефектных звуков, а также по их автоматизации в речи.

Первоклассник (пока еще есть время) может научиться по подражанию. Покажите, как надо произносить и несколько раз.

Возможно, что ребенок в каких-то словах говорит определенный звук, в каких-то нет - здесь только ваш контроль за его речью. Идет процесс закрепления правильного произношения звука в повседневности.

Некоторые из вас думают, что ничего страшного нет, в том, что ребенок не выговаривает звук. Только тот поймет, кто сам когда-то имел или имеет такую проблему. Когда ребенок переставляет слова так, чтобы не было заметно произношение дефектного звука… А какую неловкость, стыд, смущение, обиду испытывает ребенок, когда вместо «лодка» произносит на весь класс «водка»... А ребенок растет, взрослеет, влюбляется, устраивается на работу. Всегда ли ему «ловко» за свою речь?

2) Обратите внимание на речевой режим в семье. В частности, на то,
что родителям необходимо как можно активнее способствовать
накоплению словарного запаса детей.

Находясь рядом с ребенком: разговаривайте с ним, постоянно обращайте внимание на окружающие предметы, рассказывайте об их происхождении, предназначении. Пусть ваше чадо не боится спрашивать о непонятных словах.

3) Для полноценного развития речи обязательно умение грамматически правильно оформлять предложения, то есть соединять отдельные слова между собой для выражения законченной мысли. Обращайте внимание на окончания,
согласования частей речи. Часто от детей слышим: «красивая солнце», «2
рота, 5 стулов, петухиный хвост и т.д.»

И напоследок, на что хотелось бы обратить ваше внимание, так это на моторику.

Мы заметили, что дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, (так называемая «дрожащая линия»), вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Также не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.

Доказано, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического, интеллектуального и, конечно же, речевого развития ребенка (а именно здесь, как будет развита пальчиковая моторика, так будет развита и артикуляционная - развиты пальчики хорошо = развиты и мышцы языка!).

В этом не единожды имели возможность убедиться наши учителя на собственном опыте, да и родители, имеющие старших детей: если ребенок в состоянии правильно и аккуратно воспроизвести графический материал (буквы и их элементы, цифры, линии), то он значительно успешнее овладевает учебной программой в целом, и наоборот, чем хуже развиты эти навыки, тем больше хлопот доставляет такой ребенок.

Может, некоторые заметили, первоклассник, с радостью поступивший в школу, через какое-то время жалуется на головные боли, боли в руке, шее при письме. Ребенок невнимателен, неусидчив, легко отвлекается.

Они связаны с тем, что у ребенка настолько повышается мышечный тонус, что возникают локальные мышечные зажимы. Часто ребенок пишет всей рукой от плеча до кисти, а не только пальцами, как надо. Это можно проверить, приложив руку на плечо, предплечье и шею: вы почувствуете, как они напряжены, сжаты.

Работа такой большой группы мышц вместо маленькой приводит к повышенным энергозатратам (попробуйте сами писать плечом вместе с кистью). Ребенок быстро устает и истощается.

Не успевает за темпами работы в классе, получает оценки хуже тех, на которые может рассчитывать, отсюда и грязь в тетрадях, описки, исправления, зачеркивания.

Однако многие будущие школьные проблемы можно предупредить, если мы сможем повлиять на двигательное развитие ребенка, научим расслабляться, снимем мышечные зажимы, разовьем мелкую моторику пальцев рук.

Во-1, если видите, что ребенок излишне старается, напряжен -подойдите, успокойте, погладьте, помассируйте его мышцы.

Приведу в пример несколько видов упражнений для развития тонкой моторики руки и (особенно важно для предупреждения нарушений чтения и письма) зрительно - двигательной координации:

    Срисовывание графических образцов (геометрических фигур или
    разнообразных узоров). Смотрите телевизор, нарисуйте парочку
    замысловатых узоров. А ребенку с интересом скажите: «А слабо
    тебе нарисовать такой же?!»

    Вырезание по контуру фигур из бумаги, даже и картинки,
    фотографии из старых журналов, газет. Главное, чтобы вырезание
    было плавное, без отрыва ножниц от бумаги.

    Раскрашивание и штриховка. Здесь просто надо купить готовые
    книжки-раскраски.

    Вы в школу купили пластилин, а дома он есть? Есть - прекрасно.

    Конструирование и работа с мозаикой. Огромное развивающее
    значение имеют пазлы.

    Выкладывание фигур из спичек. Проведите домашнее состязание:
    «У кого самый глубокий колодец?» Победителю - приз!

    Выполнение фигурок из пальцев. Попросите ребенка закрыть глаза.
    Вы из пальцев его левой руки сложите фигурку, попросите теперь
    ребенка сделать точно такую же фигурку только из пальцев правой
    руки.

    Освоение ремесел (вышивание, вязание, выпиливание, выжигание,
    плетение и т.д.)

Еще бы я посоветовала такое психогимнастическое упражнение. «Считалочка-бормоталочка». Это и развитие моторики, речи, ритма, темпа, внимания, памяти, последовательности, т.е все- все и очень полезно. Особенно, при закреплении поставленных звуков в речи.

Попросите ребенка выучить любую фразу, четверостишье: «Ехал Грека через реку». В первый раз он произносит вслух все 4 слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Ехал Грека через», а слово «реку» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух 2 слова «Ехал Грека», а слова «через реку» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. И т.д.

Получается: демонстрация родителям И с каждым разом добавляем больше предложений.

Дорогие родители! Обучение грамоте, чтению и вообще начало школьного жизни -самый ответственный период в жизни вашего малыша.

И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки.

Я призываю вас проявлять истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случаен не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с вашим учеником.

Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он каждый день чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя.

Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество: старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью! Вы тоже были маленькими, и тоже ничего не умели.

Помогите ему развиться и реализоваться. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.

Дружите, уважайте и любите своих детей!

Если возникнут проблемы, не стесняйтесь, подходите, спрашивайте. Часы работы на двери кабинета, ну и для вас приготовлены специальные буклеты, памятки, которые вы можете забрать домой для совместных игр с ребенком.

Литература:

1. Парамонова Л.Г. «Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребен­ка к школе». - СПб.: КАРО, Дельта, 2005. - 384 с : ил. - (Се­рия «Коррекционная педагогика»).

2. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48с.

3. Безруких М.М. «Ступеньки к школе: кн. для педагогов и родителей/ М.М. Безруких. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 254с

Похожие публикации